На уроках моделизма закрепляется умение передавать формы, пропорции, позы, характерные черты и движения изображаемых предметов. Шестилетние дети умеют лепить скульптурные композиции из двух или трех фигур, объединенных общей фактурой, связанных по размеру, и делать популярные игрушки.
Для гармоничного развития личности ребенка очень важно приобщить его к миру прекрасного через визуальную деятельность (рисование, лепка, аппликация). Рисуйте, лепите и применяйте работы, чтобы развивать мелкую моторику, формировать мышление и развивать художественные способности и творческие способности детей. Эти занятия также являются одним из важнейших этапов подготовки ребенка к школе.
- Развивают терпение, настойчивость, точность, умение спланировать и завершить начатую работу.
- Уроки с пластилином, тестом, массой обогащают сенсорный опыт детей, развивают мелкую моторику пальцев рук, учат доводить дела до результата, позволяют ребенку развивать речь, внимание, мышление, воображение.
- Они учат детей анализировать, развивают восприятие, ведь для того, чтобы визуализировать любой объект в скульптуре, необходимо выделить его основные части, их признаки (цвет, размер, форма, пропорции, положение в пространстве).
- Развивают способность планировать свои действия.
- Уточняют и закрепляют представления детей об объектах окружающего мира.
- Подготавливают ручку ребенка к более сложным движениям, используя в рисунке карандаш и кисть.
В лепке ребенок пытается соотнести характеристики предмета с характеристиками материала ( глина или пластилин), это приводит к запоминанию сенсорных эталонов (цвет – желтый, красный, зеленый, синий и другие, размер – маленький, большой, форма – круглая, овальная, треугольная, длинная – короткая, широкая – узкая).
Задачи лепки с детьми в детском саду:
Обучающие:
- Познакомить детей с историей и видами лепки.
- Познакомьте детей с нетрадиционными методами скульптуры.
- Сформировать знания о композиции, о цвете.
- Познакомить со всеми техниками и приемами скульптуры.
Развивающие:
- Развить творческие способности, эстетический вкус, воображение, память, внимание, образное и логическое мышление, мелкую моторику рук, координацию и тактильные ощущения рук.
- Расширить кругозор и словарный запас.
- Развить у детей интерес к скульптуре.
- Сформировать постоянный интерес к творчеству.
Кроме того, в скульптуре ребенок легко чувствует форму предмета (ему легче понять, что мяч круглый, это шар в скульптуре, в которой он сам катит этот мяч, а не в плоской изображение на рисунке).
Для 3-4-летних детей выбирают более сложные занятия по лепке, чем для младших. Их пальцы уже более шустрые, а их воображение позволяет создавать интересные образы даже без вмешательства взрослых.
Лепка в детском саду детям 5-6 лет полезна тем, что способствует укреплению мышц рук. Навыки письма можно получить во время рисования и работая над тетрадями с печатной основой, но лепку из пластилина нельзя сравнивать с этими занятиями по своей комплексной полезности. При замешивании большого куска застывшего пластилина у ребенка работают все группы мышц руки, что положительно сказывается на подготовке руки к письму.
Материалы и оборудование для лепки.
Глина | Пластилин |
---|---|
Материал, имеющий нейтральные и удобные для работы цвета. Она может быть грунтовой коричневого, белого, серого цвета с зеленым и голубым оттенками. Можно использовать специально подготовленную цветную керамическую глину, которая пригодна для обжига в муфельной печи. Глина приятна в работе. Большой кусок ее создает хорошую основу для интересной лепки. Хранить глину лучше в пластмассовом сосуде, так как в металлическом она покрывается ржавчиной. Чтобы глина всегда была пригодна для работы, ее необходимо держать в прохладном, сыром помещении под влажной тряпкой. Сырые или полупросушенные изделия дети в старшей или подготовительной группе могут окрасить жидкой глиной – ангобом, а затем, хорошо просушив, обжечь в муфельной печи. Ангоб – это керамическая краска, которую получают, разводя глину водой до густоты сметаны. С древних времен ангобом люди расписывали глиняные изделия. В настоящее время ангоб широко используют для росписи керамической посуды. |
Упругий материал, который требует специальной подготовки перед работой. Он может быть однотонным и цветным. Первый дает возможность лучше понять цельность формы и строения предмета. Цвет вносит разнообразие в работу, является дополнительным средством выразительности. К вспомогательным материалам лепки относят каркасы. Для обучения детей лепке в качестве каркасов можно использовать обыкновенные палочки разной длины и толщины. С помощью каркаса фигуры становятся более устойчивыми, динамичными. |
Лепим из кинетического пластилина – Видео для маленьких
Воспитатель дает детям ряд упражнений, которые помогут в обучении детей лепке. Цель их – научить маленького ребенка согласованно работать обеими руками, соразмерять нажим ладоней на ком глины. Тематика, которая предлагается в программе, дает возможность разнообразить задания. Так, можно предложить для лепки столбик или несколько столбиков, палочку, колбаску, карандаш.
Дети должны уметь передавать признаки предметов:
- длинный, короткий,
- толстый и тонкий.
В связи с тем что тематикой в основном является изображение человека и животных, появляется необходимость знакомить ребят с приемами установки фигур в вертикальном положении и учить их понимать относительную величину частей.
Воспитатель показывает, как надо скреплять части, чтобы они плотно прилегали одна к другой. Предметами для изображения могут быть Снегурочка, мальчик на санках, заяц, собака, мишка. Здесь дошкольники могут использовать приемы, которыми они пользовались при изображении игрушек.
Для развития мелких мышц кисти руки и движений пальцами детям предлагается лепить посуду для кукол, горшки, миски, чашки по мотивам керамических народных изделий.
Эти занятия связаны не только с развитием изобразительных навыков, но и с упражнением детей в таких технических приемах, как лепка из целого куска, вдавливание, вытягивание, прищипывание, работа над мелкими деталями и фактурой, которая в данном случае должна быть очень гладкой. Изготовление посуды открывает возможность использовать умения, полученные на занятиях
Для того чтобы фигурки были выразительными, дети должны изображать человека и животных в действии. Изображение действия в лепке является одним из выразительных средств, которое усваивается ребенком быстрее, чем в рисовании, так как в лепной работе он имеет дело с реальным объемом и ему не нужно прибегать к условным средствам, как при изображении на листе бумаги. Движения, которые изображают дети, очень несложные: поднятые руки или расставленные ноги у человеческой фигуры, вытянутые вперед лапы у животных. Предлагаемая тематика может быть следующая: «Петрушка танцует», «Мишка играет», «Кошка с клубком», т. е. даются те предметы, приемы изображения которых детям известны.