Планирование сюжетно-ролевой игры для дошкольников

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевых игр в ДОУ

Методическая разработка «Планирование лидерства в ролевой игре дошкольников».

Ролевую игру называют королевой детских игр. Поэтому педагогу очень важно правильно его организовать, не нарушая творческих способностей детей. Эти рекомендации помогут молодым педагогам и студентам. Прежде чем приступить к проведению ролевой игры в одной из возрастных групп, обратите особое внимание на задачи, которые вы будете решать, работая с дошкольниками. К ним относятся следующие:

  • разработка игр как деятельность;
  • расширить тематику игр для детей, углубив их содержание;
  • приобретение положительного социального опыта;
  • использование игры для обучения коллективных и индивидуальных детей детей;
  • развитие всех сторон личности: движений, всех мыслительных процессов (мышление, воображение, память, язык), личностных качеств и черт характера, усиление и дальнейшее развитие эмоционально-волевых проявлений ребенка;
  • подготовка дошкольника к жизни в обществе, социализация его личности.

Прежде чем организовывать и проводить сюжетную РПГ, необходимо изучить особенности сюжетной РПГ, которые раскрываются в работах исследователей (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.). В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе ролевые игры рассматриваются как особый вид деятельности, для которого характерно наличие всех составляющих деятельности: цели, мотива, средств и даже в некоторых случаях говорят о них результат, но каждый из элементов игровой деятельности индивидуален.

Проанализировав теорию, каждый из вас должен сделать собственные выводы по изученным вопросам, осознав особое значение ролевых игр в развитии дошкольников

При организации ролевой игры важно учитывать, что в дошкольном учреждении необходимо: собирать игрушки, которые позволят раздавать игры в семье, дома, в детском саду, «водители», «путешествия», «поезд». »,« у врача »,« магазин »и др. обратите особое внимание на их доступность для детей и держите их в игровых уголках в поле зрения ребенка, стимулируя его представление об игре.

В старшем дошкольном возрасте необходимо собрать игрушки по тематике (для игры в больницу, почту, космонавтов, школу, библиотеку и т.д.). Подготовить готовые комплекты, состоящие из самой необходимой атрибутики и игрушек, дополнительной игры материал, сменные элементы. Не давайте детям готовый материал, привлекайте их к этому по мере развития игры.

Особо хочу обратить внимание на следующие моменты методики использования ролевой игры:

 1 Выбор игры, которую вы включите.
 2 Оборудование (оборудование).
 3 Наличие предметной игровой среды в зависимости от возраста и тематики.
 4 Наличие плана – синопсиса.

Организовать наблюдение за игровой деятельностью детей (с целью выявления интересов и игровых навыков детей). Ознакомьтесь с долгосрочным планом развития ролевых игр в этой группе (обратите внимание на предыдущую работу, проделанную педагогом в этом направлении).

1. Выбор игры. Начните разрабатывать план организации игровой деятельности. При этом учитывать интересы детей, уровень развития игровых действий, умение развивать сюжет и т.д. Подумайте и опишите содержание игры. Планируйте возможные направления развития участка. Определите правила игры. Подготовьте все необходимые атрибуты для игры. Организуйте свою игровую среду. Создайте игровую ситуацию, чтобы выявить игровое намерение детей. Организуйте ситуацию распределения ролей между детьми. Обсудите план игры и правила игры. Осуществлять прямое (младший дошкольный возраст) или косвенное руководство игровой деятельностью, следить за развитием сюжета. – Педагогическая разработка плана игры, то есть начальный этап педагогического проектирования: очертить сюжет, определить игровые роли и наполнить их конкретным содержанием (старший дошкольный возраст). – Ознакомление детей с планом игры и его совместное рассмотрение. – Создание воображаемой ситуации. Распределение ролей согласно пожеланиям ребенка. Запуск игры: создание игры или проблемной ситуации, предварительная беседа, обсуждение темы предстоящей игры и т.д. Сохранение игровой ситуации: использование напоминания, инструкций, советов, положительной оценки, ролевого взаимодействия и т.д. Конец игры: положительная оценка, анализ ролей и взаимоотношений в компании.

Вопросы для анализа:

1. Начало игры: как возник интерес к игре; соответствие выбранных приемов возрасту детей, уровню развития игровых навыков.

2. Подготовка к игре: специально создана; дети действуют в воображаемой ситуации; создается во время игры. Соответствие обучения возрастным особенностям детей.

3. Какие учебные задачи решались в ходе игры?

4. Способствовали ли методы и приемы ведения игры развитию сюжета, игровых навыков и формированию взаимоотношений между детьми?

5. Реализованы ли во время игры принципы гуманистической педагогики?

6. Уровень развития игры, навыки детской визуализации; умение использовать различные средства воплощения образа героя (речь, мимика, жесты, элементы костюмов и т д.).

7. Увлеченность детей игрой, насколько реализован индивидуальный подход к детям.

8. Окончание игры, ее завершенность, чем занимались дети после игры.

9. Оценка педагогом игровой деятельности детей, уважение к возрасту, лидерские цели, принципы личностно-ориентированного подхода.

10. Предполагаемая контрольная работа воспитателя по развитию игровой деятельности.

11. Предположения, рекомендации:

Воспитанию, развитию и закреплению необходимых для будущего школьника качеств личности способствуют ролевые игры «Школа», «Библиотека». Они отражают представления детей о школе, школьных правилах, требованиях учителей, а также их мечты и желания. Приобщая детей к школьной жизни, обращайте особое внимание на такие явления, как школа, которые называются учениками, обращайте внимание на деятельность учеников, их отношения друг с другом и с учителем, рассказывайте лучшим ученикам, пробуждая желание подражать им. Пригласите их в группу и расскажите об интересных школьных делах, любимом уроке, о том, как дети помогают опоздавшим, как проводят субботники, участвуют во взрослой работе, как отдыхают летом, в какие игры играют. Вести беседу «Правила добрых дел», использовать труды по школе. Знания о школе, полученные детьми во время экскурсии, наблюдений и целевых прогулок, помогут вам в организации и проведении ролевой игры «Школа».

Критерии оценки:

  • игра подходит для возраста ребенка;
  • вовлеченность в игру (количество человек – участников игры);
  • соблюдение алгоритма игры;
  • эмоциональная насыщенность соответствует игровому замыслу;
  • особенности поведения детей в игре, подчинение правилам игры;
  • степень удовлетворенности игрой.

Показатели эффективности

  • Идея родилась по инициативе самого ребенка, он обсуждает ее с одноклассниками, учитывая свою точку зрения. Формулировка цели игры и задачи игры, устойчивость концепции, использование импровизации в игре.
  • Основное содержание игры, его разнообразие, взаимосвязь между предметом, повседневными действиями и социальными отношениями, которые они отражают.
  • Сюжет игры. Разнообразие, стабильность и развитие сюжета. Умение ребенка вместе выстраивать и творчески развивать сюжет игры.
  • Игровая роль обозначается словом через ролевую речь, предметные действия, мимику. Степень развития диалога по ролям, его длительность, умение передать характерные черты характера.
  • Взаимоотношения, их количество, стабильность и характер.
  • Игровые действия: степень обобщенности, согласованности, разнообразия, адекватности.
  • Отношение к правилам: умение выполнять их с взятой на себя ролью, следить за выполнением правил другими детьми.
  • Достижение результата игры, умение соотнести его с намерением.

Возможные риски:

  • Убогость сюжетов детских игр, их однообразие.
  • Отражение в игре негативных сторон взрослой жизни, подчиненного положения отдельных детей в игре, пассивными участниками которой они являются.
  • Частые конфликты из-за распределения ролей, соблюдения правил, владения игрушкой и т.д.

Как избежать

  • Обогатите опыт детей, расширяя, уточняя и систематизируя знания об окружающей среде.
  • Развитие игровых навыков у детей.

Методические рекомендации «Формирование сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста»

Не секрет, что игра в детском саду – это основной вид деятельности, который создает особую среду, в которой ребенок может реализовать свои интересы и потребности. Но как создать творческую игровую среду, которая подталкивает ребенка к действию? Ведь именно в игре закрепляются все существующие представления об окружающем мире, и ребенок приобретает устойчивые навыки. Именно игровая среда побуждает ребенка к действиям, эмоциональным проявлениям и установлению различных связей с окружающим миром.

Современное поколение живет в ограниченном игровом пространстве, где оно окружено компьютерами и разнообразными гаджетами. И когда эти дети догоняют своих сверстников, они просто не умеют общаться друг с другом. Но, при всем этом, эти дети могут иметь довольно высокий уровень умственного развития, в отличие от других сверстников, поскольку они уже имеют навыки использования компьютера, планшета и других интересных гаджетов. Возникает противоречие: имея высокий уровень умственного развития, дети мало общаются, разговорный язык детей скудный, немногословный.

Как он может быть учителем? Следует помнить, что ФГОС предлагает одно из требований к реализации программы в конкретных формах для дошкольников, одним из которых является игра.

Стандарт требует, чтобы педагог создавал условия «. для создания социальной ситуации для развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста», «. для поддержки инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности» (п. 3.2. 5 ФГОС), который подразумевает «поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, предоставление времени и пространства для игры».

В педагогической литературе неоднократно поднимался вопрос о том, что детская игра в детском саду не достигает правильного уровня.

Ежедневная потребность детей дошкольного возраста в игре составляет 5-6 часов; в детском саду – 3-4 часа.

Разовые или специальные потребности:

– младший дошкольный возраст – 40 мин.

Что еще почитать:  Эстетика в детском саду

– средний – 60 мин.

– старший – 1,5 часа

– подготовительная группа – 2 часа.

Как правило, в детском саду не хватает времени на игры как самостоятельное занятие для детей. Педагоги стараются организовать игру по своему усмотрению или удаляются из игровой организации. У детей очень плохой игровой опыт (дети чрезмерно организованы, редко посещают культурно-досуговые учреждения с родителями), детям приготовлены готовые игрушки, мало игрушек на замену. Отсутствие яркой жизни (шоу, праздники), потеря коллективных отношений (уклон в сторону избирательности). В результате дети играют бок о бок, а не вместе. Отсюда и небольшой сюжет. По данным Е.О. Смирновой, только 5% дошкольников имеют высокий уровень развития игровой деятельности.

Поэтому так важно обеспечить достаточно времени для ролевой игры в течение дня (на прогулку, а днем ​​- 15-20 минут в день). Сопровождение игры, а не контроль действий детей грамотными методами (комплексный метод). Создать условия для оптимизации игровой деятельности дошкольников.

Ролевая игра как основной вид игры для дошкольников создает условия для произвольности всех психических процессов:

– игра освобождает вас от диктатуры реальной ситуации (ребенок может перейти из реальной ситуации в воображаемый мир – оказаться на дне моря, полететь в космос, путешествовать в далекие страны…);

– в игре развивается высокий уровень воображения (в игру включены многоконтекстные роли: Буратино и воспитатель, принцесса и полицейский; дети действуют в воображаемой ситуации (как бы) с предметами-подменами, воображаемыми предметами;

– в игре развивается общение игры (ребенок не думает о общении, он говорит простым и содержательным языком);

– в игре ребенок формирует отношения взрослых (врач – пациент; администратор салона – посетитель…);

– моделируют, воссоздают окружающий мир (трансформируют среду – арену цирка, зоопарк, школу…);

– игра регулирует подчинение (или не будет принято в игре), дети регулируют свои отношения с партнером.

Игра помогает ребенку увидеть себя со стороны (сегодня – главная роль, завтра – второстепенная).

Игра помогает детям понять и решить сложные отношения между взрослыми и их логику.

Все навыки и умения, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием языка. Сначала идет развитие речи монолога (умение говорить, рассуждать (на предметах, игрушках, в телешоу…), развивается повторение готовых текстов; затем речь развивается диалогической (дети , в процессе ролевых отношений научитесь участвовать в разговоре, слушателям понятно отвечать на вопросы и задавать их, вместе решать игровые задачи, договариваться, а не конфликтовать).

Умение играть в ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень языкового развития. Известно, что дети с плохими речевыми навыками не могут играть в ролевые игры: они не могут планировать сюжет, они не могут брать на себя роль, обозначать роль словами, сопровождать игровые действия словами и поддерживать диалог, основанный на ролях. Их игры имеют примитивный характер (в основном, манипуляции с предметами или просто игровые действия) и распадаются под воздействием любых внешних воздействий.

Элементы РПГ начинают развиваться в раннем детстве. В среднем дошкольном возрасте первые ролевые отношения проявляются в игровой деятельности детей. Игровые действия начинают совершаться не для себя, а для смысла игры. Существует разделение между игрой и реальным взаимодействием детей.

Как игра превращается в детсадовские годы?

Сильно обогащена тематика игр, дети показывают события, выходящие далеко за рамки повседневных ситуаций («Путешествие», «Космонавты», «Рекламное агентство», «Туристическое агентство», «Журналисты», «Сбербанк» и др.). В играх естественным образом могут переплетаться реальные, сказочные и фантастические события (Баба Яга приходит в парикмахерскую, Айболит ухаживает за животными в зоопарке). Дети могут комбинировать, комбинировать, интегрировать и, в различных вариациях, показывать существующие идеи в своих играх, что придает игровой деятельности уникальный и творческий характер. Это становится возможным благодаря обогащению знаний об окружающем мире (наблюдение, экскурсии, чтение художественной литературы, знакомство с интересными людьми, просмотр телевизора и т.д.).

Специфика содержания игр заключается в том, что детей больше интересуют не действия взрослых, а взаимодействие и общение людей в процессе деятельности (администратор беседует с посетителем салона, журналистом берет у него интервью художник). Визуализация ролевых действий кажется отошедшей на второй план, дошкольников интересуют отношения, общение с людьми, например, ролевой диалог. Итак, в игре происходит развитие социального опыта, взаимосвязь игровых действий и ролевого диалога.

Задача педагога – помочь играющим детям осознать, что люди взаимодействуют и осмысленно общаются друг с другом и пробуждают этот интерес к игре.

Для решения коммуникативных задач мы решили потренировать игровые навыки в ролевой игре «Журналисты». Ролевой игре «Журналисты» предшествовали игры «Зоопарк», «Цирк», «Театр», «Туристическое агентство». В этих играх дети моделируют отношения и рабочую деятельность творческих и интересных людей, и мы хотели взять у этих людей интервью.

На первом этапе работа проводится специально для обогащения знаний детей о творчестве журналиста (фотокорреспондента, художника-дизайнера, издателя): где он может работать (телевидение, газета, журнал, рекламное агентство), какими качествами должен обладать. (быть умным, образованным, смелым, ответственным, серьезным, находчивым, знающим, сильным, решительным, любопытным, с хорошей памятью), какие предметы необходимы для работы (микрофон, диктофон, видеокамера, фотоаппарат…) с этой целью на два месяца проводятся следующие мероприятия:

– Беседы с экзаменационными иллюстрациями («Кто такой журналист?», «Кто издает журналы, газеты;

– встречи и беседы с интересными людьми – журналистами, фотографами, редакторами – 1 раз в неделю утром или вечером;

– организация экскурсии (в местную газету города) 1 раз в месяц;

– дидактические и словесные игры («Профессии», «Выбери, что тебе нужно для работы», «Кто чем занимается?», «Пройти собеседование», «Кому что нужно?» раз в день продолжительностью 3-5 минут;

– Наблюдение за работой журналистов на телевидении – раз в неделю утром или вечером;

– Рассмотрение иллюстраций к работе журналистов и их обсуждение (ежедневно по 5-10 минут утром и вечером);

– чтение художественных произведений с последующей беседой: «Журналист знает все, обо всем на свете» О. Повещенко; А. Белокопытова «Веселая и шумная жизнь юных журналистов», «Фотограф смотрит в камеру» (10-15 минут 1-2 раза в день – вечером и месяц перед сном);

– просмотр презентаций по работе журналиста (1 раз в неделю по 10-15 минут вечером).

Поскольку старшие дошкольники заинтересованы во взаимодействии людей, при знакомстве с профессией журналиста им необходимо не только показать действия, совершаемые взрослыми в том или ином виде деятельности, но и обратить внимание на отношения людей, раскрыть содержание их общение. Этому способствуют:

– рассказы педагога о жанре «интервью», о работе журналиста с показом иллюстраций;

– детские рассказы о работе журналиста-журналиста (творческое домашнее задание).

И на первом этапе обучения игровой деятельности перед педагогом стоит задача научить детей играть бок о бок, в парах, в малых группах. Когда учитель объединяет детей в группы, в которых один ребенок обладает достаточными коммуникативными навыками, а другой может передавать свои знания, то есть каждый становится «маленьким педагогом» для другого. Пространственная среда, состоящая из предметов, игрушек-заменителей и различных игр, помогает организовать такие группы. Начать такую ​​работу стоит с дидактических игр для построения реальных отношений, например, «Мост дружбы». Постепенно эти дидактические игры включают элементы творчества, фэнтези, изобретений, и это такие игры, как: «Давайте представим, что…», «Путешествие на неизведанные расстояния», «Что бы вы сказали?», «Помогите друг другу» и т.д.

Каждая обучающая игра – это школа сотрудничества, школа умения радоваться удачному решению партнера и смело переносить неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная атмосфера изобретательности и фантазии: только в этом случае игры развивают творческие способности ребенка.

На первом этапе формируется монологическая речь. Ребенок-информатор выполняет дома творческие задания (находит интересную информацию о далеких странах, экзотических животных зоопарка, интересную телепередачу), увлекает своим рассказом, показывая иллюстрации, проблемные вопросы других детей, вызывает потребность в игре.

На этом этапе мы можем превратить Интернет, компьютер в помощника, союзника, где дети получают информацию, еженедельно выполняя творческие задания: «Что ты узнал?», «Расскажи что-нибудь интересное», «Сюрприз».

Так создаются игровые проекты про страны, животных для зоопарка, артистов цирка, театра, профессий и так далее

Организация журналистской деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием, в частности, метода интервью (игровые ситуации: «Мы журналисты», «Репортеры» (интервью, «Телевидение. Интервью» и др.) – 2 раза в неделю по 10 человек. 15 минут – усилит мотивацию выступления для создания условий для формулирования вопросов, а также для построения самостоятельных высказываний и рассуждений, умозаключений с их стороны.

На первом этапе учитель выступает в роли докладчика и задает детям вопросы на разные темы. Затем дети учатся интервьюировать друг друга, состоящее из 2-3 вопросов (количество вопросов постепенно увеличивается: 4-5 вопросов, 7 вопросов), которые они задают друг другу, воспитателю, персоналу детского сада и родителям. (игровая ситуация «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?» Например: «Ваня, ты можешь узнать, с кем ты дружишь? Какое твое любимое блюдо?» и т д).

На втором этапе моделирование используется для обучения детей ролевому взаимодействию – эффективному способу развития диалогической речи (предложенная схема (алгоритм) ведения диалога). Схема подсказки состоит из изображений – символов. На основе этих картинок вместе с детьми подбираются возможные варианты вопросов, которые можно задать. Итак, уже в процессе самого интервью ребенок-корреспондент выстраивает свой диалог, имея перед собой визуальную опору.

Что еще почитать:  Математические игры для развития интеллектуальных способностей дошкольников

так дети учатся задавать вопросы, взаимодействовать с другими людьми, это в дальнейшем ведет к объединению в совместной игре и содержательном общении («Не могли бы вы ответить на несколько вопросов?», «Могу я взять у вас интервью?» «Могу я задать вам несколько вопросов?»).

Развитию диалога способствует общение педагога с детьми в повседневной жизни по любому поводу, в разное время. Воспитатель использует все моменты детсадовской жизни. Тема разговора определяется интересами и потребностями детей («Какие темы делают жизнь журналиста комфортной?», «Как себя вести во время интервью?» (Мимика и жесты.)

Даже проблемные ситуации игры способствуют развитию диалога: «Надо подготовить отчет о приходе весны в нашем городе!» (главную роль играют дети: роль главного редактора, журналистов). Учитель берет на себя второстепенную роль: прохожий на улице дает интервью). Проблемные игровые ситуации назначаются на утреннем приеме один раз в неделю по 10-15 минут.

Чтобы дети реализовали свой творческий потенциал, свои фантазии и действовали согласованно, необходимо освоить новые способы построения игры: построение общего сюжета, необходимо стимулировать детей совмещать построение творческого сюжета с ролевым взаимодействием. (Айболит и корреспондент, журналист и артисты цирка.)

Игровой диалог может осуществляться в виде «телефонных» разговоров персонажей (редактор журнала – журналист, журналист – сказочный герой). Сначала учитель предлагает двум детям поиграть вместе. Как только игра начинается, взрослый сводит к минимуму свое участие в ней или полностью исключается, давая первый импульс работе воображения ребенка.

Кроме того, можно придумывать «настоящие истории» численно большими группами (до 4-5 человек). Можно использовать творческие занятия: «Мы в эфире», «Берём интервью у сказочного персонажа», «Реклама для артистов цирка», туристическая работа – «Репортаж об интересном мероприятии», ведение программы «Полезные советы». Постепенно количество играющих в подготовительной группе достигает 10-11 детей (Радио, Рекламное агентство, Детский развлекательный центр, проблемная ситуация «Баба Яга очаровала всех артистов цирка. Что делать?») И т.д.»

На этапе развернутой ролевой игры дети ставят друг другу игровые задачи (ходим в цирк брать интервью у артистов), вместе решаем их, соглашаемся, не конфликтуют. Только при наличии такой формы общения игра становится для ребенка по-настоящему самостоятельным занятием.

важно понимать, что навыки, приобретенные для совместной разработки новых сюжетов, делают самостоятельную игру детей на любую тему более творческой и последовательной.

Заключение.

Правильно организованная журналистская деятельность детей в виде сюжетно-ролевой игры позволяет удовлетворить потребность детей в новых знакомствах, впечатлениях, которые, в свою очередь, способствуют развитию их социальных, нравственных качеств, инициативы, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование условий для учебной деятельности (п. 1.6. ФГОС ДО).

Игра – основное занятие ребенка до младшего школьного возраста. Таким образом, игра, после того как ребенок заканчивает школу, проводится во взрослой жизни как деловая игра. Современному человеку довольно сложно реализовать себя в обществе без игры. Следовательно, игра, являясь важнейшим фактором развития ребенка, является не только реализацией этого развития, но также способствует совершенствованию навыков и способностей взрослого.

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры “Наш мишутка заболел”

Паспорт проекта

Тип проекта: групповой, игровой.
Продолжительность: краткосрочная.

Участники проекта: воспитатель, дети второй младшей группы (3-4 дня).

Образовательная область: познавательное и языковое развитие детей.

Место: МБДОУ детский сад.

Актуальность проекта

Игра – это вид непродуктивной деятельности, причина которой не в ее результатах, а в самом процессе.

Игра способствует развитию интеллектуальных способностей, памяти, внимания, восприятия ребенка, является своеобразным тренингом в общении, в социальных отношениях ребенка, помогает раскрыть его индивидуальные и личностные особенности, стимулирует активность ребенка ребенок воображение, фантазия, творчество. Основным источником, питающим ролевую игру ребенка, является окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Постоянное расширение знаний детей об окружающей их жизни, обогащение их впечатлениями – одно из важнейших условий развития полноценной игры в определенной группе детей.

Цель: сформировать умение брать игровую роль и обозначать ее для партнера, умение распределять ролевые взаимодействия.

Задания:

  • формировать умение устно принимать и обозначать игровую роль;
  • развивать умение реализовывать ролевое взаимодействие в парах с партнером – взрослым и сверстником;
  • развивать между собой дружеские отношения;
  • побуждайте детей активировать в речи слова, обозначающие предметы (термометр, витамины, термометр, шпатель, шприц, стетоскоп).

Ожидаемые результаты

  • умение принять роль и обозначить ее;
  • ролевое взаимодействие в паре со сверстниками;
  • добродушные отношения друг с другом;
  • активировать в речи слова, обозначающие предметы.

Предварительная работа (подготовка)

Научная фантастика:

  • К.И. Чуковский “Айболит»;
  • В.В. Гербова «Животные больны»;
  • К.Д. Ушинский «Медицина»;
  • К.И. Чуковский “Мойдодыр»;
  • К. Барто «Грязная девушка»;

Развивающие игры:

  • “Хорошо или плохо»;
  • «Живые витамины»;
  • «Береги глаза»;
  • «Я взрослею»;
  • «Готовься к прогулке»;
  • «Профессия»;
  • «Что для чего»;

Знание других и языковое развитие:

  • Экскурсия в кабинет врача приюта;
  • История медицинской профессии педагога с использованием демонстрационных материалов;
  • Беседа: «Кто помогает нам быть здоровыми?» (ссылаясь на личный опыт детей);
  • Разговор: «Опасные наркотики»;
  • Разговор: «На приеме у врача» с помощью мультимедийных средств;
  • Разговор: «На земле здоров, сам себе помогу».

Игры на открытом воздухе:

  • “Где чей дом?»
  • «На поляне в лесу».

Рабочая деятельность:

  • Совместная работа воспитателя и детей – изготовление горчичников больным, таблеток, витаминов.

Производственная деятельность:

  • Моделирование: «Витамины», «Лечите больного медведя»;
  • Рисунок: «Рисование витаминов»;
  • Дизайн: «Кровать для медведя».

Взаимодействие с родителями:

  • Пошив одежды, сумок и чепчиков для врачей и медсестер (привлечение родителей к изготовлению атрибутов).

Оборудование и атрибуты:

  • Фотографии, иллюстрации, картины, игрушка: медведь, стройматериал, платье и шапка для врача и медсестры, медицинские инструменты (детский набор «Кукольный доктор»).

Расширение словаря:

  • Врач, медсестра, медицинский кабинет, белое пальто, белая шапочка, термометр, шприц, шпатель, стетоскоп, лекарство, форма, рецепт.

Сопровождающие роли:

  • Врач, медсестра, водитель. На начальном этапе игры педагог берет на себя основную роль – роль врача, а в дальнейшем эту роль играют сами дети (совместные действия со взрослым путем подражания, по модели).

Методика проведения игры

Мотивационный момент.

Группа – это самостоятельная деятельность детей. Всех детей привлекают к разным видам игр. Воспитатель, увидев лежащего на полу плюшевого мишку (мягкую игрушку), обращает на себя внимание детей:

Воспитатель: – Дети, обратите внимание на медведя, который его обидел, кто его бросил?

Поднимая медведя с пола, воспитатель говорит:

– Мишка заболел от обиды, потому что его бросили и с ним никто не играет.

– Ребята, давайте успокоим медведя и прочитаем ему детский стишок.

Воспитатель и дети начинают читать стихотворение А. Барто «L’orso».

Бросил медведя на пол, оторвал ему лапу. Я все равно не брошу его – потому что он хороший.

Учитель: Что-то медведь не догоняет. Ребята, вылечим медведя! Что мы должны сделать? Как ты можешь ему помочь?

Отзывы детей: отвести к врачу, дать лекарство.

Учитель: Но мы не можем давать лекарства сами, мы не врачи, врач должен их исследовать.

Создание проблемной ситуации.

Воспитатель: что делать?

Ответы детей: Отвезите медведя на машине в больницу.

Учитель: Давайте вызовем скорую. Кто знает номер телефона?

Ответы детей: 03.

Воспитатель: Верно.

Выберите водителя и предложите малышам построить карету скорой помощи с высокими стульями. В это время девочек приглашают пройти в зону ролевых игр «Больница», надеть белые халаты и шляпы и приготовиться к встрече с больным медведем. На начальном этапе игры учитель берет на себя основную роль врача.

Садимся с ребятами в машину и начинаем читать стихотворение Л. Зильберга «Скорая помощь».

Если дочка заболела, не волнуйтесь и не плачьте, наберите «03» пораньше, и к дочери приедет врач. Если что, приедет скорая помощь.

В больнице детей встречает медсестра, которая предлагает сходить в кабинет врача.

Врач: Что с тобой случилось?

Дети: Медведь заболел.

Врач: Я должен это осмотреть. (Слушает медведя со стетоскопом, педагог называет название предмета для прослушивания).

– Здесь все нормально, хрипов нет.

– Расскажи мне о жалобах медведя.

Дети: Мишка заболел, у него поднялась температура, заболело горло.

(Воспитатель берет лопатку, произносит название предмета и смотрит на горло медведя).

Врач: Еще раз откройте рот и скажите «АА».

– Да, у тебя горло красное.

Врач предлагает одной из медсестер измерить температуру игрушечным термометром, показывая, что он находится под мышкой и что вам нужно немного подождать.

Врач: Да, у медведя высокая температура, нужно срочно принять лекарство от высокой температуры.

Врач просит одну из медсестер дать медведю таблетку, а вторую колоть игрушечный шприц.

Врач: Ну, я осмотрел медведя, медсестры оказали первую помощь, но я вам скажу, дети, что медведя нужно лечить. Ты согласен со мной?

– Сейчас я выпишу рецепт на лекарства, которые помогут снять температуру, вылечить шею (напишите в анкете) и нужен постельный режим!

Врач: Ребята, а кто может покупать и давать лекарства по моему рецепту?

Дети Взрослые.

Врач: Правильно, в аптеках лекарства продают только взрослые, и взрослый может давать лекарства пациенту. Я даю (ребенку) рецепт, а он обязательно передаст его взрослому (воспитателю).

Что еще почитать:  Картотека дидактических игр по правовому воспитанию дошкольников картотека (подготовительная группа) на тему

Врач советует детям отвести медведя домой, дать ему чаю, уложить спать и спеть песню.

Дети возвращаются к группе на машине во главе с другим водителем. В группе педагог предлагает детям заварить чай с малиной и застелить постель. Усыпают медведя, поют колыбельную.

“Колыбельная»

Мы наигрались с тобой, Ночь смотрит в окно, Звезды вышли из толпы, Чтобы погулять немного. Все игрушки снимем, постираем чисто. Сон тихонько входит в дом,

Как пушистый кот. Мягкая постель приготовлена ​​и ждет, мама песню споет: спи, малышка, сладкая, даже медведь уснет и закроет глаза, завтра опять день и еще сказок.

Воспитатель: Ребята, мы вылечим медведя, мы позаботимся о нем. Но чтобы медведь больше не заболел, не оставляйте его.

Воспитатель предлагает детям вспомнить действия врача:

– Что сначала сделал врач? (Я послушал медведя).

– Как доктор слушал медведя? (стетоскоп).

– Что доктор сделал дальше? (Замерил у медведя температуру).

– Как врач измерил температуру? (С градусником).

– Что доктор сделал дальше? (Я посмотрел на горло медведя).

– С помощью чего доктор посмотрел на глотку медведя? (Шпателем).

– Что случилось потом? (Одна медсестра дала медведю таблетку, а другая сделала ему укол).

– А какой укол сделали медведю? (Шприцем).

-И в заключение, что сделал врач? (Врач написал отчет и прописал медведю лекарства и постельный режим).

– Кто может купить лекарство? (Только для взрослых).

Воспитатель: – Именно так, ребята, вы настоящие врачи!

Окончание игры

Лечебную процедуру можно повторять в процессе игры 2–3 раза, педагог стимулирует последовательную смену игровых ролей ребенка.

Воспитатель, которого «лечит» врач, меняет свою роль. Педагог дает детям примеры общения и действий. Если окажется, что опыт ребенка достаточно плохой, опекун должен предупредить ребенка.

Игра была разработана таким образом, что дети сразу «открыли» и узнали новый, более сложный способ ее построения. Смысл действий партнера был понятен. В ходе игры дети разучивали новые игровые действия.

Перспективный план по сюжетно-ролевым играм

Ролевая игра “Детский сад»
сюжет «Учитель встречает детей»
Цель: расширить знания детей о предназначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают – учителя, няни, повара, музыканта, воспитывать у детей желание подражать действиям взрослых, брать на себя заботу своих учеников.

Игровой материал: все игрушки, необходимые для игры в детском саду.

«Семейная» ролевая игра

“Большая текстура мытья”
Цель: расширить представления детей о различных видах работы, показать способы действия с игрушками по намеченному сюжету, научить их действовать в рамках своей роли. Результатом ее труда является уважение к работе прачки, уважение к чистоте.

Активировать детский словарь со словами: раковина, порошок, стиральная машина, прищепки.

Игровой материал. Ширма, умывальники, ванны, стройматериалы, игровые аксессуары для ванных комнат, запасные части, кукольная одежда, куклы.

Ролевая игра “Магазин»
сюжет “Отдел игрушек»
Цель: обновить знания детей о том, что есть магазины, что они продают, помочь детям выбрать заменяющие деньги предметы (можно использовать листья)

Активируйте детский словарь со словами: весы, гири, вес, нетто, деньги, касса, кассир.

Игровой материал: манекены для овощей, кассовый аппарат, весы, гирьки, деньги, одежда для продавца, сети, магазин сотовой связи, сумки, кошельки.

Ролевая игра «Транспорт – сюжет« Водитель троллейбуса»

Цель: закрепить знания и навыки по водительской работе, на основе которых дети смогут развить сюжет, творческую игру. Развить интереса к игре. Формирование позитивных отношений между детьми.

Активируйте детский словарь со словами: руль, бензин, заправка, двигатель, прокол шины, поломка автомобиля, светофор, перекресток, пешеходный переход, дубинка диспетчера.

Игровой материал. Машины разных марок, светофор, заправка, стройматериалы, рули, фуражка и трость гаишника-гаишника, куклы.

Детский сад – сюжет «Няня готовится к обеду»

Цель: расширить знания детей о предназначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают – учителя, няни, повара, музыканта, воспитывать у детей желание подражать действиям взрослых, брать на себя заботу своих учеников.

Игровой материал: все игрушки, необходимые для игры в детском саду.

Ролевая игра Строители – сюжет «На стройке моста»

Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей строить здания простой конструкции, вырастить дружеские отношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях строителей, чтобы расширить детский словарный запас: ввести понятие «конструкция», “Мейсон», кран, “строитель», “Оператор крана», “плотник», “сварщик», “строительный материал»
Игровой материал, большие стройматериалы, машинки, кран, игрушки для игры со зданием, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, машиниста крана, водителя и т.д.

Детский сад ролевая игра – сюжет «Завтрак в детском саду»

Цель: обновить знания детей о детском саду. Научитесь объединять действия испытуемого в единую сюжетную линию. Научитесь говорить и действовать в соответствии с ролью

Семейная ролевая игра – Сюжет “Кормление кукол»

Назначение: Цель. Развитие интереса к игре. Формирование позитивных отношений между детьми.

Игровой материал. Кукла – детская, атрибуты бытовой техники, кукольная одежда, посуда, мебель, запасные части

Ролевая игра Магазин – сюжетная линия «Продавец раскладывает товар»

Цель: обновить знания детей о профессии продавца и роде работы, которую она выполняет

Игровой материал: манекены из овощей и фруктов, кассовый аппарат, весы, гирьки, деньги, одежда для продавца, сети, магазин сотовой связи, сумки, кошельки.

Ролевая игра Транспорт – Сюжет «Перевозка мебели»

Цель: научить детей брать на себя роль, действовать в соответствии с ней. Поощряйте использование предметов-заменителей. Коммуникативные навыки формы

Активировать детский словарь со словами: мебель, матрас.

Игровой материал. Машины разных размеров, кукольная мебель.

Магазин ролевых игр – сюжет «Одежда»

Цель: заинтересовать детей новыми играми. Научитесь развивать сюжет в совместной деятельности со взрослым

Формирует способность принимать воображаемую ситуацию

Игровой материал: платья, шапки, куклы, одежда на разное время года,

Ролевая игра Семья – Сюжет «Уборка на кухне»

Цель: привлечь детей к оформлению игрового уголка. Содействовать появлению игр на бытовую тематику. Обогатите детский словарный запас и личный игровой опыт

Игровой материал куклы, коляски, игрушки, мебель, посуда.

Ролевая игра Больница – сюжет «Вызов врача на дом»

Цель: побудить детей принять участие в разыгрывании ситуации. Поощряйте новые ролевые игры. Поощряйте детей использовать свои личные знания и опыт в игре

Куклы, игрушечные животные, медицинские инструменты: термометр, шприц, пилюли, ложка, стетоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинты, скрабы и докторская шапочка.

Ролевая семья – сюжет «Мама готовит обед»

Цель: побудить детей взять на себя роль матери. Тренировать умение обыгрывать различные действия (приготовление обеда, сервировка стола, мытье посуды и т.д.)

Оказать помощь в организации игрового пространства, подбор атрибутов стола.

Игровой материал посуда, выпечка (торт, шоколад, печенье, кондитерские изделия, фрукты, напитки (сок, чай, кофе, мебель, куклы, тарелки.

Ролевая игра Семья – сюжет «Мама купает дочку»

Цель: побудить детей задуматься над впечатлениями, полученными во время наблюдения в игре. Развивайте способность играть роль. Развивать способность выполнять несколько связанных действий

Игровой материал. Мебель, посуда, куклы, коляски, санузел, фартук.

Роль Детский сад – Сюжет «На прогулке»

Цель: помочь детям построить связную сюжетную линию

Тренировать умение совмещать игровые действия. Формировать умение отражать человеческие отношения в игре

Ролевая игра Семья – Сюжет «Уборка квартиры»

Задача: помочь детям организовать игру

Поощряйте их действовать в соответствии с их ролью. Развивайте диалогическую форму общения

Транспортная ролевая игра – Сюжет «Ремонт автомобилей»

Цель: побудить детей действовать с заменяющими предметами. Тренировать умение сопровождать игру голосовыми объявлениями. Поощряйте контакт с ролевым партнером

Игровой материал. Машины разных размеров, инструменты.

Ролевая игра Семья – сюжет «У нас гости»

Цель: закрепить знания детей о чайной посуде.

Поощряйте использование знания правил стола в игре. Воспитывайте дружелюбие, общительность

Игровой материал: куклы, тарелки, манекены.

Ролевая игра Семья – сюжет «Мать укладывает детей спать»

Цель: тренировать умение выбирать роли. Тренировать умение выполнять несколько связанных действий в игре. Развивайте умение правильно называть постельное белье, понимать их назначение

Игровой материал. Куклы, детские кроватки, одеяла, подушки.

Сюжет – ролевая игра Больница – сюжет «У дочери болит горло»

Цель: способствовать формированию ролевой игры на основе впечатлений, полученных при чтении повествования. Покажите детям, как себя вести в ролевых играх. Развивайте диалогическую речь.

Ролевая игра Транспорт – сюжет «Заправляем машину бензином»

Задача: организовать использование детьми знаний по данной теме

Оказывать помощь детям в организации взаимодействия на участке

Он побуждает объединить игровые действия в подробный сюжет

Игровой материал. Шапка водителя, руль, ключи, документы, деньги, светофор, набор инструментов для ремонта

Ролевая игра “Почта»
сюжет “Почтальон спешит с посылкой»
Цель: продолжить работу над развитием и обогащением сюжета игры; улучшать умение включаться в игру, распределять роли, выполнять игровые действия, действовать в соответствии с общей концепцией игры; развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры. Поощряйте доброжелательное отношение друг к другу в игре.

Игровой материал: телефоны, открытки, почтовые ящики, весы, калькулятор, компьютер, пакеты, манекены с фруктами, сумка почтальона, одежда почтальона, атрибутика, изготовленная совместно с учителем: конверты, марки, деньги, кошельки, журналы, почтовые ящики для писем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: