Дидактическая игра своими руками
Развивающие игры для самых маленьких:
- «Покормить колобка». Цель – развитие у детей мелкой моторики. Описание: Вам понадобятся два небольших пластиковых контейнера, один из которых должен быть круглым. На крышку приклеиваем забавную мордочку (колобок), на месте рта проделываем дырочку, во вторую банку кладем фасоль. Задача ребенка – накормить колобка, т.е положить фасоль в банку с чашкой.
- “гвоздики и каучук”. Цель – тренировка мелкой моторики, зрительного, хроматического и пространственного восприятия, изучение геометрических форм. Описание: Вырежьте из фанеры квадрат нужного размера, раскрасьте его, закрепите гвозди духовенства на равном расстоянии по всему пространству, задача ребенка – создавать различные геометрические формы, простые предметы (например ель) с помощью резиновой скамейки полосы).
Занятия с детьми средней группы:
- «Коробка ощущений». Цель – развитие моторики, воображения, умения идентифицировать предмет по его форме. Описание: Возьмите обувную коробку, проделайте в крышке два отверстия и пришейте к ней тканевые рукава, положите в коробку различные предметы и накройте крышкой. Задача детей – засунуть руки в рукава, найти предмет, отгадать и описать.
- «Музыкальные сладости». Цель – развитие слухового внимания, памяти, мышления. Описание: Вставьте в яйца различные предметы из-под добрейшего сюрприза: бусинки, крупы, скрепки, выстелите заготовки тряпочкой в виде конфет (у каждого звука должна быть пара). Детская задача – найти одинаковые пары конфет.
Игры для старших дошкольников:
- «Мир флоры и фауны». Цель – развить умение наблюдать, анализировать, обобщать, прививать любовь к живой природе, уважительное отношение к ней. Описание: вырезать представителей флоры и фауны, приклеить картон. Детское задание – рассмотреть открытку с животным или растением, описать ее, выделить основные черты и т.д.
- «Мозаика». Цель – развитие внимания, логического мышления, цветового восприятия. Описание: Подготовьте из цветной бумаги различные геометрические фигуры, кроме круга. Задача детей – составить из этих фигурок мозаику таким образом, чтобы одни и те же цвета не соприкасались.
Дидактические игры позволяют развивать все важные процессы: речь, внимание, мысль, воображение. Такие занятия полезны не только детям 2-3 лет, но и средним и пожилым группам. Разнообразие игр позволяет учителю выбрать ту, которая будет направлена на развитие каждого ребенка.
Дидактические игры: понятие и виды
Обучающая игра – это вид образовательной деятельности, организованной в игровой форме. Классы реализуют принципы игрового и активного обучения, подчиняются ряду определенных правил, имеют строгую структуру и систему инструментов контроля и оценки.
Дидактические игры для детей 2-3 лет: как развить ребенка.
Рассматриваемые игры, а также подвижные, музыкальные, созданы взрослыми (воспитателем, родителем) и предлагаются в готовом виде. Сначала дети осваивают игру с помощью ее разработчиков, изучают правила, нормы действий и со временем, усвоив необходимый контент, начинают играть в нее самостоятельно.
Такие классы являются одними из основных в дошкольных образовательных организациях, поэтому используются воспитателями на всех этапах развития детей: первая младшая группа (2-3 года), вторая младшая группа (3-4 года), средняя – 4 года. -5 лет, старшему – 5-6 лет, подготовительному – 6-7 лет.
Правильно организованные дидактические игры развивают:
- умственные и познавательные способности: дети усваивают новую информацию, обобщают и закрепляют ее, расширяют свои знания о различных предметах, явлениях окружающей действительности, о растительном и животном мире. Развивается память, всевозможное внимание, наблюдательность, дети учатся выражать суждения и выводы;
- речь – в речевой деятельности пополняется и обновляется активный словарный запас;
- социальные и нравственные ценности – дети учатся взаимоотношениям между собой и взрослыми, между объектами живой и неживой природы, дети учатся сопереживать, уступать друг другу, быть справедливыми, внимательными по отношению к другим.
Обычно рассматриваемые игры делятся на 3 основные группы:
- Игры с предметами (игрушками) направлены на непосредственное восприятие вещи и действия с ней, поэтому ребенок знает характеристики этого предмета, его форму, цвет. Работая с разными игрушками, дети могут сравнивать их друг с другом, находить общие и разные. Этот вид деятельности позволяет организовать самостоятельную деятельность, развить умение занимать себя и не мешать другим в группе.
- Печатные настольные игры – направлены на знакомство с окружающей действительностью, флорой, фауной, явлениями живой и неживой природы. Подобные задания способствуют развитию языковых навыков, логики, внимания, учат моделировать жизненные ситуации, принимать решения, тренируют навыки самоконтроля.
- Игры в слова: развивайте мышление и язык дошкольников. В основе этих игр лежит слово, которое позволяет тренировать способность решать различные умственные задачи: описывать свойства и характеристики вещей или явлений, выделять их основные характеристики, сравнивать разные предметы (явления) между собой, угадывать их. Описание.
Развивающие игры для детей (2–3 года и старше) проводятся воспитателем или родителями, при этом они организуют занятие путем ознакомления с содержанием и правилами игры, ее ходом действий, посредством наглядного примера того, как играть. Игра заканчивается подведением итогов и анализом, который позволяет выявить индивидуальные особенности детей.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришел гость. Он спрятался под моим платком. Вероятно, он хочет, чтобы вы его узнали.
Неуклюжий, косолапый,
Когда он спит, он лапу сосет,
Ешь малину, люби мёд,
Он живет в берлоге.
Это кто?
Дети: Медведь.
Воспитатель: Правильно, у нас сегодня в гостях косолапый медведь. Передай привет медведю. (Дети приветствуют медведя; потрогать, погладить игрушку)
.
Воспитатель: какой медведь?
Дети: Крупные, мягкие.
Учитель: Где у медведя уши, лапы, хвост, спина, живот, нос, глаза?
(Дети показывают части игрушки)
.
Учитель: Как медведь рычит? Как он ходит?
Подвижная игра «Медведь – косолапость»
Цель: действовать согласно словам текста; имитируйте движения медведя; обогатить двигательный опыт детей.