Игры и упражнения для развития речи для младших дошкольников.

Игры без использования наглядности

Игры в слова с младшими воспитанниками детского сада бывают двух видов: только на речевой основе и с частичным использованием наглядного материала или предметов. Среди игр первого типа выделяют:

  • игры – «дополнения»;
  • играть с литературными произведениями и фольклором;
  • пальчиковые игры.

Во всех трех вариантах таких игр есть общее правило: они проводятся на основе хорошо знакомого детям текста. Детям предстоит выполнить несложные задания: добавить слово к стишку или загадке, показать действия, выраженные в произведении, жестами, мимикой, движениями пальцев или ладоней. Поскольку у младших дошкольников сильно развито подражание, взрослый, ведущий игру, должен владеть правильным языком, иметь позитивный настрой и уметь выражать необходимые эмоции. Желание детей продолжать заниматься этим видом деятельности зависит от того, как воспитатели или родители преподносят игру.

Карточный указатель игр и упражнений на развитие грамматической стороны речи для дошкольников

Семейные каламбуры помогают установить тесный эмоциональный контакт между родителями и детьми

Таблица: примеры словесных игр с детьми младшей группы на основе текстов

Название и цели игры Содержание
«Добавить слово» Чтобы научить детей внимательно следить за ходом рассказа, внимательно прислушивайтесь к звучанию слов, добавляйте подходящее слово по значению. Развивайте внимание, формируйте первую идею рифмы. Повышает интерес к художественному слову, фольклору. Берется простое стихотворение, понятное детям, с которым они уже знакомы (но не выучили). Воспитатель читает строчку, останавливаясь перед последним словом, дети должны это слово сказать. Для этой игры подойдет фольклор («Вода, вода», «Ладушки», «Фига, брис!»), А также стихи А. Барто из цикла «Игрушки», Корнея Чуковского «Закаляк», «Цыпленок».
«Отгадай загадку» Развивай у детей логическое мышление и язык, пробуждай интерес к разгадыванию загадок, повышай способность расслышать загадку до конца и только потом называть ответ. Взрослый загадывает загадку, ответ рифмуется с основным текстом, дети говорят ответ. Со второго полугодия можно вводить головоломки, ответ на которые не рифмуется, искать нужно, ориентируясь только на содержание текста. Рифмующие загадки:
  • Комочки желтые, легкие, как вата! Бегут за квочкой Кто это? (куры).
  • Хитрый читер, рыжая голова, пушистый хвост – красота! И зовут его (лиса).
  • Молодец эта Лина: лепит все из (пластилина).
  • Четыре колеса, резиновые шины, двигатель и тормоза. Так что же это? (Машина).

Загадки без рифмы:

  • На деревьях – скачет и скачет, А красный свет трепещет. (Белка).
  • Летом он ходит без дороги между соснами и березками, а зимой спит в берлоге, пряча нос от холода. (Медведь).
  • Лапы мягкие, а в лапах царапины. (Кот).
«Покажи кукле стихотворение» Научить детей произносить отдельные предложения поэтического текста, сопровождая их соответствующими действиями для развития связной речи, интонационной выразительности, внимания. Воспитывать любовь к литературе и фольклору, театральной деятельности. Воспитатель: – Ребята, к нам в гости приехала кукла Оля. Любите слушать стихи и знаете много интересных стихов. Давайте не только расскажем их Оле, но и покажем. Учитель читает стихотворение или детский стишок, показывая необходимые жесты, движения, а ученики повторяют за ним. Например:
  • Сова-сова (дети машут руками, как крыльями), Большая голова («нарисовал» круг руками), Садится на бревно (садится), Голову поворачивает (поворачивает в стороны), Крылышками машет ! (прямыми руками хлопают в стороны). Поднимите ноги (топайте)!

Детские стишки «Гу-ту-ту», «Сорока-ворона», «Ладушки», стихи «У медведя большой дом», «Седой заяц сидит», песни «Готовлю, готовлю», «Маленький серый котенок» подходит для игры».

Пальчиковые игры. Развить у детей связную речь, улучшить мелкую моторику, координацию речи, движений пальцев и ладоней. Развивать организацию, любовь к общим играм, настойчивость. Эти игры похожи на игру, но все действия, содержащиеся в них, представлены движениями пальцев и ладоней.

  • Это глаза. Точно. Это уши. Точно. Это нос, это рот. Есть спинка. Вот живот. Это ручки. Хлопать в ладоши. Это ноги. Вверх. Ой, устала, лоб вытирать! (Дети показывают части тела и выполняют движения согласно тексту).
  • Этот палец – дедушка, этот палец – бабушка, этот палец – мама, этот палец – папа, этот палец – я. Это вся моя семья! (С каждой строчкой дети сгибают один палец, начиная с большого).
  • Спали на кроватке (Руки под щекой). Вещи в шкафу уже убрали. (Свободно двигаем руками – «убираем»). Мы сели в кресло. (Прикрываем кулак другой ладонью одной руки). И они ели за столом. (Вращательные движения руки воображаемой ложкой).
  • Приближается вечеринка, (поднимите руки и опустите). Дерево одевается. (приподнят по бокам). Вешали игрушки (аплодисменты): бусинки, шарики, сухарики. (сжать и разжать пальцы). А вот и фонарики висячие (сверху ручки – «фонарики»). Они радуют малышей блеском (аплодисменты).
  • Мы с мамой стирали одежду (ребенок трется кулаком о другой). Полоскались вместе в реке (она ведет раскрытыми ладонями вправо и влево, имитируя полоскание белья). Сжал, повесил (Сжимал и разжимал кулаками, имитируя развешивание одежды). – Стало весело! (Выполняет круговые движения руками ладонями вверх, пальцы разведены).

Карточный указатель игр и упражнений на развитие грамматической стороны речи для дошкольников

Игра со стихами – вид деятельности, который любят дошкольники

Упражнения на развитие голосового дыхания, формирование правильного произношения и артикуляции звука «Песня комара, пчела, поезд», «Послушный язык», «Скажи, как я» также выполняются без визуализации в детский сад более юного возраста. Воспитатель или родители четко произносят звуки, указывают правильное положение губ и языка, при этом ребенок повторяет по их шаблону.

Игры для развития речи детей 3 — 4 лет.

Развивающие языковые игры для детей 3-4 лет являются важным элементом развития ребенка в целом. Каждая мама стремится дать своему ребенку все самое лучшее с самого раннего возраста. Однако следует уделить должное внимание речи и дикции ребенка.

С каждым годом ребенок становится более зрелым и каждый раз ему требуется новая информация. Чтобы правильно развивать речь у ребенка, совсем не обязательно посещать различные платные занятия, можно в виде игры дома отлично научить ребенка говорить четко и ясно.

Поверьте, эти простые домашние игры намного эффективнее уроков с учителем. Конечно, это в том случае, если в произношении нет нарушений.

К тому же такие игры серьезно не сэкономят семейный бюджет, а ребенок будет доволен уютной атмосферой дома и готов учиться с новыми силами.

В возрасте 3–4 лет ребенок должен с радостью принимать различные новые игры и с удовольствием удовлетворять различные запросы родителей.

В этой статье представлены игры, которые помогут детям 3-4 лет развить речь и дикцию.

«Ехай! Нет, поезжай»

Эта игра вызывает у детей бурю эмоций, ее суть заключается в правильном произношении слова «го». Вам понадобятся: машина с кузовом, небольшая игрушка.

Подъезжает машина, в которой сидит кролик и говорит: надо в лесу грузить дрова, ребенок должен сделать вид, что он их загрузил, и сказать: «Вот, вперед!» Если вы ошиблись, исправьте и играйте снова.

«Магазин»

Эта игра полюбилась многим девушкам, ведь, как правило, девушки любят все, что связано с покупками и покупками. Ваша задача построить импровизированный магазин и разложить в нем товары по полкам.

Пусть ваш ребенок будет продавцом, а вы покупателем. Самым главным условием является то, что товар продается только при правильном произношении слова и угадывании товара, произнесении только одного звука.

Например: мне нужно «м», ребенок должен посмотреть на товар на полках и угадать, что это пишущая машинка.

«Простые загадки»

В такой игре нет ничего сложного, вам нужно отгадать загадку из всего, что может подтолкнуть вас к правильному ответу.

Например: лежа в ванной, когда в нее попадает вода, образуется пена и руки становятся чище. Правильный ответ – мыло.

Мы лежим на нем всякий раз, когда устаем, а утром нас уже не оторвать. Правильный ответ – подушка.

«Человек»

Вам понадобятся карандаши и лист бумаги. Попросите ребенка нарисовать человека или персонажей и придумать их имя и фамилию.

Также позвольте мне пофантазировать и нарисовать, какой у этого человека дом, какой у него питомец, его рабочее место.

Когда он придет на рабочее место, попросите его разработать одежду для своего персонажа, посуду и игрушки. Наконец, попросите ребенка рассказать вам о своем персонаже более подробно на основе его рисунка. Эта игра отлично развивает память и воображение.

«Опиши игрушку»

Вам понадобится любая игрушка, которая есть в доме, пусть ребенок внимательно ее осмотрит и спрячет.

