Игры в раннем и младшем дошкольном возрасте

Игровые технологии — залог эффективной коммуникации детей раннего возраста в доме ребенка

В связи с построением педагогического процесса в свете ФГОС изменился подход к организации образовательного процесса: не через систему уроков, а через другие адекватные формы воспитательной работы с детьми. Следствием этого стало внедрение игровой технологии:

– как самостоятельная технология;

– как элемент более широкой технологии;

– как образовательная деятельность или ее часть;

– как технология культурно-досуговой работы.

Игра – это важный вид деятельности, с помощью которого учитель может решить любую образовательную проблему.

Игровые технологии, используемые в нашей работе, согласно основным требованиям ФГОС, направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья ребенка, оказание коррекционной помощи.

Роль игры в воспитании заключается в том, что именно в игре дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества, и у воспитателя есть полная возможность соответствующим образом воздействовать на всех вместе и на каждого в отдельности.

Игровые технологии, направленные на личность ребенка и развитие его способностей, помогают реализовать идеологию ФГОС.

С внедрением игровых технологий развивается эмоциональная сфера ребенка, появляется интерес как положительная эмоция, и, как следствие, ребенок играет роль заинтересованного участника образовательного процесса, а не исполнителя указаний педагога, происходит взаимодействие между педагогом и детьми.

Игровая технология, как система игр, используется не только во время совместной и самостоятельной деятельности, но и в период приучения, тем самым повышая успешность детей в освоении гигиены (в соответствии с одним из направлений развития системы дошкольного образования, рекомендованным Федеральным образовательным стандартом).

Рекреационная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т.е. стабилизации личности.

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность быть независимым в игре, а не в какой-либо другой деятельности, общаться со сверстниками по своему желанию, выбирать игрушки и использовать различные предметы.

Игра развивает интеллект, личность и психические процессы ребенка.

Терапевтическая функция игры очень важна. Цель игровой терапии – не изменить или переделать ребенка, не научить его специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность “пережить” волнующие его игровые ситуации с полным вниманием и сочувствием взрослого (народные игры со стихами, рифмовки, игры в передачу).

Психолого-педагогическая коррекция происходит естественно в игре. Коррекционные игры могут помочь детям с девиантным поведением справиться со своими проблемами. Коррекционная игра имеет большое значение в обучении детей с ограниченными возможностями. В процессе игры дети приобретают способность контролировать свое поведение, легче сотрудничать со взрослыми, учатся преодолевать трудности, выражать гнев более “приличным” способом.

Что еще почитать:  Цифра 1 — стихотворения, пословицы с ребусами

Игры-драматизации как часть игровой методики обогащают детей новыми впечатлениями, развивают интерес к авторским произведениям и фольклору, формируют диалогические, эмоционально насыщенные высказывания, активизируют словарный запас, способствуют нравственному и эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Метод проектов может быть реализован более эффективно с использованием технологии геймификации. Например, при подготовке к праздникам и играм (в том числе с фольклорными мотивами) дети любят брать на себя роль того или иного персонажа. Они сами проявляют инициативу и взаимодействуют с учителем и сверстниками с положительным эмоциональным настроем. Введенные игровые мотивы присутствуют во всех образовательных областях и во всех видах деятельности детей.

В детский дом доставляются дети с различными повреждениями центральной нервной системы (микроцефалия, энцефалопатия, олигофрения и т.д.), с задержкой психомоторного развития и другими заболеваниями. Поэтому вся организация учреждения направлена на стимулирование их умственного развития и создание благоприятных условий для формирования личности ребенка.

Исследования коммуникативных способностей детей, растущих вне семьи, показали, что дети, живущие в детском доме, значительно отличаются в развитии общения со взрослыми и сверстниками по сравнению с детьми, живущими в семье. Основной причиной такой задержки является разница в условиях жизни и воспитания детей в семье и вне ее, в основном связанная с практикой общения ребенка со взрослыми.

Поэтому, чтобы сблизить детей, организовать совместную деятельность и поддержать позитивные отношения со сверстниками и взрослыми, мы систематизировали и используем в своей работе различные игры. Мы принимаем во внимание возраст ребенка, его способности и желание общаться со сверстниками и взрослыми. Мы выделяем четыре стадии коммуникативного развития детей, в соответствии с которыми организуем те или иные виды совместной игры.

 1 этап Формирование субъективного отношения ребенка к сверстнику. Этот этап требует индивидуального подхода взрослого к каждому ребенку, поэтому в этот период мы используем игры только с двумя детьми, при непосредственном участии взрослого.
 2 этап Развитие эмоционального и практического взаимодействия. На этом этапе важную роль играет взрослый, который инициирует игру, моделирует правильные действия и создает положительную эмоциональную атмосферу.
 3 этап  

III этап: Подготовка ребенка к принятию роли и общению в этой роли со сверстниками. С помощью учителя ребенок учится входить в воображаемый контекст и принимать новую значимую ситуацию (в играх с простыми правилами и танцевальных играх).

 4 этап Развитие совместной субъектной и продуктивной деятельности детей.

 

Игры, направленные на развитие общения между детьми, разделены на шесть групп, каждая из которых определенным образом способствует формированию позитивных отношений между детьми.

Парная игра способствует формированию субъективного эмоционального отношения к сверстнику, формированию потребности в общении (“Дуем и дуем”, “Ходим парами”, “Узкая улочка” и т.д.).

2. Совместная игра с несколькими партнерами – эти игры помогают детям испытать чувство общности, развивают способность эмоционально и практически взаимодействовать с группой сверстников (“Ласковая цепочка”, “Паровозик”, “Солнечные зайчики” и т.д.)

3. Пальчиковые игры – дети подражают друг другу (“Мы топаем ногами”, “Замок”, “Пузырь” и т.д.).

4. Игры-карусели – разработаны по образцу народных игр и основаны на сочетании простых повторяющихся движений и физических контактов участников (“Караван”, “Пускание пузырей”, “Карусель” и др.).

5. Игра с предметами помогает ребенку увидеть в сверстнике не конкурента за право обладания игрушкой, а партнера по игре (“Катание мячей”, “Команды ладошек” и т.д.)

6) Игры с правилами – в которых дети развивают умение контролировать свое поведение, внимательно слушать взрослых и следовать предложенной роли (“Солнышко и дождик”, “Воробей и машина”, “Кошка и мышка” и т.д.).

Эти игры способствуют развитию общения между детьми и их сверстниками и являются неотъемлемой частью жизни нашей группы. Они стали привычным и желанным занятием для наших учеников. Мы проводим эти игры в обычные моменты, на прогулках, во время свободной игры детей.

Используя игровую технику, дети привыкают жить и работать в группе, они сопереживают и сочувствуют своим сверстникам. Игра также компенсирует недостаток общения детей со взрослыми и сверстниками, что особенно важно в детских домах.

Использование игровой технологии обеспечивает более эффективное внедрение личностно-ориентированной технологии, что способствует гуманизации образовательного процесса в детском учреждении.

Тобольск — 2015 ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПО ФГОС ДО. — презентация

Отчет об опыте работы. Применение игровых технологий в раннем и младшем дошкольном возрасте. (Первая младшая группа).

Тобольск ТЕХНОЛОГИЯ ИГРЫ С ДЕТЬМИ ПЕРВИЧНОГО ВОЗРАСТА В ФГОСах

Что такое технология? Как и любая технология, педагогическая технология – это процесс, в котором происходит качественное изменение воздействия на обучающегося.

Виды педагогических технологий: “Здоровьесберегающие технологии” “ТРИЗ” технология “Проблемное обучение” технология “Технология Марии Монтессори” технология “Игровая” технология и т.д.

Основные требования (критерии) педагогической технологии: Концептуальность. Системный. Простота управления. Эффективность. Повторяемость.

“Игровая технология” должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровой ситуации в дидактическом процессе в детском саду, предоставляя ребенку возможность взять на себя роль персонажа, действующего в игровой ситуации. Такая организация деятельности учителя и ребенка позволяет воспроизвести некоторые элементы игры и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от игровой деятельности к учебной. Игра или ее элементы, правильно включенные в процесс обучения, придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют умственные, эмоциональные и волевые силы детей и направляют их на выполнение задания.

Игра – это искра, которая разжигает огонь любопытства и любознательности. V. A. Сухомлинский “Игра – это искра, которая зажигает огонь любопытства и любознательности. V. A. Сухомлинский.

Игры выполняют множество познавательных и образовательных функций. Среди игровых упражнений можно выделить те, которые: помогают определить характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать, помогают обобщать предметы по определенным признакам, учат ребенка отделять вымысел от реальности, учат общаться в коллективе, развивают быстроту реакции, находчивость и др. Игра – это основа любого дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выходит на первый план, и весь период дошкольного детства должен быть посвящен игре.

Цель игровой технологии – не изменить или переделать ребенка, не научить его специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность “пережить” волнующие его ситуации в игре, при полном внимании и сочувствии взрослого.

Важной особенностью игровых технологий, которые педагоги используют в своей работе, является то, что игровые моменты пронизывают все виды детской деятельности: труд и игру, обучение и игру, повседневную деятельность по выполнению режима.

К “игровым” педагогическим технологиям относятся различные педагогические игры, которые отличаются тем, что имеют четко поставленную цель и соответствующий педагогический результат. Педагогические игры классифицируются в соответствии с их основными принципами: – физические (двигательные), – интеллектуальные (психические), – трудовые, – социальные и психологические.

В зависимости от характера педагогического процесса они бывают: обучающие, тренирующие, контролирующие, обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, психотехнические и другие.

В соответствии с природой игровых методов, типология которых достаточно широка. Наиболее часто используются следующие типы: тематический, ролевой, ролевая игра, бизнес, симуляция, игра-драматизация …

В зависимости от игровой среды, которая во многом определяет специфику игровой технологии, выделяют следующие виды: игры с предметами и без предметов, настольные, в помещении, на улице, на земле, с различными средствами передвижения.

В какие бы игры ни играли наши дети, мы должны быть не рядом с ними, а вместе с ними. Мы должны уважать личность каждого ребенка и учитывать его индивидуальные особенности. Только такое партнерство и сотрудничество между воспитателем и играющими детьми создает зону для наиболее тесного развития самостоятельной игры детей. Таким образом, сам ребенок становится активным и полноправным участником образовательного процесса, что соответствует сути Федерального стандарта дошкольного образования.

 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector