Развитие координации у детей старшего дошкольного возраста

Наблюдая за своим ребенком, время от времени замечаешь, что он иногда бывает неповоротливым, как плюшевый мишка. Я просто хочу сказать ему: «Ты как слон в посудной лавке». Некоторые несогласованности движений возникают не только у детей, но и у взрослых и могут выражаться в разной степени.

За согласованной деятельностью мышц тела стоит развитие координации у детей с раннего возраста.

Координация позволяет последовательно производить каждое движение, объединяя отдельные части движений в одно двигательное действие. Из этой статьи вы узнаете, как легко и эффективно играть с ребенком и развивать у детей координацию движений.

Давайте сначала выясним, какие органы отвечают за развитие координации у детей?

Развитие координации начинается в младенчестве и продолжается до тех пор, пока человеческий скелет не вырастет, то есть примерно к 16-18 годам.

Мозжечок

Особую роль играет развитие мозжечка, который начинает активно развиваться примерно через 6 месяцев после рождения, через год и 2-3 месяца развитие мозжечка ослабевает, а к 4,5 годам мозжечок развивается полностью.

Развитие мозжечка отражается на способностях малыша, в 6 месяцев ребенок начинает сидеть, в 8-9 лет начинает ползать, в 9-10 лет встает, в 11-12 месяцев делает первые шаги, и в полтора года ходит уверенно.

Развитие мозжечка в дошкольном учреждении переходит в новую стадию, в 3-4 года двигательные функции качественно улучшаются, появляется возможность выполнять новые задания, улучшается процесс обучения.

Вестибулярный аппарат

Влияет на развитие координации у детей и вестибулярного аппарата. Вестибулярный аппарат начинает свой рост, когда малыш оказывается в животе матери, а окончательное формирование вестибулярного аппарата происходит в 12-15 лет.

Вестибулярный аппарат – основа правильной ходьбы человека, развитие именно этого органа позволяет ребенку делать первые шаги, а нарушения вестибулярного аппарата приводят к «пьяной походке».

Как стимулировать развитие координации у детей?

Для упражнений, рассчитанных на развитие мозжечка, немаловажным фактором является новизна действий; сорт улучшит развитие этого органа.

Упражнения на развитие координации делятся на два типа: первый выполняется статически, второй – динамический.

Для каждого возраста выберите упражнения, доступные вашему ребенку. Ниже мы приводим базовые упражнения – вы можете сделать их сложнее или проще в зависимости от возраста и способностей вашего ребенка.

Для упражнений, рассчитанных на развитие мозжечка, немаловажным фактором является новизна действий; сорт улучшит развитие этого органа.

Упражнения на развитие координации делятся на два типа: первый выполняется статически, второй – динамический.

Для каждого возраста выберите упражнения, доступные вашему ребенку. Ниже мы приводим базовые упражнения – вы можете сделать их сложнее или проще в зависимости от возраста и способностей вашего ребенка.

Игры с затуханием:

Включите музыку и танцуйте с малышом, когда музыка гаснет, нужно застыть в той позе, в которой вы были. Это простая и увлекательная игра, усложняющая ее, увеличивая время замораживания».

Балансные игры:

Цапля. Встаньте на одну ногу, кто больше устоит? Что, если цапля тоже решила поймать лягушку?

Мартино. Стоя на одной ноге, поднять другую и отвести назад, за корпус, руки в стороны, согнуть корпус параллельно полу. Кто может планировать как ласточка дольше?

Йога. В практике йоги существует множество статических асан, вы можете позаимствовать более доступные и выполнять их вместе с ребенком.

Динамические игры

Игры с внезапной сменой действия или направления:

По вашей команде ребенок должен резко изменить направление гребка или начать выполнять другое движение. Вы сами можете быть проводником, и ребенок повторяется за вами.

Балансные игры:

Весы. Пройдите ровно по доске или палке, руками можете балансировать.

Граница. Гуляйте по бордюрам во дворе, отлично развивайте равновесие!

Ствол дерева. Сложный тротуар: ходите по бревну, лежащему на земле, поэтому вы можете усложнить это, подняв бревно выше, и самый сложный вариант – пройти по качающемуся бревну.

Фитбол. Упражнения на неустойчивой поверхности очень хорошо развивают координацию.

Лежа на фитболе, отпустите руки и ноги, стараясь не откатиться от мяча. Усложните задачу – лягте на фитбол спиной.

Батут. Прыжки на батуте также развивают динамическую координацию.

Колебание. Дети любят качаться на качелях, поверьте, это простое занятие пригодится!

Что отвечает за координацию движений?

Мозжечок отвечает за согласованную работу всех мышц нашего тела. Он состоит из червяка и двух полушарий. Червь отвечает за координацию движений, равновесие и концентрацию внимания. Полушария обрабатывают огромное количество информации от коры головного мозга. Они содержат более половины всех нервных клеток в организме, поэтому мозжечок – самая быстрая часть мозга. Скорость мозжечка определяет скорость всего мозга, поэтому развитие мозжечка улучшает остальные возможности.

Что еще почитать:  Спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста

Не менее важен вестибулярный аппарат, расположенный во внутреннем ухе. Он передает в мозг информацию о положении тела. Мозг обрабатывает эти данные и приказывает мышцам занять позицию.

Вестибулярный аппарат помогает ориентироваться в пространстве, балансировать и сохранять равновесие.

Как просто и эффективно развивать координацию у детей?

Секрет заключается в том, что координацию у детей можно развить только с помощью физических нагрузок, поэтому самое простое и эффективное – не ограничивать физическую активность своего ребенка, а всячески ее поощрять!

Организуйте дома спортивный уголок, водите ребенка в спортивное отделение, на танцы, в бассейн, на гимнастику или акробатику. Зимой – катание на лыжах и коньках, катание на санях – все это развивает координацию движений.

Увлекательные игры для трехлетних детей на развитие ловкости и координации движений.

Зачем развивать координацию движений?

Помимо координации движений, мозжечок отвечает за концентрацию внимания. Он также тесно связан с корой головного мозга и стимулирует ее активацию. Мозжечок особенно сильно влияет на области коры головного мозга, отвечающие за чтение и речь.

Поэтому, работая над координацией, вы развиваете у ребенка не только ловкость, равновесие и правильную осанку, но и память, языковой аппарат, способность анализировать и обрабатывать информацию.

Дети с хорошей координацией учатся говорить и читать быстрее, легче переходить от задания к задаче и проявляют развитое творческое мышление.

Игры на развитие координации

Колокольчик

◈ Вы заняты или не имеете ничего общего со своим ребенком?

◈ Повесьте веревку над дверью с привязанным колокольчиком. Младенец должен ползать взад и вперед, не ударяя в колокольчик. Если звонит колокольчик, ребенок проиграл.

◈ Также можно использовать две веревки с двумя бубенчиками, привязав концы к спинкам стульев. Расстояние между веревками должно быть не менее 50 см, попросите ребенка залезть между ними, стараясь не звонить в колокольчики.

Достань-ка

Привяжите к двери колокольчик, мяч или любую другую игрушку. Ребенок должен вскочить на ноги и схватить предмет. Дайте ему задание: постучите по игрушке 5 раз. Если тебе это удастся, ты выиграешь.

Попадай-ка

Игра учит поражать цель с большого расстояния.

Необходимый инвентарь: миска, шар или шишки, желуди.

Как мы играем: поставьте миску на пол. Предложите ребенку бросить туда мяч с расстояния 20-30 см. Если вы попали в нее, это означает, что вы опытны, вы выиграли. Можно кидать мячи, шишки и желуди.

◈ Для ее решения: во время прогулки нарисуйте круг на асфальте: ребенок должен бросить ему небольшой предмет, например мяч или камешек. Можно организовать соревнование: кто бросит в круг больше всего предметов, тот и победит!

Снежки

Игра учит поражать цель с расстояния и движущуюся цель

◈ Как играть: зимой на улице очень весело. Игра в снежки – полезное и веселое занятие для самых маленьких. Тот, кто попадет в цель больше всего, например на холме или стволе дерева, получит награду.

◈ Исправление: снежки можно было бросить в ведро или коробку.

Дорожка препятствий

◈ В случае дождя, когда вы не можете выйти на улицу, поиграйте в помещении – установите полосу препятствий. Например, ребенок должен прыгнуть со стула, пройти по «веревке» (веревка, лежащая на полу), залезть под веревку, прыгнуть на одной ноге на стул, где находится флаг, колокольчик, лента и т.д., и забрать вверх по этому пункту. Если ребенок преодолеет всю полосу препятствий и ни разу не потерпит неудачу, вручите ему приз! Он победитель!

◈ Полосу препятствий можно модифицировать и интегрировать: забрасывать мяч в корзину, катить мяч по трассе и т.д.

«Девочка на шаре»

◈ У многих дома есть большие мячи, на которых полезно тренироваться лежа на спине животом вниз; перекатывайтесь, отталкиваясь руками от земли; сядь и ляг. Работайте с ребенком над созданием интересных и полезных упражнений. Предлагаем перевоплотиться в артиста цирка: гибкую гимнастку. И вы увидите, на какие чудеса способен ваш малыш.

Рыболов

◈ Помните игру, в которой вам нужно поймать рыбу удочкой с магнитом? Главное, чтобы у вас был магнит на веревочке, и вы легко могли сделать рыбу самостоятельно (например, из пробок и гвоздик). Тот, кто поймал больше всего рыбы, является самым успешным рыбаком.

Что еще почитать:  Игра "Лошадки": цель, подготовка, проведение, результат и вариации подвижной забавы

Вышибалы

◈ В эту игру должны играть три человека. Два участника стоят на расстоянии друг от друга, третий – посередине. Игроки должны бросить мяч так, чтобы он коснулся участника, стоящего в центре. А его работа – уворачиваться в сторону. В эту игру можно играть во время прогулки, пикника, на пляже.

Мячик, мячик, ловко скачет

◈ Сколько забавных упражнений приходит в голову с мячом! Бросьте и получите; бросить в подвесную корзину; бросить мяч, хлопнуть в ладоши и поймать его; бегать и бить на ходу; вести мяч по нарисованной линии; обыграть его и посчитать количество ударов и т д. Такие игры отлично развивают ловкость и координацию движений.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У КОРПОРАТИВНЫХ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ

Ю.В. Беляева, воспитатель ГБОУ 1468 ДОУ 2580

В дошкольном детстве важны процессы становления личности ребенка, формирование его способностей, стойкий интерес к занятиям физкультурой и спортом, навыки здорового образа жизни и, на этой основе, создание прочной основы здоровья. Однако в настоящее время стали общепринятыми тревожные данные о системном ухудшении самочувствия, снижении уровня физической и двигательной подготовленности дошкольников. Статистика показала, что около 30-35% детей, посещающих дошкольное образование, имеют низкий уровень развития основных моторных навыков. Снижение уровня жизни населения и нестабильная экономическая ситуация значительно ухудшили условия для физического развития будущего поколения. В то же время анализ реальной практики в дошкольных образовательных учреждениях показывает, что требования к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья дошкольников постоянно повышаются [4].

Растет потребность, начиная с раннего возраста, воспитывать дошкольников с постоянным интересом, необходимостью регулярных физических упражнений, мотивацией к здоровому образу жизни (О. Н. Коган, В. И. Жолдак).

Поскольку современный ритм жизни требует от человека широкого спектра физических качеств, одним из важных физических качеств является координация движений.

Координация движений – это способность координировать движения разных частей тела, т.е отдельные элементы движения объединяются в единое двигательное действие, которое выполняется экономно, не напряженно, пластично, четко. Координационную тренировку дошкольников изучали В.И. Лях, Е.О. Садовский, Л.В. Харченко и др. они отметили, что дошкольный возраст характеризуется активным и неравномерным развитием координационных навыков, что связано с ростом ребенка и навыками координации движений формируется в возрасте 4-7 лет [3].

Часто дети выполняют упражнения без интереса и желания, поэтому для повышения уровня координационных навыков работа должна выполняться в интересной и увлекательной форме, а именно изучать координационные движения в комплексе художественной гимнастики [1].

Один из путей решения проблемы – целевое использование в процессе физического воспитания дошкольников традиционных методов и технологий оздоровления, адаптированных к особенностям возраста детей. Художественная гимнастика считается одной из самых эффективных, основным содержанием художественной гимнастики являются общеразвивающие упражнения на все части тела, выполняемые под музыку [2]. Способствует быстрому переходу организма от сна к бодрствованию, регулирует центральную нервную систему в рабочем ритме, подготавливает организм к предстоящей активной деятельности (Л.М. Семенова, Л.Ю. Ильина).

Целенаправленные упражнения в художественной гимнастике равномерно задействуют все группы мышц, регулируют и стимулируют деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем (Т.С. Лисицкая).

Однако некоторые методические особенности составления комплексов художественной гимнастики, в частности подбор музыкального сопровождения к ним, остаются открытыми до сих пор, возрастная динамика показателей физической подготовленности детей под влиянием художественной гимнастики изучена мало.

Развитие координации движений в процессе выполнения художественной гимнастики возможно при соблюдении следующих педагогических условий:

  • Включение комплексов художественной гимнастики в разные формы работы;
  • Владение педагогами упражнениями на развитие координации движений;
  • Проводить индивидуальную работу с дошкольниками старшего возраста в процессе художественной гимнастики.

Для проведения работы по развитию координации движений у детей старшего дошкольного возраста разработаны две серии художественной гимнастики, в том числе 39 типовых упражнений художественной гимнастики. Основным принципом подбора упражнений было постепенное усложнение, сначала координация рук, затем рук и ног, затем координация рук и ног в горизонтальной и вертикальной плоскостях, упражнения на поддержание равновесия.

Разработанные комплексы включены в такие формы работы, как: физическая культура (2 раза в неделю), утренняя зарядка (ежедневно), пробуждающая гимнастика (ежедневно), физкультура (1 раз в месяц). Также были созданы подвижные игры, направленные на развитие координации («Крестики-нолики», «Делай как я», «Море волнуется»).

Что еще почитать:  Подвижная музыкальная игра "Солнышко и дождик" для младшей группы

Основной формой обучения детей движению и развитию координации было физическое воспитание. В процессе экспериментальной работы выполнялись следующие виды занятий с использованием ритмико-музыкальных движений (сюжетные, обучающие, развивающие, музыкально-двигательные).

Художественная гимнастика выполнялась в работе с детьми. Мы начали тренировку с простейших упражнений на локальное воздействие. Это, в частности, движения суставов конечностей, движения головы, плеч, таза («Наклонить голову в стороны», «Наклонить голову вперед-назад», «Поднять плечи»).

Постепенно усложняя комплекс художественной гимнастики, мы приступили к разучиванию более сложных упражнений регионального воздействия. К ним относятся упражнения: «Шраги», «Спрячься и покажи», в которых задействованы движения различных суставов и частей тела. Дальнейшее усложнение комплекса художественной гимнастики заключалось в разработке упражнений (отжимания, выпады, махи ногами движениями рук и т.д.), Направленных на проработку мышц всего тела. Наконец, упражнения для одной или нескольких частей тела разучивались в сочетании с элементами танца, бега, прыжков. Частота комплексов меняется в зависимости от скорости их развития и интереса к ним со стороны детей.

Проведение занятий художественной гимнастикой имеет свои особенности. Занятия всегда начинались с небольшой дозировки нагрузки, упражнения в среднем темпе, с большей амплитудой. При выполнении физкультурных работ с использованием упражнений художественной гимнастики активные движения чередовались с ходьбой или движениями, успокаивающими дыхание, не перегружали детей бегом или прыжками, учитывали индивидуальные особенности детей.

Уделяем большое внимание индивидуальной работе. Так, в упражнении «Подъем стоп на носки» детям не удавалось поднять стопы на носки в сочетании с плавным движением рук. Работа велась в несколько этапов. Сначала детей учили перекатываться с пятки на носок, затем отрабатывали плавные движения руками перед собой. Впоследствии движения были связаны.

В гимнастику после дневного сна входило упражнение на координацию движений с музыкальным сопровождением, которое носило игровой характер и состояло из 3-6 имитационных упражнений. («Китти», «Бриз», «Лягушка»). Для музыкальных «взлетов» были отобраны преимущественно классические произведения (Э. Григ «Утро», П. Мориа «Голубая вода», К. Сен-Санс «Лебедь», И. С. Бах «Воздух»).

Утреннюю зарядку с детьми выполняли ежедневно по 10-12 минут.

В двигательной активности во время прогулки большое внимание уделялось развитию физических качеств и координации движений, равновесия, способности ориентироваться в пространстве. Ребятам были предложены задания по созданию движущегося изображения (например, «Прыжок со скакалкой»).

На занятиях физической культурой во время прогулки играли в подвижные игры без сюжета («Круг», «Прыжки на одной ноге»), чтобы развить координацию движений, мышцы ног и повысить активность.

Составляя музыкальное сопровождение для ансамбля художественной гимнастики, мы обращали внимание на стилистическое единство и общность музыкального содержания, мы не смешивали музыку разных направлений в один ансамбль.

Результатом работы стало свободное время для занятий физкультурой, которое проводилось днем ​​30 минут.

Проведена большая работа с педагогическим коллективом дошкольного учреждения. С целью расширения знаний о координации движений с педагогами педагоги провели беседу на тему «Развитие координации движений у детей старшего дошкольного возраста». Педагоги участвовали в организации мероприятий, подготовке оборудования и были активными участниками индивидуальной работы с детьми. В целях повышения профессионального уровня воспитателей проводились консультации-презентации с педагогами («Влияние художественной гимнастики на развитие детей старшего дошкольного возраста» и др.). Открытые и игровые упражнения, освоение методики игры. В рамках работы с детьми, а также расширения теоретического и практического опыта, проведены мастер-класс: «Подвижные игры и игровые упражнения на координацию движений для детей старшего дошкольного возраста», мастер-класс «Взаимосвязь художественной гимнастики и координации движений».

Для их выполнения была выбрана музыкальная библиотека, а для включения в минуты занятий физкультурой, утренней зарядкой, гимнастикой после сна составлен указатель карточек музыкальных ритмических движений.

Таким образом, организация занятий художественной гимнастикой улучшает не только мелкую моторику и умения, но и развивает координацию движений у дошкольников.

Литература:

  1. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей: Учебное пособие для учителей / Г.А. Колодницкий – М .: Гном-Пресс, 2000 – 64с.
  2. Кузьменко М.В. Влияние комплексов художественной гимнастики на физическую подготовленность дошкольников: автореф. Дис .. канд. Пед. Наука / М.В., Кузьменко – Малаховка, 2002 г. – 24 года.
  3. Михайлова С.Н. Развитие координации движений у детей 6-7 лет как основа повышения их физической подготовленности: автореф. Дис .. канд. Пед. Наука / С.Н. Михайлова – г. Ленинград 1990 – 26 лет.
  4. Фирилева Ю.Е. “СА-ФИ-ДАНЗА”. Танцевально-гимнастическая игра для детей / Ж.Е. Фирилев,. Г. Сайкина – Санкт-Петербург: Детство – Пресса, 2000 – 352с.
Далее >
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: