Учим дошкольника читать когда и как_1

Учим дошкольника читать когда и как_1

Обучение чтению детей дошкольного возраста: оптимальные сроки и методы

Рано или поздно родители задаются вопросом, как научить своё чадо читать

Сегодня многие малыши, которые отправляются в первый класс, уже обладают навыком чтения. Некоторые из них успешно осваивают эту “науку” в детском саду, в то время как другие получают обучение дома от своих родителей. Какую методику следует выбрать родителям? Какие стратегии будут наиболее эффективными? Как поступить, если ребенок отказывается заниматься?

Когда начать обучение?

Многие родители задаются вопросом о том, когда лучше начинать обучать ребенка чтению. В детском саду обычно начинают заниматься этим с детьми старшей группы, которым исполнилось пять лет.

Однако сторонники раннего детского развития, такие как педагоги и психологи, считают, что это слишком поздно. Например, Н.А. Зайцев, создатель известных обучающих кубиков, предлагает начинать обучение уже с двухлетнего возраста. Глен Доман, американский специалист и автор своей методики, утверждает, что годовалого ребенка легче научить чтению, чем шестилетнего. Павел Тюленев, автор методики МИР, идет еще дальше и считает, что ребенок должен научиться читать раньше, чем ходить.

Папа показывает грудным детям карточки со словами

Поклонники раннего детского развития считают, что начинать обучать чтению нужно еще с самого раннего возраста

Однако, на практике становится ясно, что раннее развитие имеет свои значительные недостатки. Маленькие дети, которым слишком рано дают знания по чтению, часто испытывают проблемы в общении с другими детьми: им сложно адаптироваться к коллективной жизни в детском саду. Ведь они пропускают важный период формирования навыков социального поведения и усвоения социальных норм – это время было занято обучением чтению.

Кроме того, обнаруживается, что такие дети, как правило, не понимают смысл текста: они просто умеют складывать буквы (для них это просто определенные “знаки” в словах).

Важно помнить, что идея о необходимости научить ребенка читать как можно раньше активно поддерживается маркетологами (предположительно, после трех лет это уже слишком поздно). Они стремятся продать различные обучающие наборы, основанные на новейших методиках. В самом начале, маленькому ребенку важна забота и счастливая мама, а не развивающие занятия.

При решении, когда начать важные занятия с ребенком, родители должны руководствоваться здравым смыслом, а не рекламой и своими амбициями («мой ребенок гений»). Помочь определиться могут определенные физиологические признаки:

  1. Ребенок свободно говорит предложениями, хорошо понимает значение сказанного.
  2. У малыша хорошо развит слух — он может различать звуки (например, в словах “дом” и “том”) и подбирать слова на заданные буквы (например, с буквой “М” в начале и “А” в конце).
  3. У него нет серьезных проблем с произношением — большинство звуков он произносит правильно (за исключением, возможно, сложных “Р” и “Л”, в этом случае родители или специалисты помогают ему).
  4. Малыш умеет ориентироваться в пространстве — он понимает понятия “право-лево” и “верх-низ”. Это важно, чтобы он мог читать текст в определенном направлении.

Большинство детей приобретают эти навыки к пяти годам, поэтому в этот период уже можно начинать их обучение. Однако необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка (например, его темперамент и способность сосредоточиться).

Дети на занятии по обучению грамоте в старшей группе

Большинство детей готовы начать изучение грамоты к пяти годам, когда они посещают детский сад. Некоторые учителя считают, что заранее учить детей чтению не обязательно (в первом классе все все равно научатся), но детское обучение чтению имеет свои преимущества:

  1. Дети, которые заранее освоят навык чтения, легче адаптируются к школе. Например, если ребенок застенчивый или медлительный, он будет более уверенным.
  2. Когда придет время проверки навыков чтения, у ребенка, вероятно, будут хорошие результаты.
  3. Ребенок будет успевать не только на занятиях по чтению, но и на других предметах, так как везде необходимо сначала прочитать задание в учебнике.
  4. Дети, которые заранее научатся читать, будут тратить меньше времени на выполнение домашнего задания по сравнению с одноклассниками.
Что еще почитать:  Аппликация Цветы на праздник

Первоклассница за партой

Если ребенок уже обладает навыком чтения, он будет легче и быстрее адаптироваться к школе.

Однако, стоит учесть и некоторые потенциальные недостатки такой подготовки:

  1. Если родители перегибают палку, ученику может стать скучно на уроках (например, если он уже умеет читать без труда, а не по слогам).
  2. Дома взрослые иногда путают понятие “буква” и “звук”, что может привести к проблемам в школе (переучивать всегда сложнее, чем учить с нуля).

Читайте также: Платила сыну за успехи, а теперь он не проявляет интереса к учебе.

Основные способы обучения чтению

При описании основных способов обучения чтению можно выделить три основные категории.

Таблица: характеристика основных способов обучения чтению

Аудиальный метод. Его суть Возможные недостатки
Метод звуков. Основывается на первоначальном знакомстве ребенка с минимальными единицами – звуком и буквой. Ребенку показывают звук, а затем соответствующую букву. Это позволяет проводить анализ звука и буквы и осознавать прочитанный текст. Может возникнуть сложность в объединении звуков в слоги.
Метод целых слов (используется для раннего развития, пик популярности – 90-е гг.) Минимальной единицей чтения становится слово, которое часто показывают ребенку, и он его запоминает, а затем узнает в книгах, на вывесках магазинов и т.д.
На практике выяснилось, что этот метод наиболее приемлем для обучения чтению глухих детей.
Обучение чтению целыми словами популярно в англоязычных странах, где не нужно изменять слово по падежам и родам.
Ребенок может запомнить слово, написанное другим цветом или шрифтом. Кроме того, не каждый маленький ребенок способен запомнить такой большой объем информации.
В русском языке огромное количество словоформ: возможно, ребенок в будущем не сможет или не захочет правильно склонять слово по падежам, родам и числам.
Чтение по слогам Этот метод основан на слогах – сочетаниях согласных и гласных букв (это минимальная единица чтения). По мнению некоторых лингвистов, даже одиночные буквы состоят из слогов (например, чтобы произнести А, нужно вначале напрячь определенные мышцы, а затем выдохнуть воздушную струю).
Преимущества метода в том, что ребенок сразу воспринимает слог как единицу чтения (нет трудностей с соединением отдельных звуков).
Не все дети могут впоследствии отличить звук от слога, возникают трудности с выделением отдельных звуков, разбором слова по составу.

Сегодня в книжных магазинах для детей представлено огромное количество учебных пособий, разработанных с целью помочь малышам научиться читать.

Алфавиты, первоучителя

Среди традиционных пособий можно назвать алфавиты и первоучителя. Алфавит представляет собой изображение буквы, сопровождаемой мнемонической картинкой (что помогает ее запомнить), часто со стишком. Такая книга позволяет выучить алфавит, но не обучает чтению. Первоучитель же научит соединять звуки в слоги, а затем слоги в слова. Сегодня в продаже имеется множество авторских пособий: первоучитель В. Горецкого, Н. Бетеньковой, Д. Фонина, Н. Павловой. Одним из наиболее понятных методов является первоучитель Н. Жуковой: это издание доступно объясняет преобразование букв в слоги (ребенок поймет, как прочитать “ма-ма”, а не “мэ-а-мэ-а”).

Обложка букваря Н. Жуковой; разворот книги

В данном руководстве ясно показано, как звуки объединяются в слоги

Видеоролик: обзор учебника Н. С. Жуковой

Зайцевские кубики

Этот набор из 52 кубиков разработан для стимулирования раннего развития детей и помогает им ознакомиться с каждой буквой и разнообразными слогами (включая комбинации согласных и гласных, а также согласных с твёрдым и мягким знаком).

Интересно, что кубики с глухими согласными сделаны из дерева, а с звонкими – из металла. Благодаря этому ребёнок в игровой форме сможет различить эти два типа согласных звуков. Кроме того, кубики имеют два размера. Большие кубики представляют твёрдые согласные и соответствующие слоги: это связано с тем, что при их произношении рот широко открывается. Мягкие согласные, соответственно, изображены на маленьких кубиках: во время их произношения губы находятся в полуулыбке.

Что еще почитать:  Какая вам досталась свекровь по знаку Зодиака

Комплект также включает таблицы со слогами, которые взрослый должен петь ребёнку.

Кубики Зайцева

Каждая буква и различные слоги изображены на 52 кубиках.

Видео: что кубики Зайцева изображают

«Складки» и «Теремочки» Вячеслава Воскобовича

В своих «Складках» Воскобович использует концепцию Зайцева, но предлагает не кубики, а 21 карточку. Все наборы русского языка сопровождаются прекрасными тематическими иллюстрациями. В комплект также входит диск с песенками, тексты которых повторяются под каждым изображением на карточках.

Карточка из пособия «Складушки» Воскобовича

Каждая карточка содержит набор слогов, которые сопровождаются соответствующей картинкой и небольшой песенкой

А набор “Теремки” состоит из 12 деревянных кубиков-теремков, на каждой грани изображены согласные. Гласные представлены на картонных кубиках-сундучках. Путем вставки сундучков в теремки можно получать слоги, а соединяя слоги, получаем целые слова. Таким образом, обучение становится интересной игрой для ребенка. Комплект содержит подробное описание методики и варианты игры.

«Теремки» Воскобовича

Набор «Теремки» представляет собой группу кубиков-теремков, в которые помещаются кубики-сундучки. Это позволяет создавать слоги.

Занятия по методике «Складушки» доступны уже с трехлетнего возраста, так как яркие картинки непременно привлекут внимание малыша. А с использованием «Теремок» даже двухлетний ребенок может играть. Тем не менее, автор методики не считает необходимым слишком раннее развитие.

Удивительные кубики Чаплыгина

Пособие от Е. Чаплыгина состоит из 10 кубиков и столько же движущихся блоков. Каждый блок – это пара согласной и гласной буквы. Вращая кубики, ребенок может составить нужный слог: таким образом, составление слогов становится интересным занятием.

Играть с этим пособием могут даже самые маленькие дети, еще до того, как научатся читать, а взрослый уже будет использовать его по назначению.

Динамические кубики Чаплыгина

Ребенок с большим интересом играет с вращающимися кубиками и составляет слоги.

Видео: обзор обучающего пособия «Динамические кубики Чаплыгина»

Карточки Домана

Огромное количество карточек представлено в пособии американского врача Г. Домана. Это либо просто изображения отдельных слов, либо картинки, дополненные текстом. Комплекты карточек можно приобрести или скачать в интернете и распечатать самостоятельно. Ежедневно показывается несколько карточек ребенку, включая грудных. Каждая картинка демонстрируется одну-две секунды, а родитель произносит соответствующее слово. Каждые 10 дней вводится новое слово, заменяющее одно из уже знакомых.

Безусловно, юный человек запомнит визуальные образы слов, однако, для того чтобы приступить к чтению, родителям необходимо будет отыскать или сделать самостоятельно карточки со всеми словами, которые встречаются в данном тексте.

Карточки Домана

Работая с карточками Домана, ребенок лучше запоминает визуальное представление слова, но лишается возможности самостоятельного исследования.

Метод чтения по Монтессори

Монтессори методика предлагает начать с обучения малыша рисованию буквы, а затем перейти к их произношению и чтению. Дети обводят буквы, заштриховывают их – таким образом они запоминают их форму. После изучения нескольких букв, начинается составление первых простых слов.

Читайте также: 6 простых советов о том, как правильно отклонить ребенка и избежать истерики

Очень важным является тактильный аспект буквы, поэтому взрослый предлагает ребенку алфавит, вырезанный, например, из разных материалов, таких как бархатистая бумага. В связи с этим требуется большое количество дополнительных материалов, и зачастую их приходится готовить самостоятельно.

Девочка выводит букву на крупе

По методике Монтессори необходимо, чтобы ребенок сначала освоил изображение букв, а затем уже научился их произносить и читать.

Основные принципы обучения чтению

Чтобы обучение чтению было успешным и эффективным, родители должны учесть несколько важных моментов и избегать возможных ошибок:

    Независимо от выбранной методики обучения, важно, чтобы ребенок воспринимал чтение как практическое навык, полезный в жизни. Например, во время прогулок стоит обратить внимание малыша на магазинные вывески, рекламные баннеры и прочее. Он должен видеть, что буквы и слова окружают людей повсюду. Большое значение имеет также личный пример родителей: пусть сын или дочь чаще видят их с книгой, а не возле телевизора. Вообще, в семье должна быть развита культура чтения: можно всем вместе обсудить сказку, поговорить о том, почему герой поступил именно так, а не иначе.

Что еще почитать:  Занятия развивающие мелкую моторику у детишек

Вывеска детского магазина

Важно уделить больше внимания ребёнку и обратить его внимание на вывески магазинов и рекламные баннеры. Таким образом, он сможет убедиться в том, что чтение является неотъемлемой частью жизни.

Буквы-магнитики на холодильнике

Для того чтобы маленькому ребенку чаще попадались на глаза картинки с буквами, рекомендуется размещать их по домашнему интерьеру.

Что касается конкретных методических рекомендаций, то они следующие:

  1. Одним из самых важных принципов обучения чтению является постепенное усложнение материала. Поэтому вначале рекомендуется выучить открытые гласные звуки А,О,У,Ы,Э (они произносятся легче, так как поток воздуха не встречает препятствий), а затем уже закрытый И. Также вначале рекомендуется освоить твёрдые звонкие согласные (М, Л, Н, Б, Д и другие), а затем глухие и шипящие звуки.
  2. Ребенку нужно начать с простых слогов, состоящих из двух звуков, таких как МА, ПА, ЛА, МУ, ПУ и т.д. Важно, чтобы ребенок понял, как эти звуки соединяются вместе при произношении (это можно объяснить на письме, что одна буква идет к другой и они соединяются вместе, без разрыва). Главное – чтобы ребенок соединял звуки, а не буквы (например, говорил “ма-ма”, а не “эм-а-эм-а”). Сначала следует выучить более простые слоги (где первый звук – согласный), а затем более сложные (например, АМ, УП, где первый звук – гласный).
  3. Для обучения слогам можно использовать слоговую таблицу. Она удобна тем, что позволяет читать слоги как по горизонтали (один согласный сочетается с разными гласными), так и по вертикали (разные согласные сочетаются с одним гласным).
  4. После того, как ребенок освоит слоги, следующие слова должны быть очень простыми и состоять из двух слогов (например, МА-МА, МЫ-ЛО, РА-МА и так далее).
  5. Когда ребенок запоминает буквы, важно, чтобы он не застревал на картинках, например, А – это аист, а М – медведь. В противном случае может возникнуть путаница: как из медведя и аиста получилось МАМА.
  6. На каждом занятии необходимо повторять уже изученный материал.

Слоговая таблица

Таблица с упражнениями на слоги поможет нам научиться читать

Видео: педагог рассказывает о методах обучения чтению

Видео: развивающее видео с персонажами мультсериала «Щенячий патруль», в котором мы учим ребенка складывать звуки в слоги.

Что делать, если ребенок не хочет учиться читать

Иногда бывает, что ребенок отказывается учиться читать дома: ему не интересно заниматься этим и часто это сопровождается слезами. Важно не заставлять ребенка.

Все должно происходить в свое время. Часто бывает так, что ребенок отказывается изучать «науку» чтения, а потом сам проявляет к ней интерес и быстро и успешно осваивает этот навык.

Точно так же было с моим малышом. Когда ему исполнилось четыре года, я пыталась обучить его чтению – показывала ему отдельные буквы (он их как-то запоминал), и побуждала складывать их в слоги. Процесс был трудным, ребенок нервничал, плохо понимал, что от него хотят, и я отказалась от своего начинания. Но прошел год, и в пять лет мой сын однажды сам подошел ко мне и попросил посмотреть, как он умеет писать слова. К моему удивлению, он правильно написал слово “танк”, а затем последовали другие. Тогда я предложила попробовать почитать букварь, и у сына начало все получаться, а уже, наверное, через месяц он вполне хорошо читал.

Недовольный мальчик сидит рядом со стопками книг

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: