Дидактические игры для ознакомления дошкольников с окружающим миром

Дидактические игры «Растения»

Цель: обобщить знания и расширить кругозор детей о разных видах растений.

Материалы и оборудование: мяч.

Правило игры: игроки выстраиваются в круг и передают мяч друг другу, называя вид растения, в зависимости от цели игры. Любой, кто не может быть назван, покидает игру. Выигрывает тот, кто назовет растение последним.

Игра «Лишняя четверть»

Цель: обобщить знания и расширить кругозор детей о разных видах растений.

Правило игры: перед детьми четыре картинки, изображающие разные виды растений: вы должны выбрать слишком много среди растений и сказать почему, обосновать свой выбор. (для детей на столах смешанные изображения с тенелюбивыми и светолюбивыми растениями, среди них нужно выбрать светолюбивые растения; изображения с комнатными растениями, смешанными с дикорастущими, необходимо выбрать дикорастущие растения; цветущие смешанные растения а нецветущие растения, вы должны выбрать среди них нецветущие растения; лекарственные растения, смешанные с обычными растениями, среди них выбирайте обычные растения.)

Игра «Волшебный мешок»

Цель: закрепить умение детей узнавать плоды растений по их признакам.

Материалы и оборудование: сумка, грибы, фрукты, овощи.

Правило игры: Ведущий предлагает наощупь угадать, что находится в сумке. Чтобы усложнить игру, предлагается другое правило – положить в сумку несколько предметов. Никто из детей их не знает. Вызванный ребенок, засунув руку в сумку и ища один из предметов, говорит о нем. Пакет откроется, если дети узнают овощ по описанию. Фрукты или грибы.

Игра “С какого дерева растет плод?”

Цель: закрепить знания детей о разнообразии фруктовых деревьев, активировать словарь, развить память, наблюдательность, внимание, развить познавательный интерес.

Материалы и оборудование: карточки с изображением различных фруктовых деревьев и соответствующих им фруктов.

Правило игры: игрокам раздаются карты. Ведущий достает из коробки фруктовое деревце. Каждый из детей находит на своей карточке соответствующее дерево, называет плод и дает его описание. Победителем становится тот из участников, который первым замыкает контуры плода на своем дереве.
Осложнение: посчитайте, сколько плодов на дереве, назовите какой сок, джем, морс можно приготовить из фруктов, изображенных на картинке.

Игра “Что пошло?” 

Цель: способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности, упражнять способность применять имеющиеся знания в новых условиях, применять родительный падеж единственного числа в обучении.

Материал: сумка, шарф или скатерть, образы, манекены: овощи, фрукты, цветы, грибы.

Правило игры: до того, как ребенок найдет себя, нарисуйте картинки или предметы. Ребенок их перечисляет, рассматривает. Затем ребенку дается время на запоминание. Впоследствии предлагается закрыть ребенку глаза. На этом этапе второй ребенок удаляет изображение или переворачивает его. Он задает ребенку вопрос: «Что пошло?» Ребенок открывает глаза, смотрит и отвечает, например: «Нет смородины» и т.п.

Игра “Собери картинку»

Задачи: закрепить у детей умение выделять форму предмета, цвета, научить правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.

Материалы и оборудование: Карточки с изображением различных растений, частей предметов, соответствующих изображению на карточках.

Правило игры: Перед детьми вырезают картинки. Воспитатель предлагает детям внимательно изучить и собрать картинку из отдельных частей. На начальном этапе дети накладывают части рисунка на изображение, соответствующее этому рисунку. Дети, группами или по отдельности, на ковре или столе собирают все изображение по образцу вырезанных изображений.

Что еще почитать:  Дидактические игры «Волшебные круги» (старшая группа)

Лото игра “Кусты и деревья»

Цель: закрепить детских знаний о разнообразии деревьев и кустарников, умение их различать и подбирать подходящее растение.

Материалы и оборудование: Детская площадка (4 штуки, разделенные на 6 квадратов с изображениями различных деревьев и кустарников, соответствующие изображениям на карточках (24 штуки.)

Правило игры: игра для детей от 4 лет. В игре могут участвовать 3-5 человек. Игрокам раздаются игральные карты. Ведущий достает небольшую карточку из специального непрозрачного мешочка, игрок или ведущий называет изображенное на карточке дерево или куст. Тот, кто нашел соответствующий образ в своем поле, забирает себе образ. Так продолжается до тех пор, пока один из участников не накроет картинками все игровое поле. Для детей от 5 лет игра может быть сложной. Одним словом назвать деревья или кусты, изображенные на одном игровом поле.

1. Лиственные деревья – дуб, береза, ива, липа, каштан, клен.

2. Кусты вишни, сирени, мимозы, магнолии, шиповника, жасмина.

Игра “Что где растет?»

Цель: закрепить знания детей о растениях, развивать умение устанавливать пространственные отношения между предметами. группировать растения по месту произрастания.

Материалы и оборудование: старые тарелки с приклеенными по центру фотографиями деревьев, цветов, кустарников или грибов (любая группа растений) и небольшие изображения, изображающие представителей определенной группы.

Правило игры: игрокам выдается горшок с несколькими картинками, маленькие карточки находятся в коробке. По сигналу водителя дети выбирают маленькие карточки в соответствии с изображениями на номерном знаке. Побеждает тот, кто быстро закроет все изображения на тарелке и правильно назовет растения.

Игра “Части растений”

Цель: закрепить знания о частях растений, привить любовь к природе, интерес, развить познавательную активность детей.

Материалы и оборудование: Обрезанные изображения частей растений (соцветия, лепестки, корень, стебель)

Правило игры: игрокам предлагается собрать из частей целое растение. Растения могут быть разными: деревья, кустарники, цветущие растения, комнатные растения. Пособие можно использовать непосредственно в учебной деятельности, а также в организационной деятельности и индивидуально.

Игра «Сделай букет»

Цель: закрепить с детьми названия цветов, внешний вид, развивать внимание, наблюдательность, память,

развить познавательный интерес.

Материалы и оборудование: роспись предметов с изображением цветов.

Правило игры: игроки изучают изображения и указывают названия изображенных на них цветов. Затем по желанию ведущего делают букеты из садовых, лесных или полевых цветов.

Игра “Найти пару”

Цель: зафиксировать с детьми названия деревьев, внешний вид лисиц и фруктов, развивать внимание, наблюдательность, память, развить познавательный интерес.

Материалы и оборудование: листья и плоды разных деревьев или их изображения.

Правило игры: игроки делятся на две команды: одной дают листья, другой – фрукты. По сигналу ведущего дети становятся парами так, чтобы листья совпадали с плодами. Правильно подобранная пара проходит через «волшебные врата» (двое детей с поднятыми руками). Если задание выполнено некорректно, ворота закрываются (поднятые руки опускаются).

Игра “Что люди подняли?»

Цель: Цель: закрепить с детьми названия овощей и фруктов, внешний вид, развить внимание, наблюдательность, память, развить познавательный интерес.

Материалы и оборудование: настоящие фрукты и овощи или их изображения, 2 коробки или 2 корзины.

Правило игры: дети делятся на команды. Один из них собирает овощи и фрукты. Вы можете собирать реальные предметы или картинки с их изображением. Побеждает команда, которая быстрее всех выполнила задание.

Что еще почитать:  Виды спорта для детей. В какую секцию отдать ребенка

Игра “Где спрятана матрешка?»

Цель: установить с детьми названия растений группового участка, их внешний вид, развить внимание, наблюдательность, память, развить познавательный интерес.

Материалы и оборудование: матрешка.

Правило игры: Ведущий показывает игрокам маленькую матрешку, затем предлагает им закрыть глаза и прячет игрушку за одним из растений на игровой площадке. Игроки открывают глаза, и ведущий описывает растение (стебель, листья, цветы, за которыми спрятана матрешка. Побеждает тот, кто первым правильно назвал растение и нашел матрешку.

Игра «Вершины и корни»

Цель: установить с детьми названия растений, внешний вид надземной и подземной частей; развивать внимание, наблюдательность, память; развивать познавательный интерес.

Материалы и оборудование: овощи или картинки с их изображением.

Правило игры: вариант первый. Воспитатель делит детей на две группы. Один из них раздает корни (лук, репа, морковь, картофель и др. Все “наверху”, а также “Корнеплоды» по сигналу учителя: «Раз, два, три: найди свою пару!» все дети совпадают.

Вариант второй. “Корнеплоды». Сидеть на месте. Беги на детской площадке “Верхний». По команде учителя они должны встать так, чтобы вершины и корень были одним целым. Правильность поставленной задачи можно проверить.

Игра «Какие овощи нужны для борща?»

Цель: закрепить с детьми названия овощей, внешний вид, развивать внимание, наблюдательность, память, развить познавательный интерес.

Материалы и оборудование: настоящие растения или картины предметов с их изображением.

Правило игры: воспитатель предлагает детям готовить борщ на ужин. Дети выбирают необходимые овощи для борща (капуста, свекла, фасоль, морковь, лук и др). Среди овощей должны быть те, которые для борща не нужны (например, огурец, кабачок и т д.).

Игра “Урожай»

Цель: закрепить с детьми названия овощей и фруктов, внешний вид, развить внимание, наблюдательность, память, развить познавательный интерес.

Материалы и оборудование: росписи предметов с изображением овощей, фруктов и насекомых.

Правило игры: картинки предметов кладутся на стол лицевой стороной вниз. Игроки по очереди фотографируют. Тот, кто сделал фото с изображением насекомого, теряет свою очередь, то есть он не кладет фото на стол, а кладет обратно, и все изображения снова смешиваются. Тот, у кого самый высокий «урожай», побеждает овощи и фрукты.

Игра “Что сначала, а что потом?»

Цель: закрепить с детьми названия овощей и фруктов, внешний вид, стадии их созревания, развить внимание, наблюдательность, память, развить познавательный интерес

Материалы и оборудование: изображения испытуемых.

Правило игры: Ведущий раздает детям фрукты и овощи по сигналу: «Найди свой овощ!», дети, в руках которых одноименные овощи и фрукты, объединяются в группы. Их размещают в каждой группе, соблюдая последовательность созревания – от недозрелых до спелых. Побеждает команда, которая набирает обороты быстро и в правильной последовательности.
Игра «Урожай в поле, в саду, в саду»

Цель: закрепить с детьми названия овощей и фруктов, круп, их внешний вид и место роста, развить внимание, наблюдательность, память, развить познавательный интерес.

Материалы и оборудование: предметные картины с изображением растений с поля, огорода и огорода.

Правило игры: три команды собирают урожай: первая в поле, вторая в саду и третья в саду. Команда, которая первой правильно выполнила игровое действие, побеждает.

Что еще почитать:  Во что можно играть вдвоем - вечная классика, которая не стареет

Мистическая игра “Лес»

Цель: закрепить с детьми названия лесных растений, их внешний вид, развивать внимание, наблюдательность, память, развить познавательный интерес.

Материалы и оборудование: изображения лесных растений.

Правило игры: учитель загадывает головоломки, дети отгадывают их. Если ответ правильный, ведущий показывает ответ в картинках. В конце игры результат суммируется: в лесу растут разные растения: деревья, кусты, ягоды, цветы, грибы и т.д.

Игра «Надо – не надо»

Цель: закрепить с детьми названия овощей и фруктов, внешний вид, развить внимание, наблюдательность, память, развить познавательный интерес.

Материалы и оборудование: Изображения растений.

Правило игры: модератор говорит: «Я хочу посадить огород. Тебе нужна капуста?». Дети отвечают: “Необходимость». Ведущая также называет плодовые растения, цветы. Кто из детей был неправ, выбывает из игры. “Посадив» сад, дети продолжают играть – начинается сад. Ведущий, перечисляя фрукты, использует названия овощей и цветов. Побеждает тот, кто никогда не ошибался.

Игра “Где растет?»

Цель: обобщить знания и расширить кругозор детей о разных видах растений и местах их произрастания.

Материалы и оборудование: мяч

Правило игры: воспитатель по очереди бросает мяч детям и называет растение. Поймав мяч, ребенок должен быстро отреагировать, где он растет: в саду, в лесу, в поле, на лугу.

Цель: развитие зрительного внимания, умения ориентироваться в пространстве. Активация словаря по теме. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материалы и оборудование: картон геометрических фигур, различных цветов, контрпалки, конусы и др.

Правило игры: собрать дерево на листе бумаги, на котором отмеченная линия – земля.

Найдите, что опишу

Дидактическое задание. Найдите растение по описанию.

Действие игры. Ищите растение по описанию отличительных черт.

Правило. Назвать растение можно только по его описанию.

Оборудование. 5-6 растений, из которых существуют разные названия одного семейства, но разных видов, например: пеларгония душистая и зональная, бегония пестролистная и королевская, традесканция зебра и зеленая и т.д.

Ход игры. Педагог расставляет растения так, чтобы дети четко видели особенности каждого из них. Затем он описывает общие характеристики одноименных растений (скажем, традесканции), после чего называет отличительную черту каждого растения. Дети внимательно слушают рассказ учителя. Затем предложите одному из парней показать растение и дать ему имя.

Узнай растение

Дидактическое задание. Найдите растение по названию.

Действия в игре. Соревнование, кто быстрее найдет растение.

Правила. Найдя растение, нужно объяснить, как вы его узнали.

Ход игры. Растения (разные виды одного семейства) остаются на постоянных местах. Воспитатель говорит всем детям: «Я назову комнатное растение, а вы должны его найти, показать и рассказать, по какому признаку вы его определили. Кто сделает это быстрее, тот получит чип. В конце игры мы присвоим звание «Знаток природы» тому, кто наберет больше всего фишек».

Примечание. Подобная игра знакома дошкольникам старшего возраста – они играли в средней группе. Таким образом, в игре было 3-4 растения с четко различимыми характеристиками. В старшей и подготовительной группах к школе ребенку предлагается найти растение 8-10 лет и указать характерную черту, по которой он его идентифицировал.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: