Обучаем ребенка произносить звук “Р” без помощи логопеда
Как правило, к пяти годам дети овладевают навыком произношения различных звуков. Однако, бывает, что сложный звук Р вызывает трудности. Некоторые дети просто пропускают его в словах, а другие произносят его неправильно. Заботливые родители обращаются к логопеду, чтобы решить эту проблему. Вместе с тем, не все знают, что специальные корректирующие упражнения можно проводить и дома.
Почему ребенок может испытывать трудности с произношением звука Р
Произношение звука Р является одним из наиболее сложных аспектов русского языка. Для того чтобы он был произнесен правильно и четко, ребенок должен обладать хорошо тренированным речевым аппаратом и развитой амплитудой и вибрацией языка. Однако малыш только начинает управлять своим языком. Именно поэтому двухлетний ребенок еще не может освоить этот звук. Некоторые дети овладевают им к трем годам.
Важным этапом является пять лет. Если в этот период ребенок все еще не произносит звук Р, то родители должны обратить на это внимание: обратиться к логопеду или начать работать с ребенком самостоятельно. Это очень важно, поскольку до школьного возраста остается два года: на протяжении этого времени речь ребенка должна стать правильной.
Если ребенок ходит в детский сад, то в средней группе (там находятся дети пятилетнего возраста) обычно проходит плановый осмотр логопеда. В нашем городе это стандартная практика. Если в данном дошкольном учреждении есть специальная логопедическая группа, то ребенка могут перевести туда (с согласия родителей), могут дать направление в другой логопедический садик или просто рекомендовать занятия со специалистом.
Если же ребенок не посещает детский сад, то родителям самим стоит показать его логопеду в пятилетнем возрасте.
Существуют несколько случаев неправильного произношения звука Р:
- Ребёнок пропускает звук в слове, его “проглатывает” (ко__ва, га__аж).
- Сложный звук Р заменяется более простыми звуками – Л, Ы, Й (лыба, дейево).
- Звук Р произносится гортанно (по-французски) или с вибрацией (как в английском языке).
Как объяснила мне логопед из детского сада, последний вариант самый сложный для исправления. Ведь всегда сложнее переучивать что-то, чем учить с нуля.
В общем, ребёнок может не выговаривать звук Р по нескольким причинам:
- Узкая мочка языка. У ребенка просто нет возможности дотянуться языком до верхнего неба. Эту проблему можно исправить с помощью специальных упражнений, а в некоторых случаях может понадобиться хирургическое вмешательство (степень недоразвития определяется логопедом).
- Ограниченная подвижность речевого аппарата, особенно языка (его низкая амплитуда и вибрация). Часто это наблюдается у детей-молчунов. Дефект также может быть исправлен с помощью специальных упражнений.
- Физиологическое нарушение дыхания. Когда воздух выходит в неправильном направлении, звуки могут быть произнесены неправильно (назальное “Р”). Причиной этой проблемы может быть хронический насморк, увеличение аденоидов, низкая емкость легких, проблемы с сердцем. В таком случае поможет специальная гимнастика.
- Нарушение фонематического слуха. У ребенка искаженное восприятие услышанных слов, путаница в звуках (например, вместо «пижама» говорит «бизяма», вместо «дудка» – «тутка»). Особенно часто пропускается звук Р. Некоторым взрослым это временно приносит умиление, но постоянное повторение таких слов только закрепляет неправильное произношение.
Читайте также: Как выбрать самокат для пятилетнего ребенка?
Упражнения для самостоятельных занятий
Если у вашего ребёнка нет никаких патологий, которые требуют лечения специалистом или операции (например, очень короткая уздечка, проблемы с аденоидами, гайморитом и т. д.), то вы можете научить своего малыша правильно произносить звук “Р” прямо дома.
Конечно, перед началом занятий очень желательно проконсультироваться с логопедом. Он поможет определить конкретную причину проблемы и даст общие рекомендации по формированию этого звука.
Все упражнения достаточно простые, но в то же время эффективные.
Упражнения речевой гимнастики
Первые пару тренировок с вашим ребенком можно посвятить простой речевой гимнастике. В последующем она будет становиться основой каждого урока по формированию звука Р.
В общем, этот прогрев включает в себя три группы упражнений. Каждая из них выполняется 5-7 раз.
Упражнения для дыхания:
- Задувание свечи.Воображаемый большой торт со свечами стоит перед ребенком, и он должен задуть свечи своим дыханием. Для этого нужно насытить легкие воздухом и затем резко выдохнуть. Затем свечки задуваются по одной – с резкими прерывистыми выдохами.
- Дуть снежинку с ладони. На руку ребенка кладется маленький кусочек ваты, который становится настоящей снежинкой. Ему нужно аккуратно и медленно выдохнуть через рот, чтобы сдуть снежинку. Когда это удается, задание усложняется – нужно сдуть уже две, а затем и три снежинки. Кстати, во время цветения одуванчиков можно попрактиковаться с ними – сдуть с них белую “шапку”.
Упражнения для губ:
- Упражнение “Заборчик”. Вам нужно сомкнуть зубы крепко, а затем открыть губы и показать белый “заборчик” (зубы остаются сомкнутыми).
- Упражнение “Хобот слоника”. Вам нужно вытянуть губы вперед, как трубочку, на максимальное расстояние.
- Упражнение “Лягушка”. Вам нужно широко улыбнуться и удерживать губы в этом положении примерно 10 секунд.
Упражнения для развития языка (растягивание уздечки, развитие вибрации и амплитуды):
- Полизать варенье. Ребёнок может представить, что на его губах есть вкусное варенье: он должен облизать верхнюю губу языком, а затем нижнюю губу.
- Маленький котенок. Предложите ребёнку вообразить себя маленьким котенком, который лакает молоко. Для этого он также может слизывать сгущенное молоко или варенье с тарелочки.
- Качели. Ребенок последовательно дотягивает языком сначала как можно выше к носу, а затем вниз к подбородку.
- Часики. Используя язык, нужно двигать его из стороны в сторону – поболтать им вправо и влево.
- Чистим зубы. Языком, как будто это зубная щетка, следует пройтись по верхним и нижним зубам.
- Инструмент для окрашивания стен. Языком провести от передних зубов назад к горлу.
- Конь. Необходимо показать, как конь цокает: открыть рот, поднять язычок к нёбу и щёлкнуть им (помогает почувствовать вибрацию).
В дополнение к указанным упражнениям, взрослый может проводить массаж уздечки ребенку. Когда малыш открывает рот и поднимает язык вверх, родитель, используя большой и указательный пальцы (разумеется, чистые), касается уздечки и немного подтягивает ее вверх. Массаж выполняется дважды в день, примерно по три минуты.
Речевая гимнастика, способствующая правильному произношению звуков Р и Л (мама рассказывает, как занималась с маленькой дочкой):
Использование звуков в словах
Родитель предлагает ребенку имитировать звук тигра (Р-р-р-р), крик ворона (кар-р-р), звук скрипающих ставней (скр-р-р), и показать, как ему холодно (Бр-р-р).
Упражнения в игровой форме
- Мать говорит своему “ученику”, что они поедут на пароходе (показывает картинку), но на него можно взять только вещи, которые содержат звук Р. Задача ребенка – назвать их как можно больше. При этом нужно использовать распространенные предложения: “Я буду грузить на пароход рыбу (помидоры, морковь, виноград, игрушки и т. д.)”.
- В лесу можно положить в корзину только грибы, название которых содержит звук “Р” (подберезовик, боровик, рыжик и так далее).
- Также возможно предоставить изображения различных предметов, на которых нужно найти те, в которых есть звук Р.
Советы по организации домашних занятий
Для достижения эффективности занятий нужно соблюдать следующие рекомендации:
- Регулярно заниматься (по возможности каждый день). Редкие тренировки не достигнут желаемого результата.
- Важна последовательность заданий: от простых к сложным (сначала давайте ребенку отдельные слова для закрепления произношения, а затем переходим к сложным скороговоркам и рифмовкам).
- Чтобы отработать звук, используйте разнообразный материал, постоянно придумывая что-то новое, чтобы привлечь внимание ребенка.
- Важна положительная эмоциональная атмосфера на занятии: если ребенок недоволен или не чувствует себя хорошо, лучше отложить тренировку, например, на вечер.
- Важно не демонстрировать ребенку, что неправильное произношение звука Р — это значимая трудность. Пусть он воспринимает логопедическую занятие как увлекательную игру.