Генезис усвоения пространства
Воспитание учитывает генезис освоения пространства дошкольниками и дошкольниками и основную роль в этом процессе двигательного анализатора. В формировании сенсорных основ пространственно-аналитической деятельности основная роль отводится сигналам опорно-двигательного аппарата. А кинестетические сигналы доминирующей руки придают окружающему пространству асимметричную структуру. Неустойчивая латерализация мешает гармоничному развитию ориентации в пространстве. Следовательно, задача обогащения сенсорно-двигательного опыта ребенка и опыта предметных действий на основе формирования представлений о схеме тела и окружающем пространстве является основной.
Поскольку ребенок практически усваивает пространство, изучаются и словесные обозначения пространственных отношений
Этапы формирования пространственных представлений
1 этап. Развитие соматогностики, тактильных и кинестетических процессов
Цель: Обогащение сенсорного и моторного опыта
Задания:
– уточнить расположение и название частей тела;
– учить запоминать, повторять по образцу и самостоятельно создавать мануальные позы и позы тела;
– развивать умение распознавать цифры, буквы, числа, нарисованные пальцем на спине или ладонях;
– развивать умение различать предметы с разной текстурой поверхности и разной формы.
Прежде чем развить вышеперечисленные навыки и умения, необходимо стабилизировать общий мышечный тонус ребенка, избавиться от мышечных зажимов, патологических ригидных поз. О том, какие работы необходимы в этом направлении, подробно рассказывают Б.А. Архипов и А.В. Семенович. Эти задачи успешно решаются с помощью техники рисования в логопедии. Затем применяются упражнения, основанные на опыте всевозможных телесных взаимодействий дошкольника с трехмерным пространством, которым он снова научится через собственное тело. Методы работы над развитием телесных, тактильных и кинестетических процессов описаны в учебных пособиях А.В. Семеновича, а также в других публикациях по нейропсихологии. Они содержат показ и наименование частей тела, повторение и воссоздание позы тела, различение различных тактильных ощущений.
Дидактические игры на ориентировку в пространстве (1 этап)
1. Покажи на себе, а потом и на других, данные лидером тела.
2. Учитель, касаясь любой части тела ученика, предлагает ему слепо показать это на себе и обязательно назвать.
3. Повторять основные позы, в создании которых участвует все тело, а также мануальные позы (дидактическая игра «Отражение»).
5. Найдите позы тела, изображающие цифры, буквы и цифры.
6. Назовите фигуру, буквально цифру, нарисованную учителем пальцем на спине, на ладонях ребенка. На правой и левой ладони, а также на обеих сторонах руки. Ребенку, который узнает фигуру, предлагается нарисовать ее на доске.
7. Покажите, назовите и позвольте детям почувствовать предметы с различной текстурой поверхности (гладкие, грубые, липкие, ребристые, мягкие, колючие). Затем предложите ребенку с закрытыми глазами найти предмет с такой же текстурой и дать ему имя.
8. Дидактическая игра «Волшебный мешок». Предложите прикоснуться к объекту с закрытыми глазами.
Все предлагаемые игры должны проходить в 2-х плоскостях: в действиях с комментариями взрослого (закрепляется понимание) и в действиях, над которыми обдумывает сам ребенок.
2 этап. Формирование представлений о «схеме собственного тела»
Цель: актуализация процесса самоизоляции своего тела от окружающего мира, развитие осознанного восприятия своего тела.
Задания:
– выработать на практике представление о «выкройке тела» («выкройке» лица, верхних и нижних конечностей, вентральной и дорсальной сторон);
– научить воспроизводить серию движений.
Освоение ребенком «выкройки собственного тела» подтверждается маркерами, которые помогают ему убедиться, что есть верх и низ (потолок, солнце – пол, трава), спереди – сзади (застегните куртку – капюшон), слева и правая сторона (цветная ткань или часы с одной стороны). Изначально формирование ориентаций связано с движением всего тела в определенном направлении. После этого движение всего тела заменяется визуализацией указанного направления движением руки, поворотом головы и, наконец, просто взглядом. Взаимное расположение частей всего тела фиксировано (верх – низ, перед – зад, правый – левый). Самое сложное – понять положение правой и левой частей тела.
После того, как ребенок сформировал правильное положение правой – левой, верхней – нижней, передней – задней частей своего тела, следует закрепить употребление соответствующих слов в детской самостоятельной речи.
Дидактические игры на ориентировку в пространстве (2 этап)
1. Взрослый стоит спиной к детям и делает движения руками: левая рука вверх, правая рука направо, правая рука за голову, левая рука на голове, левая рука на левом плече. Дети копируют движения взрослого (по одному за раз) и называют свои действия.
2. «Право-налево». Делается это по следующему алгоритму: соотносит части тела правой рукой (правый глаз, щека и т.д.), Затем левой рукой, а затем поперечно (например, показать правую бровь и левый локоть).
3. Работа с художественным оформлением “вверх – вниз”. Что ниже рта девушки? Что выше девичьего носа? Кто назовет больше частей тела выше бровей? Задачи ставят сначала взрослые, а потом сами дети. Вопросы, сформулированные самими детьми, являются очень важным этапом в развитии сформированного навыка – пространственных представлений схемы лица, поскольку таким образом эти представления «вводятся» в активную речь.
4. Знание понятия «между» и объяснение разницы с понятием – посередине.
5. «Дождь» Педагог называет части одежды, на которых появились пятна дождя, дети кладут магниты. Потом дети играют парами, один кладет магнит, другие имена там, где появились «пятна дождя».
3 этап. Развитие ориентировки в окружающем пространстве
Цель: развитие осознанного восприятия своего положения в пространстве и свойств окружающего пространства.
Задания:
– закрепить умение использовать тело как ориентир для изучения окружающего пространства;
– научиться соотносить предметы со своим телом;
– знать схему тела стоящего впереди человека;
– развивать навыки определения положения предметов относительно друг друга.
Дидактические игры на ориентировку в пространстве (3 этап)
1. Размещайте предметы по бокам своего тела: мяч перед собой (перед собой), куб за собой (за собой), автомобиль слева от вас, медведь справа от вас. Так что предлагается словесно описать, что есть где.
2. Ребенок расставляет те же предметы, но относительно сторон другого человека, и говорит, где он находится.
3. Двое детей встают лицом друг к другу. Один из них выполняет какие-то действия, а другой их приказывает.
4 этап. Развитие ориентировки в двумерном пространстве
Цель: формирование восприятия, воспроизведения и саморефлексии пространственных характеристик плоских предметов.
Домашнее задание – научить детей:
– ориентироваться на белом листе бумаги (найти его стороны и углы);
– освоите расположение плоских предметов на листе бумаги (вверху, внизу, справа, слева, вверху справа…);
– расположить плоские предметы на листе бумаги относительно друг друга;
– изолировать разно расположенные элементы плоской фигуры;
– копировать простые формы; проанализировать ряд фигур, расположенных вертикальными и горизонтальными линиями, визуально правильно проследить за ними в направлениях сверху вниз и слева направо; скопируйте серию фигур;
– анализировать сложные пространственные фигуры, состоящие из нескольких других фигур, и копировать их, используя правильную стратегию копирования;
– для навигации по листу, повернутому на 180 °, мысленно повернуть лист на 180°.
Ориентация в двухмерном пространстве начинается со знания чистого листа бумаги и освоения его сторон и углов. Затем ребенок размещает различные предметы в левом нижнем и правом верхнем углах, определяет, какие углы оставить пустыми. Формируется понимание и вербализация расположения плоских предметов, букв и цифр на листе бумаги по отношению друг к другу.
Дидактические игры на ориентировку в пространстве (4 этап)
1. На демонстрационном холсте со слотами изображений, согласно инструкции, разместите соответствующие изображения слева и справа от елки.
2. Сидя за столом, определите его правый и левый края.
3. Поместите круг, справа от него – квадрат, слева от круга – треугольник.
4. Нарисуйте точку, справа от точки – крест, над точкой – круг, под точкой – квадрат, справа от квадрата – треугольник, установите флажок над крестиком.
5. Согласно устным инструкциям, перемещайте фишку по полю, перетаскивайте в ячейки, затем скажите, где фишка остановилась (визуально, а затем мысленно). Движения: 2 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вниз.
6. Расположите изображения объекта справа или слева от вертикальной линии. Тогда задания усложняются, то есть лист бумаги поворачивается на 180 °, и ребенок должен сказать, где теперь будут правая и левая стороны.
7. Определите правый и левый рукава кофточки, а именно: а) спину; б) вернуться. Точно так же вы можете определить левый и правый карманы на брюках, джинсах и т.д.
8. Какое первое число слева; первый номер справа. Что больше? В каком направлении увеличиваются числа в строке? (Слева направо).
9. Показывает число 4. Какое число слева от 4? Больше или меньше 4? Назовите соседку числа 4 справа, сравните по размеру (справа числа увеличиваются).
5 этап. Понимание и употребление логико-грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения
Цель: формирование квазипространственных представлений.
Задания:
– научить детей понимать слова и конструкции, передающие пространственные характеристики окружающего мира;
– сформировать навыки самостоятельного использования слов и структур, выражающих пространственные отношения в устной речи.
Коррекционная работа начинается сначала с уточнения предлогов и закрепления понимания, а затем с использования детьми различных предлогов и предложно-падежных структур. В первую очередь ребенок выполняет всевозможные движения и манипуляции с предметами по заданию воспитателя. Затем он учится комментировать свои действия, четко артикулируя все предлоги.
Дидактические игры на ориентировку в пространстве (5 этап)
1. На столе ящик с крышкой. Ребенку выдают картонный кружок и просят поставить кружок на коробку, в коробку, под коробку, за коробкой, перед коробкой.
2. На столе ящик с крышкой. Воспитатель складывает кружки (в коробку, под коробку и т.д.) и просит ребенка делать круги в соответствии с инструкциями: возьмите круг из коробки, возьмите круг из коробки, возьмите круг из-под коробки, возьмите кружок под коробкой, возьмите чашку из коробки и так далее
3. Учитель ставит кружки в две коробки перед детьми, произнося начало предложения, а ученики заканчивают предложение: Я ставлю кружок… (в коробке, за рамкой, на коробке, под ящиком, между ящиками, перед ящиком). Беру круг… (из ящика, из-под ящика, из-за ящика, из ящика и тд).
4. «Положите ручку…» Ребенку предлагают два разных предмета, например ручку и пенал, он должен следовать инструкциям учителя: положить ручку внутрь, вверху, внизу, вверху, спереди, сзади, влево, право дела.
Ориентировка в пространстве с помощью игр
«Далеко — близко»
Вы можете играть где угодно. Во время прогулки смотрите на предметы вокруг и определяйте, что далеко (вверху, спереди, слева), а что рядом (внизу, сзади, справа). Для детей постарше усложним задачу: что изменится, если повернуть на 90, 180 градусов.
«Дотронься до…»
Популярное среди многих логопедов упражнение для ориентировки в контурах тела. Упражнение с низкой подвижностью, поэтому вы можете играть практически в любых условиях. Лидер ставит задачи:
- протянуть правую руку через голову к левому уху,
- левой рукой почесать левую ногу,
- опухла правая щека и так далее
Задачи сложные, несмотря на кажущуюся легкость. Не все взрослые смогут быстро ориентироваться. Но тренировка полезна, так как вырабатывается не только пространственная ориентация, но и разные стороны внимания
«Весёлая зарядка»
Физические упражнения или перерыв в классе или классе могут стать отличной тренировкой для ориентации в пространстве. Мы учимся с музыкой и без нее. Пусть дети под вашим руководством выполнят такие задания, как «Правая рука в сторону (вверх, вперед) и так далее». Замени прыжки ступенями. Помимо пространственной ориентации, ученики учатся четко выполнять команды. А если играть с группой, они научатся синхронизировать свои действия.
«Куда змея ползёт»
Игроки должны стать «змейкой». Вожак дает команды, и змея ползет в указанном направлении. Поменяйте змею на другой движущийся объект, и это будет новая игра для дошкольников. Маленькие дети, например, любят «кататься на машине».
«Найди клад»
Также отличное упражнение для развития навыков. Вы можете играть на открытом воздухе, в помещении. Сокровищем может быть что угодно, что-то ценное для игрока или просто конфета (если игра в отпуске). Оберните все в бумагу, подпишите клад и спрячьте. Нарисуйте путь, по которому будет найдено сокровище. Следуйте по тропе, считая свои шаги. Ходите маленькими шажками (как у ребенка). Запишите, чтобы не забыть, количество шагов на каждом этапе маршрута. Инструкция: «Сейчас я вам скажу, в каком направлении сколько шагов делать. Вы внимательно слушаете свою домашнюю работу и делаете в точности то, что я вам сказал. Если ты все сделаешь правильно, ты найдешь клад».