Детская игра Сорока-белобока
Эта старинная русская народная игра, которую также иногда называют “Сорока-Сорока”, предназначена для самых маленьких детей. Он развивает мелкую моторику и повышает общее физическое развитие.
Эта игра описана еще В. Далем в “Пословицах русского народа”, но вариантов стихов очень много. Мы постараемся описать основные из них.
Правила игры Сорока-белобока
Посадите ребенка к себе на колени, возьмите его руку в свою и, шепча простой стишок, касайтесь его пальцев. Сначала спиралевидное движение указательного пальца по ладони ребенка (как при перемешивании каши):
Где это было? – Далеко!
Она разожгла огонь в печке.
Она сварила кашу.
Накормил детей.
Она выскочила на порог.
Она позвала гостей.
Гости услышали.
Они обещали быть здесь.
Гости вышли во двор
Маш на столе.
Она дала ему это на подносе, (загибание мизинца)
Я подал его на тарелке, (загибаем сердечный палец)
Этот получил его на ложке, (средний палец загибается)
Это скребок. (загибаем указательный палец)
А этот – не дал! (касаясь большого пальца)
Вы не носили воду.
Ты не рубил дрова.
Вы не приготовили овсянку.
Я ничего тебе не дам!
Кстати, не многие знают, что у игры есть продолжение:
“Вот он идет, несет воду, (большой палец сгибается и не сгибается).
Рубим дрова.
Отопление плиты.
Приготовление овсянки.
Тебе лучше знать!
– Ну, мамочка-мамочка, дай мне каши!
– Ну, вот тебе каша!
– Ням, ням, ням…
Мы ели и ели. (вытирает рот).
Флеу (машет руками).
По голове!
Еще один вариант:
Вы не носили воду.
Ты не топил печь!
Вот он идет, идет.
Она несет воду, печет.
Вот холодная вода (посмотрите на руку ребенка).
Здесь – теплая вода (погладьте его локоть)
А здесь – кипяток! (пощекотать подмышки ребенка).
И еще один вариант с движениями:
Вареная каша.
На пороге.
Она позвала гостей (обеими руками “подзывая” гостей к себе).
Гости не были (показать руками в сторону, выразить сожаление).
Она никогда не ела овсянку.
Всю свою кашу я отдала детям:
Этот на ложке (рука с половником и выставляет его вперед).
Тот – на ковше (сложите обе руки в ковш).
Этот – на захват (поднимите обе руки вертикально, прижмите одну к другой).
Этот – на лопате! (Согните руки и вытяните их вперед)
Мальчик с пальчик
Я не понял.
Мальчик-с-пальчик
Рашпиль, рашпиль.
Он идет по воде.
Он делает карьер:
Вода в болоте.
Мука не перемалывается.
Квашня на липе.
Мука на сосне.
Он взял коробку.
Он подошел к воде.
Вот вы заходите, здесь тепло.
Здесь – жарко.
Вот пень, вот блок.
Вот холодная вода.
А здесь бурлят источники.
Сорока-ворона
Эта старинная русская народно-поэтическая игра для самых маленьких, другие названия которой “Волнушка-белый кролик”, “Волнушка-уоррен”, “Волнушка-сорока”, развивает мелкую моторику рук, выступая в качестве пальчиковой гимнастики для ребенка, а также помогает ребенку и родителям весело провести время вместе.
Существует множество вариаций этого детского стишка, но основа игры не меняется.
Посадите ребенка к себе на колени, возьмите свою руку в его ладонь и, шепча простой стишок, проведите пальцем по ладони ребенка, затем коснитесь каждого пальца отдельно. После произнесения стишка одной рукой, вы можете повторить его другой (на ваше усмотрение и усмотрение вашего ребенка).
Вначале проведите указательным пальцем по ладони ребенка по часовой стрелке (как будто помешиваете кашу):
Стих-куплет 1
Маленькая беловолосая сорока
Где это было? – Далеко!
Я натопил печь.
Сварил ей овсянку.
Кормление детей.
Прыгнул на порог.
Она позвала гостей.
Гости услышали.
Они обещали быть здесь.
Гости вышли во двор
Маш на столе.
Она дала ему это на подносе, (загибание мизинца)
Я подал его на тарелке, (загибаем сердечный палец)
Этот получил его на ложке, (средний палец загибается)
Это скребок. (загибаем указательный палец)
А этот – не дал! (касаясь большого пальца)
Вы не носили воду.
Ты не рубил дрова.
Вы не приготовили овсянку.
Я ничего тебе не дам!
Игра получила продолжение:
Он ходит, носит воду. (Большой палец сгибается и не сгибается).
Рубим дрова.
Он топит печь.
Он готовит овсянку.
Тебе лучше знать!
– Ну, мамочка-мамочка, дай мне каши!
– Ну, вот тебе каша!
– Ням, ням, ням…
Мы ели и ели. (вытирает рот).
Флеу (машет руками).
На голову!
Вы не носили воду.
Ты не топил печь!
Вот так, вот так.
Носить воду, топить печь.
Здесь – холодная вода (смотрит на руку ребенка).
Здесь – теплая вода (поглаживает его локоть)
А здесь – кипяток! (Пощекотать подмышки).
Стих 2
Маленькая беловолосая сорока
Приготовьте ей овсянку.
На пороге.
Гостей там не было (обеими руками “зовем” гостей к себе).
Гостей не было (показать руки по бокам, имитируя горе).
Она никогда не ела овсянку.
Я отдала всю свою кашу детям:
Этот на ложке (ладонь с половником и выставляется вперед).
Тот – на ковше (сложите обе руки в ковш).
Этот – на захват (поднимите обе руки вертикально, прижмите одну к другой).
Этот – на лопате! (Согните руки и вытяните их вперед)
Мальчик с пальчик
Я не понял.
Мальчик-с-пальчик
Рашпиль, рашпиль.
Он идет по воде.
Он делает карьер:
Вода в болоте.
Мука не перемалывается.
Квашня на липе.
Мука на сосне.
Он взял коробку.
Он подошел к воде.
Вот вы заходите, здесь тепло.
Здесь – жарко.
Вот пень, вот блок.
Вот холодная вода.
А здесь кипят родники!
Стих 3
Сорока – ворона
Она приготовила овсянку.
Она кормит детей.
Она отдала ее ему (загибаем большой палец).
Она отдала ее ему (загибаем указательный палец).
Она отдала его ему (загибает средний палец).
Она дала ему (загибает палец сердца).
И он не дал (взять мизинец).
Я ударил его ногой в лоб.
Он маленький, он не тянул крестец.
Он не носил воду.
Он не рубил дрова.
Никакой овсянки для него.
Пусть идет к воде!
Вот пень (положите руку на ладонь).
Узрите дерево (положите руку на запястье)
Вот сверчок (положите руку на внутренний сгиб локтя).
А здесь – холодная вода (пощекотать подмышки).
Стих 4
Сорока-ворона
Она приготовила овсянку.
Она кормит своих детей.
Я отдал его этому.
Она отдала его этому.
– Где вы были?
Я не рубил дрова.
Я не топил печь.
Я не готовила овсянку.
Я приехал позже всех.
Стих 5
Сорока – ворона
Сварил ей овсянку.
Она прыгнула на порог.
Он позвал гостей.
Гостей там не было.
Они не ели свою кашу.
Вся ее овсянка
*Сорока-ворона*
Она отдала его детям.
Она отдала его этому.
Она отдала его этому.
Она отдала его этому.
Она отдала его этому.
И я не отдал его этому:
– Почему ты не увидел дерево!
Почему он не носил воду!
Стих 6
Вот вариант игры с питьевым стишком, который позволит детям не только потренировать мелкую моторику, но и запомнить названия пальцев.
Сорока-ворона варила кашу.
Она накормила детей и сказала:
Этот мизинец несет воду”.
“Этот указательный палец рубит дерево.
“Этот мизинец, средний палец, нагревал печь.
Этот мизинец приготовил кашу.
И этот мизинец не принес воды.
Он не рубил дрова, не разжигал печь, не варил кашу.
Каши не получишь!”
Для детей
Дети, которые учатся писать, иногда жалуются на боли в мышцах и пальцах. Это вполне объяснимо: до сих пор мышцы кистей и пальцев ребенка не так нагружены. Проблемы можно легко предотвратить, разминая пальцы перед письмом. Разминку можно начать со сжимания кулака и разжимания пальцев, аналогичное упражнение – сгибание пальцев в суставах без сжимания кулака, Эти два упражнения выполняются медленно и спокойно.
Ребенок может держать руку в воздухе и поочередно сгибать и разгибать пальцы. Также можно делать это обеими руками одновременно.
Можно также сделать шар из бумаги, имитировать печатание на клавиатуре, слегка ударяя пальцами по столу.
Сорока-белобока
Пальчиковая гимнастика Белолобый сорокопут
Сорока – белка
Где это было? – Далеко!
Поджечь плиту.
Готовлю ей овсянку.
Кормление детей.
Она выскочила на порог.
Она позвала гостей.
Гости услышали.
Они обещали быть здесь.
Гости вышли во двор
Маш на столе.
Она дала ему это на подносе, (загибание мизинца)
Я подал его на тарелке, (загибаем сердечный палец)
Этот получил его на ложке, (средний палец загибается)
Это скребок. (загибаем указательный палец)
А этот – не дал! (касаясь большого пальца)
Вы не носили воду.
Ты не рубил дрова.
Вы не приготовили овсянку.
Я ничего тебе не дам!
Кстати, у игры есть продолжение в таком виде:
“Вот он идет, несет воду, (сгибание и разгибание большого пальца)
Рубим дрова.
Плита нагревается.
Он готовит овсянку.
Тебе лучше знать!
– Ну, мамочка-мамочка, дай мне каши!
– Ну, вот тебе каша!
– Ням, ням, ням…
Мы ели и ели. (вытирает рот).
Муха (машет руками).
На землю!
Другой вариант:
Вы не носили воду.
Ты не топил печь!
Он ходит и ходит.
Он носит воду, печет.
Вот холодная вода (посмотрите на руку ребенка).
Здесь – горячая вода (коснитесь локтя)
А здесь – кипяток, кипяток, кипяток! (они машут руками).
И еще один вариант с движениями:
“Маленькая беловолосая сорока
Вареная каша.
На пороге.
Вызываются гости (обе руки “вызывают” гостей друг к другу).
Гости отсутствуют (разводят руки в стороны, показывая сожаление).
Она никогда не ела кашу.
Всю свою кашу я отдала детям:
Этот на ложке (рука с половником и выставляет его вперед).
Тот – на ковше (сложите обе руки в ковш).
Этот – на захват (поднимите обе руки вертикально, прижмите одну к другой).
Этот – на лопате! (Согните руки и вытяните их вперед)
Мальчик с пальчик
Я не понял.
Мальчик-с-пальчик
Рашпиль, рашпиль.
Он идет по воде.
Он делает карьер:
Вода в болоте.
Мука не перемалывается.
Квашня на липе.
Мука на сосне.
Он взял коробку.
Он подошел к воде.
Вот вы заходите, здесь тепло.
Здесь – жарко.
Вот ствол, вот дерево.
Вот холодная вода.
А здесь источники кипят и бурлят.