Задание 1.
Родителям рекомендуется:
— рассмотреть с ребенком натуральные ягоды и объяснить, что все это можно назвать одним словом «ягоды». При этом следует обратить внимание на характерные признаки: цвет, форму, вкус, по возможности показать и рассказать ребенку, как и где растут ягоды (в саду, в лесу, на дереве, на кусте, на земле, гроздьями, по одному);
— рассказать, показать и дать попробовать ребенку то, что готовят из ягод;
— дидактическая игра «Узнай ягоду на вкус»; в качестве экскурсии можно посетить с ребенком рынок и посмотреть, какие овощи, фрукты и ягоды там продают.
Задание
2. Отгадать загадку и выучить по выбору.
Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой. На солнце почернела я, и вот теперь я спелая. (Ягода)
В сенокос — горька, а в мороз — сладка. Что за ягодка? (Калина)
Две сестры летом зелены. К осени одна краснеет, другая — чернеет. (Красная и черная смородина)
На припеке у пеньков много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелек держит алый огонек. Разгибаем стебельки — собираем огоньки. (Земляника)
Задание 3.
Составить описательный рассказ о ягоде по следующему плану:
Что это?
Где растет?
Каков внешний вид (цвет, форма, размер)?
Какова на вкус?
Что из нее готовят?
Задание 4.
Дидактическая игра «Назови сок, назови варенье» (образование относительных прилагательных): сок из малины — малиновый; сок из вишни — …; варенье из малины — малиновое, варенье из вишни — ….
Задание
Дидактическая игра «Какая ягода лишняя? Почему?» (по картинкам).
Клубника, смородина, черника, вишня. (Черника – растет в лесу.)
Клюква, малина, клубника, брусника. (Малина – растет на кусте.)
Задание 6.
Вспомнить загадки об овощах, фруктах и ягодах.
Задание 7.
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам).
Овощи: картошка, лук, яблоко, помидор.
фрукты: лимон, огурец, банан, персик.
Ягоды: малина, клубника, ананас, черника.
Задание 8.
Дидактическая игра «Что растет в саду, а что в огороде?» Ребенок перечисляет известные ему овощи, фрукты, ягоды и рассказывает, где они произрастают.
Задание 9.
Дидактическая игра «Исправь ошибку».
Свекла растет на яблоне; груша растет на грядке; клубника растет на дереве; клюква растет на кусте: картошка растет на болоте.
Задание 10.
Ответить на вопросы.
Про какой овощ можно сказать «твердый»?
Про какой фрукт можно сказать «сочный»?
Про какую ягоду можно сказать «кислая»?
Задание 11.
Дидактическая игра «Подбери признак»: лимон (какой?) …; клубника (какая?) …; помидор (какой?) — ….
Задание 12.
Пересчитать предметы овощи, фрукты, ягоды (согласование существительных с порядковыми числительными, счет до пяти): первое яблоко, второе яблоко …; первый помидор, второй помидор …; первая картошка, вторая картошка … .
Задание 13.
Вырезать картинки с изображением ягод и вклеить их в альбом.
Тема: «Ягоды лесные и садовые. Несъедобные ягоды»
Цель: продолжение знакомства детей с названиями лесных и садовых ягод; формирование представлений об их пользе и возможном вреде, о том, что растения и плоды нельзя пробовать на вкус без разрешения взрослых.
Общение | Игровая Деятельность | |
Понедельник | Беседа «Какие бывают ягоды? » Цель: продолжать знакомить детей с названиями ягод; помочь запомнить их названия, научить различать ягоды по внешнему виду. |
Дидактическая игра (лото) «Ягоды» Цель: закреплять названия ягод; упражнять в подборе парной картинки; развивать внимание, желание оказывать помощь друг другу. |
Вторник | Беседа «Ягоды лесные и садовые» Цель: формировать представления детей о лесных и садовых ягодах; о пользе их для здоровья человека. |
Пальчиковая игра «За ягодами» (Н. Нищева) (разучивание) Цель: стимулировать речевое развитие ребенка; развивать мелкую моторику пальцев. Сюжетно-ролевая игра «Сварим компот» Цель: формировать познавательную деятельность; развивать воображение, умение соединять несколько действий. |
Среда | Беседа «Ягоды могут быть опасными» Цель: познакомить детей с некоторыми опасными растениями; убедить, что растения и плоды нельзя пробовать на вкус без разрешения взрослых. |
Дидактическая игра «Помоги матрешке» Цель: развивать умение соотносить предметы по цвету, форме; стимулировать употребление в речи слова «круглая», изменяя его в роде и числе. Сюжетно-ролевая игра «Мы научимся красиво стол к обеду накрывать» Цель: упражнять в умении сервировать стол, развивать сюжет игры, закреплять название чайной посуды; воспитывать желание помогать взрослым. Игры с водой «Вылавливание палочками из воды рыбок и мелких предметов» Цель: развитие координационных движений. |
Четверг | Проблемная ситуация «Почему Петя попал в больницу?» Цель: упражнять детей в умении решать сложившуюся ситуацию, делать умозаключения, отвечать на вопросы воспитателя |
Пальчиковая игра «Сок» Цель: развивать мелкую моторику рук. Сюжетно-ролевая игра «Угостим гостей» Цель: развивать способность принимать игровую задачу, вступать в игровые контакты, общаться друг с другом; формировать навыки культуры поведения за столом; закреплять представления детей о ягодах и фруктах |
Пятница | Итоговая беседа по теме недели (с рассматриванием альбома) Цель: закреплять знание названий! ягод; формировать представление об их пользе, о том, что перед употреблением ягоды надо мыть. |
Дидактическая игра «Найди пару» Цель: закрепить представления воспитанников о лесных ягодах; упражнять в способах словесного обозначения количества: «один», «два», «три». Игры с песком «Найди спрятанные в песке игрушки, предметы» Цель: поддерживать интерес детей к играм по нахождению и называнию предметов и игрушек, спрятанных в песке; продолжать знакомить со свойствами песка (сухой, мягкий, теплый, сыплется). |
Познавательная Практическая | Художественная | Элементарная трудовая |
Наблюдение за птицей (воробей) Цель: формировать умение отличать воробья от других птиц по характерным признакам (маленький, перышки серые); у воробья есть клюв, глаза, крылья, ноги. Развивать наблюдательность, воспитывать бережное отношение к живой природе | Изобразительная деятельность. Рисование «Ягодка за ягодкой (на кустиках)»(нетрадиционное) Цель: формировать интерес к рисованию (ватные палочки) гуашевыми красками, развивать воображение. Художественно-речевая деятельность. Чтение стихотворений Е. Трутневой «Черника», «Земляника» Цель: формировать умение слушать стихотворение, отвечать на вопросы по его содержанию. |
Труд в уголке природы. «Уход за комнатными растениями и обитателями живого уголка» Цель: привлечь детей к уходу за обитателями живого уголка и комнатными растениями (полив, рыхление почвы, мытье поддонов). |
Наблюдение за деревьями Цель: расширять представление о деревьях. Показать, чем отличаются лиственные деревья от хвойных. Обратить внимание на то, что на некоторых деревьях вместо цветочков, появились ягодки. Опыт «Язычок — помощник» Цель: продолжать знакомить со строением и значением языка, упражнять в определении и названии вкуса продуктов (ягод). |
Художественно-речевая деятельность. Чтение потешки Цель: помочь детям запомнить потешку, проговаривать ее не торопясь, выразительно. Изобразительная деятельность.Лепка «Вишенки на веточке» (из соленого теста) Цель: упражнять в отрывании кусочков теста; формировать умение раскатывать шарик и прикреплять к плоскости; развивать интерес к процессу лепки. |
Хозяйственно-бытовой труд. «Вынос игрушек на участок» Цель: вызвать желание помогать взрослым, выполнять простые поручения; воспитывать положительное отношение к труду. |
Наблюдение за муравьями Цель: формировать представление о неутомимых тружениках — муравьях (таскают в свой дом палочки, соломинки) Обследование корзинки Цель: формировать умение различать и называть существенные детали предмета, устанавливать связи между назначением предмета и его строением, материалом, из которого он изготовлен. |
Изобразительная деятельность. Конструирование «Сладкая ягодка» (из бумаги) Цель: продолжать знакомить с техникой сминания и разрывания бумаги; закрепить представления о свойствах бумаги; развивать навыки творческого конструирования. Музыкально-дидактическая игра « Что звучит? » Цель: продолжать знакомить детей с погремушкой, бубном, барабаном; развивать фонематический слух, создавать эмоциональный комфорт, хорошее настроение. |
Самообслуживание. «Штанишки одевайтесь, ножки обувайтесь» Цель: побуждать детей самостоятельно одеваться, обуваться, быть доброжелательными друг к другу |
Наблюдение за состоянием природы Цель: формировать представление о состоянии природы летом (тепло, много зеленой травки, цветов; летают бабочки, жуки; дети легко одеты и играют с песком и водой) Опыт с ягодами и их соком Цель: формировать умение получать сок из ягод, называть их цвет; помочь выяснить, что сок ягод плохо отмывается с одежды. |
Театрально-игровая деятельность. Игры: «Мишка косолапый», «Ой, ой, живот болит.» (на выразительность жестов и мимики) Цель: развивать творческое воображение; способствовать эмоциональному раскрепощению каждого ребенка; упражнять детей в последовательной передаче выразительных движений. Художественно-речевая деятельность. Чтение стихотворения Л. Корчагиной «Лето» Цель: формировать умение детей слушать стихотворение, отвечать на вопросы по его содержанию, выделять главную мысль стихотворения. |
Хозяйственно-бытовой труд.«Мытье игрушек» Цель: формировать умение аккуратно пользоваться водой, губкой; воспитывать желание помогать воспитателю |
Наблюдение за состоянием погоды Цель: формировать представление о состоянии природы летом (тепло, много зеленой травки, цветов; летают бабочки, жуки) | Изобразительная деятельность. Аппликация «Покормим птичек» Цель: заинтересовать детей новым способом аппликации — обрыванием; упражнять в освоении всей плоскости листа; вызвать эмоциональный отклик на интересное содержание деятельности. Художественно-речевая деятельность. Загадывание загадок о ягодах Цель: закрепить представления воспитанников олесных ягодах. |
Труд в природе Уход за растениями цветника Цель: формировать умение осуществлять элементарный уход за растениями цветника (полив, рыхление, прополка); воспитывать желание участвовать в уходе за растениями |
Я неделя
Тема: «Природный материал» (изготовление поделок из листьев)
Цель: формирование представлений о строении дерева, его частей; знакомство с корой деревьев; развитие наблюдательности, формирование умения замечать изящное строение и совершенство формы листьев.
Общение | Игровая Деятельность | |
Понедельник | Беседа «Деревья на участке» Цель: продолжать знакомить со строением дерева, упражнять в различении его частей; познакомить с корой деревьев. |
Дидактическая игра (лото) «Ягоды» Цель: закреплять названия ягод; упражнять в подборе парной картинки; развивать внимание, желание оказывать помощь друг другу. |
Вторник | Беседа «Дары природы» (с рассматриванием различного природного материала) Цель: расширить представление о многообразии природного мира; формировать умение находить сходство реального предмета с его изображением. |
Пальчиковая игра «Прогулка в лесок» (А. Никитина) (разучивание) Цель: развивать мелкую моторику рук. Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек» Цель: развивать активную речь детей; формировать умение задавать вопросы и отвечать на них; содействовать развитию игрового замысла; воспитывать культуру поведения в общественных местах |
Среда | Ритуал приветствия Цель: способствовать созданию радостного, эмоционального настроения у детей. Доброе утро, глазки! Вы проснулись? Доброе утро, щечки! Вы проснулись? Доброе утро ручки! Вы проснулись? Доброе утро у ножки! Вы проснулись? Доброе утро, солнышко |
Дидактическая игра «Чьи плоды?» Цель: формировать представление о том, что деревья вырастают из семян. Сюжетно-ролевая игра «Покатаем игрушки на машине» Цель: продолжать упражнять в выполнении действия в соответствии с ролью; развивать самостоятельную игровую деятельность детей; способствовать их объединению; воспитывать уважительное отношение друг к другу. |
Четверг | Этюд «Назови ласково» Цель: формировать у детей умение называть друг друга ласковыми именами; сформировать доброжелательное отношение друг к другу; расширить словарь. |
Дидактическая игра «Куда упал листочек? » Цель: развивать воображение, упражнять в правильном употреблении предлогов. Сюжетно-ролевая игра «Магазин посуды» Цель: формировать умение выполнять действия в соответствии с ролью; развивать самостоятельную игровую деятельность детей; способствовать объединению детей; воспитывать уважительное отношение друг к другу. |
Пятница | Беседа-разговор «У природы нет плохой погоды-» Цель: формировать представление о том, что в природе все меняется (идет дождь, дует ветер и т.д.); формировать умение отвечать на вопросы предложениями из двух-трех слов; развивать связную речь детей. |
Дидактическая игра «Волшебная дорожка анализаторов (глаз, ухо, нос, рука) » Цель: воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Игры с песком «Просеивание песка и обнаружение камней» Цель: закреплять игровые навыки с песком; продолжать знакомить с камнями, различными по форме и текстуре. |
Познавательная Практическая | Художественная | Элементарная трудовая |
Наблюдение за птицей (воробей) Цель: формировать умение отличать воробья от других птиц по характерным признакам (маленький, перышки серые); у воробья есть клюв, глаза, крылья, ноги. Развивать наблюдательность, воспитывать бережное отношение к живой природе | Изобразительная деятельность.Лепка «Красивый листик» Цель: обратить внимание детей на изящное строение и совершенство формы листьев. Познакомить с вдавливанием — приемом декоративного украшения вылепленных изделий. Художественно-речевая деятельность. Чтение стихотворений И. Токмаковой о деревьях Цель: помочь детям понять стихотворный текст и соотнести его с изображениемдеревьев на картинках |
Труд в уголке природы. «Уход за комнатными растениями и обитателями живого уголка» Цель: привлечь детей к уходу за обитателями живого уголка и комнатными растениями (полив, рыхление почвы, мытье поддонов). |
Наблюдение за деревьями Цель: расширять представление о деревьях. Показать, чем отличаются лиственные деревья от хвойных. Обратить внимание на то, что на некоторых деревьях вместо цветочков, появились ягодки. Опыт «Язычок — помощник» Цель: продолжать знакомить со строением и значением языка, упражнять в определении и названии вкуса продуктов (ягод). |
Изобразительная деятельность. Рисование «Наше дерево» (коллективное) Цель: упражнять детей в создании изображения, используя нетрадиционные техники рисования (ладошками). |
Хозяйственно-бытовой труд. «Мытье игрушек» Цель: формировать навык пользования губкой, мылом и водой аккуратно, без разбрызгивания; привлекать к оказанию посильной помощи воспитателю; воспитывать аккуратность, желание выполнять поручения. |
Наблюдение за грузовым транспортом Цель: упражнять в различении грузового транспорта по внешнему виду Обследование листьев Цель: формировать представление о строении листьев, умение замечать некоторые особенности внешнего вида растений в разные сезоны. Дать возможность детям понаблюдать, что потом происходит с листочком, который сорван. |
Аппликация «Дерево» (из природного материала) Цель: развивать способность выкладывать дерево из частей, используя природный материал; развивать воображение, фантазию. Музыкальная деятельность. Прослушивание детских песен в записи Цель: приобщать детей к музыке; развивать слуховое восприятие; побуждать повторять слова песни; выполнять танцевальные движения, развивать музыкальный слух и эстетический вкус. |
Самообслуживание. «Моем, моем ладушки» Цель: приучать детей, перед тем как мыть руки, засучивать рукава, мыть лицо, не разбрызгивая воду |
Наблюдение за травой Цель: развивать у детей представления о том, что растениями для роста нужны вода и тепло | Театрально –игровая деятельность. Игра на подражание Цель: формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (имитировать характерные движения сказочных персонажей); развивать творческие способности. Художественно-речевая деятельность. Чтение стихотворения С. Маршака «Июль» Цель: продолжать формировать умение воспринимать произведения художественной литературы. |
Хозяйственно-бытовой труд. «Уборка участка» Цель: формировать умение и желание выполнять поручения (собирать веточки, листья); замечать результат своего труда. |
Наблюдение за бабочками Цель: формировать представление об особенностях бабочек (летают, складывают крылышки, садятся на цветок, ползают по нему) Обследование предметов «Тонет-плавает» «Бросание в воду различных предметов» Цель: формировать понятие о плавающих и тонущих предметах, подвести к пониманию того, что легкие предметы плавают, а тяжелые — тонут. | Изобразительная деятельность. Конструирование «Гаражи для машин» (на основе природного и бросового материала) Цель: развивать творчество; упражнять в использовании разнообразного природного и бросового материала для строительства гаража. Художественно-речевая деятельность. Чтение стихотворения А. Бродского «Солнечные зайчики» Цель: создать положительный эмоциональный настрой, поддерживать интерес к художественному слову. |
Труд в природе Сгребание в кучи сухих опавших листьев Цель: приучать работать в коллективе, оказывать помощь взрослым |