«Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста»

Роль дидактических игр в воспитании и обучении дошкольников

Развивающие игры – одно из средств воспитания и обучения дошкольников. Н.К. Крупская: «Игра для них – учеба, игра – работа, игра – серьезная форма обучения. Игра для дошкольника – это способ познакомиться с окружающей средой. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материалов, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения и животных».

В игре ребенок развивается физически, учится преодолевать трудности. Он способствует сообразительности, находчивости, инициативе. Н.К. Крупская отмечает, что знания можно получить не только сидя перед книгой, но и через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя.

В теории и практике дошкольного образования существует следующая классификация дидактических игр:

  • с игрушками и предметами
  • настольный печатный
  • словесный

В детском саду в каждой возрастной группе должны быть разнообразные развивающие игры. Необходимость выбора разнообразных игр не означает, что их нужно иметь в большом количестве. Обилие развивающих игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет хорошо усвоить дидактическое содержание и правила.

При выборе игр дети иногда сталкиваются с слишком легкими или, наоборот, чрезмерно сложными задачами. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть, и наоборот – слишком простые дидактические задания не возбуждают их умственную деятельность. Приходится постепенно вводить новые игры. Они должны быть доступными для детей и в то же время требовать определенных усилий, способствовать их развитию и самоорганизации.

Характеристики дидактических игр заключаются в следующем. Которые созданы взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако созданные в образовательных целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх в основном привлекает игровая ситуация, и во время игры он незаметно сам решает дидактическую задачу.

Каждая обучающая игра включает в себя несколько элементов:

  • дидактическое задание
  • содержание
  • нормативные документы
  • игровые действия

Основным элементом дидактической игры является дидактическое задание. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение. Дидактические задания бывают разные: это может быть знакомство с окружающей средой, развитие языка, связанное с закреплением элементарных математических понятий.

Содержание дидактических игр – это окружающая действительность (природа, люди, их отношения, повседневная жизнь, работа, общественные мероприятия и т.д.)

Правила играют важную роль в дидактической игре. Они определяют, что и как должен делать каждый ребенок в игре, указывают путь к цели. Правила помогают развить способность останавливаться у детей (особенно в молодом возрасте). Они учат детей умению сдерживать себя, контролировать свое поведение.

Действие играет важную роль в дидактических играх. Игровое действие – это проявление активности детей с целью игры: катать различные шарики, собирать матрешки, угадывать предметы по описанию и т.д. Игровое действие стимулирует активность детей, заставляет их чувствовать себя довольными детьми. Дидактическая задача, прикрытая игровой формой, решается ребенком с большим успехом, так как его внимание в основном направлено на развитие игрового действия и выполнение правил игры. Без его ведома, без особого напряжения, во время игры он выполняет дидактическое задание.

Что еще почитать:  Дидактическая игра «Угадай вид спорта». презентация по физкультуре

В каждой дидактической игре дидактические задания, игровые действия и правила игры взаимосвязаны.

Дидактические игры способствуют формированию у детей умственных качеств: внимания, памяти, наблюдательности, интеллекта. Они учат детей применять полученные знания в различных игровых условиях, активируют различные мыслительные процессы и приносят детям эмоциональную радость. Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В нем ребенок проявляет чуткое отношение к партнеру, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д. Поэтому дидактическая игра – прекрасное средство воспитания коллективизма.

Дидактические игры также способствуют художественному воспитанию: совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческого воображения, яркой и искренней передаче образа. Многие дидактические игры приводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщающие понятия (чайная комната, столовая, кухонная утварь, мебель, одежда и т.д.)

Дидактические игры – незаменимое средство обучения детей преодолению различных трудностей в умственной и нравственной деятельности. Эти игры открывают широкие возможности и оказывают познавательное воздействие на дошкольников. Чем значительнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. И это дает педагогу возможность выстраивать отношения с детьми: способность чередоваться по правилам игры, учитывать пожелания участников игры и помогать однокурсникам, попавшим в затруднительное положение. В процессе игры есть возможность получить проявление инициативы со стороны каждого ребенка в достижении поставленной цели. Однако эти качества личности воспитываются в ребенке не одни, их нужно формировать постепенно и терпеливо.

В дидактических играх поведение ребенка, его действия, отношения с другими детьми регулируются правилами. Чтобы игра действительно служила образовательным целям, детям необходимо хорошо знать правила и точно их соблюдать. Воспитатель должен научить его. Особенно важно делать это с раннего возраста, затем постепенно дети учатся действовать по правилам и развивают навыки и поведение в дидактических играх.

Я работаю с детьми среднего возраста и хочу познакомить вас с некоторыми развивающими играми, которые я использую в своей работе с детьми.

Физическая культура:

«Попади в корзину» (13) *, «Собери цветок» (13), «Сбей дубинку» (13), «Брось – поймай» (13), «Ловушки» (13), «Беги к дереву». »(2),« Воробьи и машина »(2),« Карусель »(2).

(13) * – Номер источника в общем списке литературы.

(*) – д / э куплено в торговой сети.

Сенсорное образование:

«Цветной волчок» (9), «Орнамент» (9), Водный краситель «(9)», «Три воздушных шара» (9) »,« Назовите цвет »(9)», «Радуга» (9).

Развитие речи:

«Где мы были, не скажем, но что мы сделали, покажем» (2), «Мыши» (2), «Кто живет в доме?» (2), «Гуси – гуси» (2), «Бывает или нет» (2), «Зеркало» (2), «Буханка» (2), «Кролик» (2), «В какое время года» (2), «Узнай по описанию» (2), «И что потом» (2), «Когда это произойдет?» (2), «Выберите слово» (3), «Выберите рифму» (3), «Угадайте, мы угадаем» (4), «Эхо» (10), «Двигатель» (10), «Скажи что вы слышите »(10),« Будь осторожен »(10),« Любимые сказки »(*),« Сказки» (*)

Что еще почитать:  Дидактическая познавательно-развивающая игра «Природа и человек»

Ребенок и окружающий мир:

«Путаница» (5), «Найди пару» (5), «Лот» (5), «Найди предметы» (5), «Не ошибись!» (5), «Парные изображения» (2), «Кто чем занимается» (2),

«Охотник и пастырь» (2), «Что такое уж много?» (2), «Где его купить?» (2),

“Из чего это сделано?” (2), «Найди то же самое» (2), «Узнай, что изменилось» (2), «Кто будет собирать быстрее? (2) »,« Кто, где вы работаете? «(3),« Кто, где он живет? »(2),« Чей дом »(*),« Чье дитя »(*),« Садовник »(*),« Если в саду »(*) , «Мир растений» (*).

Формирование элементарных математических понятий:

«Объект и форма» (1), «Развернуть до формы» (1), «Найти такой же, но другого цвета» (1), «Найти еще одну фигуру» (1), «Назовите то, что скрыто» (1)), «Домино фигур» (1), «Цвета» (*), «Цифры» (*).

Строительство:

«Дизайн и сборка» (8), «Выбрать формы» (8), «Собирать детали» (8), «Найти детали» (8), «Ковер» (8), «Строительство» (8), «Собирать детали» ” (восемь).

Нравственное и трудовое воспитание:

“Угадай, что я делаю?” (9), «Что приходит первым, что потом?» (9), «Назовите свою профессию» (9), «Кто без нее не может?» (девять)

Художественно-эстетическое воспитание:

“Узнай, во что я играю?” (6), «Веселые игрушки» (6), «Веселая петрушка» (6), «Расставить орнамент» (7), «Партия» (7), «Собрать по цвету» (7), «Вершины – корни» (7).

Библиография:

1.Арапова – Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических понятий в детском саду. -М .: Мозаика – Синтез, 2006. 2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателей детского сада, 2-е изд. М .: «Просвещение», 1991 3. Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности». Система работы в центральной группе детского сада – М .: Мозаика – Синтез, 2009. 4. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981.5 Дымина О.В. Игровые технологии для приобщения дошкольников к объективному миру. Практико-ориентированная монография. –М .: Педагогическое общество России, 2007. 6. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – М .: Мозаика – Синтез, 2005.7 Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М .: Педагогическое общество России, 1999 8. Куцакова Л.В. Уроки конструирования строительных материалов в средней группе детского сада. Конспект урока, – М .: Мозаика – Синтез, 2006. 9. Куцакова Л.В. Нравственное и трудовое воспитание в детском саду. – М .: Мозаика – Синтез, 2007.10 Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. – М .: Мозаика – Синтез, 2005.11. Смоленцева А.А. Дидактические тематические игры с математическим содержанием – М .: Просвещение, 1987. 12. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982.13 Степанкова Е.Я. Физкультура в детском саду. –М .: Mosaico – Synthesis, 2005. 14. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск, 1976. 15. Игры и упражнения для развития умственных способностей у дошкольников / Л.А. Венгер и др., составители Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М .: Просвещение, 1989. 16. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет / Л.А. Венгер и др., сод ред. Л.А. Венгера. – М .: Просвещение, 1988.

Что еще почитать:  Дидактическая игра «Одень кукол в национальный костюм» для детей старшего дошкольного возраста

Самодельные ДИ для дошкольников разного возраста

Воспитатели детских садов, мамы и папы дома могут сделать для воспитанника очень многое. Игры для развития языка в средней группе своими руками – не исключение.

«Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста»

Самодельная игра

Цель урока – сделать ребенка творческим, способным фантазировать, придумывать, объяснять идеи. Кроме того, самодельные идентификаторы для дошкольников помогают формировать навыки и различные знания о планете и окружающей среде. Также они помогают:

  • улучшить свою способность к последовательной и последовательной презентации;
  • расширить словарный запас;
  • развивать процесс мышления, памяти, внимания;
  • адаптироваться социально.

Игры хорошо влияют на моторику и тактильное восприятие.

Создание дидактических игр самостоятельно

Игры можно делать самостоятельно дома с ребенком. Самоделка для дошкольников своими руками может быть связана, например, с различными необычными поделками. В украшениях используются разные материалы, которые ребенок сделает сам:

  • цветные пуговицы;
  • мелкие камни;
  • трубы разной длины;
  • бусы;
  • ракушки;
  • шишки;
  • счетные палочки;
  • картофель-фри;
  • шнурки;
  • провод.

Глядя на самостоятельно подготовленный материал, ребенок выберет его нить на нитку, изготовит различные украшения. Такие игры развивают ловкость и силу рук, мелкую моторику, координацию и креативность. Можно заниматься музыкой и готовиться к новогодним праздникам. Сегодня в продаже много моделей, поделок для детей младшего и старшего возраста.

ДИ для дошкольников

IC занимает около 10-20 минут. Важно, чтобы в этот период умственная работа участников не снижалась, детям было интересно.

Важно! Безопасность должна быть создана. Это особенно важно на групповых мероприятиях.

Нельзя позволять ребенку заниматься решением проблемы, пока другие ничего не делают. Иная ситуация наблюдается, если всем участникам ставится одно и то же задание: они должны внимательно видеть и запоминать, где на столе находятся игрушки, затем учитель закрывает предметы или предлагает участникам закрыть глаза и запутать предметы. Игроки должны заметить изменение.

«Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста»

Кооперативные игры

Особенности и отличия

Разные возрастные группы должны проводиться с отличительными особенностями. В детских яслях после первого года жизни воспитатель сам объясняет правила, участвует, ощупывает предмет, дает описание рисунка из каталога карточек. С детьми младшего возраста легко играть, можно:

  • раскатайте цветные шарики в кружочки;
  • расставляйте и собирайте матрешек, пирамидок;
  • по голосу различать, кого он назвал «кроликом»;
  • достать вещи из «волшебного мешка».

Довожу до вашего сведения! Ребенка не интересует исход игры, его привлекает само действие: пинать, снимать, переносить.

Уроки рисования в старших группах детского сада на тему «Весна»

У дошкольников старшего возраста игровые действия должны устанавливать самые сложные отношения между игроками. Игра обычно предполагает отыгрывание определенной роли. Здесь требуется абсолютная независимость.

Старшая группа DI (в основном для взрослых учеников) предполагает соревновательный процесс: тот, кто быстрее берет пару, выкрикивает слово, противоположное тому, что сказал учитель, угадывает, что подходит для той или иной профессии.

Важно! Необходимо проследить соревновательные элементы: кто-то победит, а кто-то в следующий раз будет в центре внимания.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector