Организация сюжетной игры в детском саду

Дошкольное детство – важнейший период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первые знания об окружающей его жизни, у него формируется определенное отношение к людям и работе, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, развивается его характер.

Основное занятие дошкольников – игры.

Игра в этом возрасте – это особая деятельность, которая сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра определяется как вид основной деятельности, которая не возникает в результате спонтанного взросления, а формируется под влиянием социальных условий жизни и образования.

По мнению Л.С. Выготского, Элькони, замена игры другими видами деятельности истощает воображение дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием.

Известные педагоги, изучавшие детскую игру Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В выделили и классифицировали виды игр:

Первый класс игр (игры, возникающие по инициативе самих детей) – самостоятельные игры, экспериментирование (экспериментирование с природными предметами и явлениями, с животными, с игрушками и другими предметами); любительские сюжетные игры (игры-размышления (ранний возраст), сюжетно-ролевые, режиссерские и театральные игры).

Второй класс игр (инициатива в играх принадлежит взрослому, а не ребенку) – развивающие игры (дидактические дидактические игры, сюжетно-дидактические, подвижные, развивающие (предметы), «игры с правилами»); развлекательные игры (интеллектуальные (шахматы, шашки и др.), веселые игры, развлекательные, театральные игры, праздничные карнавальные игры).

Третий класс игр (определяемый исторической инициативой этноса, в недрах которого они возникают) – традиционные или популярные игры (ритуалы, развлекательные игры).

Сегодня мы поговорим о ролевых играх. Подскажите, а может ли ребенок 2-3 лет играть в ролевую игру? Почему?

Изначально дети не умеют играть. Ребенок 2-3 лет не стремится к партнерству, к сотрудничеству со сверстниками. В этом возрасте ребенок осваивает игру отражения сюжета, в ходе которой он осваивает способы действия с предметами. Например: возьмите, например, куб и принесите его. Это машина. ЭТО ребенок видел или ехал в машине и теперь переносит эту историю в игру. С помощью взрослых ребенок обогащается более простыми игровыми сюжетами. На третьем году жизни вместе с фигурными игрушками необходимо вводить предметы-заменители. (палка вместо ложки, расческа и т д.) Следует использовать для развития воображения изображения на плоскости (например, расписной ванной, где течет вода и т д)

Для формирования навыков сюжетно-ролевой игры необходимы определенные навыки, развитию которых способствуют два типа детских игр – режиссерская и образно-ролевая. В младшем дошкольном возрасте дети осваивают режиссерскую игру: в этой игре они обыгрывают сцены, наблюдаемые в повседневной жизни, а также начинают передавать функции одного объекта другому (использование объектов-заместителей): куб – это машина, бокс – гараж. В этом типе игры ребенок приобретает важный навык: видеть целое без составляющих его элементов, развивая таким образом свое воображение. Для трехлетних режиссерские игры по-прежнему носят повседневный характер.

Режиссерские игры начинают превращаться в одиночные игры». Режиссерская драма проявляется через 3-4 года жизни. Это обязательное условие для РПГ. Игра основана на личном опыте. Сюжет очень убогий. Дети выполняют только общеизвестные действия (кормят куклу, укладывают ее, стирают и т.д.). Они не называют роли, они просто играют роль, выполняя отдельные игровые действия. Игра однообразная, дети не могут соблюдать правила последовательности. Ценность режиссерской игры.

Дети осознают себя; У детей активизируются речь, воображение и мышление; Отличный материал для режиссерской игры – набор кубиков, разработанный Е.М. Гаспаровой. Так, в режиссерской игре ребенок научился соединять по смыслу отдельные предметы и начал самостоятельно придумывать сюжет игры (например, сварил кашу на плите и накормил куклу). Подменные сюжеты должны сочетаться с реалистичной сюжетной игрушкой (например, хлеб – батончик, на настоящей тарелке). Теперь пора вспомнить вторую составляющую игры – роли. В начале четвертого года жизни ребенок осваивает новый тип игры, называемый образной ролевой игрой.

В возрасте 4-5 лет появляется новый тип ролевой игры. Ребенок начинает подражать различным сказочным персонажам, животным, людям. Стремление воспроизвести отношения взрослых в игре приводит к тому, что ребенок начинает нуждаться в партнерах, возникает необходимость договариваться с другими детьми о совместной организации игры. Постепенно ребенок начинает играть парами. Этот вариант игры предполагает психологическую готовность к совместным играм со сверстниками, что является толчком для развития ролевых игр. Дети называют роли, стараются выполнять те действия, которые характерны для выбранной роли. Они могут наладить ролевое взаимодействие с 1-2 партнерами.

В возрасте 5-6 лет характерным развитием ролевой игры является возникновение новых содержательно-социальных отношений между людьми.

Действия с объектами отходят на второй план, и на первый план выходят социальные функции людей. Появляется ролевая речь, адресованная товарищу по играм, но иногда появляются неигровые отношения. Дети распределяют роли до начала игры и придерживаются своей роли во время игры. Ребенок может выстраивать цепочку действий, объединенных одним сюжетом (купание, кормление, ложиться спать и т.д.) и не нарушать логической последовательности. Во время игры дети контролируют действия других, указывают, как ребенок должен себя вести, когда он взял на себя определенную роль. Усилить связь между участниками игровой группы; Группы играющих детей становятся все более многочисленными и существуют относительно давно. Если для маленьких детей роль воспитателя была основной, то у шестилетних детей роль воспитателя отходит на второй план (например, ребенок-водитель, учитель-пассажир)

Что еще почитать:  Дидактические игры по цветоведению в работе с дошкольниками

В 6-7 лет фокус игры становится именно на исполнение роли, в которой главными становятся отношения между людьми. Старшие дошкольники очень внимательно относятся к правилам. Согласен с ними в начале игры, могут вносить дополнения, если пропустили несколько моментов и в процессе игровых действий потребовались новые правила. Участники частично контролируют партнеров, если они нарушают условия. Коллективные игры обеспечивают полный контроль над выполнением правил.

Количество элементов, необходимых для игры, невелико, и один и тот же атрибут можно использовать для нескольких целей. Воображение приобретает символическую функцию, позволяя опираться на представление о том, как действует взрослый или специалист в роли ребенка.

Задание 1 Постарайтесь разработать сюжеты следующих игр в соответствии с типами развития игровой деятельности (Автобус (водитель, пассажиры, кассир, АЗС, бар, гараж), Поликлиника (врач, лаборант, медсестра, пациент, гардероб, комната вакцинации) С изменением возраста детей должна меняться форма совместной игры педагога, методы ведения сюжетно-ролевой игры.

Существует две группы методов управления сюжетной ролевой игрой: прямые и косвенные. К прямым методам относятся методы непосредственного участия взрослого в совместной игре с детьми в качестве партнера: взять на себя роль; разъяснение; совет; помощь в разрешении спора; показывая разные способы игры. Косвенная – создание условий для активизации самостоятельной игры детей:

 1 оснащение и творческое преобразование среды разработки предмета; (введение, изготовление атрибутов)
 2 формирование системы необходимых знаний о реальности, отраженной в игре; (беседы, наблюдения, чтения, экскурсии)
 3 создать игровую ситуацию;
 4 наблюдение за детской игрой.

Организация предметной игровой среды Хочу отметить, что не стоит сильно ограничивать игровое пространство. Игра – это бесплатное занятие, и каждый ребенок имеет право играть, где хочет. Освоение большего пространства позволяет варьировать условия игры, открывает двери детской фантазии.

Игра на выявление предметов (ранний возраст) Групповая комната должна быть оборудована разными типами игрушек. Одни из них – реалистичные игрушки, воспроизводящие внешний вид людей, животных, характеристики реальных предметов; например, куклы с ресницами, закрывающимися глазами и движущимися частями тела, посуда и мебель, включая их детализированные компоненты, такие как плита с конфорками, открывающаяся духовка и т д.

Другой тип игрушек – прототипы – лишь условно воспроизводит детали объекта, например куклу с раскрашенным лицом или печку, на которой расписаны плиты и духовка.

Третий тип игрушек состоит из предметов-заменителей, не имеющих ничего общего с реальными вещами, но удобных для использования в общепринятом значении. В качестве заменителей могут быть использованы палки, кубики, шары, кольца пирамиды, части строителей, камешки, пуговицы, ракушки, скорлупы орехов, барабаны полых фигур и т.д.в игре.

Куклы – непременный атрибут сюжетных игр. Они должны быть в достаточном количестве, разных размеров и из разных материалов (пластик, резина, тряпки, сетка и т.д.), С движущимися частями тела. Больших кукол удобно кормить и расчесывать, но сложно держать, купать и раскачивать. Голых кукол удобно купать и пеленать. Ничего страшного, если у кукол разная мимика. Также желательно, чтобы в группу входили куклы, несущие в себе отличительные черты народов (у них есть черты лица, цвет кожи, одежда). Для интерпретации различных сюжетов необходимы марионетки, олицетворяющие профессию: врач, полицейский, пожарный, повар, клоун, космонавт, бегун, игрушечные солдатики и т.д.

Также у детей должны быть игрушечные зверюшки (кошки, собачки, медведи), птички (курица, петушок) и т.д. Из разных материалов, разных размеров и ярких цветов.

В игровом углу должна быть коробка с заменами – они должны быть большими, нерушимыми. У кукол также могут быть заменители – например, свернутое полотенце, носовой платок – вы получаете новую куклу.  Директор, образная ролевая игра (юный, средний возраст) Все материалы для ролевой игры вводятся постепенно, по мере того, как дети знакомятся с окружающей средой. При проектировании игровых углов необходимы атрибуты для ролевой игры. Но увлекаться ими не стоит. Необходимо 1-2 шт. А остальное дети могут сделать сами из депутатов. Большие модели удобны для совместных игр. Также интересно расписное панно для развития сюжета. Группы должны иметь атрибуты, чтобы играть роль мамы, папы – взрослого. Это юбочки, бусины, серьги (можно пуговицы, шарики) – для мамы; шапки, галстуки, галстуки-бабочки – для пап. Нужен обобщающий материал – «эвристические коробочки» с заменителями (палочки от мороженого, поролон, трубочки для коктейлей и т д.). Очень часто в качестве заменителей используют мозаику и бумагу – детям нельзя запрещать сделать так. Очень важно приобщить детей к использованию самодельных игрушек, их рисунков, аппликаций в играх

Ролевая игра В старших группах подготовительных к школе куклы (профессиональные куклы, солдатики и др.) Должны быть небольшими (10-15 см), в игре с ними дети выступают в роли постановщиков. Эти игрушки используются для реализации идеи в ролевой игре и выполняют вспомогательные функции (например, украшение интерьера, игрушки для дочери в семейной игре”).

Дети с интересом используют бумажных кукол в своих играх.

Что еще почитать:  Картотека дидактических игр «Форма, величина, цвет»

Среда разработки включает материалы для творчества: цветную бумагу, картон, отходы и природный материал (для создания недостающих атрибутов), ножницы, клей, скотч, маркеры и т.д. Важно поддержать инициативу детей в изготовлении атрибутики для игр, предложить им добавить новые материалы, самодельные игрушки. Для этого также используются различные строители.

Задание 2

Создание предметной игровой среды для игры «Туристическое агентство», «Библиотека». Как организовать ролевую игру С чего это начинается? В рамках тематической недели ведется беседа (например, Зимние виды спорта (какие виды спорта, развлечения, атрибутика, соответствующая одежда, соревнования, в какой стране мы купим билеты и поедем в эту страну, игра ») Аэропорт».

Путем введения профессий пилота, стюардессы, пилота, кассира, атрибутов одежды к концу 6-7 лет можно связать такие понятия, как таможня, проверка багажа, продажа билетов, диктор). Приемы общения, экскурсии, чтение тематических рассказов, наблюдение, просмотр мультфильмов, иллюстраций, беседа с родителями на эту тему, создание атрибутов, игрушек.

Задание 3.

Разбейте игру на этапы в рамках тематической недели «Осень», «Магазин хозтоваров», «Ателье»

Задача 4

Пед ситуация ? В рамках годового задания хочу спросить: Какова роль ролевой игры в языковом развитии? Поэтому игра является основным видом деятельности дошкольника, оказывающим существенное влияние на развитие ребенка. Игра меняется и к концу дошкольного возраста достигает высокого уровня развития. Можно смело сказать, что отсутствие обучения игре как основному виду деятельности отрицательно скажется на психологической готовности детей к школе. Вместо того, чтобы переходить к следующему основному занятию – образовательному, дети предпочитают играть.

Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Учимся, играя»

Цель: Систематизировать и углубить знания учителей по теме «Дидактические игры для развития языка для детей дошкольного возраста».

1. Оценка речевого развития дошкольников.

2. Условия для успешного языкового развития.

3. Дидактические игры для развития языка: – основные виды дидактических игр; – подготовка к дидактической игре; – провести развивающую игру

4. Игры на развитие речи в режиме дня (мастер-класс).

Ход мастерской.

Каждый может говорить, но только некоторые из нас могут говорить правильно. Когда мы разговариваем с другими, мы используем это слово как средство передачи наших мыслей. Для нас речь – одна из основных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Невозможно судить о начале развития личности дошкольника без оценки его речевого развития. В умственном развитии ребенка речь имеет исключительное значение. Развитие речи связано с формированием как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей – одна из важнейших педагогических задач. Проблема языкового развития – одна из самых актуальных. Высоким уровнем языкового развития у детей подготовительной группы к школе считается, если дети: – знают литературные нормы и правила своего родного языка, свободно используют лексику и грамматику при выражении своих мыслей и составлении любых форм выражения; – умение общаться со взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать, выражать, объяснять; – знать правила и правила этикета, уметь их применять в зависимости от ситуации; Результаты диагностики показывают нам, что уровень языкового развития у наших дошкольников недостаточно высок, и особенно низкие показатели лексической структуры языка. Как вы думаете, в чем причина низкого уровня языкового развития у детей? (учителя говорят)

Семинар-практикум для воспитателей «Организация сюжетной игры в детском саду»

Условия для успешного языкового развития.

1. В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками: – сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; – сотрудники поощряют детей к общению друг с другом.

2. Сотрудники предоставляют детям образцы правильной литературной речи: – речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная; – в выступление включены различные примеры голосового этикета.

3. Сотрудники обеспечивают формирование у детей здоровой языковой культуры в соответствии с их возрастными особенностями: – следят за правильным произношением, при необходимости исправляют и тренируют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят уроки по звуковому анализу слов, используют фразы, скороговорки, загадки, стихи); – соблюдайте ритм и объем детской речи, при необходимости аккуратно их подкорректируйте.

4. Сотрудники создают детям условия для обогащения словарного запаса с учетом возрастных характеристик: – сотрудники создают детям условия для включения названных предметов и явлений в предметную игру и деятельность; – помочь ребенку освоить название предметов и явлений, их свойства, рассказать о них; – обеспечивают развитие образной стороны речи (переносного значения слов); – познакомить детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Сотрудники создают условия для усвоения детьми грамматического строя речи: – учат правильно связывать слова по падежу, числу, времени, полу, использовать суффиксы; – учат формулировать вопросы и отвечать, строить предложения.

6. Сотрудники вырабатывают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей: – побуждают детей к повествованию, к подробному изложению определенного содержания; – организовывать диалоги между детьми и взрослыми.

7. Уделите особое внимание развитию у детей понимания языка, тренируя детей в выполнении словесных указаний.

Что еще почитать:  Космос: занятия по окружающему миру (средняя группа)

8. Работники создают условия для развития у детей функции планирования и регуляции речи с учетом их возрастных особенностей: – стимулируют детей комментировать свою речь; – тренировать умение планировать свою деятельность.

9. Познакомьте детей с культурой чтения художественной литературы.

10. Сотрудники поощряют детей составлять слова.

11. Сотрудники создают в группе вокальные центры.

12. Сотрудники проводят с родителями регулярную воспитательную работу по речевому развитию школьников в группе.

Семинар-практикум для воспитателей «Организация сюжетной игры в детском саду»

Учитывая, что игра – это вид деятельности, наиболее любимый и желанный ребенком и имеющий большую ценность для развития, легко понять, в чем заключается ее магическая сила.

1. Игра для ребенка – это радость и удовольствие.

2. Игра облегчает адаптационный период.

3. Игра помогает укрепить доверительные отношения с вашим ребенком.

4. Игра способствует формированию осознанной деятельности.

5. Игра – это окно в мир взрослой жизни.

6. Игра способствует развитию языка.

7. Игра важна для умственного развития.

Семинар-практикум для воспитателей «Организация сюжетной игры в детском саду»

Дидактические игры для развития языка. Мы знаем, что педагог должен создавать условия для развития речи ребенка. А поскольку в дошкольном детстве основным видом деятельности является игра, одним из условий успешной работы над языковым развитием будет использование дидактических игр. Дидактическая игра – многогранное и сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма самостоятельного игрового обучения и деятельности, и средство всестороннего воспитания личности ребенка. Основные виды дидактических игр: – игры с предметами (игрушки, природный материал и др.); – настольные игры; – каламбур. Подготовка к дидактической игре включает: – выбор игры в соответствии с учебно-тренировочными задачами: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных навыков, активация мыслительных процессов (памяти, внимания, мышления, речи и др.); – установить соответствие выбранной игры требованиям программы обучения и воспитания детей определенной возрастной группы; – определение наиболее удобного времени для дидактической игры (в учебном процессе, организованном на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов); – выберите место для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая окружающим; – определение количества игроков (всей группой, малыми подгруппами, индивидуально); – подготовка дидактического материала, необходимого для выбранной игры (игрушки, различные предметы, изображения…); – подготовка к игре самим учителем: он должен изучить и понять все развитие игры, свое место в игре, как управлять игрой; – подготовить детей к игре: обогатить их знаниями, представлениями об объектах и ​​явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Семинар-практикум для воспитателей «Организация сюжетной игры в детском саду»

Проведение дидактических игр включает в себя: – ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, изображений, краткая беседа, в ходе которой знания и представления детей о них) ; – объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей по правилам игры, строгое соблюдение правил; – демонстрация игровых действий, в ходе которой педагог учит детей правильно выполнять действие, демонстрируя, что в противном случае игра не приведет к желаемому результату (например, если кто-то из детей шпионит, когда необходимо закрыть собственными глазами); – определение роли воспитателя в игре, его участия в качестве игрока, болельщика или судьи. Степень непосредственного участия учителя в игре определяется возрастом детей, уровнем их образования, сложностью дидактического задания и правилами игры. Участвуя в игре, учитель направляет действия игроков (советы, вопросы, напоминания); – подведение итогов игры является решающим моментом в управлении ею, так как по результатам, которые получают дети в игре, можно судить об ее эффективности, если она будет с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности детей.

Подводя итоги, воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимания и дисциплины. Развивающие игры используются для решения всех задач языкового развития. Они укрепляют и уточняют словарный запас, изменения и словообразование, практикуют составление связных высказываний и развивают объяснительную речь. Дидактические словарные игры помогают развитию как конкретных, так и общих понятий, усвоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок оказывается в ситуации, когда он вынужден использовать языковые знания и словарный запас, полученные в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях игроков. Дидактические игры являются эффективным средством закрепления грамматических навыков, поскольку благодаря диалектике, эмоциональности и интересу детей они позволяют многократно упражнять ребенка в повторении необходимых словесных форм.

Семинар-практикум для воспитателей «Организация сюжетной игры в детском саду»

Практическая часть игры с педагогами Старший преподаватель: Я рад, что цель семинара была достигнута. Научившись диагностировать и планировать корректирующую работу, вы решили важную задачу – исходить из интересов ребенка и перспектив его развития. В какую бы игру ни играли ваши ученики, оставайтесь не рядом, а с ними. Только партнерство и сотрудничество воспитателя с детьми в игре создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей.

Похожие статьи:

Мастер-класс для учителей на тему: Снежинка своими руками

Экологическое просвещение в детском саду

Активное консультирование дошкольных образовательных учреждений. Сенсорное обучение детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов «Использование ИКТ в работе с родителями»

Изучение английского языка в дошкольном учебном заведении

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector