Шесть ключевых характеристик, которые прививались дворянским детям на Руси
Воспитание дворянских детей не являлось просто педагогической методикой, а было образом жизни, который выращивал почти мифических существ. Дети были обязаны быть безупречными, потому что “кому много дано, с того много требуется”.
Отвага
Смелость тренировали с самого раннего детства. Забавно, что сами дети дворян искренне верили в возможность “вылечиться” от робости путем смелых и порой опасных методов.
Так, старший брат княгини Екатерины Мещерской, Вячеслав, поставил ее на подоконник во время грозы, от которой девочка боялась до смерти. От страха она потеряла сознание, а когда пришла в себя, брат сказал: “Если ты меня любишь, то никогда больше не будешь бояться ненастья”.
Он искренне верил, что обязан воспитать свою любимую сестренку храброй девушкой, достойной представительницей дворянской семьи.
Самообладание
Человек должен сохранять открытое лицо, но скрывать свои мысли.
Читайте также: 30 лет совместной жизни — какой юбилей, что подарить на жемчужную годовщину
Люди из высшего класса отличались холодным спокойствием. Они могли сохранять безмятежность во время празднеств, войны, потерь богатства и близких. В противоположность им, простые люди легко впадали в истерику и сразу же нападали на обидчика кулаками.
Дворянским детям учились скрывать свои настоящие чувства, а поверхностные — показывать окружающим.
Из-за этого необразованные люди обвиняли их в нечестности, а другие восхищались их непоколебимым самообладанием в любой ситуации.
Искусство хорошего внешнего вида
У дворянина всегда была необходимость выглядеть превосходно. Отцы учили своих сыновей ухаживать за ногтями и ушами.
Перед отправлением в военный поход дворянские юноши обязательно завивали волосы и боролись с ними.
В то время офицеры сочетали в себе мужественность и изящество. Нельзя было одеваться ярко и провокационно. Это считалось праздностью. Образ должен был быть изящным, но простым.
Скромность
Дворянская скромность не связана с тем, чтобы быть скованным и замкнутым человеком. Напротив, он проявлял живой интерес к окружающим, но сдержанно рассказывал о себе.
У детей уже с детства развивали умение слушать и говорить таким образом, чтобы не навязывать себя и не просить похвалу.
В обществе было запрещено:
- показывать себя умнее остальных;
- долго говорить;
- страстно доказывать свою точку зрения;
- держать кого-то за рукав во время разговора;
- проявлять неуважение к мнению собеседника.
Читайте также: Школа снова будет заниматься воспитанием: в закон “Об образовании в РФ” внесены изменения
Преимущество
В те времена люди смиренно переносили неудачи судьбы. По меньшей мере, это было внушено им с детства. Отсутствие мужества считалось одним из самых презренных качеств.
Честь и самоконтроль — главные жизненные побудительные силы. Отцы провожали сыновей на войну без всяких эмоций. Слезы и объятия были разрешены только матерям и женам.
Воспитатели просили родителей наказать сына или дочь за то, что дети испытывают страх перед болезнями и сразу же жалуются при первых признаках недомогания.
Тренировка тела
В Царском лицее, где А.С. Пушкин получал образование, стояло правило вставать в 7 утра, ходить на прогулки в любую погоду, а также заниматься гимнастикой, фехтованием, греблей, плаванием и верховой ездой. При этом питание в лицее было скромным, без излишеств.
Правила для девушек были менее строгими, но это не значит, что их жизнь была проще. Молодых дворянок заставляли спать на полу, чтобы спина была ровной. Они должны были носить простую одежду, несмотря на холода, и виртуозно управлять лошадью.
Физическая подготовка была важна вместе с психологической составляющей. Девушка знала, что всегда будет следовать своему мужу в любых жизненных ситуациях.