Динамичная забава «Птичка и птенчики»
Развитие крупной моторики и ориентации в пространстве очень важно для детей второй младшей и средней групп детского сада. Например, без этих навыков ребенок не сможет сформировать адекватную картину своего тела, могут возникнуть проблемы с определением «право-лево», сложности с мелкой моторикой и развитием речи и т.д.
В таблице указаны базовые моторные навыки, формируемые у детей второй младшей и средней групп детского сада. На их основе и строятся сценарии подвижных игр для этого возраста. Они должны быть направлены в первую очередь на развитие крупной моторики. А групповые игры помогают формировать модели социального и коллективного взаимодействия у детей 3-4 лет.
Таблица «Развитие моторики у детей от 2 до 4 лет»
Возрастной период | Навыки |
3-летний ребенок | Перешагнуть через препятствие высотой 20-35 см
Бег Присяды Наклоны и поднимание игрушек с поверхности пола Устойчивое положение на одной ноге Подъем и спуск по лестнице с чередованием ног Прыжки на месте на обеих ногах. |
4-летний ребенок | Ходьба и бег с движениями рук
Иногда может координировать движения рук и ног Поднимает ноги при ходьбе Броски мяча двумя руками При прыжках приземляется на полусогнутые ноги Прыжки в высоту Замирание по сигналу Кувыркается вперед Прыгает на одной ноге |
Одной из таких базовых подвижных игр, сочетающей в себе возможности развития крупной моторики, ориентации в пространстве и формирования социальных навыков, является игра «Птичка и птенчики».
Цель
Формирование, развитие и закрепление навыков крупной моторики и социального взаимодействия в соответствии с возрастом.
Задачи
- Развитие крупной моторики.
- Ориентация в пространстве.
- Выполнение действий по команде.
- Взаимодействие в коллективе при движении (не сбивать друг друга, не натыкаться друг на друга).
- Умение изменять траекторию и направление движения по команде и/или при появлении препятствия на пути.
Играть можно, как в помещении, так и на детской площадке. Возможно использование музыкального сопровождения в записи или живой музыки в исполнении музыкального работника, а также можно использовать бубен в качестве замены словесной команды или обозначения этапов игры.
Как играть
- На полу чертится круг или квадрат. Для этого можно использовать мел, цветной скотч или веревку. Также можно расставить стульчики по кругу или квадратом сидениями наружу. Это «гнездо».
- Воспитатель говорит: «Я буду птичка, а вы – мои птенчики. Это наше гнездышко».
- Дети заходят в «гнездо» и садятся на корточки (или рассаживаются на стульчики).
- Воспитатель: «Ночь. Птенчики спят в своем гнездышке. Наступает утро. Птенчики полетели гулять».
- Дети выбегают из «гнезда», машут руками, как крылышками, бегают в разные стороны.
- Воспитатель вместе с детьми бегает по комнате, показывая, как нужно двигаться.Важно! Следует обеспечить достаточное пространство для игры, чтобы дети могли свободно перемещаться, во избежание травм.
- По команде воспитателя все дети должны снова занять свои места в «гнезде».
Циклы можно повторять несколько раз.
Обратите внимание:
- циклы «в гнезде» и/или «на прогулке» не должны быть слишком длинными или слишком короткими;
- цикл «на прогулке» должен быть приблизительно в три раза длиннее цикла «в гнезде»;
- воспитателю следует следить, чтобы все дети успели «покинуть гнездо» до следующей команды;
- необходимо удостовериться, что все дети успевают занять свои места в «гнезде» до следующей команды;
- воспитатель должен хвалить и подбадривать детей в процессе игры.
Подвижная игра «Перелёт птиц»
Цель: учить детей бегать свободно по залу, имитируя полёт птиц, запрыгивать на кубы, скамейки, без помощи рук, спрыгивать, приземляясь на носки, полусогнутые ноги. Учить детей действовать по сигналу.
Ход игры:
На одном конце зала находятся дети – они птицы. На другом конце зала – пособия, на которые можно залезть – это деревья.
По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» — дети, махая руками, как крыльями разбегаются по всему залу, на следующий сигнал: «Буря!» — дети бегут к возвышениям и прячутся там. Когда воспитатель произнесёт: «Буря прекратилась!» дети спускаются с возвышений и снова разбегаются по залу (птицы продолжают свой полёт). Во время игры воспитатель в обязательном порядке осуществляет страховку детей.
2 вариант:
При приближении к снарядам – деревьям разложить препятствия дети должны их перепрыгнуть.
Подвижная игра «Не оступись»
Цель: учить детей прыгать на одной ноге, приземляясь на носок полусогнутую ногу. Развивать координацию движений, ловкость. Укреплять мышцы ног.
Ход игры:
Соревнуются две команды – по 5-6детей. Первые в каждой команде продвигаются вперёд прыжками на одной ноге, остальные идут рядом. Как только прыгающий оступится, начинает прыгать второй ребёнок из этой же команды. Выигрывает команда, сумевшая одолеть прыжками более длинную дистанцию.
Прыгать на одной ноге, вставшего на обе ноги тут же сменяют. Сменивший начинает прыгать с того места, где ошибся предыдущий играющий.
2 вариант:
прыгать то на правой то на левой ноге, главное не вставать на две ноги.
Подвижная игра «Прыжковая эстафета»
Цель: учить детей выполнять на скорость разные виды прыжков: боком, с мячом, зажатым между ног, в руках, с ноги на ногу, на одной ноге.
Ход игры:
Дети встают в колонны и продвигаются вперёд разными видами прыжков: с одной ноги на другую, на двух ногах, с набивными мячами в руках, боком. В конце продвижения дать задание – выпрыгнуть вверх, коснуться рукой отметки на стене, баскетбольного кольца, подвешенного мяча.
2 вариант:
Можно комбинировать задания: в одну сторону прыгать на правой ноге, а в другую – на левой; с мячом, зажатым между коленями, обратно голенью.
Подвижная игра «Волшебная скакалка»
Цель: учить детей прыгать на скакалке столько раз, сколько в слове слогов. Закрепить умение делить слова на слоги. Развивать внимание, координацию движений.
Ход игры:
Дети стоят в 3-4 колоннах, в руках у них скакалки. Ребенок, исполняющий роль ведущего, произносит какое-нибудь слово, а стоящие впереди колонны должны сказать, сколько частей в названном слове, и выполнить столько прыжков вперед, сколько слогов в слове. Воспитатель и дети отмечают правильность выполненных действий.
Выполнивший правильно переходит на другую сторону площадки, кто ошибся, тот встаёт в конец колонны.
2 вариант
Дети прыгают на скакалке, пока не сделают ошибку.
Пробежать со скакалками вдвоём. Кто быстрее пробежит до линии и не заденет скакалку.
Подвижная игра «Бочком»
Цель: учить детей прыгать, боком сохраняя дистанцию, приземляясь на носки полусогнутые колени. Укреплять мышцы ног.
Ход игры:
Дети становятся в колонну на расстоянии двух шагов друг от друга. По сигналу воспитателя дети прыгают боком все в одну сторону. Сохранится ли при этом колонна?
2 вариант:
Стоя в колонне, рассчитываются на первый второй. По сигналу первые номера прыгают боком вправо, вторые влево.
Варианты
Существует множество вариантов подвижной игры «Птички и птенчики» от самых простых до игр с усложнениями.
«Птички в гнездышках»
Правила:
- На полу разложены обручи. Это «гнездышки» для птичек-детей. По команде воспитателя дети занимают места в обручах.
- Воспитатель говорит: «Наступил день. Птички полетели гулять и клевать зернышки». Дети переступают обручи и бегают по свободному пространству, приседают и стучат пальчиками по коленям (клюют зернышки).
- Воспитатель командует: «Наступила ночь. Птички летят в свои гнездышки». Дети занимают свои места в «гнездышках».
Количество повторений – 4-5 раз.
Дополнительная информация:
Данная игра отличается от базового варианта небольшим усложнением и разнообразием развиваемых двигательных навыков – детям, чтобы выбраться из «гнезда» и вернуться обратно, необходимо перешагнуть обруч. Также дети периодически приседают и встают.
Важно! Следует обеспечить необходимое пространство для свободного размещения обручей и перемещения детей во избежание травм.
«Наседка и цыплята»
Участники игры:
- «наседка» – воспитатель;
- «кошка» – один из воспитанников группы;
- «цыплята» – остальные дети.
С одной стороны часть помещения или детской площадки огорожена веревкой, натянутой на высоте 50 сантиметров. Это «курятник». «Курица» и «цыплята» находятся за ограждением. На другой стороне помещения или площадки сидит «кошка».
Как играть:
- «Курица» и «цыплята» выходят из «курятника», пробираясь под веревкой.
- Воспитатель:«Вышла курочка-хохлатка,А за нею все цыплятки.Квохчет курочка «Ко-ко,Не ходите далеко».Дети и воспитатель приближаются к «кошке».Воспитатель (продолжает):
«На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет».
- Дети убегают от «кошки» в «курятник». Если «кошка» ловит какого-нибудь ребенка, тот пропускает один раз в игре.
Игра повторяется 4-5 раз.
Дополнительная информация: усложнение игры – пролезть под веревкой, убежать от ловящего ребенка, поймать убегающего.
Важно! Необходимо обеспечить достаточное пространство для игры во избежание травм детей.
«Воробушки и кот»
Инвентарь – устойчивые скамейки 15-20 сантиметров высотой.
Участники игры:
- «кот» – один ребенок из группы;
- «воробышки» – остальные дети.
Как играть:
- В начале игры дети стоят на скамейках, расположенных вдоль стен. Это «крыша». «Кот» находится на противоположной стороне помещения. Он сидит на стуле с закрытыми глазами – «спит».
- Воспитатель говорит: «Воробышки полетели». Дети спрыгивают со скамеек, бегают по помещению, машут руками, как крылышками.
- «Кот» открывает глаза, говорит «мяу-мяу» и бежит ловить «воробышек». Дети спасаются, забравшись обратно на скамейку.
- Пойманный «котом» ребенок пропускает одно повторение игры.
Игра повторяется 3-4 раза.
Дополнительная информация:усложнение игры – спрыгнуть с возвышение, запрыгнуть на возвышение, убежать от ловящего, поймать убегающего.
Важно! Скамейки должны быть устойчивыми, не шататься и надежно стоять на полу во избежание травмирования детей.
Возрастные ограничения
Данные игры рекомендованы для второй младшей и средней групп детского сада. 3-4-летние дети с удовольствием играют в ролевые подвижные игры. Их игровые задания по силам ребенку в таком возрасте и направлены на развитие более сложной крупной моторики, ориентации в пространстве и навыков социального взаимодействия, которые активно формируются в данном периоде.
Есть альтернативный вариант забавы – “Воробушки и автомобиль”
«Птички в гнёздышке».
Задачи.Игра тренирует память, внимание, развивает быстроту движений, ориентировку в пространстве.
– Нарисовать на земле несколько кругов – это гнёздышки.
– По сигналу все птички вылетают из гнёздышек, разлетаются во все стороны, приседают, клюют корм, снова летают, размахивая руками-крыльями.
Взрослый произносит слова:
Вот летели птички, птички невелички.
Все летали, все летали – крыльями махали.
На дорожку сели, зёрнышек поели.
Клю-клю-клю-клю, как я зёрнышки люблю.
Перышки почистим, чтобы были чише.
Вот так, вот так, чтобы были чище!
Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам.
Прыг-скок, прыг-скок, прыгаем по веткам.
– По сигналу: “Летите домой в гнёздышки!” дети возвращаются в “гнёздышки” – сначала в любое
– Затем можно усложнить задание: нужно вернуться именно в то гнёздышко, из которого “вылетел”.
«ЛОХМАТЫЙ ПЕС»
Задачи: Учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь.
Описание. Дети сидят или стоят на одной стороне зала или площадки. Один ребенок, находящийся на противоположной стороне, на ковре, изображает пса. Дети гурьбой тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим: “Что-то будет?”
Дети приближаются к псу. Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения, пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, пес гонится за ними и старается поймать кого-нибудь и увести к себе. Когда все дети спрячутся, пес возвращается на место и опять ложится на коврик.
Подвижные игры с прыжками.
«ПОЙМАЙ КОМАРА»
Задачи: Развивать у детей умение согласовывать движения со зрительным сигналом, упражнять детей в прыжках (подпрыгивание на месте).
Описание: Играющие становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель находится в середине круга. Он держит в руках прут длиной – 1- 1,2 метра с привязанным на шнуре картонным комаром. Длина шнура – 50 см. Воспитатель обводит прутом, «кружит комара», немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, ребенок подпрыгивает, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит «Я поймал!». Затем воспитатель снова обводит прутом круг.
Правила:
Ловить комара можно только обеими руками и подпрыгивая на двух ногах.
Ловить комара нужно не сходя с места.
Варианты: Можно бежать впереди, держа в руках прут с комариком, дети бегут его догонять.
«ПО РОВНЕНЬКОЙ ДОРОЖКЕ»
Задачи: Развивать у детей умение двигаться ритмично, согласовывать движения со словами, находить свое место. Упражнять в ходьбе, прыжках, приседаниях, беге.
Описание: Дети сидят на стульях, воспитатель предлагает им пойти гулять. Они встают с места, свободно группируются или строятся в колонну. Воспитатель говорит «по ровненькой дорожке, шагают наши ножки, раз-два, раз-два, по камушкам, по камушкам, в яму – бух». При словах «По ровненькой дорожке..» дети идут шагом. «По камешкам» прыгают на двух ногах слегка продвигаясь вперед. «В яму бух» – присаживаются на корточки. Вылезли из ямы – дети поднимаются. После 2-3 повторов воспитатель произносит «по ровненькой дорожке устали наши ножки, вот наш дом – там мы живем».
Правила:
Движения должны соответствовать тексту.
Вставать с корточек после слов «Вылезли из ямы».
Убегать домой только после слов «там мы живем».
Варианты: Пройти по скамейкам, поставленным вдоль стены. Спрыгивание в глубину на мягкую дорожку.
«ВОРОБУШКИ И КОТ»
Задачи: Развивать у детей умение размещаться в пространстве и двигаться в коллективе, не задевая друг друга. Действовать по сигналу, упражнять в прыжках в глубину, с места в длину, в быстром беге.
Описание: Дети вдоль стен: на скамейках, на больших кубах или в обручах. Это воробушки на крыше или в гнездышках. Поодаль сидит кошка – воспитатель. «Воробушки полетели!» – говорит воспитатель. Воробушки спрыгивают с крыши, расправив крылья – руки в стороны. Бегают в рассыпную по всей комнате. «Кошка спит». Просыпается, произносит «мяу – мяу!», бежит догонять воробушков, которые прячутся, заняв свои места. Пойманных воробушков кошка отводит к себе в дом.
Правила:
Воробушки спрыгивают по сигналу воспитателя «Воробушки, полетели!».
Воробушки возвращаются на места. Когда кошка произносит «Мяу!».
Варианты: Ввести второго кота. Воробушки клюют зернышки.
«С КОЧКИ НА КОЧКУ»
Задачи: Продолжать учить детей подпрыгивать на двух ногах, мягко приземляясь, сгибая ноги в коленях; совершенствовать навыки перепрыгивания, подводя детей постепенно к выполнению прыжков в длину с места.
На площадке воспитатель чертит небольшие кружки диаметром 30-35 см. Расстояние между кружками примерно 25-30 см. Это кочки на болоте, по которым нужно перебраться на другую сторону. Вызванный воспитателем ребенок подходит к кружкам и начинает прыгать на двух ногах из одного кружка в другой, продвигаясь вперед. Перебравшись таким образом на другую сторону площадки, он шагом возвращается обратно. Затем упражнение выполняет следующий.
Указания к проведению. При проведении этого упражнения в помещении можно использовать кружки из картона или плоские обручи из фанеры того же диаметра. Вначале дети выполняют упражнение по очереди, а затем можно дать задание перепрыгивать с кочки на кочку сразу 2-3 детям.
Подвижные игры с подлезанием и лазанием.
«НАСЕДКА И ЦЫПЛЯТА»
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и в подлезании.
Описание: Дети изображают цыплят, а воспитатель – наседку. На одной стороне площадки огорожено место – дом, где находятся цыплята с наседкой (натягивается веревка между стойками на высоте 50 см. от пола). Сбоку, в стороне, помещается «большая птица». Наседка подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Она зовет цыплят – «ко-ко-ко». По сигналу все цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют пол площадке. Воспитатель говорит – «большая птица», все цыплята бегут домой.
Правила:
По зову наседки все цыплята выбегают из дома, подлезая под веревку.
По сигналу «большая птица» цыплята должны возвращаться домой
Варианты: Цыплята взбираются на насест – скамейку, натягиваются 2 шнура на расстоянии друг от друга, роль наседки поручается самим детям.
«МЫШИ В КЛАДОВОЙ»
Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в подлезании, в беге.
Описание: Дети – мыши сидят в норках, на скамеечках. На противоположной стороне площадки натянута веревка на высоте 50 см. Это кладовая. Сбоку от играющих сидит кошка – воспитатель. Кошка засыпает, мыши бегут в кладовую. Проникая в нее они нагибаются, чтобы не задеть веревку. Там они присаживаются и как будто грызут сухарики или другие продукты. Кошка просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают в норки. Возвратившись на место, кошка засыпает и игра возобновляется.
Правила: Мыши могут бежать в кладовую только тогда, когда кошка заснет.Возвращаться в норки мыши могут лишь после того, как кошка проснется и замяукает.
Варианты: Мышки подлезают под дугу, убегая в норки, вводится вторая кошка.
«КРОЛИКИ».
Задачи. Учить детей прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, пролезать под ножками стульев, развивать ловкость, уверенность.
Описание. В одной стороне комнаты полукругом расставлены стулья, сиденьями внутрь полукруга. Это клетки кроликов. На противоположной стороне – дом сторожа. Посередине находится лужайка, на которую кроликов выпускают гулять. Дети (по 2-3) становятся сзади стульев, по указанию воспитателя они присаживаются на корточки – кролики сидят в клетках. Воспитатель-сторож подходит к клеткам и выпускает кроликов на лужок: дети один за другим проползают под стулом, а затем прыгают, продвигаясь вперед по всей лужайке. По сигналу воспитателя “Бегите в клетки!” кролики возвращаются на свои места, снова проползая под стульями.
Выбегайте, кролики, на лужайку!
Указания к проведению. Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети, проползая под стульями, старались не задевать за них спинами. Вместо стульев можно использовать дуги для подлезания или положенные на сиденья стульев палки, рейки.
Подвижные игры с бросанием и ловлей.
«СБЕЙ КЕГЛЮ».
На полу или земле чертят линию или кладут веревочку. На расстоянии 1 -1,5 м от нее ставят 2-3 большие кегли (расстояние между кеглями 15-20 см).
Дети по очереди подходят к обозначенному месту, берут в руки лежащие рядом мячи и катят их, стараясь сбить кеглю. Прокатив 3 мяча, ребенок бежит, собирает их и передает следующему играющему.
Чтобы сбить кеглю, надо постараться
Указания к проведению. Для выполнения упражнения сначала надо дать мячи диаметром 15-20 см. Затем, когда дети научатся прокатывать мяч энергично, попадать в кегли, им можно дать мячи меньшего размера и увеличить расстояние для их прокатывания.
«КТО ДАЛЬШЕ БРОСИТ МЕШОЧЕК»
Задачи: Продолжать развивать умения бросать мешочек в определенном направлении одной рукой; учить попадать в цель, развивать глазомер, координацию движений, ловкость.
Дети стоят на одной стороне зала или площадки за начерченной линией или положенной веревкой. Все получают мешочки и по сигналу воспитателя бросают их вдаль. Каждый должен заметить, куда упал его мешочек. По сигналу воспитателя дети бегут к своим мешочкам и останавливаются возле них; двумя руками они поднимают мешочки вверх над головой. Воспитатель отмечает тех, кто бросил мешочек дальше всех. После этого малыши возвращаются обратно за линию.
Указания к проведению. Дети бросают мешочки по указанию воспитателя правой и левой рукой. Количество играющих может быть разным, но не более 10-12 человек. Вес мешочка 150 г.
«ПОПАДИ В КРУГ»
Задачи: Совершенствовать умения детей действовать с различными предметами , продолжать развивать умения бросать в определенном направлении одной рукой; учить попадать в цель, развивать глазомер, координацию движений, ловкость.
Дети стоят по кругу на расстоянии 2-3 шагов от лежащего в центре большого обруча или круга (из веревки или начерченного на полу, земле, диаметром 1 – 1,5 м). В руках у них мешочки с песком, по сигналу воспитателя они бросают мешочки в круг, по сигналу же подходят, поднимают мешочки и возвращаются на свои места.
Подвижные игры на ориентировку в пространстве.
«УГАДАЙ, КТО КРИЧИТ»
Задачи: Развивать у детей наблюдательность, внимание, активность.
Описание: Дети сидят полукругом на стульях, перед ними на расстоянии нескольких шагов ставится ширма. Воспитатель называет кого-нибудь по имени, и тот идет за ширму, договориться, какое животное или птицу ребенок будет изображать. За ширмой раздается мычание коровы, лай собаки и т.д. Воспитатель предлагает одному из детей отгадать, кто кричит.
Правила:
Отгадывать животных или птицу может только тот ребенок, на которого укажет воспитатель.
Художественное слово: Вот какой красивый дом.
Кто же в домике живет?
Тук-тук, кто же в домике живет?
Варианты: Включить запись голосов животных.
«ЧТО СПРЯТАНО?»
Задачи: Развивать у детей зрительную память, внимание.
Описание: Дети сидят на стульях, на полу, по одной линии. Воспитатель кладет в центре круга три – пять предметов и предлагает их запомнить. Затем играющие встают и поворачиваются спиной к центру или к стене и закрывают глаза. Воспитатель прячет один предмет, лежащий в центре круга и говорит «Посмотрите». Дети открывают глаза, поворачиваются лицом к центу и вспоминают, какого предмета нет. Воспитатель подходит к детям и каждый из них на ухо говорит ему, что спрятано. Когда большинство играющих даст правильный ответ, воспитатель громко называет спрятанный предмет. После этого игра возобновляется.
Правила:
Когда воспитатель прячет предмет, играющие поворачиваются спиной и закрывают глаза
По сигналу «Посмотрите!», играющие открывают глаза и снова поворачиваются лицом к центру круга.
Варианты: Закрепить знания основных цветов, взять кубики или флажки. Вызывать одного играющего. Убирать по 2 предмета.
- https://igroznaika.ru/aktivnye/podvizhnaya-igra-perelet-ptits-ili-ptichki-i-ptenchiki
- https://konspektiruem.ru/fizvospitanie/igra-pereletnye-pticy.html
- https://www.art-talant.org/publikacii/25551-kartoteka-podvighnyh-igr