Экологическое воспитание дошкольников через игру

Содержание работы: Глава 1

 1.1 Рассмотрение проблемы экологического воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе.
 1.2 Игра как метод экологического просвещения.
 1.3 Игровые ситуации как один из основных методов экологического воспитания дошкольников.

Глава 2

Экспериментальная работа по использованию игровых ситуаций в процессе экологического воспитания дошкольников с целью формирования уважительного отношения к природе.

 2.1 Выявление уровня сформированности экологических знаний у детей дошкольного возраста (методика и результаты оценочного эксперимента)
 2.2 Использование игровых ситуаций для формирования уважительного отношения к природе.

ВВЕДЕНИЕ

Для реализации экологического просвещения используются мобильные, дидактические, сюжетные или театральные ролевые игры и другие виды игр. Например, во время прогулки организуются игры: «Рыбак», «Цветы на клумбе», «Птицы в лесу», позволяющие в игровой форме запоминать названия рыб, птиц, растений.

Задача данного исследования – повысить эффективность экологического воспитания дошкольников за счет использования игровых обучающих ситуаций. Решение задачи определило цель исследования: изучить влияние экологических игровых обучающих ситуаций на процесс экологического воспитания дошкольников.

Объектом исследования является процесс использования игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании дошкольников.

Тема исследования – воспроизведение учебных ситуаций как средство экологического воспитания детей.

Рассматривая объект, предмет, цель, мы сосредоточились на решении следующих задач:

1. Определить психолого-педагогические основы содержания экологического образования;

2. Определить важность игры в процессе экологического просвещения;

3. Разработать и протестировать методику использования игровых обучающих ситуаций в экологическом образовании.

Гипотеза исследования: Мы считаем, что целенаправленная работа по экологическому воспитанию детей будет успешной, если в процессе обучения будут использоваться различные игровые обучающие ситуации. Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы; диагностика дошкольников; наблюдение; индивидуальный контакт с детьми; экспериментирование. Научная новизна и теоретическая актуальность исследования определяется тем, что в ходе исследования определены условия использования игровых обучающих ситуаций, способствующих экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста. Практическая значимость исследования определяется тем, что оно позволяет усовершенствовать педагогический процесс в экологическом воспитании детей. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателей и детей. Дети приобретают экологические знания и навыки не только во время специально организованных уроков по знакомству с окружающим миром, прогулок, походов, чтения книг, но и во время организации экологических игровых ситуаций. Осваивая эти знания, ребенок узнает особенности живой и неживой природы, разнообразие живых организмов, связи между ними и с. В дошкольных учреждениях целью экологического воспитания должно быть осознание детьми радости общения с природой, а на этой основе – чувства доброты, гуманизма, уважения ко всему живому.


Глава I. Теоретические основы проблемы использования игровых ситуаций в экологическом воспитании дошкольников.

1.1 Рассмотрение проблемы экологического воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе.

Проблема взаимоотношений человека и природы отразилась задолго до нашего века. Еще в 17 веке Ян Амос Коменский исходил из соответствия природы всему, то есть из того, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своей работе «Великое дидактика». Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек является частью природы, поэтому в своем развитии человек подчиняется одним и тем же общим законам природы. Ян Амос Коменский вывел законы образования и воспитания, исходя из законов природы. В книге отмечается, что образование человека приносит наибольшую пользу в раннем возрасте. Именно в раннем возрасте ему легче привить какие-то полезные идеи, исправить недостатки. И это доказано принципом соответствия природе. Все рожденные существа таковы, что ассимилируются все легче и легче в раннем возрасте. Как видите, Ян Амос Коменский отметил самую суть вопроса о взаимоотношениях природы и человека. Уже в те дни учитель вывел важнейшее экологическое предположение о взаимоотношениях человека и природы, об их неотделимости друг от друга. Педагогическая ценность укрепления человеческих чувств ребенка с помощью природы также подчеркивалась такими великими учителями, как Ж.-Ж. Руссо (1762), Ж. Песталоцци (1781-1787), Ф. Дистерверг (1832).

Впервые швейцарский педагог-демократ А. Гумбольдт, а затем французский педагог и философ Ж.-Ж. Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей «чувства природы» как об ощущении ее облагораживающего влияния на человека. Великий русский педагог К. Д. Ушинский (1861, 1864). Ушинский отмечал, что логика природы наиболее доступна и полезна студентам. А логика природы, как известно, состоит из взаимосвязи, взаимодействия компонентов, составляющих природу. Л. Н. Толстой считал совершенным саморазвивающуюся природу ребенка, в природной среде он видел идеальные условия для проявления человеческой натуры, в естественном рабочем цикле взаимодействия человека с природой он видел идеал образа жизни. Выдающиеся советские учителя А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский не задумывались об организации здорового и целенаправленного педагогического процесса вне природы, вне нравственных и эстетических отношений с ней. В.А. Сухомлинский понимал, что знания и умения нельзя воспитывать самостоятельно. С изменением традиционного потребительского отношения к природе меняются убеждения, деятельность ученика строится на постоянном общении с природой и работает над гармонизацией нарушенной биосферы. Человек – часть природы: он не может жить вне ее, он не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полной гармонии с природой, мы сможем лучше понять ее секреты, чтобы сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на Земле. Задачи экологического образования – это задачи создания и реализации образовательно-воспитательной модели, в которой очевидны проявления зачатков экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. Экологическое воспитание – один из основных аспектов нравственного воспитания. Ведь воспитание бережного и заботливого отношения ребенка к природе вырабатывает в нем те нравственные нормы, которые в будущем станут мотивом, толчком к его поведению.

Проблема взаимоотношений человека и природы наиболее изучена В. И. Мясницевичем. Его работы раскрывают зависимости, которые существуют между тем, как человек ведет себя по отношению к окружающему миру, вступая с ним в контакт, и какой опыт познания мира накапливает человек. Детский сад – одно из первых звеньев, в котором закладываются основы экологической культуры. Большое наследие в области экологического образования детей оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. По его словам, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Известный педагог тесно связал отношение детей к объектам природы с тем, что природа – это наша родина, земля, которая нас воспитала и питает, земля, преображенная нашим трудом


1.2 Игра как метод экологического воспитания .

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре, важнейшему виду деятельности. Это эффективное средство формирования личности дошкольника, его нравственных и волевых качеств, в игре реализуется необходимость влиять на мир. Это вызывает значительные изменения в его психике. Самый известный педагог нашей страны А.С. Макаренко так охарактеризовал роль детских игр: «Игра важна в жизни ребенка; Как ребенок в игре, так во многом он будет на работе. Поэтому воспитание будущей фигуры происходит, прежде всего, в игре.

Педагоги и психологи уделяют большое внимание игровой деятельности, поскольку она выполняет ряд важных функций в развитии личности человека. Игра как самостоятельная деятельность ребенка формируется в процессе обучения и воспитания ребенка, способствует усвоению им опыта человеческой деятельностью. Игра как форма организации жизни ребенка важна, поскольку служит для тренировки психики ребенка, его личности. Игровая деятельность ребенка всегда носит обобщенный характер, потому что причина – не отражение конкретного явления, а само действие, как личные отношения. Игра – альтернатива реальности, используется для коррекции состояния и поведения ребенка. Однако основная функция игры является эволюционной: она увеличивает интеллект, способствует сенсорному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка. Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. В игре ребенок делает первые открытия, переживает моменты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия и, таким образом, создается почва для формирования инициативной, любознательной личности. Игра, как и все другие виды деятельности, имеет первостепенное значение в дошкольном детстве. Экологическое воспитание детей пятого года жизни должно строиться на игровой основе – с большим включением разных видов игр в педагогический процесс.

Что еще почитать:  Игры на 4-ых

Есть разные типы типичных игр для детей. Это игра активная (игры по правилам), дидактические, игры – драматические, игры конструктивные. Творческие или ролевые игры имеют особое значение для развития детей от 2 до 7 лет. Для них характерны следующие характеристики: Игра – это форма активного отражения ребенком жизни окружающих его людей. Отличительной особенностью игры является именно то, как ребенок использует ее в этом занятии. Игра выполняется сложными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в работе, письме, рисовании). Игра, как и любая другая деятельность человека, носит социальный характер, поэтому меняется по мере изменения исторических условий жизни людей.

Игра – это форма детского творческого отражения действительности. Во время игры дети вносят в свои игры множество собственных изобретений, фантазий, комбинаций. Игра – это манипулирование знаниями, средство их прояснения и обогащения, способ тренировки и развития когнитивных и моральных навыков и сильных сторон ребенка.

В развернутом виде игра – это коллективная деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества. Очень важно, чтобы воспитатели максимально использовали элементы сюжетной ролевой игры: воображаемую ситуацию, ролевые действия и диалоги, простые сюжетные линии, в которых разыгрываются все игрушки. В самостоятельной игре дошкольников эти элементы взаимосвязаны в единый игровой процесс. Исследователи показали, что на первом этапе игровой деятельности детей должны формироваться необходимые знания об окружающей действительности. Педагог учит их выполнять игровые действия с предметами, выстраивать ролевые отношения, развивать сюжет игры.

Использование ролевых игр в экологическом образовании детей основано на ряде теоретических предложений, высказанных известными исследователями, педагогами и психологами. Так, по мнению А.В. Запорожца, игра – это эмоциональная деятельность, и эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребенка, его творческие способности. Включение элементов ролевых игр в процесс формирования представлений о природе у детей создает эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстро усваивают новый материал. Известно, насколько игра многогранна, она учит, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из его первых задач – преподавание. Нет сомнений в том, что с первых минут своего зарождения игра выступает как форма обучения, как начальная школа для воспроизведения реальных практических ситуаций с целью их освоения, с целью развития необходимых качеств существа, качества, способности и привычки, а также способность к развитию.

Обучение в игре имеет те же характеристики, что и игра: свободное развивающее действие, осуществляемое по указанию учителя, но без его диктовки и выполняемое учениками по желанию, с удовольствием от самого процесса деятельности; творческие, импровизированные, активные занятия на природе; эмоционально напряженная, оптимистичная, соревновательная, соревновательная деятельность; действия, которые происходят в рамках прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры и элементы социального опыта; деятельность имитационного характера, при которой профессиональная или социальная среда жизни человека моделируется, изолирована от места действия и продолжительности, от структуры пространства и времени. Одним из наиболее важных свойств игры является то, что в игре дети также ведут себя так, как если бы они вели себя в самых экстремальных ситуациях, на пределе своих сил для преодоления трудностей. Более того, такой высокий уровень активности достигается ими почти всегда добровольно, без принуждения. Игровые ситуации играют огромную роль в воспитании у детей сознательно правильного отношения к природе.

1.3. Игровые ситуации как один из основных методов экологического воспитания дошкольников.

Первоначальным звеном в воспитании бережного отношения дошкольников к природе является система специфических знаний, отражающая основные законы живой природы: разнообразие видов, их приспособляемость к окружающей среде, изменения в процессе роста и развития, жизни в сообществах. Возможность усвоения этих знаний дошкольниками продемонстрирована многочисленными отечественными исследованиями (педагогическими и психологическими). Специфика системы знаний состоит в ее построении на конкретном и ограниченном объеме материала, доступном наблюдению детей, познанию через наглядно-образное мышление. Эти положения являются критерием создания развивающей экологической среды в дошкольном образовательном учреждении. В совместной деятельности во всех ее формах первостепенное значение имеет отношение педагога к объекту деятельности, которое проявляется в его интересующей истории, переживаниях, оценках, объяснениях и правильных действиях. Взрослый своим поведением создает пример взаимодействия с природой, бережного отношения к нему, демонстрирует необходимость и смысл всего, что происходит перед детьми.

Совместная деятельность взрослых и дошкольников может осуществляться в любом «экологическом пространстве» в комнате и на территории детского сада. Основным методом экологического воспитания детей является метод наблюдения. Наблюдение – это метод чувственного познания природы. Обеспечивает прямой контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой. Еще один немаловажный метод экологического воспитания детей – игра, которую мы возьмем за основу для формирования уважительного отношения к природе. В жизни дошкольников игра – основное занятие. Игра – своеобразный способ усвоения социального опыта, характерный для дошкольного возраста.

Игра – это внутренне ценное занятие для дошкольника, которое дает ему чувство свободы, подчинения вещам, действиям, отношениям, позволяя ему полностью реализовать себя «здесь» и «сейчас», достичь одного состояния полного эмоционального благополучия быть, быть вовлеченными в детское общество, основанное на свободном общении между равными. Н.К. Крупская во многих статьях говорила о важности игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «… Любительская имитационная игра, помогающая осваивать полученные впечатления, имеет огромное значение, гораздо больше, чем что-либо другое». Ту же идею высказывает А. М. Амаро; «Игра – это путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Следовательно, игра – это эмоциональная деятельность: ребенок, который играет, находится в хорошем настроении, активен и доброжелателен. Педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы экологического воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект обучения, которое по сути является дидактической игрой. Использование развивающей игры как средства развития дошкольников уходит корнями в прошлое.

Таким образом, сложившаяся у популярного учителя традиция широкого использования дидактических игр для обучения и обучения детей получила развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих учителей прошлого Ф. Фребеля, М. Мантессори, Е.И. Тихеева, А.И. Сорокин и др. в любой педагогической системе дошкольного образования дидактические игры занимают особое место. В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы известными педагогами и психологами: Л.А., Венгер, А.Л. Усова, В.Н. Аванесова и др. сейчас, как и в прошлом, большое значение придается дидактической игре. Налицо явное эффективное воздействие на интеллект, на формирование экологической культуры подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов в целом. Таким образом, дидактическая игра способствует: развитию познавательных способностей; приобретать новые знания для их обобщения и закрепления; в игровом процессе осваивают социально развитые средства и способы мыслительной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные явления (в том числе явления природы) делятся на простые и наоборот, индивидуальные обобщаются; поэтому проводятся аналитические и синтетические мероприятия; некоторые дидактические игры, кажется, не привносят ничего нового в знания детей, но они очень полезны, поскольку учат детей применять полученные знания в новых условиях.

Что еще почитать:  Игры — тренинги как средство формирования навыков безопасного поведения у дошкольников.

В процессе таких игр дети уточняют, закрепляют, расширяют свои представления об объектах и ​​явлениях природы, растений, животных. В то же время игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности; позволяют детям работать с самими объектами природы, сравнивать их, замечать изменение отдельных внешних признаков. – обогащение сенсорного опыта ребенка, вызывает определенное эмоциональное отношение к природе, развивая при этом его умственные способности (умение сравнивать, обогащать, выделять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать предметы и явления окружающего мира их по определенным общим характеристикам, характеристикам, высказывают свои суждения, делают выводы) социальное и нравственное развитие дошкольника: в такой игре происходит познание отношений между детьми, взрослыми, объектами одушевленной и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, давать при необходимости, помогать в беде, учится сочувствовать и т д.

Эффективность приобщения детей к природе во многом зависит от их эмоционального отношения к учителю, который учит, дает домашнее задание – игровые ситуации (проблемы), практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, объединяющий два аспекта педагогики (игра и познание природы), – это «погрузить» детей в их любимое занятие и создать эмоциональный фон, способствующий восприятию «естественного» содержания. Второй важный момент связан с развитием у детей отношения к природе, что в контексте экологического просвещения является конечным результатом. Большое значение имеет правильный выбор педагогических технологий для поддержки процесса освоения детьми экологической субкультуры детства. Опыт показывает, что ни лозунгов, ни лучших книг и фильмов недостаточно для формирования активного экологического сознания. Он формируется в процессе ведения бизнеса.

Сегодня приоритет следует отдать технологии экологического просвещения, в которой человек выступает субъектом экологических отношений. Поэтому мы решили возродить героев экологических игр, создав игровые ситуации, формирующие бережное отношение детей к природе и окружающему миру. В своей работе на уроках, в совместной деятельности я использую многие средства экологического просвещения (мобильные, творческие, ролевые игры и др.; Провожу с детьми целевые наблюдения, эвристические беседы, создаю исследовательские ситуации, провожу с ними экспериментальные эксперименты, исследование с элементами проблемной ситуации; мы решаем веселые и творческие задачи и т д.), но наиболее эффективным средством формирования экологической культуры детей я считаю дидактические игры. Заключение по главе 1 Дошкольное детство – очень короткий период в жизни человека, только первые шесть-семь лет, но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет более бурно и быстро, чем когда-либо. Следовательно, в период дошкольного детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при качественном формировании этой субкультуры на данный момент ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу на протяжении всей своей жизни, передавая свои знания и навыки последующим поколениям. Основное занятие дошкольников – игра, в ходе которой у ребенка развиваются духовные и физические силы; его внимание, память, воображение, дисциплина, ловкость. Кроме того, игра – это способ усвоения социального опыта, свойственного дошкольному возрасту.

Суть игры как основного вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых и уточняют свои знания об окружающей действительности. Особое место занимает дидактическая разновидность игры, которая представляет собой многословное, сложное и педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения детей, и самостоятельная игровая деятельность, это средство воспитания ребенка. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, навыков и умений, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, навыки и умения. Эта игра помогает развлечь учебный материал, создать веселую рабочую атмосферу. Этому способствует умелое использование дидактической игры в учебном процессе, так как игровая деятельность знакома ребенку, а положительные эмоции, вызываемые игрой, облегчают учебный процесс.

Похожие статьи:

Игры и упражнения по экологии в старшей подготовительной группе

Предмет – развивающие игры по всему миру в средней группе детского сада

Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:

Не секрет, что сегодня одной из стратегически важных тем образования является экологическое воспитание подрастающего поколения. Поскольку дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, в этот возрастной период особенно важно обратить внимание на экологическую составляющую. Эмоциональность, особая чуткость, открытость и большой интерес к миру природы у дошкольника – фундаментальные факторы для начала успешного экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.

В настоящее время существует большое количество частичных программ, цель которых направлена ​​на экологическое воспитание дошкольников. Их основная цель – передача экологических знаний, формирование у школьников умения понимать и любить природу, бережно относиться к ней.

– программы «Юный эколог» (С.Н. Николаева), «Наш дом – природа» (Н.А. Рыжова) основаны на бизнес-подходе;

– программы «Жизнь вокруг нас» (Н.А. Авдеева, Г.Б. Степанова), «Мы земные» (Н.Н. Вересов) направлены на развитие экологического сознания, понимание взаимоотношений человека и природы, ценностного отношения к миру природы;

– программы «Планета – наш дом» (И.Г. Белавина, Н.Г. Найденская), «Семь цветов» (В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова), «Окружающий мир» (Т.И. Попова), призванные сформировать основу сознания культурно-просветительской деятельности экология детей за счет использования произведений искусства, музыки, литературы.

Эти программы направлены на активное и систематическое использование образовательной среды дошкольного образовательного учреждения в воспитании экологической культуры детей.

В экологическом образовании дидактические игры помогают детям уточнить, закрепить, расширить, систематизировать имеющиеся у детей знания о природе, а также позволяют детям работать с самими объектами природы (семенами, фруктами, овощами, фруктами), сравнивать их, замечать изменения отдельных внешних признаков.

В настоящее время в экологическом воспитании дошкольников большое значение придается дидактической игре. Налицо явное эффективное воздействие на интеллект, на формирование экологической культуры подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе учителей в целом [2].

Развивающие игры можно делать с детьми как коллективно, так и индивидуально, что усложняет их выполнение с учетом возраста детей. Усложнение должно пройти через расширение идей и развитие операций и мысленных действий. Развивающие игры проходят в часы досуга, на уроках и во время прогулок [1].

Экологическая игра способствует:

– передавать сложные природные явления в более доступной форме;

– обогащение сенсорного опыта ребенка;

– более чуткое отношение к природе, при развитии своих умственных способностей;

– получение новых знаний, их обобщение и закрепление;

– развитие познавательных навыков;

– прояснение, закрепление, расширение своих представлений о предметах и ​​явлениях природы, растений, животных.

В экологическом образовании также можно использовать элементы ролевой игры для обучения дошкольников и формирования у них сознательно правильного отношения к растениям, животным и людям как к части природы, а также к природным материалам и предметам, сделанным из них. И.А. Комарова и С.Н. Николаева разработали различные игровые обучающие ситуации (ИОС) – особые формы ролевых игр, насыщенных экологическим содержанием. Они специально созданы учителем для решения конкретной задачи по экологии, на экскурсиях. Своеобразным игровым элементом в обучении являются игрушки с изображением животных, литературных и сказочных персонажей, героев телепрограмм и детских мультфильмов. В отличие от индивидуальных игровых приемов и дидактических игр, игровая обучающая ситуация тесно связана с проведением экологического урока. Благодаря ей решаются основные учебно-воспитательные задачи, повышается активность детей в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная реактивность. Игровое обучение помогает ребенку ощутить свои способности, обрести уверенность в себе.

Вы можете использовать три вида игровых обучающих ситуаций, использование которых имеет разные обучающие способности: IOS с аналоговыми игрушками, IOS с литературными персонажами, IOS-путешествия. Первый тип ИТС основан на использовании игрушек-аналогов, то есть игрушек с изображением животных и растений. Существует огромное количество игрушек для животных (мягкие, резиновые и т.д.) и очень ограниченное количество игрушек для растений (пластиковые елки, овощи, деревянные грибы, елки, искусственные цветы). Суть использования игрушек такого типа – это сравнение живого предмета с неодушевленным аналогом. Игрушка в этом случае способствует различению представлений сказочной игрушки и реалистичного персонажа, помогает понять специфику живых существ, выработать навыки правильного и разного поведения с живым предметом и предметом. Последняя особенность позволяет использовать игрушки как кладовые (дети могут ловить игрушечную рыбку и не могут жить, которая плавает в аквариуме), что особенно важно для дошкольников.

Что еще почитать:  Интерактивная экологическая игра «ЭКОмарафон» для начальной школы

Создание игровых обучающих ситуаций с использованием аналоговых игрушек сводится к сравнению живого объекта с его изображением игрушки с точки зрения его внешнего вида и режима работы (поведения). Игрушка не может заменить животное или растение, но она так же важна, как и обучающий элемент. Различные игровые ситуации в классе показали, что аналоговую игрушку можно использовать в образовательных целях для формирования реалистичных представлений о животных у детей разного дошкольного возраста. Особое внимание необходимо уделить параллельному использованию игрушки и живого объекта: игрушка никого не заменяет, она вместе с животным (или растением) акцентирует внимание ребенка на себе, является в равной степени значимым элементом обучения, что создает благоприятные условия для выявления отличий игрушки от живого объекта. При этом важно, как включить это в урок, когда игрушка противопоставляется живому животному или его реалистическому изображению на картине.

Использование игрушки в процессе обучения должно полностью соответствовать ее функциональному назначению: игрушка помогает воспроизводить игровые действия, ролевые отношения. Также следует отметить, что не во всех случаях использование аналоговых игрушек может быть одинаково успешным. Наличие игрушки уместно всякий раз, когда беседа на уроке строится на основе конкретных знаний, полученных ранее (в процессе наблюдения). Это особенно необходимо, когда эффективный контакт и прямое общение с животным невозможны. Дошкольники с удовольствием держат в руках игрушечных рыбок, птичек, кроликов, так как возможность сбора живых животных исключена. И наоборот, дети не обращают внимания на игрушечного щенка, если рядом с ними живая собака, которую можно гладить, брать за лапу, гулять, нюхать, лаять. Широкое использование аналоговых игрушек в образовательных целях для знакомства детей с природой предъявляет определенные требования к их качеству, что определяется следующими моментами. Игрушка должна быть узнаваемой: ее форма не должна вызывать сомнений, принадлежит ли она тому или иному виду животных или растений. Игрушка, из какого бы материала она ни была сделана, должна быть «нежной» и милой, привлекать внимание детей и взрослых и вызывать положительные эмоции. Игрушка должна быть эстетичной: ее расцветка может быть декоративной, но все же высокохудожественной.

Вторая группа игровых обучающих ситуаций – это ИТС с использованием кукол, персонажей из литературных произведений, хорошо известных детям. В дошкольных учреждениях воспитатели часто используют такие куклы, как Буратино, Незнайка, Петрушка и др. вбратить внимание детей на дидактическую цель урока. Однако их роль в обучении, как правило, невелика – они в основном выполняют развлекательную функцию, а в некоторых случаях даже мешают уроку. Между тем, дети очень эмоционально воспринимают героев любимых сказок, рассказов и фильмов, пытаясь им подражать. Это отмечают многие исследователи, изучающие влияние литературных произведений на поведение дошкольников (Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая, Л.П. Бочкарева, О.К. Зинченко, А.М. Виноградова и др.). Куклы, являющиеся персонажами сказок, исходя из их «литературной биографии», могут успешно использоваться в экологических исследованиях. Для этого используются изображения Чиполино, Незнайки, Карлсона, Айболита, Красной Шапочки и других сказочных героев. С помощью этих хорошо знакомых детям персонажей можно активизировать познавательную деятельность дошкольников и решить ряд дидактических задач содержания программы. Сказочные куклы – это не просто милые игрушки, которые развлекают детей, а персонажи со своим характером и настроением, со своим поведением, вытекающим из сюжета сказки. Они интересны дошкольникам тем, что в новых и неожиданных ситуациях проявляются характерные черты характера этих персонажей. Например, Карлсон и Незнайка очень часто чего-то не знают и поэтому попадают в сложную ситуацию – а значит, нужны знания и помощь ребят. Эти моменты хороши тем, что дошкольники начинают их учить: объясняют, рассказывают то, что уже знают сами, то есть из обучения дети превращаются в обучение, благодаря чему активизируется их умственная деятельность. На уроке педагог задает детям вопросы, что-то объясняет, рассказывает. Но когда он задает «глупые» вопросы от имени Незнайки или Карлсона, дети с радостью исправляют его «ошибки». Они во власти игровой ситуации, поэтому уверенно интегрируют рассказ учителя, уточняя и закрепляя полученные знания.

Третья группа обучающих ситуаций в игре – это игра-путешествие («Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Экскурсия в зоопарк», «Поездка на море» и др.), В ходе которой дети учатся лот. В любом случае, сюжет игры должен быть построен таким образом, чтобы дошкольники, например путешественники, путешественники, туристы, «побывали» во многих местах. Воспитатель берет на себя роль гида, лидера туристической группы или опытного путешественника и – это главное в этом типе IOS – в контексте ролевого поведения сообщает детям новую интересную информацию, знакомит с новыми явлениями природы и объекты. В таких игровых учебных ситуациях большую помощь учителю могут оказать самодельные камеры, телескопы и бинокли («оптические устройства»), которые создают хорошие визуальные условия для наблюдения. Фотосъемка включает в себя съемку «картинок» (дети рисуют картинки на основе своих впечатлений). Все ИТС требуют обучения преподавателя. Ему предстоит продумать сюжет, создать воображаемую ситуацию для взаимодействия детей в ролевых играх, подготовить атрибуты. Очень важно, чтобы в игру легко входил и сам учитель – в некоторых случаях он исполняет сразу две роли: ведет диалог от имени куклы-персонажа, и при этом остается учителем, который ведет уроки с детьми. В некоторых случаях обучение с использованием игровых обучающих ситуаций может выходить за рамки отведенного времени, но это не опасно, поскольку хорошая игра, создавая у детей эмоциональное настроение, оказывает наибольшее влияние на развитие.

Преимущества игрового обучения по сравнению с традиционной слайд-презентацией или просмотром изображений очевидны. Дошкольники практически осваивают действие игры, активно участвуют в создании воображаемой ситуации. Игровые обучающие ситуации помогают детям получить новые знания, дают им практический образец правильного поведения на природе, в залах музея, что имеет большое значение для экологического просвещения. Чередование таких игр и настоящих прогулок по лесу формирует у дошкольников сознательно правильное отношение к природе и всему живому. «Для ребенка на данном этапе психического развития, – отмечает А. Н. Леонтьев, – абстрактной теоретической деятельности, абстрактного созерцательного познания еще не существует, поэтому осознание проявляется в нем преимущественно в форме действия. Ребенок, осваивающий окружающий мир это ребенок, который стремится действовать в этом мире ». Дальнейшие экспериментальные исследования помогут найти новые стороны и возможности использования игры, обучающих ситуаций на уроках по экологическому воспитанию дошкольников.

Литература:

  1. Булатова Т. Ю. Применение информационных и коммуникационных технологий, используемых в проектной деятельности студентов // Наука и перспективы. – 2015. – №1 [Электронный ресурс]. URL: nip.esrae.ru/6-18 (дата обращения: 26.06.2016).
  2. Гринько М.Н., Михеева Е.В., Самсоненко Л.С., Шавшаева Л.Ю. Готовность дошкольных воспитателей к формированию экологической культуры дошкольников // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №3. [Электронный ресурс] URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19964 (дата обращения: 26.06.2016).
  3. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Играйте в образовательные ситуации с разными видами игрушек и литературными персонажами – Руководство для воспитателя детского сада. – М .: Издательство ГНОМ и Д, 2005.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector