Дидактическая игра для РППС «Фиолетовый лес»

 

Комплект дидактических игр для РППС «Фиолетовый лес»

Разноцветная игра для детей от 1,5 до 3 лет

 

Дидактическая игра – это специфическая форма обучения, адаптированная к особенностям ребенка.

Когнитивное развитие в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. Для эффективного развития познавательной сферы ребенка лучше всего организовывать и проводить дидактические игры, направленные на познавательное развитие детей.

Развивающая среда “Фиолетового леса” способствует когнитивному развитию детей. С помощью сказочного пространства, необычных персонажей и методических сказок ребенок становится героем событий и сказочных приключений.

“Фиолетовый лес” содержит множество разнообразных элементов, красочных и разноплановых. Удивительные сказочные персонажи сопровождаются интересными и поучительными историями. Играя с “Фиолетовым лесом”, дети развивают моторику, ведь в инструкции так много мелких деталей с липучками, подкладками и ниточками – хитросплетений, которые скрепляются, вставляются и размещаются на ковре.

Формируется познавательная активность детей: можно оформить лес в соответствии с временами года, поселить животных и птиц, узнать о природных явлениях, посадить цветы на полянке, возможностей много, все зависит от фантазии педагога и детей.

Дидактические игры, входящие в комплект, направлены на накопление представлений о форме, цвете и величине предметов, а также на развитие сенсорного восприятия.

Сказки из Фиолетового леса содержат истории с чудесными превращениями, приключения забавных персонажей и забавные вопросы, упражнения на решение задач по моделированию и преобразованию объектов. Их использование создает условия для развития познавательной активности, любознательности и восприимчивости ребенка; создаются ситуации для проявления самостоятельности и инициативы, самовыражения и развития личности в целом.

Применение представленных игр способствует развитию у детей интересов, любознательности и познавательной мотивации; формированию познавательной деятельности, формированию сознания; развитию воображения и творческой активности; формированию первичных представлений о себе, других людях, предметах окружающего мира.

В комплект входят игры, предложенные В.В. Воскобович. Дидактические игры подобраны в соответствии с темой недели, особенностями возраста детей, уровнем познавательного развития и в соответствии с программой работы группы детей раннего возраста. По каждой теме представлены две игры, в каждой игре есть усложнения, что позволяет менять игру, учитывая особенности возраста.

Этот набор имеет большое педагогическое значение в познавательном развитии маленьких детей. Он может быть использован педагогами дошкольных образовательных организаций, студентами педагогических вузов в своей профессиональной практике и родителями.

Расписание

Месяц Неделя Тема недели Дидактическая игра Цель
1 2 3 4 5
Март 1 неделя Весна “Весна в волшебном лесу”. Расширять знания и представления детей о признаках весны; формировать представление об основных цветах.
Неделя 2 “Какой поток длиннее?”. Разработайте глазную диаграмму и развивайте умение сравнивать длину с помощью приложения.
Неделя 3 Мамочка дорогая, моя мамочка. “Кто быстрее?” Развивать глазомер; совершенствовать навык сравнения длин путем сложения, развивать связную речь.
Неделя 4 “Разноцветные бусины”. Закрепить знания о размере (большой, маленький); научить чередовать элементы в соответствии с размером.
Апрель 1 неделя Я выращиваю: здоровую пищу “Фрукты и овощи для кролика”. Развивать умение классифицировать предметы по группам “овощи и фрукты”; формировать понятие основных цветов.
Неделя 2 “Фиолетовый лес из яблок и груш”. Развивает внимание, мышление и учит классифицировать предметы по их внешнему виду.
1 2 3 4 5
3 неделя Я и мои друзья “Медведь”. Развитие представлений об основных цветах; развитие двигательной координации, крупной и мелкой моторики.
4 неделя “Букет для гусеницы Фифы”. Развивайте идеи об основных цветах.
Май 1 неделя Я и окружающий мир “Дождь в сказочном лесу”. Расширение представлений о характеристиках предметов (большой и маленький), закрепление этих представлений в речи; развитие зрительного восприятия размера.
Неделя 2 “Помогите ежам собрать листья”. Развивать умение различать крупные и мелкие признаки; развивать умение группировать по размеру.
Неделя 3 Любимые сказки “Поможем маленькому лягушонку”. Формируйте представления об основных цветах и укрепляйте чувство взаимопомощи.
4 неделя “Дом для ежика”. Учит зрительным ассоциациям размера и цвета предметов.
Что еще почитать:  Игры на 4-ых

Тема: “Весна в волшебном лесу”.

Педагогическая цель: расширить знания и представления детей о признаках весны; сформировать представления об основных цветах.

Цель игры: Собрать солнце из отдельных частей, выбрав цвет (желтый)

Усложнение: Собрать солнце из отдельных частей, чередуя цвета (красный, желтый).

Игровое оборудование: “Фиолетовый лес”, карликовый Коле, солнце, желтые и красные лучи.

Инструкция: Учитель рассказывает детям, что в фиолетовом лесу наступила весна. Он обращает внимание детей на маленького грустного гнома Коле. Спросите его, почему он грустит. Ему грустно, потому что снега много и он не тает. Вы знаете, как ему помочь? Правильно, чтобы снег растаял, его должно согреть солнце.

Дети подходят к коврику и делают солнышко. Колле благодарит детей.

Тема: “Какой поток длиннее?

Педагогическая цель: Расширить знания и воображение детей о признаках весны; развить координацию глаз-рука; усовершенствовать умение сравнивать длину с помощью

Цель игры: Определить на глаз самый длинный и самый короткий ручей.

Сложность: В самом длинном потоке управляйте синими кораблями, а в самом коротком – зелеными.

Игровое оборудование: “Фиолетовый лес”, гномы Коле и Зеле, синие струны двух цветов, синий и зеленый корабли.

Курс игры: С наступлением весны в Фиолетовом лесу с каждым днем становится все теплее. Солнце греет все сильнее и сильнее. Снег тает, ручьи текут. Коле и Зеле делают бумажные кораблики и бегут к ручьям. Коле хочет плыть на лодке по самому длинному ручью, а Зеле – по самому короткому. Ребята, как мы можем им помочь? Какой ручей самый длинный? Какой из них самый короткий?

Тема: “Кто самый быстрый?”

Педагогическая цель: Расширить знания и представления детей о весенних праздниках; развивить зрительный взор; усовершенствовать умение сравнивать длину по приложению, развивать связную речь.

Цель игры: Определить, кто быстрее дотянется до цветка (на глаз)

Сложность: Определить, кто быстрее доберется до цветка (добавьте еще одного ежика и среднюю дорожку).

Оборудование для игры: “Фиолетовый лес”, ежики двух размеров, цветок, цветная нитка двух цветов и двух размеров.

Курс игры: На 8 марта ежики решают подарить маме цветок. Они отправляются в лес за ним. Ежики долго искали самый большой и красивый цветок. На большой поляне они увидели красивый, большой цветок, и каждый из них захотел преподнести его в подарок. Ежики бежали по своей тропинке. Кто быстрее всех доберется до цветка? У кого длиннее путь? У кого короче путь?

Тема: “Цветные бусины”.

Педагогическая цель: Развить знания о размере (большой, маленький); учить чередовать элементы в соответствии с размером.

Цель игры: Собрать бусины из ягод, чередуя их по размеру (крупные, мелкие).

Уровень сложности: Собрать ягодные бусины поочередно по размеру (2 больших, 1 маленькая).

Оборудование для игры: “Фиолетовый лес”, большие и маленькие красные круги (“Разноцветные круги 1”), белая веревка (“Разноцветные круги 1”), сказочное изображение медвежонка Мишика.

Инструкция: Учитель рассказывает детям, что в Фиолетовом лесу Миш-маш нашел на поляне большие и маленькие ягоды. Он хочет сделать бусы для своей мамы, поэтому ягоды чередуются: большая, маленькая, большая и т.д. Затем дети выбирают и “нанизывают” ягоды на нитки (прикрепляют круги к ниткам, разложенным на ковре). Учительница подчеркивает голосом размер бусин и демонстрирует, какой размер они берут. Дети собирают бусины сначала вместе с учителем, затем самостоятельно.

Тема: “Фрукты и овощи для кролика”.

Педагогическая цель: Расширить знания и воображение детей о фруктах и овощах; развить умение классифицировать предметы по группам “фрукты и овощи”; развить представления об основных цветах.

Что еще почитать:  Игры на троих

Цель игры: Собирать фрукты и овощи в корзину определенного цвета.

Усложнение: поместить фрукты и овощи в корзину определенного цвета и размера.

Оборудование для игры: “Фиолетовый лес”, ежик, кролик, веревка для корзины (желтая и красная), фрукты и овощи.

Течение игры: Ежик и кролик – большие друзья. Однажды маленький кролик заболел. Ежик взял корзину с фруктами и корзину с овощами и пошел в гости к зайчику. Ежик так спешил к своему другу, что споткнулся и уронил корзины. Фрукты и овощи были перепутаны. Ежик сидит и плачет. Ребята, давайте поможем ежику собрать фрукты в желтую корзину и овощи в красную корзину. Ежик благодарит детей.

Тема: “Яблоки и груши”.

Педагогическая цель: расширить знания и представления детей о фруктах и овощах; развить внимание, мышление, учить классифицировать предметы по видам.

Цель игры: Поместить яблоки на высокое дерево, а груши – на низкое.

Усложнение: Положить красные яблоки на высокое дерево, желтые яблоки на низкое дерево, зеленые груши на среднее дерево.

Игровое оборудование: “Пурпурный лес”, высокие и низкие деревья, карликовое желе, яблоки и груши.

Течение игры: Карлик Джелли гуляет в Фиолетовом лесу и видит, что с деревьев падают фрукты: яблоки и груши. Он задался вопросом, как вернуть фрукты. Давайте попробуем посадить яблоки на высокое дерево, а груши – на низкое. Карлик Джелли благодарит детей.

Часть 4: “Я и мои друзья”

Тема: “Медведь”.

Педагогическая цель: сформировать представление об основных цветах; развитие двигательной координации, крупной и мелкой моторики.

Цель игры: Наполнить банку медом (желтые круги).

Сложность: Наполнить банку медом (желтые большие круги).

Оборудование для игры: “Фиолетовый лес”, “Разноцветные ниточки 1”, сказочная картинка с изображением медвежонка Мишки, желтые круги.

Инструкция: Учитель предлагает детям познакомиться с Мишиком, который застыл на коврике. Дети представляются и называют свои имена. Учитель приглашает детей отведать меда. Обращает внимание детей на банку, сделанную из ниток на куске фиолетового леса. Спрашивает, для чего он используется. Выслушивает предложения детей и предлагает наполнить банку медом (желтые круги). Дети по очереди собирают круги вместе. Когда банка наполняется, учитель предлагает отдать ее Мишику. Мишик благодарит детей.

Тема: “Букет для гусеницы из Файфа”.

Педагогическая цель: сформировать представление об основных цветах.

Цель: Помочь кролику и белке собрать цветы определенного цвета.

Усложнение: Помочь кролику и бельчонку собрать цветы определенного цвета и размера.

Игровое оборудование: “Фиолетовый лес”, гусеница “Фифа”, цветы основных цветов, кролик, белка.

Как играть: Гусеница Фифа пригласила своих друзей Зайчика и Белочку на свой день рождения. Друзья решили подарить ей цветы. Зайка выбирает красные цветы, а белка – желтые. Давайте поможем им – какого цвета зайчик собирает цветы и какого цвета белочка? Белка и заяц благодарят детей.

Раздел 5 “Я и мир вокруг меня”.

Тема: “Дождь в сказочном лесу”.

Педагогическая цель: Расширить знания и представления детей об обитателях леса; расширить представления детей о признаках предметов (большой – маленький), закрепить эти понятия в речи; развить зрительное восприятие величины.

Цель игры: Поместить большие капли в большое облако, а маленькие – в маленькое; спрятать больших животных под большими елками, а маленьких – под маленькими.

Осложнения:

Игровое оборудование: “Фиолетовый лес”, ежики, мышки, большие и маленькие облака, большие и маленькие капли, большие и маленькие елочки, солнце.

Курс игры: Учительница приглашает детей в путешествие в сказочный лес. Он говорит детям: “В сказочном лесу все волшебное и необычное, даже животные. Учитель предлагает детям найти и рассмотреть обитателей леса (мышей, ежей) и сравнить их размеры. В это же время на небе появились облака (учитель прикрепляет большое и маленькое облако). Из большого облака упали большие капли, а из маленького облака – маленькие (учитель предлагает поместить капли на облако). Животные, испугавшись дождя, прячутся под елью, большие – под большой, маленькие – под маленькой (учитель предлагает животным спрятаться от дождя). Когда дождь прекращается и светит солнце, животные выходят на поляну. Животные благодарят детей и прощаются с ними.

Что еще почитать:  Дидактические игры по цветоведению в работе с дошкольниками

Тема: “Помогите ежику собрать листья”.

Педагогическая цель: Расширить знания и представления детей об обитателях леса; развить умение различать большие и маленькие признаки; развить умение группировать по размеру.

Цель игры: Соберите листья определенного размера.

Усложнение: Соберите листья определенного размера и цвета.

Оборудование для игры: “Фиолетовый лес”, листья двух размеров, ежики двух размеров.

Течение игры: Ежик гулял по Фиолетовому лесу и увидел много красивых листьев. Они так понравились им, что они решили украсить ими свои дома. Большой ежик решил собрать большие листья, а маленький ежик – маленькие. Но они не могут сделать это в одиночку. Давайте поможем ежам.

Часть 6: “Любимые сказки”

Тема: “Давайте поможем маленькому ежику”.

Педагогическая цель: Расширить знания и воображение детей о сказочных героях; формировать представления о основных цветах, воспитывать чувство взаимопомощи.

Цель игры: Постройте дорожку для маленького лягушонка из желтых листьев.

Усложнение: Постройте дорожку для Колобка, чередуя желтые и красные листья.

Игровое оборудование: “Фиолетовый лес”, желтые листья, квадрат, треугольник, изображение Колобка.

Процедура игры: Дом из геометрических фигур построен на ковре, Колобок разместился среди деревьев. Учитель объясняет детям, что Колобок потерялся. Ему нужно выбраться из леса к своему дому. Она призывает детей сделать для Колобка дорожки из леса к дому из желтых листьев. Дети выполняют задание, а затем просят Маленького сумасшедшего побежать по тропинке домой. Колобок благодарит каждого ребенка.

Тема: “Дом для ежика”.

Педагогическая цель: Научить зрительно ассоциировать размер и цвет предметов.

Цель игры: Постройте домики для ежиков из двух фигурок одинакового размера.

Усложнение: Постройте маленькие домики для ежиков из двух фигурок одинакового размера и цвета.

Игровое оборудование: большие и маленькие ежики, квадраты и треугольники разных размеров и цветов.

Течение игры: В лесу жили счастливые ежики,

У ежиков старые дома.

Вдруг в небе раздался гром.

И дом ежиков развалился.

Поэтому ежики остались снаружи,

А ежикам стало сыро и холодно без своих домиков.

Смотрите, ребята, все детали домов перепутаны. Учитель предлагает ёжикам помочь построить новые домики из двух частей двух размеров, произнося в речи “большой – маленький”. Видите, какие большие эти ежики? Давайте построим большому ежику большой дом, а маленькому ежику – маленький. Ежики благодарят детей за их новые дома.

Заключение

Основополагающие принципы этих игр – интерес – обучение – творчество – максимизируются, потому что игра говорит непосредственно с ребенком на приятном, оригинальном, смешном и грустном языке истории, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда достигает какого-то “объектного” результата. Постоянное и постепенное усложнение игр (“спираль”) поддерживает активность ребенка в зоне оптимальной сложности.

Развивающие игры для РППС “Фиолетовый лес” создают условия для творчества и стимулируют развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается только воспользоваться этим естественным стремлением, чтобы постепенно вовлекать детей в более сложные формы игровой деятельности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: