Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего возраста на занятиях по лепке

Главная ›Ребенок до года› Развитие навыков

Автор статьи

Екатерина Ракитина Доктор Дитрих Бонхёффер Клиникум, Германия

Время чтения: 11 минут

Аа

Последнее обновление статьи: 30.03.2019

Маленький человечек познает окружающий мир с помощью простейших манипуляций. Он хочет все увидеть, потрогать и даже попробовать на вкус.

Развитие мелкой моторики – важный шаг в формировании личности, способной к творческому мышлению и простой в обучении.

Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего возраста на занятиях лепкой

Универсальные материалы для творчества

Лепку можно смело отнести к одному из видов изобразительного искусства, приносящего несомненную пользу в процессе взросления ребенка как личности.

Глина для лепки – это смесь натуральных продуктов: соли, муки и воды. Рецепт приготовления прост и не требует больших материальных затрат. Хорошо вымешанное тесто пластичное и приятное на ощупь, легко деформируется. Но на открытом воздухе затвердевает, становится хрупким. Хранить в холодильнике в полиэтиленовом пакете не более 4-5 дней.

Пластилин – это измельченный и очищенный глиняный порошок с добавлением воска, жира, вазелина, озокерита. Способен принимать любую форму, приятен на ощупь, поэтому малыши любят катать его в руках. Для увеличения мягкости рекомендуется согреть в ладонях.

Дети, выполняя различные поделки, учатся фантазировать, развивают интеллектуальные способности, начинают осознавать красоту и гармонию. Именно в это время закладываются чистота, настойчивость, трудолюбие и целеустремленность.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Пластилин как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников

1. Введение

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, мануальных навыков или, как их еще называют, мелкой моторики пальцев рук. Мелкая моторика начинает развиваться естественным образом с детства, а к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих участков мозга, развитие мелких мышц. Сначала ребенок учится хвататься за предмет, после чего появляются навыки переключения из одной руки в другую, позже ребенок, подрастая, учится держать ложку, карандаш. С возрастом моторика становится более разнообразной и сложной. Увеличивается доля действий, требующих согласованных движений обеих рук. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.П. Бехтерева и других показали выдающуюся роль движений моторно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и показали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является моторная. И. М. Сеченов в своих произведениях о.

Рассмотрим определения.

Двигательные навыки

– это вся сфера двигательных функций (то есть функций опорно-двигательного аппарата) организма, сочетающая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты.

Отличная моторика

это способность выполнять небольшие движения пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и скелетной систем. В.А. Сухомлинский писал, что «истоки детских способностей и талантов близки. Чем больше уверенность в движениях руки ребенка, чем тоньше взаимодействие руки с инструментом, тем сложнее движение, тем ярче творчество элемент детского разума. И чем больше у ребенка навыков в руке, тем умнее ребенок… ». Известные ученые, такие как Е.И. Аркин, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят тело и разум в гармоничное взаимодействие, поддерживают системы мозга в отличном состоянии, подтверждают связь мелкой моторики с развитием мозга. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность усвоения ребенком зрительных, конструктивных, рабочих и музыкальных навыков, овладения родным языком. Ребенок с этим уровнем достаточно высок, умеет логически рассуждать, имеет хорошо развитую память и внимание, связную речь. Одно из самых интересных занятий дошкольника – это зрительная деятельность. Совместите рисунок, лепку, аппликацию. Однако именно техника «пластилинографии» объединяет две области зрительной деятельности – рисование и лепку.

«Пластилинография»

от «почерк» – создавать, изобразить, «пластилин» – материал, с помощью которого осуществляется исполнение задумки. Это техника, принцип которой заключается в создании лепного рисунка пластилином на бумаге, картоне или другом, благодаря чему изображения получаются более или менее выпуклыми, объемными или полуобъемными на горизонтальной поверхности. «Пластилина» означает рисунок таким материалом, как пластилин, он мягкий, пластичный, имеет широкий спектр цветов, которые, как и краски, можно смешивать, наносить друг на друга, меняя оттенки цвета. Пластилин можно приклеивать, раскатывать, защипывать, стягивать, все эти приемы мы используем при лепке и такие же приемы нужны при работе с техникой пластилина. Основным инструментом в пластилине является рука, а точнее обе руки, поэтому уровень мастерства зависит от наличия собственных рук.

Рисуем пластилином

– выдающийся по своим способностям вид зрительной деятельности. Она позволяет ребенку освоить объем, сделать изображение рельефным, а при этом более выразительным и живым. Но, кроме того, это еще и способ дать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где необходимо размазать пластилином по плоскости, покрыть поверхность картона, стекла или пластика цветным фоном.

Что еще почитать:  Дидактическая игра по математике для дошкольников 3-6 лет

Таким образом, наука показала, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие руки, ручного труда или, как говорится, мелкой моторики. По мастерству детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития ЦНС и головного мозга, и раскрашивание пластилином в рамках производственной деятельности в дошкольном учреждении может стать необычным решением проблемы проблема развития мелкой моторики рук дошкольников.

2. Актуальность

Стандарт дошкольного образования, вступивший в силу в январе 2014 года, рекомендует учитывать индивидуальные особенности ребенка, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук, поддерживать инициативу и самостоятельность детей, умение детей выбирать материалы. В целевых нормативах ФГОС ДО указано, что ребенок в раннем возрасте должен уметь безопасно пользоваться такими предметами, как ложка, расческа, карандаш, и стремиться проявлять самостоятельность. Однако я заметил, что некоторые дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, неправильно держат карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, завязывать обувь, поэтому они чувствуют себя неспособными к элементарным действиям, доступным их сверстникам. Некоторым ребятам сложно выложить кусок пластилина, держать кисть в руке, поэтому они равнодушны к художественному творчеству: рисованию, лепке, заранее предполагая отрицательный результат своего труда – все это сказывается на эмоциональном самочувствии ребенок, его самооценка.

Поэтому считаю, что проблема развития мелкой моторики актуальна для мальчиков нашей группы. Выявлению проблемы способствовало создание серии уроков по пластилину, для развития мелкой моторики руки, интеллектуального развития дошкольников и развития речи. Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме позволило выдвинуть следующую гипотезу. Использование комплекса художественно-творческих занятий в пластилине способствует развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

В настоящее время с увеличением количества детей со слабо развитой речью, вниманием, памятью, нарушениями мышления проблема развития мелкой моторики рук должна считаться актуальной и востребованной.

3. Цель и задачи

Задача:

развитие мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста с использованием комплекса художественно-творческих занятий по пластилину.

Задания:

* Выявление возможностей пластилина как эффективного и экономичного средства развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

* Обучить детей основным приемам пластилина (надавливание, растягивание, выщипывание, надавливание).

* Учите дошкольников работать в определенном пространстве.

* Научите детей принимать задание, слушать и слушать речь учителя, действовать по образцу, затем по вербальному указанию.

* Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

* Мотивируйте участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.

* Развитие мелкой моторики, координации рук, измерения глаз.

* Развивать интерес к процессу и результатам работы.

* Создать условия в развитии предметно-пространственной среды группы для развития творческих способностей детей.

* Поддержка творческой инициативы дошкольников.

* Вовлекать родителей в совместную художественную и творческую деятельность и развивать информацию воспитательно-педагогического характера.

4. Развивающие занятия с детьми

Тесто для лепки

это отличный способ весело и с пользой провести время, а также эффективное средство развития мелкой моторики рук.

Этапы внедрения пластилинографии как средства развития мелкой моторики:

Фаза 1.

Знакомство с техникой пластилина

Экспертиза картин и иллюстраций, выполненных в этой технике

Фаза 2.

Обучить детей нетрадиционным приемам пластилинографии

3 этап.

Самостоятельная творческая деятельность детей

4 этап.

Отслеживание результатов, рефлексия (вернисаж, выставка, галерея)

Чтобы работа в технике пластилинографии была максимально эффективной, в первую очередь нужно заинтересовать детей, начинать работу нужно постепенно от простого к сложному.

В процессе обучения пластилину не стоит ставить детям очень сложные задачи, чтобы не напугать их. Очень важно укреплять их самооценку и вознаграждать даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, знаний, работы, игр и отдыха. Опыт совместной работы помогает наладить отношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.

Этап 1. Знакомство с техникой пластилина

Начинаю знакомить детей с пластилином в младшей группе и включаю художественную и творческую деятельность в учебный процесс, в свободное время в режимные периоды. На начальном этапе дети познакомились с техникой нетрадиционной пластилинографии. Ребята посмотрели картины и иллюстрации, выполненные в этой технике, узнали, какие материалы и инструменты нужны для создания пластилиновых картин, что нужно, чтобы пластилиновая роспись не теряла форму, какие бывают пластилиновые работы. Обсудили, что нужно для подготовки рабочего места, как сделать глину мягкой, готовой к работе. Вместе мы разобрали правила безопасности при работе с пластилином, с инструментами: батарейками, стержнями, тубами, крышками. Поговорили о том, чтобы навести порядок после работы. Играли с пластилином, знакомясь с техникой пластилина: щипали пальцами, давили на пластилин кончиком указательного пальца; Пластилин размазывают по поверхности основы от центра к краям контура. Их освоение поможет создать необходимые формы и придать фигурам соответствующее положение. Итак, приступаем к работе в технике пластилинографии.

Что еще почитать:  Мастер — класс «Многофункциональное развивающее панно для детей дошкольного возраста»

Этап 2. Обучение детей нетрадиционным техникам пластилинографии

На этапе обучения дети научились правильному расположению пальцев, пластилиновым приемам, научились работать в ограниченном пространстве, не выходить за контур рисунка.

Кроме того, мальчики освоили следующие приемы: намазывать пластилин, как если бы рисовать по рисунку, переливать один цвет в другой, комбинировать два цвета для получения нового цвета или оттенка. Для большей выразительности работы стали использовать натуральный материал и другие вспомогательные предметы – бусинки, стразы, зубочистки, бусинки, а также научились пользоваться ворсом – печатью. Следует отметить, что на этом этапе дети учились выполнять работу по образцу и действовать согласно словесным инструкциям учителя. Комплекс художественно-творческой деятельности по пластилинографии

Фаза 3. Самостоятельная творческая деятельность детей

Когда дети уже освоили технику пластилина, они самостоятельно выбирают рисунок по сложности и фактуре, подбирают необходимые цвета и доступные детям материалы для самостоятельного творчества в уголке изобразительной деятельности. Поддерживаю стремление, инициативу детей, не ограничиваю детей только задачей изображения отдельных предметов, придумывание сюжета своих работ доставляет детям удовольствие.

Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде группы

важно создать условия в развитии тематико-пространственной среды группы, чтобы самостоятельная учебная деятельность дошкольника возникала по инициативе детей, с интересом, с пользой и развитием мелкой моторики. Развитие предметно-пространственной среды группы предполагает наличие материала для самостоятельного изучения нетрадиционных пластилинографических приемов развития мелкой моторики руки.

Материал:

цветной пластилин, картон, стекло, пластиковая основа.

Натуральный материал:

клен, арбуз, тыква, семечки, крупы: фасоль, гречка, рис, перловая крупа, пшено.

Инструменты:

флис, палки; Можно использовать зубочистки, пасты для шариковых ручек, трубочки для коктейлей, формочки, крышки разных размеров.

Оборудование:

тканевые салфетки, доски для лепки, ряд дополнительных аксессуаров для творчества: глазки, бусинки, бусины, пайетки, кольца.

Демонстрационный материал:

образцы пластилиновых картин, поэтапные изображения, анимационные работы художников, выполненные пластилином.

Технические средства обучения:

проектор, экран, музыкальный центр.

Развитие предметно-пространственной среды выполняет ответственную функцию: побуждает детей к самостоятельности, развитию, формирует интерес, воображение, способствует трудолюбию, аккуратности, усидчивости в работе.

Этап 4. Отслеживание результатов, размышление

После завершения творческой работы мы организуем с ребятами группы выставки и вернисажи, где дети рассматривают свои работы, отмечают лучшие, подробно рассказывают о сюжете, какими методами они выполняли работу, какими инструментами и материалами использовали то, что использовали для украшения, отметив, что на этот раз вышло лучше, чем в прошлый раз.

Приглашаем на выставки детей и воспитателей из других коллективов, родителей; лучшие работы выставляем на сайте детского сада. На этом этапе я предлагаю детям ролевую игру «Художественная галерея», где мы с детьми разрабатываем плакат, приглашаем, готовим места для зрителей, распределяем роли, назначаем гида, кассира, администратора галереи и детей, как настоящие экскурсоводы, показывают творческие работы. В такой игровой форме дети научились выделять в своих работах главную идею и выделять второстепенные детали. Наблюдая за тем, как ребята охотно делятся впечатлениями, испытываю чувство удовлетворения и гордости за проделанную работу. Ребята научились не только правильно выполнять задание, но и следить за результатом.

5. Работа с родителями

Мир современных технологий значительно облегчил жизнь сегодняшним детям, если раньше развитие мелкой моторики во многом протекало естественно, детям приходилось застегивать пуговицы, застегивать шнурки – теперь есть молнии, липучки. Но не так давно родителям, а вместе с ними и детям приходилось делать больше руками: раскладывать крупы, стирать одежду, вязать, вышивать. Поэтому развитие мелкой моторики сегодня ложится на плечи современных учителей и родителей. Многие родители в нашей группе сообщают о задержке моторики своих детей и проявляют беспокойство. Но, к сожалению, большинство родителей задумываются о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой только до школы. Это превращается в вынужденную нагрузку на ребенка: помимо усвоения новой информации нужно еще держать в озорных пальцах карандаш. Поэтому очень важно в лице родителей обзавестись заинтересованными и понимающими партнерами. Чтобы заинтересовать родителей, я начала с раздаточных материалов воспитательно-педагогического характера в виде брошюр «Пластилинеография – это интересно, весело, полезно!» Устраивая беседы, консультации, я стараюсь показать, насколько важно своевременное развитие мелкой моторики руки. Когда я работаю с родителями, я использую самые разные формы работы.

Что еще почитать:  Учебно-методическое пособие «Кубики-говорушки» учебно-методический материал по развитию речи на тему

1. Индивидуальные консультации

2. Встреча с родителями

3. О плакате

4. Комната родителей

5. Раздаточные материалы (буклет)

6. Совместная творческая продуктивная работа родителей и детей

Поэтому родители стали чаще обращаться за советом по проблеме развития мелкой моторики детей, они стали проводить время, заниматься и играть вместе с детьми в развитии игр, рекомендованных педагогом. Придя в садик после выходных, дети рассказывают о совместных занятиях с родителями, приносят интересные работы в технике пластилина и с удовольствием их показывают.

6. Эффективность

Для контроля успеваемости детей в развитии мелкой моторики с использованием пластилина проводила педагогическую диагностику в начале и конце года, которая выявила положительные результаты работы. Результаты исследования показали положительную динамику развития мелкой моторики школьников по сравнению с предыдущими показателями.

7. Заключение

Целью моей работы было выявление возможностей использования комплекса художественно-творческих занятий в пластилине как средства развития мелкой моторики руки у младших дошкольников.

Считаю, что в результате проделанной работы следующее:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявлены особенности развития мелкой моторики рук у младших дошкольников.

2. Выбран комплекс художественно-творческой деятельности

3. Проведена диагностика развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

3. Подтверждены предполагаемые возможности пластилина как средства развития моторики детей младшего дошкольного возраста.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилином – способствует развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Дети освоили различные технологические приемы и приемы работы, у детей повысился интерес к работе с пластилином, проявляется усидчивость и желание успешно завершить творческую работу, формируется умение планировать работу, доводить начатую работу до конца. Детям предоставляется возможность самим решить, как будет оформлена их картина, им предоставляется возможность выбрать подходящий для них материал, соответствующий стандартам дошкольного образования.

Анализ проделанной работы

с детьми позволили сделать вывод, что пластилин – одно из эффективных средств развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Проспект

это видится в продолжении работы по развитию мелкой моторики рук с использованием пластилина и создании комплекса художественно-творческих занятий для детей старшего дошкольного возраста. Под эту тематику привлекает возможность разрабатывать коллективные лепные картины, создавать более сложные композиции в различных и сложных техниках, театры пластилина по мотивам семейных сказок.

Библиография

1. Веракса Н. В. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н.В. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М .: МОСАИКА СИНТЕЗ, 2010.-304 с.

2. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М .: Издательство «Скрипторий», 2007. – 96 с.

3. Давыдова Г.Н. «Дизайн для детей» Пластилинография., 2008. – 52 с.

4. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Флореальные узоры. 2007. – 72 с.

5. Иванова М. Слепить из пластилина. Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007. – 111 с.

6. Лебедева Е.Г. Простые поделки из бумаги и пластилина. Издательство: Ирис-пресс. 2008. – 178 с.

7. Новиковская О.А. Разум в ваших руках. – Издательство: Ast; Сова, 2006 г. – 94 с.

8. Орен Р. Пластилиновое моделирование: развиваем ручную моторику. Издательство «Махаон». 2010. – 96 с.

9. Румянцева Е.А. Простые поделки из пластилина. Серия: «Внимание: дети!» 2009. – 142 с.

10. Стародуб К.И., Ткаченко Т.Б. Пластилин. Издания Fenice. 2003. – 54 с.

11. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Лепка из пластилина. – Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2003. – 219 с.

12. Пластилиновые картины Чернова Е.В. Издатель: Fenice. 2006. – 48 с.

13. Шкитская И.О. Картины из пластилина. Издания Fenice. 2009. – 61 с.

Сложные композиции

На что следует обратить особое внимание

Картина из пластилина – это настоящий маленький шедевр, требующий большего внимания, терпения и умения смешивать цвета между собой.

Никогда не предлагайте ребенку начинать со сложных композиций, которые, скорее всего, не получатся с первого раза, что вызовет нежелание в дальнейшем заниматься пластилином.

Если ребенок любит лепить и уже самостоятельно делает простые изображения, предложите ему создать более сложный узор.

Выполненная мелкими плоскими мазками аппликация издалека напоминает масляную живопись. Здесь есть важное правило: мазки, наносимые пальцами, должны быть небольшими и ровными, чтобы готовая работа выглядела законченной и аккуратной.

Картина аппликации может быть выпуклой, ее элементы будут выступать над поверхностью. Эту работу также можно заключить под стекло, предварительно разместив бордюр по краям между стеклянными поверхностями.

Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего возраста на занятиях лепкой

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: