Содержание
В большой группе дети берут на себя роль лидеров. Игры развивают коллективизм, память, мышление. Дети учатся учиться с карточками.
«Какая команда построит самую быструю?»
Цели:
- учат строить в команде, помогать друг другу;
- развивать интерес, внимание, скорость, мелкую моторику рук;
Снаряжение: набор Лего-конструктора “Дупло”, чемпион.
Ход: дети делятся на две команды. Каждой команде дается образец здания, например дом, машина с одинаковым количеством деталей. Ребенок может атаковать по одной фигуре. Дети по очереди подбегают к столу, подбирают нужную деталь и прикрепляют ее к строению. Побеждает команда, которая построит структуру быстрее.
«Загадочная сумка»
Цель: научить угадывать детали строителя на ощупь.
Комплектация: комплект дизайнерских деталей, сумка.
Ход: учитель держит сумку с деталями Lego. Дети по очереди рисуют из нее деталь, отгадывают и показывают всем.
«Расставьте детали на свои места»
Цель: исправить названия деталей производителя Лего.
Комплектация: ящики, детали конструктора Лего (клюв, ступня, овал, полукруг).
Курс: Детям предоставляются ящики и конструктор. Каждому ребенку раздается по две части. Дети должны собрать весь конструктор в короткие сроки. Кто соберет без ошибок, тот и выиграет.
“Светофор»
Задача:
- зафиксировать значения светофоров;
- развивать внимание, память;
Оборудование: кубики Lego красного, зеленого, желтого цветов.
1-й вариант:
Воспитатель – это «светофор», остальные дети – «машины». Воспитатель показывает красный свет, «машины» останавливаются, желтый готовится, зеленый едет.
2 вариант:
Светофоры и пешеходы переходят дорогу на зеленый свет.
3-й вариант:
На красный свет дети садятся на корточки, на желтый свет поднимают руки, на зеленый свет прыгают на месте.
“Найдите ту же деталь карты»
Цель: исправить названия деталей конструктора Лего «Дупло».
Снаряжение: карточки, детали конструктора Лего “Дупло”, игровая доска.
Ход: дети по очереди берут карточку с изображением детали Лего-конструктора «Дупло», находят такую же и прикрепляют к доске. В конце игры дети придумывают название постройке.
В подготовительной группе к школе дети уже занимаются с карточками, строя более сложные постройки. Цель игр – развить речь, уметь работать в команде, помогать другу, развивать мышление и память.
«Имя и построение»
Цели:
- зафиксировать названия деталей производителя Lego «Дакта»;
- научить работать в команде;
Оборудование: набор Лего-конструктора “Дакта».
Шаг: педагог по очереди раздает каждому ребенку деталь конструктора. Ребенок зовет ее и держит. Когда каждый ребенок собирает две части, педагог дает задание построить здание со всех сторон, найти ему название и рассказать о нем.
«Подарки Лего»
Цель: развить интерес к игре и внимание.
Оборудование: игровое поле, человечки по количеству игроков, игральный кубик (одна сторона с цифрой 1, вторая с цифрой 2, третья с цифрой 3, четвертая крестиком (пропустить ход)), лего подарки.
Ход: дети распределяют пирамиды между собой. Они кладут их на игровое поле, по очереди бросают кости и перемещают человечков по часовой стрелке. Побеждает тот, кто первым завершит круг, и ребенок выбирает себе подарок. Игра продолжается, пока не будут разобраны все подарки.
“Не бери последний куб»
Цель: развивать внимание, мысль.
Оборудование: стол с башней.
Движение: двое детей играют, по очереди снимая с башни один или два кирпича. Тот, кто уберет последнее, проиграл.
«Запомни позицию»
Цель: развивать внимание, память.
Снаряжение: набор конструкторов Лего “Дакта”, доски для всех игроков.
Ход: учитель строит некую конструкцию из восьми (не более) частей. На короткое время дети запоминают структуру, затем учитель вынимает ее, а дети пытаются построить ее по памяти. Тот, кто делает это хорошо, побеждает и становится лидером.
«Строй, не открывая глаз»
Цели:
- учат строить с закрытыми глазами;
- развивать мелкую моторику рук, выносливость;
Оборудование: доска, конструктор.
Перемещение: перед детьми доска и строитель. Дети закрывают глаза и пытаются что-то построить. Тот, кому достанется интереснейшее сооружение, поощряется.
«Рыба, зверь, птица»
Цель: развивать память, внимание.
Оборудование: Лего кирпич.
Движение: Учитель держит в руке кубик Lego. Дети встают в круг. Воспитатель ходит по кругу, по очереди дает всем детям кирпич и говорит: «Рыбка». Ребенок должен произнести название любой рыбы, затем дать его другой и сказать: «птица» или «зверь». Тот, кто промахивается или повторяется, выбывает из игры.
Далее > |
Серия игр с элементами моделирования
В одной игре представлен целый цикл игр, представляющий собой лотерею с элементами симуляции. Основываясь на этих знаниях, я затем усложнил игру, полностью заменив ее карточками с выкройками, и жизнь игры расширилась до дошкольного возраста.
Пояснительная Записка
В работах многих домашних учителей (Г. М. Лямин, А. П. Усов, Е. А. Панко) говорится о необходимости вовлекать дошкольников в осмысленную деятельность, в процесс, где они сами могли бы открывать все новые и новые знания о живой природе, отмечали их сходства и различия.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимоотношениях природы и человека. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок познает самые разные связи в окружающем мире: вступает в словесный контакт со сверстниками и взрослыми, делится впечатлениями и участвует в беседе. Представленный материал построен в логике естественного развития ребенка, формирования его мировоззрения, результатом которого является целостное изображение окружающего его мира.
Для этого необходимо было решить следующие задачи:
Познавательная: Расширение и систематизация элементарных естественных наук и экологических представлений детей.
Разработка:
- Развитие умственной активности, умения наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Создание предпосылок для формирования практических и мысленных действий.
Образовательные:
- Развивайте интерес к познанию окружающего мира.
- Тренировка коммуникативных навыков.
Базовые средства, которые я использовала в своей работе:
Беседы, наблюдения, познавательные игры, моделирование (ТРИЗ),
проблемные ситуации, алгоритмы, справочные карты, планы – схемы.
Дидактическая игра была сделана мной для детей средней группы (4-5 лет). В одной игре представлен целый цикл игр, представляющий собой лотерею с элементами симуляции. Игра была сделана несколько лет назад, все это время я активно использовал ее в своей работе по приобщению детей к природе. Желательно все карты ламинировать – это многократно продлит жизнь игре. Опираясь на эти знания, я затем усложнил игру, полностью заменив ее карточками с моделями, и жизнь игры перетекла в дошкольный возраст прошлого года (5-6 лет), где дети по шаблонам и моделям Назовите строение тела диких и домашних животных, рыб, насекомых, узнайте их способы разведения, кормления и среды обитания. Схемы здесь рекомендуется рисовать одним цветом, чтобы не обращать внимания на яркость символических изображений.
Название игры: Simulation Series
Возрастной диапазон детей: 4-5 лет.
Атрибуты: большие карточки – 11 штук, маленькие картинки – 44 штуки, узор – насекомые, узор – рыба, узор – птицы, узор – животные, узор – млекопитающие, узор – приметы живого мира, рыба – способ кормления, лягушка – способ воспроизведения, карточки для моделей – 40 шт.
Игра «Кто во что одет»
Цель: укрепить у детей умение систематизировать животных по покровам тела (чешуя, шерсть, перья). Формирование умения пользоваться моделями.
Правила игры: Детям раздаются большие карточки с изображением узоров на теле животных (перо, шерсть, чешуя). Затем ведущий достает небольшую фотографию с изображением птиц, рыб, животных. Дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с рисунком на своей карточке. Побеждает тот, кто первым успеет покрыть все квадраты на всей карте
Игра «Кто где живет»
Цель: развить у детей способность систематизировать животных по среде обитания (вода, воздух, земля).
Правила игры: Детям выдаются большие карточки с изображениями моделей среды обитания (вода, воздух, земля). Затем ведущий достает небольшую фотографию с изображением птиц, рыб, животных. Дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с рисунком на своей карточке. Побеждает тот, кто первым успеет покрыть все квадраты на всей карте.
Игра «Кто как двигается»
Цель: развить у детей способность систематизировать животных по способу передвижения (ноги, крылья, плавники).
Правила игры: детям выдаются большие карточки с изображением выкройки по способу движения (ноги, крылья, плавники). Затем ведущий достает небольшую фотографию с изображением птиц, рыб, животных. Дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с рисунком на своей карточке. Побеждает тот, кто первым успеет покрыть все квадраты на всей карте.
Игра «Овощи и фрукты»
Цель: укрепить способность детей организовывать фрукты и овощи.
Правила игры: Детям раздаются большие карточки с фруктами и овощами. Затем ведущий достает небольшое фото с изображением фруктов и овощей. Дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с рисунком на своей карточке. Побеждает тот, кто первым успеет покрыть все квадраты на всей карте.
В уголке природы тоже есть модельные схемы. А ребята по схемам умеют ухаживать за растениями.
Теперь наша игра усложнилась и мы с ребятами полностью перешли к моделям, о которых я упоминал выше. Но для этого нужно было проделать некоторую предварительную работу и понять, что означает каждая модель. Большие карточки с нарисованными узорами специально вешают на магнитную доску для ознакомления, и дети видят их каждый день и в свободное время, что тоже удобно, работать над той или иной темой для закрепления.
Игра «Мы познаем мир»
Цель: закрепить знания детей об устройстве разных классов животного мира, о способах их воспроизводства и питания.
Описание игры:
- 1 вариант игры: Воспитатель предлагает большие карточки с изображением моделей и просит детей выложить на них модели с маленькими карточками.
- 2 вариант игры: из большого количества маленьких карточек, по устной инструкции учителя найдите и разложите макет этого класса животных. (Правильность назначения затем можно проверить с помощью большой карты).
Практическая значимость игры
Дети учатся сравнивать природные объекты и явления с множеством сходств, различий, развитием представлений о жизни растений и животных в их среде обитания, о множестве признаков адаптации к окружающей среде в разных климатических условиях (в теплом климате, в пустыне, в холодном климате).
У них есть представление о росте, развитии и размножении животных и растений как о признаках живых существ, о последовательности фаз роста и развития, о его цикличности на конкретных примерах.
Обобщение представлений детей о живой природе (растениях, животных, людях) на основе основных характеристик (движение, еда, дыхание, рост, развитие, размножение, чувство).
Результаты образовательной деятельности
- Ребенок отличается широтой кругозора, он с интересом и увлечением делится впечатлениями.
- Он организует и проводит познавательную и исследовательскую деятельность по собственному проекту.
- Проявляет интерес к предметам окружающего мира, символам, знакам, узорам, старается устанавливать различные взаимосвязи; владеет системой стандартов, проводит сенсорный анализ, выделяя различие в похожих объектах, в разных – сходство.