Содержание
Викторина «Имею право, но обязан»
Цели: обучение правовой грамотности студентов
– научить учеников определять, что «разрешено», а что «не разрешено» в школе;
- Познакомить детей с идеей наличия неотъемлемых прав, в частности, закрепленных в Конвенции о правах ребенка, научить их применять их в жизни
- связывать права и обязанности детей;
- способствовать осознанию ответственности за свои права;
- формировать положительное отношение к правам других людей.
Задания:
- ознакомить учащихся с основными правами и свободами, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка;
- помочь детям понять, что нет прав без обязательств, нет обязательств без прав.
часть 1: «Введение”
«К детству нужно относиться с величайшим уважением».
Древний мудрец Ювенал
– Дорогие мальчики! Есть ли у маленьких граждан страны свои права? Вы их знаете? Кто в государстве обязан защищать права детей? Сегодня мы постараемся ответить на эти и другие вопросы. Мы собрались здесь сегодня, чтобы поговорить о правах детей. Давным-давно, в древние времена людям нужно было отстаивать свои права. Древний человек силой защищал закон. Слабый не имел права, если у него не было заступника, который хотел защитить его право на собственность и жизнь. Не так быстро люди осознали, что государство может быть сильным заступником. Долгое время в истории человечества царил закон «око за око, зуб за зуб». Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник. После окончания Второй мировой войны в 1945 году, самой жестокой и кровавой в истории человечества, когда наступил мир, народы многих стран решили: они должны объединиться. Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не воевать, а вступать в переговоры, чтобы конфликты разрешались мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 года была создана Организация Объединенных Наций (ООН). В 1948 году государства-члены Организации Объединенных Наций подписали Всеобщую декларацию прав человека, документ, обещающий друг другу и гражданские права своих народов и свободы: равенство всех перед законом, личная неприкосновенность, свобода совести, способность верить или не верить в Бога и многое другое.
Всеобщая декларация прав человека – необходимый и полезный документ. Но это о людях в целом – и ни слова о детях! Но детям нужно особое внимание, забота и защита со стороны государства. Поэтому 20 ноября 1989 г
ООН приняла специальный документ под названием «Конвенция о правах ребенка”.
Соглашение
– международное соглашение, как правило, по какому-то особому вопросу, обязательное для присоединившихся к нему государств (подписанное, ратифицированное).
«Конвенция о правах ребенка» – международное соглашение. В нем государства обязуются уважать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписала этот документ, а это значит, что она пообещала всему миру позаботиться о своих маленьких гражданах. О каких правах говорится в конвенции, на которые имеет право каждый ребенок? На имеющихся у вас таблицах есть листы, в которых перечислены основные права детей – основные статьи Конвенции о правах ребенка. Но прежде чем приступить к ознакомлению с основными статьями Конвенции, выполним следующую задачу.
Сокращенный перечень прав ребенка (взят из Конвенции о правах ребенка)
Статья 1. Ребенком считается каждое человеческое существо до 18 лет. Статья 2. Все дети имеют равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений. Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие
.начальство. Статья 8. Право на сохранение индивидуальности. Статья 9. Право на общение с обоими родителями. Статья 11. Право принимать меры по борьбе с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения. Статья 14. Право исповедовать любую религию. Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний. Статья 16. Право на защиту от нарушения неприкосновенности частной жизни, тайны переписки, чести и репутации. Статья 17. Право на доступ к информации. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия. Статья 23. Каждый, даже ребенок-инвалид, должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, гарантирующих его достоинство. Статья 27. Право на достойный уровень жизни. Статья 28. Право на обучение. Статья 31. Право на отдых и досуг. Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнения опасных для жизни работ. Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения. Статья 38. Дети до 15 лет не могут принимать участие в боевых действиях. Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми в случае нарушения закона.
Дети в Конвенции о правах ребенка Статья 6. Право на жизнь, написано, что «основным правом каждого человека является право на жизнь». Даже маленький человек – ребенок – имеет право на жизнь, но так было не всегда. В древности здесь было государство Спарта, славившееся своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, стойкими. В этом состоянии каждого новорожденного обследовали и решали: если он сильный, здоровый, пусть живет. А если он родился слабым, больным, скиньте его со скалы. Вы думаете, что люди Спарты поступили правильно? Объясните свою точку зрения. (Студенты отвечают) Объяснение. Слабый человек, если он хорошо ест и занимается спортом, может стать очень сильным. Больных нужно лечить, слабым нужно помогать. Например, знаменитый русский полководец А. В. Суворов родился слабым и больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занялся физкультурой, закалил и поборол свои болезни. От него родился умный человек, талантливый полководец.
– Я хочу вместе с ребятами проверить, понимаете ли вы, что имеете право делать, а что нет.
Права
– способность действовать, действовать любым способом, действовать или использовать что-либо.
Обязанность
– вот что входит в круг обязательных действий.
Долг
– поступок кого-либо в соответствии с законом или социальными потребностями, или внутренними причинами. (долг перед кем-то).
Свобода
– способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, исходя из осознания объективной необходимости. (возможность действовать в любой сфере без ограничений)
Пришло время представить наши команды: 2 команды.
1 задание.
Скажите, какие даты вы знаете о правах человека.
ЮРИДИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ ДАТ
2001-2010 – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты
1 июня – Международный день защиты детей
4 июня – Международный день детей – жертв агрессии
20 ноября – Всемирный день прав ребенка
10 декабря – День прав человека
12 декабря – День Конституции РФ
2-е задание:
Поговорим подробнее о правах и обязанностях. Назовите цепочку сначала права, затем обязанности. 1 балл получают те, кто больше знает о правах и обязанностях (пока дети называют, какие права и обязанности, карточки вывешиваются на доске).
Права школьников.
- право на бесплатное образование
- право на получение дополнительного образования
- право на защиту жизни и здоровья
- свобода выражения
- право на участие в мероприятиях
- право на защиту
- право на отдых
- право пользоваться библиотекой
- право избирать и быть избранным
- право учиться по индивидуальным программам
- право выбора учебного заведения
- право вступать в общественные организации
- право на уважение собственного достоинства.
Обязанности студентов:
- учиться добросовестно
- защищать школьную собственность
- уважать студентов и школьный персонал
- уважать устав школы
- соблюдать правила внутреннего распорядка.
Дети получают дополнительные баллы за раскрытие смысла прав и обязанностей)
3 задачи:
Нарисуйте схему, показывающую, какие обязанности чаще всего нарушают учащиеся вашего класса.
Сцена школьной жизни
Слова разложены на листах бумаги. Мальчики импровизированно разыгрывают сцену
1.Командир:-
Вася, ты сегодня дежуришь, пожалуйста, подойди, помой доску, вырасти цветы.
Вася:
– Саша, у тебя нет прав! Конвенция о детях запрещает детский труд.
Ваня:
-Вика, я вымыла и помыла стол, а вы его красили!
Вика:
– Ну что тут такого! Имею право заниматься любимым делом!
2.Мария Степановна:
Ваня, в понедельник ты к ЭТОМ не готов!
Ваня:
-Вчера было воскресенье. Имею полное право на отдых.
Обозначает обязанности, которые должны были выполнять персонажи сцены.
Указывает на права, которые были нарушены.
Производство:
Что дети хорошо усвоили?
4 задания
“Думаю об этом!”
Пословицы по статьям (детям предлагается 15 пословиц, которых они угадают больше.).
Притчи:
- Правда суда не боится. (Статья 8: право защищать свои интересы и свободы в суде)
- Жить – значит служить Родине. (статья 21: право участвовать в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
- Грамотность всегда помогает. (статья 26: право на образование)
- У каждого своя доля. (Статья 13: право на свободу передвижения)
- Сделал дело гуляй смело. (Статья 24: право на отдых и досуг)
- Боится работа мастера. (Статья 23: право на труд)
- на солнышке тепло, в матери хорошо. (Статья 25: Право на достойный уровень жизни в семье)
- Хорошо пойте вместе и говорите порознь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)
- Дружба есть дружба, но деньги в стороне. (Статья 23: Право на достойную оплату труда)
- Кормят лапы волка. (Статья 13: право на свободное передвижение, Статья 23: право на труд)
- Если вы хотите есть бутерброды, не садитесь на плиту. (Статья 23: право на труд)
- По заслугам и чести. (статья 21: право участвовать в управлении своей страной, статья 23: право на труд)
- Этот герой – гора для Родины. (статья 21: право участвовать в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
- Один в поле – не воин. (Статья 20: право на свободу мирных собраний)
- Если вы любите кататься, вы любите возить сани. (Статья 23: право на труд)
5. Конкурс «Угадай!”
Кроссворд. (Каждой команде дается кроссворд, который нужно решить за 2 минуты)..
Цифра показывает порядок букв в указанном слове, например СВОБОДА-6
Кроссворд:
Хезмат, керем, конвенция, оли, укутучи. (что это) хокук
Чек, банка, укучий, Ылыс, оф. (что это такое) похоронить
6. «Литературно-правовая викторина”
Ребята, вы все сказки читали, давайте попробуем вместе с вами ответить на вопросы викторины и узнать, знаете ли вы, в каких сказках нарушались права литературных героев (раздаем листы).
1 ситуация:
«Мачеха заставляет Золушку работать с утра до ночи. Несчастной девушке запрещено участвовать в играх и развлечениях своих сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное случилось сегодня? »(Ответ: статья 31, которая признает право ребенка на отдых и развлечения, право участвовать в соответствующих его возрасту играх и развлекательных мероприятиях, а также свободно участвовать к культурной и художественной жизни)
1 ситуация:
Баба Яга уводит брата Иванушку к сестре Аленушке в далекие страны тридцатого царства. Что было нарушено (Ответ: статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер по борьбе с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Это также нарушает статью 16, отрывок из которой был процитирован выше.
7 конкурс “Угадай!”
Угадайте героя по описанию: команды читают характеристики героев, и ученики должны угадать, о ком они говорят (какая команда дает больше всего правильных ответов в письменной форме, какая команда выиграла)
1) В какой сказке герой «печи» неоднократно подвергался попыткам вторжения в его жизнь, угрожая быть съеденным? («Колобок».)
2) Кто из сказочных персонажей обладал правом свободно передвигаться на метле? (Баба Яга.)
3) В этой сказке маленькая героиня была одержима неудачами. Несмотря на свободное передвижение в лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, ее жизнь была полностью убита, а ее бабушка была лишена права на неприкосновенность жилища. (Красная Шапочка
).
4) Герой этой сказки содержится в плену. Он потерял свою сестру, ведьму, которая покушалась на ее жизнь, нарушив ее право на личную неприкосновенность и жизнь. (Маленькая коза
)
5) Он имел право на свободное передвижение внутри страны, на свободу мысли и совести, на право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но в результате лис нарушил его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Пряничный человечек
).
6) Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, держал их в неволе, подвергал жестокому обращению, нарушал неприкосновенность дома, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).
7) Эта героиня русских сказок очень хитрая и лукавая. Нарушая права других героев, она очень часто попадала в неприятные ситуации, когда ее жизнь была в опасности. (Лиса).
Ему очень не повезло по жизни: сначала он принадлежал одному человеку, потом стал сыном другого. Воры не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, пытались завладеть его имуществом, но сам он не воспользовался правом на образование. (Пиноккио)
9) Она родилась в дворянской семье, но старшие сестры жестоко обращались с ней, нарушали ее права, заставляли служить им (то есть рабство, принудительный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девочка была счастлива. (Золушка)
10) Она жестоко обращалась с мужем, дискриминация ее прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать ее достоинство, но, разбогатев, осталась у пропасти. (Старая женщина)
Отражение.
Студенты работают над тетрадями во время уроков
ОПРОС
1. Какие права у вас есть как у студента? ____________________
2. Каковы обязанности студента? _____________________________
3. С какими нарушениями вы сталкиваетесь чаще всего: прав или обязанностей? _
4. Какие права? _______________________________________
5. Каковы обязанности _____________________________
6. Почему вы изобрели права и обязанности человека?
Подводя итоги
После всего, о чем мы говорили, я хочу, чтобы вы ответили на мой вопрос:
- как убедиться, что ваши права соблюдаются, а права других людей не нарушаются.
(пока дети отвечают на доску, утверждения публикуются)
- чтобы ваши права не нарушались, они не должны ущемлять права других;
- когда вы заявляете о своих правах, помните, что каждый имеет права;
уважайте других настолько, насколько хотите, чтобы вас уважали
Использованная литература: Маншина Н.А. Система школьной работы по защите законных прав и интересов ребенка. Волгоград: педагог, 2007.
Викторина с ответами: “Права человека”
1. Как называется место, где человек родился и вырос? а) место рождения б) страна + в) столица
2. Всеобщая декларация прав человека была принята в этот день: а) 12 июня 1945 г б) 2 июля 1947 г в) 10 декабря 1948 г+
3. ООН назвала эти годы Годом ребенка. Выезд) 1947, 1993 б) 1979, 1993+ в) 1988, 1995
4. ООН объявила этот год Годом семьи: а) 1993 б) 1991 в) 1994+
5. Год прав человека ООН: a) 1998+ b) 1999 c) 1997
6. Конвенция о правах ребенка была принята ООН: а) 20 ноября 1989 г. + б) 11 декабря 1990 г в) 12 июня 1993 г
7. Декларация прав ребенка появилась в этом году: а) 1961 г б) 1979 г в) 1959+
8. Сколько статей Конвенции о правах ребенка: а) 54+ б) 31 в) 56
9. Раньше название гражданских прав: а) личные права б) священные права в) личные права+
10. Укажите, какое из следующих утверждений применяется во многих странах, но противоречит праву человека на жизнь? а) Убийство животных б) Смертная казнь + в) Отсутствие еды.
11. Вы помните имя человека, любящего свою страну? а) активист б) боец в) патриот+
12. Определите, как зовут жителя государства, который имеет права и выполняет определенные обязанности? а) должностное лицо б) лицо в) гражданин+
13. Название государственных нормативных актов: а) законы + б) статут в) статут
14. Отметьте, когда сегодня День России? а) 1 июня б) 12 июня + в) 4 ноября
15. Определить, куда обращаться в случае серьезных нарушений прав человека? а) В школе б) В суде + в) В ООН
16. Название принципа, указанного в статье 49 Конституции Российской Федерации: «1. Любой обвиняемый в совершении преступления считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в порядке, установленном федеральным законом и установленным решением суда, вступившим в законную силу “? а) принцип толерантности б) принцип презумпции невиновности + в) принцип неприкосновенности
17. Если человек был невиновно осужден, то он имеет право: а) на устные извинения б) на компенсацию от государства за причиненный ему ущерб + в) на денежное вознаграждение.
18. Определите год принятия действующей Конституции РФ: а) 1993+ б) 1995 г в) 1998 г
19. Вторая глава Конституции РФ устанавливает права и: а) правила их применения для человека б) обязанности человека + в) способности человека
20. Помните, что подразумевается под совокупностью принципов и норм поведения людей по отношению к другим людям и обществу: а) способности б) нравственность + в) долг
21. Белый цвет российского флага символизирует: а) энергию б) мир + в) веру
22. Несовершеннолетние имеют право свободно выражать свое мнение: а) во всех сферах жизни и работы + б) в кругу друзей; в) в семье.
23. С помощью этой силы регулируются отношения в обществе: а) закон б) суд в) власть+
24. Вы помните название неотъемлемого права ребенка, закрепленного в статье 6 Конвенции? а) право на жизнь + б) право на работу в) право на доброту
25. Выберите главный критерий в воспитании ребенка: а) польза для ребенка б) пожелания родителей в) интересы ребенка+
Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию «Я и мои права»
Внеучебная деятельность юридического образования
2 класс
Тема:
“Я и мои права»
Форма развития:
викторина.
Цель: ознакомить детей с их правами.
Задания:
Образовательные: продолжать рассказывать детям об их правах. Научитесь выражать свои права в системе символов. Формировать в игровой форме у детей правильное и справедливое представление о жизненных ситуациях, исходные представления о правах и обязанностях человека, гражданина.
Развитие: развивать у детей умение работать с информацией и источниками информации.
Образовательные: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения прав, свобод и обязанностей человека. Содействовать осознанию детьми своего «я», стремлению развиваться как личность, развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.
Формирование UUD:
Когнитивный UUD: Развивайте способность извлекать информацию из диаграмм, иллюстраций, текстов. Делайте выводы на основе объектного анализа. Найдите ответы на вопросы на иллюстрации.
Нормативный UUD: Развивайте способность выражать свою гипотезу. Проведите познавательную и личную рефлексию.
Коммуникативный УУД: развивает способность слушать и понимать других. Выстраивайте вокальную экспрессию в соответствии с поставленными задачами. Сформулируйте свои мысли устно. Умение работать в группе.
Личные достижения – развивайте умение показывать свое отношение к происходящему, выражать свои эмоции. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Предыдущие работы:
беседы с детьми на тему: «Что такое закон?», изучение символов, обозначающих права. Чтение произведений искусства и анализ каждого произведения с точки зрения преступлений. Выучите и закрепите между собой правила поведения детей.
Оборудование:
мультимедийная доска, проектор, презентация «Я прав».
Ход мероприятия
Организуйте время. Эмоциональное отношение.
Упражнение: «Здравствуй, друг!»
Привет, друг! Быстро станьте со мной в кругу.
(дети выходят и кружатся с учителем)
Улыбаемся и говорим: «Здравствуйте!» Привет солнышку! Привет всем гостям! Вы готовы пойти на работу?
(дети: Да!)
Вы готовы ответить?
(дети: Да!)
Готовы ли вы при необходимости что-то вспомнить и узнать?
(дети: Да!)
Ну и самое главное, готовы ли вы сегодня поговорить?
(дети: Да!)
Тема сообщения.
Учитель:
– Ребята, у нас сегодня будет отличное путешествие. Но прежде чем мы дойдем до этого, нам нужно разгадать кроссворд. Догадавшись, давайте узнаем ключевое слово, это и будет темой нашего урока. Решение кроссворда:
«Кто помог прогнать лису из заячьей избы?» (Петух). «Кто отступил в басне Крылова« Лебедь, Рак и Щука »(Рак).« Он лечит птиц и зверей, нет лучшего места, чем он »(Айболит).« Кто ловил рыбу своим хвостом в нору? ») (Волк.) «Имя сестры, у которой брат превратился в младенца?» (Аленушка).
Учитель: Какое ключевое слово появилось? Дети: права. Учитель: Правильно, это слово ПРАВИЛЬНО. И сегодня мы поговорим о том, что важно для всех: о наших правах.