Позвольте мне описать это как можно подробнее, а теперь прикрепите к той же игрушке значок или резинку и снова покажите ее ребенку, задав вопрос «что в ней изменилось». Он должен запомнить форму игрушки, чтобы найти разницу. Эта игра отлично подходит для развития памяти и внимания.

«Звонок»

Вам понадобится мобильный телефон и воображаемый собеседник. Пусть ребенок позвонит по телефону (дедушке, бабушке, сестре или другу) и поговорит с ним на разные темы.

При этом следите за его разговором, он обязательно должен попрощаться перед началом разговора, а также сказать «спасибо» и «до свидания».

Также попросите ребенка рассказать другому человеку, как он провел сегодня день, чем был занят. С помощью такой игры можно отлично установить у ребенка нормы этикета и развить речь.

«Антоним»

С помощью этой игры вы познакомите своего ребенка с антонимами и улучшите его языковые навыки. Вы должны назвать пару слов, и ребенок должен доказать обратное.

Например: карточка белая, и ребенок должен ответить – карточка черная или дерево высокое – нет, короткое.

«Какой он?»

Вам понадобится какой-нибудь предмет или игрушка, что угодно, и ребенок должен их подробно описать. Например: есть машинка, что это? – красный, быстрый, с черными колесами и т д. Вот маркер, что это? – зеленый, яркий и тд

Вы также можете поменяться ролями, вы можете описать продукт или предмет, и ребенок должен это угадать. Например: красный, воздушный, круглый – это мяч.

Языковые развивающие игры для детей от 3 до 4 лет помогут пополнить словарный запас. В такую ​​игру можно играть, даже когда идешь на рынок или в магазин, я показываю ему любой товар на полках и даю ему описать его максимально подробно.

Словесные игры для младшей группы с использованием наглядных пособий

Помимо обычных каламбуров, в работе с дошкольниками используются дидактические игры, основанные на визуализации (предметы, предметы и изображения сюжета). Детям четвертого года жизни необходимо воспринимать большой объем информации, выучить много новых слов, выучить их различные формы (уменьшительное, множественное число), тогда помощь в виде наглядного пособия сделает игру более живой, яркой и маленькой более доступный для понимания детей.

Карточный указатель игр и упражнений на развитие грамматической стороны речи для дошкольников

Изучение изображений предметов поможет детям понять, с какими предметами они столкнутся в игре

Игры в слова служат не только для развития речи дошкольников. В них дети закрепляют свои знания об окружающем мире, предметах и ​​живых существах, природных явлениях, профессиях, семье, социальных явлениях. Тематика игр должна быть разнообразной, охватывая весь объем знаний, предусмотренных программой, которые ученики должны будут освоить в течение учебного года. В результате визуальный материал для игр тоже будет богатым.

Таблица: примеры словесных дидактических игр с опорой на наглядность

Название и цели игры Содержание
«Большой – маленький» Обучать детей умению различать и называть размеры предметов, развивать логическое мышление, связную речь, внимание, повышать концентрацию внимания, усидчивость, познавательную активность. Для игры используется серия картинок, на которых изображены пары предметов разного размера (большая ель и маленький гриб, большой дом и маленькая хижина и т.д.), Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинку и скажи, что здесь большое, что маленькое. Если ребенок испытывает затруднения, ему дается образец: «Кот большой, а мышка маленькая». Как вариант, учитель может произнести первую часть предложения, а ребенок – вторую.
“Что что что?” Активируйте словарь прилагательных, научитесь правильно определять и называть свойства предметов, развивать речь, мышление, любопытство, память. Детям раздают картинки с предметами, просят внимательно их рассмотреть и назвать, что за предмет изображен и что это такое: «Это солнце, оно желтое. Это помидор. Он круглый, красный ». Воспитатель должен побуждать ребенка описывать те свойства предметов, которые не видны на картинке:« Солнце горячее, помидор вкусный, спелый, бубен играет и т.д. »Моменты режим
«Мамы и щенки» Укрепляйте знания детей о названиях животных и их щенков, развивайте способность строить простые предложения, воспитывайте любовь к животным, желание заботиться о них. Детям предлагаются картинки (они могут быть в виде пазлов) или фигурки животных и щенков, их просят найти и отнести каждого ребенка к матери. Когда пары подобраны, ребенок и учитель описывают их: «У коровы есть теленок, у собаки есть щенок, а у кошки есть котенок».
«Найди пару» Развивайте у детей логическое ассоциативное мышление, учите их описывать свой выбор связными предложениями, предложениями. Воспитывайте концентрацию, умение полностью выполнить поставленную задачу. В этой игре требуется серия изображений, связанных в логические пары: елка и игрушечная елка, кот и миска с молоком, катушка с нитками и иголка. Дошкольники образуют пары и в свободной форме рассказывают, почему они связали именно эти изображения. Учитывая возраст детей, педагог не должен полагаться на их опыт, а первые два-три раза самостоятельно составляют пары картинок и описывают, почему они похожи.
«Называйте игрушку ласково» Закрепить знания уменьшительно-ласкательных форм имен, научить их формировать, развить грамматический слух, внимание. Воспитатель ставит перед детьми коробку с игрушками на стол, говорит: «Сегодня игрушки пришли поиграть с нами, но им грустно, они прячутся. Они будут играть только тогда, когда мы будем их ласково звать. Что это? (Машина). Как назвать его ласково? (Печатная машинка). Юра, добро пожаловать в машину. Дети, давайте вместе назовем ». Далее машинку ставят на стол перед детьми. Они поступают так же со всеми игрушками, после чего дети играют с ними. Можно предложить обратиться к игрушкам и другими ласковыми словами: «Ты красивая, ты веселая, приходи к нам, мы с тобой поиграем».
«Скажи обратное» Активизировать использование антонимических слов в детской речи, развивать мышление, обогащать словарный запас, поощрять эмоциональную реактивность, любопытство. Эта игра трудна для младших дошкольников, потому что небольшое количество знаков основано на зрительном восприятии, многие свойства и качества, которые ребенок должен понимать и понимать на уровне эмоций, и некоторые из них знает через непосредственное восприятие. Поэтому изображения эмоций (плохое – доброе, веселое – грустное), а также предметы из различных материалов используются в качестве наглядных пособий. Изучая их, сравнивая и называя свойства, дети также запоминают слова с противоположным значением: «Куб деревянный, это сложно. Утка резиновая, она мягкая. Мяч гладкий, а мишка мягкий».
“Кто где прячется?” Усилить использование предлогов в речи, закрепить названия мебели, развить связную речь, умение излагать свои мысли. Для игры понадобится набор кукольной мебели (стол, стул, шкаф) и небольшие игрушки. Воспитатель расставляет игрушки в произвольном порядке, говорит, кто где прячется, а затем просит повторить: «Стакан на столе, кролик прячется под стулом, медведь залез в шкаф и так далее»
“Кто что делает?” Учите детей правильно употреблять глаголы в предложении, развивайте грамматический слух, внимание, связную речь. В этой игре не обойтись без изображений, описывающих действия. Дети изучают их, а затем с помощью учителя описывают, что делают изображенные на изображениях люди или животные: «Девочка поливает цветы. Бабушка вяжет шарф. Дети купаются в реке. Кот пьет молоко. Кролик ест траву».
“Да или нет?” Развивать логическое мышление, умение правильно определять и называть признаки предмета, прививать любовь к логическим играм. Воспитатель показывает детям игрушечного лиса и говорит, что хочет с ними поиграть, но нужно быть очень осторожным, ведь лисенок любит жульничать, жульничать. Затем покажите картинки или предметы, описывая их от имени петушка с ошибками: «Что это? (Это яблоко). Яблоко зеленое? (Нет, это красный.) Кто это? (Это кролик). У кролика длинный хвост? (Нет, коротко)».

Карточный указатель игр и упражнений на развитие грамматической стороны речи для дошкольников

Представления о сходных и противоположных свойствах предметов ребенок получает в процессе их непосредственного рассмотрения

Фотогалерея: стимульный материал для игр в младшей группе

Карточный указатель игр и упражнений на развитие грамматической стороны речи для дошкольников

для сравнения размеров лучше подбирать контрастные элементы, чтобы ребенку было легче ориентироваться

Карточный указатель игр и упражнений на развитие грамматической стороны речи для дошкольников

Картинки предметов для игры “Что, что?” на них есть ярко выраженная маркировка и небольшое количество дополнительных деталей, которые могут отвлекать детей

Карточный указатель игр и упражнений на развитие грамматической стороны речи для дошкольников

Игра «Мамы и щенки» тоже представлена ​​в виде пазла

Карточный указатель игр и упражнений на развитие грамматической стороны речи для дошкольников

Вы можете создать игру «Match a Pair» самостоятельно или купить ее в специализированных магазинах

Карточный указатель игр и упражнений на развитие грамматической стороны речи для дошкольников

Для описания действий годам младшей группы предлагаются не фото, а рисунки

Также большую пользу детям приносят подвижные игры с хоровым произношением таких слов, как «Гуси-гуси», «Волнение, пузыри», «Буханка». Поскольку они проходят на открытом воздухе, дети могут не только практиковаться в правильном произношении слов, но и говорить быстро и медленно, громко и тихо, что учит их контролировать силу своего голоса и скорость речи. Педагог должен следить за тем, чтобы дети не кричали слишком громко, так как это вредит речевой системе.

Карточный указатель игр и упражнений на развитие грамматической стороны речи для дошкольников

Огромную ценность представляют народные подвижные игры: в них дети знакомятся с прекрасными образцами фольклора, познают красоту родного языка

Игры в слова – отличное средство приобщения детей не только к родному языку, но и к окружающему миру, явлениям общества и природы. Однако их использование в младшей группе требует, чтобы педагог и родители хорошо разбирались в детской физиологии и психологии. Подбирать такой материал для игр необходимо, чтобы дети не слишком много работали, а получали полноценное развитие, доступную для их возраста информацию и радость от общения со взрослыми и сверстниками.

Карточный указатель игр и упражнений на развитие грамматической стороны речи для дошкольников

Карточный указатель игр и упражнений на развитие грамматической стороны речи для дошкольников

Карточный указатель игр и упражнений на развитие грамматической стороны речи для дошкольников

Карточный указатель игр и упражнений на развитие грамматической стороны речи для дошкольников

Карточный указатель игр и упражнений на развитие грамматической стороны речи для дошкольников

Карточный указатель игр и упражнений на развитие грамматической стороны речи для дошкольников

Карточный указатель игр и упражнений на развитие грамматической стороны речи для дошкольников

Карточный указатель игр и упражнений на развитие грамматической стороны речи для дошкольников

Карточный указатель игр и упражнений на развитие грамматической стороны речи для дошкольников

Карточный указатель игр и упражнений на развитие грамматической стороны речи для дошкольников

Карточный указатель игр и упражнений на развитие грамматической стороны речи для дошкольников

Картотека игр по развитию речи во 2 младшей группе

Игры на развитие здоровой культуры речи

«Как это звучит? »

Цель: продолжить обучение выделению и распознаванию звуков отдельных музыкальных инструментов.

Ход: учитель по очереди показывает музыкальные инструменты и показывает, как они звучат. Затем учитель предлагает отгадывать загадки. Он закрывает экран и играет с разными инструментами, и дети узнают, где принадлежат разные звуки.

“Как это звучит?»

Цель: познакомить детей со звуками окружающего мира, научить их изолировать и узнавать.

Курс: Учитель показывает предметы один за другим и показывает, как они звучат. Затем учитель предлагает отгадывать загадки. Он закрывает экран и действует с разными предметами, а дети узнают, какие предметы имеют разные звуки. Объясните: в мире много звуков, и каждый из них звучит по-своему.

Игра “Громко – Тишина»

Задача. Учите детей соотносить характер своих действий со звуком бубна. Воспитание у детей способности переключать слуховое внимание.

Подготовительные работы. Подготовьте по 2 флажка для каждого ребенка.

Инсульт: дети сидят полукругом. У каждого из них по 2 флага. Если воспитатель громко играет на бубне, дети поднимают флажки и машут им, если молча держат руки на коленях.

Методические указания. Взрослому человеку необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать высокий и низкий звук бубна необходимо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

“сильный безмолвный»

Задача. Научите детей изменять силу своего голоса: говорите то громко, то тихо. Обучение умению изменять силу голоса.

Подготовительные работы. Воспитатель подбирает парные игрушки разных размеров: маленькие и большие машинки, большие и маленькие барабаны, большие и маленькие трубы.

Передвижение: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она громко пищит:« BBC ». Как проходит сигнал большой машины?» Дети громко говорят «Би-би-си». Учитель продолжает: «И игрушечная машинка тихонько пищит:« Би-би-си ». Как гудит маленькая машинка?» Дети спокойно говорят: «Би-би-си». Учитель убирает обе машины и говорит: «А теперь обратите внимание. Как только машина завелась, надо подать сигнал, не заблуждайтесь, большая машина громко пищит, а маленькая молчит».

Остальные игрушки разыгрываются точно так же.

Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать пару игрушек или 2-3. Следите за тем, чтобы, когда вы произносите звукоподражание тихо, дети не переходят на шепот.

“Перо, лети!”

Задача: развитие сильного и регулярного прямого выдоха; активация губных мышц.
Оборудование: птичье перо.
Прогресс игры:
Бросьте перо и подуйте на него, не уронив. Так что предложите ребенку подуть. Обратите внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя поток воздуха на перо снизу вверх.

“Снежинки”
Цель – формирование длительного регулярного выдоха; активация губных мышц. Оборудование: кусочки ваты. Как играть: Взрослый кладет на стол кусочки ваты, напоминая детям о зиме. – Представь, сейчас зима. Снаружи идет снег. Дунем по снежинкам! Взрослый показывает, как дуть на ватный диск, дети повторяют. Затем все берут ватину, и игра повторяется снова.

“Змея.”

Цель: развить правильное голосовое дыхание – продолжительное произношение согласного звука Ш.

Как играть: Предложите детям поиграть со змеями. Игра ведется на ковре.

– Давай поиграем в змейку! Змеи вышли из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: «Ш-ш-ш!»

Напомните детям, чтобы они дышали больше воздуха и долго насвистывали. При длительном произнесении звука Ш невозможно получить воздух.

“Насос.”

Цель: развить правильное гласное дыхание – длительное произношение согласного звука С.

Ход игры: предложите малышам поиграть с насосами. Действие игры происходит на земле и сопровождается движениями, имитирующими накачку колеса помпой.

– Кто из вас любит кататься на велосипеде? А в машине? Каждый любит. Но иногда колеса автомобилей и велосипедов прокалываются и сдуваются. Берем насосы и накачиваем колеса, вот так! «ССС» – насосы работают!

Преподаватель показывает движения насоса и объясняет, что вы должны вдохнуть больше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно выдыхать его, издавая звук C. Невозможно вдохнуть воздух во время произнесения звука. Помпа может продолжить работу после паузы, когда ребенок сделает еще один вдох. Необходимо следить за тем, чтобы дети не перенапрягались во время игры.

“Надуйте воздушный шар.”

Цель: развитие правильного голосового дыхания – длительное произношение согласного звука F.

Ход игры: Предложите детям сыграть в следующую игру: встать на коврик, развести руки в стороны – вы получаете мяч, затем долго произносите звук F, выставляя руки перед собой – мяч спущен. Наконец, обнимите друг друга за плечи: мяч спущен.

– Давай поиграем в мячи! Вот так разведите руки в стороны! Вот большие шары. Внезапно в шаре образовалась небольшая дырка, и он начал сдуваться… Из мяча выходит воздух: FFF! Мяч улетел!

Напомните детям, чтобы они вдыхали больше воздуха, когда воздушный шар надувается, а затем постепенно выдыхайте его, издавая звук F.

Игры на развитие грамматического строя речи

“Что ушло?”

Цель: Попрактиковаться в образовании родительных форм множественного числа существительных.

Материал: Пары предметов: матрешки, пирамидки (большие и маленькие), ленты (разного цвета и разного размера – длинные и короткие), кони, утята (любая игрушка), петрушка, сумка.

Как играть: Петрушка с мешком предстает перед детьми. Он говорит, что принес мальчикам игрушки. Дети смотрят на игрушки. Позвони им. Положить его на стол.

– Запомните, какие предметы лежат на столе. Есть пирамидки, матрешки, утята. Петрушка будет играть с вами. Он скроет игрушки, и вы должны сказать, какие игрушки пропали: матрешки, пирамидки, утята или что-то еще.

На столе остаются три пары предметов: матрешки, пирамидки, кони. Дети закрывают глаза. Прячем матрешек и кладем на их место ленточки. («Кто ушел?») Затем мы прячем ленты и ставим пирамиды на их место. («Что пошло?») И так далее. Наконец, убираем все игрушки и спрашиваем: «Какие игрушки пропали?»

“Что ушло»

Цель: научить детей формировать родительные имена, единственное число

Оборудование: фактурное изображение, цветные изображения в любом количестве.

Прогресс игры:

Вариант 1. Играют взрослый и ребенок.

Перед ребенком рисунок сюжета, например «В гости к Чебурашке». Сказочный герой Муравей приезжает в гости к Чебурашке с подарками. Ребенок кладет в комнату подарки. Ребенок их перечисляет, рассматривает. Затем ребенку дается время на запоминание. Впоследствии предлагается закрыть ребенку глаза. В это время взрослый снимает изображение или переворачивает его. Он задает ребенку вопрос: «Что пошло?». Ребенок открывает глаза, рассматривает и отвечает, например: «Смородина пропала» и так далее.

Вариант 2. Ребенок-ребенок.

Принцип игры такой же. Играют только двое детей. Каждый по очереди является лидером. Один ребенок закрывает глаза, второй прячет изображение. Напротив, роли поменялись местами. Детям очень интересно угадывать и скрывать картинки. Игра быстрая и увлекательная.

«Один – много»

Цель: научиться употреблять существительное в единственном и множественном числе.

Снаряжение: карточки с изображением предметов в единственном и множественном числе.

Перемещение: у детей есть карточки с одним предметом и множеством предметов.

1. Задача детей – назвать то, что изображено на картинке. Пример: у меня есть один кубик и много кубиков.

2. Измените слова, чтобы обозначить многие вещи. Пример: шар – шары, куб – кубики.

3. Измените слова так, чтобы они значили одно. Пример: деревья – дерево, утята – утенок.

“чудесная сумка»

Задача

: В процессе игры дети учатся определять, что это за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме. Его также можно использовать для развития речи и воображения.

Оборудование:
Непрозрачный мешок.
Детям рекомендуется шить его из ярких тканей (для повышения интереса к происходящему), а детям постарше – из темных тканей.

Элементы.

Они должны соответствовать определенной теме (овощи, геометрия, животные, буквы или числа) и иметь ярко выраженные различия в форме.

Ход игры.

Смысл игры очень прост: вы должны положить руку в сумку, прикоснуться к объекту и назвать его, не видя, что это конкретно. Чтобы дети не запутались, сначала можно поставить 1 предмет, а потом, когда они так научатся играть, уже другой.

Помимо основной задачи, игрокам могут быть предоставлены дополнительные:

  • опишите предмет (цвет, размер, вкус, материал) или животное (что оно делает, где живет);
  • рассказать из какой сказки этот предмет или герой;
  • опишите его так, чтобы другие дети могли догадаться;
  • назовите слова для этой буквы;

Очень маленьким детям можно предложить таким образом выбрать игрушку, с которой они потом будут играть. Для этого им сначала показывают предметы, которые кладут в сумку, а затем каждый по очереди достает свои.

“Что это где.”

Цели:

– закрепить осознание необходимости поддерживать порядок в группе;

– уточнить знания по расстановке предметов в группе;

– закрепить идею о том, что наведение порядка помогает сохранить здоровье.

Оборудование:

картинки предметов с изображением игрушек, посуды, одежды, обуви, книг, фотографии групповой мебели, игр и других областей для видов детской деятельности.

Содержание игры.

Педагог вместе с детьми рассматривает фотографии мебели и помещений группы по видам деятельности, уточняя цель. Он расставляет фотографии на столах, раздает детям картинки предметов и предлагает навести порядок – поставить предметы на свои места.

“Помогите мне найти мою маму»

Задача:

научить различать и называть животных и их молодняк, домашнюю птицу и их птенцов. Усиливает правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Оборудование: изображения животных с птенцами, птиц и птенцов

Ход: попробуйте показать, например, мать – собаку и предложите выбрать между двумя вариантами – щенок и утка, например, чья мать, и наоборот. Постепенно добавляйте все больше и больше животных.

У всех детей есть картинки предметов с животными-учителями: «Кто твой рисунок, Коля? (курица) Кто мать курицы? (курицы). Позвони маме, цыпленок (писай). Воспитатель имитирует кудахтанье курицы.

Учитель: Это коза (покажите картинку). Как он кричит? Кто ее щенок? Как он кричит? Это овца (покажите картинку). Как блеет? А ее детеныш – как плачет ягненок? так далее

Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Щенки ходят (дети выходят из-за столов), грызут траву, жуют крошки. Чья мама или папа назовут щенка. Он должен крикнуть – ответить им – и бежать – поставить рядом фото. Дети побежали к мамам.

Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок со щенком или цыпленком издает звуки и кладет картинку.

С детьми постарше вы можете перевернуть все карты на другую сторону и предложить открыть две карты по очереди, тот, кто сделает первые пары животных и назовет их, побеждает.

Оборудование: изображения животных и их детенышей.

Игры для расширения и активизации словарного запаса

“Кто это? Что это?»

Цель: назвать слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные имена.

Оборудование: изображения предметов, животных, людей, птиц.

Курс: Учитель объясняет детям, что все предметы имеют свои имена и называют разные предметы. Вокруг нас много объектов. И вы можете спросить о каждом из них. Я вас спрошу, и вы одним словом ответите: «Что это?» Обозначает изображение неодушевленного предмета или самого предмета. Дети называют предметы. Покажите анимированный объект или изображение и спросите: «Кто это?».

2. Рассмотрите изображения. Назовите тех, кто обозначает живые (неживые) предметы. Задайте им вопрос.

3. Учитель случайным образом называет слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы. Дети задают им вопросы: яблоко – «что это?», Собака – «кто это?».

“Кто что делает?»

Цель: узнать слова, обозначающие действие. Научитесь использовать в речи глаголы, правильно задавайте им вопросы.

Оборудование: изображения, изображающие различные виды деятельности.

Курс: Воспитатель показывает детям разные сюжеты. Дети задают им вопросы или называют действие.

1. Ребенка просят назвать, что делает человек (животное) на фото).

2. По столу рассыпано несколько изображений. Ребенку предлагается найти определенное действие. Найдите картинку, на которой прыгает девочка. Что делает девушка?

“Назови его ласково»

Цель: узнать строение слова в процессе образования имён с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: изображения с изображением предметов разного размера.

Курс: Учитель объясняет детям, что они будут играть «любящие имена». Делали круг, ласковые были, Позвали в кружок, назвали имя. Выходи, Елена, в круг! Возьми флаг, Леночка. Младенцы ласково зовут ребенка, передавая флаг ребенку, стоящему рядом с ними. Детям раздают картинки больших и маленьких предметов. Назовите элементы по схеме: таблица – таблица.

«Части дня»

Задача:

создать условия для усвоения понятий «Утро», «День», «Вечер», «Ночь» и их правильной последовательности.

Обычно мы играем утром на ковре. В качестве дополнительного и стимулирующего материала были созданы изображения, изображающие деятельность детей в разное время дня (ночь – ребенок спит, утро – ребенок моется, разминается или делает зарядку, днем ​​- ребенок играет или гуляет, вечером – играет дома или идет домой с мамой) .

Начнем игру с вопроса: когда мы спим? (после ответов детей первый ребенок получает картинку «Ночь», надевает ее на себя) .

Продолжение: Когда заканчивается НОЧЬ, наступает УТРО. Просыпаемся, растягиваемся, умываемся (сопровождаем соответствующими движениями) и идем в детский сад. (Второй ребенок получает картинку «Утро», надевает ее на себя). Днем все дети играют (хлопают в ладоши) и гуляют (топают ногами). (Третий ребенок получает фото «День», надевает на себя) Ну, ВЕЧЕР, все мальчики бегут к маме! (дети распускают объятия). Затем возвращается НОЧЬ (дети складывают ладони под щеки и на время закрывают глаза). Когда дети научились определять по картинкам части дня и правильно выполнять соответствующие движения.

«Части дня»

Задача: закрепить знания по частям дня; упражнение для сравнения изображений с периодами дня: утром, днем, вечером, ночью.
Правила игры:
от слова, произнесенного учителем, покажите карточку и объясните, почему он взял ее в руку.
Действие игры: поиск нужного изображения.

На столе у ​​игроков есть несколько изображений, отражающих жизнь детей в детском саду. На каждое время дня должно быть несколько сюжетных изображений. Дети выбирают себе картинку, внимательно ее рассматривают. При слове «утро» все дети, у которых в руках соответствующие изображения, поднимают их, и каждый объясняет, почему они думают, что у них есть фотография утром: дети приходят в детский сад, их ждет воспитатель, они делают утренняя зарядка, мыться, завтракаем, занимаемся и т д. Затем учитель произносит слово «день».

Картинки поднимают те, у кого есть фотография любого детского праздника или занятия в это время дня: прогулки, работа на участке, обед, сон.

Воспитатель. Вечер. Дети поднимают соответствующие карточки. Почему вы показали эту карту?

Ребенок. Потому что за младенцами пришли мамы, на улице темно.

Воспитатель. Ночь. Дети держат в руках карточки с изображениями спящих детей. Так закрепляются знания детей о временах дня. За каждый правильный ответ детям выдаются жетоны: розовый – утро, синий – день, серый – вечер, черный – ночной жетон. Затем все карты перетасовываются, и игра продолжается, но слова называются в другой последовательности: сначала учитель называет «вечер», а затем «утро», тем самым повышая внимание к словесному сигналу.

“Скажи мне, что?»

Цель: развитие тактильных ощущений у детей, обогащение и активизация словарного запаса.

Целями данного пособия являются: развитие тактильной памяти, умственных операций, мелкой моторики, впечатляющей и выразительной речи; фантазия и воображение (все зависит от задач в дидактической игре) .

Интеграция направлений: «Коммуникация», «Познание».

Курс: Детям выдаются карточки, изображающие разные настроения людей, состояние предметов.

Ребенок должен называть определения путем сравнения (здесь девочка веселая, а на другой картинке девочка грустная).

Усложнение: ребенку дается задание выбрать разные определения предмета (мяч – круглый, резиновый, синий, большой).

“В каком сезоне?»

Задача: Обучает детей понимать изменение климата в зависимости от времени года, поведения растений и животных, а также жизни людей в разное время года.

Упражнение: нужно подбирать изображения и предметы, соответствующие сезону.

Правила: вспомнить, что происходит и в какое время года; помогать друг другу как группа; индивидуально вы можете играть с родителями и пользоваться их советами.

Материал: круглый диск, разделенный на четыре части. Украсьте каждую деталь или накройте ее тканью, соответствующей цвету сезона (белый – зима, зеленый – весна, розовый или красный – лето, желтый или оранжевый – осень). Этот диск символизирует «Круглый год». Для каждой части вам нужно собрать несколько серий изображений с соответствующей тематикой (изменения в природе, животные и птицы, люди, работающие на земле, дети, веселые).

Что еще почитать:  Эколого-психологический тренинг «Остров Робинзонов»
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector