В дошкольных образовательных учреждениях, в нынешнее время происходит усиленная подготовка детей к усваиванию учебных предметов. Целью этой организации является научить будущего ученика первого класса прописывать печатные буквы, использовать базовые навыки математики, понимать звуковой состав слова, иметь фундаментальные знания об окружающих его вещах. При этом ребенок 6-7 лет проводит большое количество времени за столом, сидя. В следствие чего возникает напряжение и нагрузка на связки рабочей руки, глаза, мышцы и, конечно, позвоночник.
Уроки в подготовительных учреждениях похожи по форме и содержанию на школьные занятия.
Ученые заявляют, что поза сидя неестественна для людей. В движении больше всего нуждаются дети, это обусловлено потребностью организма к нормальному развитию и здоровому росту.
Проводить физкультминутку рекомендуют в середине урока.
Задачи активного отдыха детей старшей группы
1. Рост или поддержание работоспособности и дееспособности ребенка.
В 6-7 лет у детей устанавливается способность к «самовольному» вниманию: малыш осмысленно может сосредотачивать внимание на предмете и задерживать на нем взгляд некоторое количество времени. Однако для того, чтобы не утратился интерес к занятию и сохранялся умственный баланс, не стоит пренебрегать в частой смене деятельности.
2. Предотвращение нагрузки на мышцы
Из-за сидячей позы ребенка при работе возникает напряжение в мышцах спины, шеи, туловища. Динамическая пауза позволяет снять стресс и насытить клетки тканей кислородом. В следствие усиленной деятельности руки при рисовании, писании, вырезании может возникнут опасность спазма в кисти или мышечного зажима. И в этом случае на помощь придет пальчиковая гимнастика.
3. Безопасность о слухе и зрении подопечного
Малыши взаимодействуют с большим количеством наглядного материала: это и рисунки, и схема с обучающими таблицами, и интересные презентации. Повышение внутричерепного давления, которое в будущем может привести к головным болям, — следствие интенсивной нагрузки на глаза. Классическая минутка отдыха для глаз проводится с помощью упражнений на память или устных заданий от воспитателя.
Во время занятий напряжение испытывают и уши: ученики внимательно слушают учителя, выполняют указания по словесным руководствам, внимают словам педагога во время зачитывания или объяснения детского произведения. Физкультминутку для слуха рекомендуют проводить при помощи мелодичной музыки.
4. Создание положительного настроя
Очень важно соблюдать гармонию между учителем и учеником и поддерживать положительный эмоциональный фон в группе. Физкультминутка не дает детям полностью устать от занятий, потому что привлекает их внимание игровой формой. Используются любимые песенки, юморные стишки и привлекающие ребенка персонажи. Готовясь к школьной жизни, не стоит забывать, что ребенок старшей группы так и остается ребенком, главная деятельность которого в таком возрасте — это игра.
Если вы просто встанете с места и достаточно разминетесь, это уже будет эффективная, но легкая физкультминутка.
Когда необходима разминка
Разминка необходима на занятиях с активной умственной деятельностью и малоподвижных уроках:
- Уроки грамотности;
- Занятия по математическим представлениям;
- Деятельность, включающая опыты и эксперименты;
- Уроки по развитию навыков речи;
- Малоподвижное творчество — лепка, рисование, конструирование;
- Кружки: шахматы, иностранные языки, моделирование и так далее.
Способы осуществления разминки
Дети 6-7 лет уже более организованы, чем группы помладше: будущие первоклассники с удовольствием соблюдают указания педагогов и их инструкции. Веселее будет, если воспитатель придумает необычный сигнал о том, что началась физкультминутка. Можно воспользоваться побуждающим стихотворением или звоном колокольчика. Если делать так периодично, то у малышей сформируется рефлекс, что после такого сигнала организм может отдохнуть.
Педагог с детьми старшей группы может использовать такие приемы, как:
- Понятность происходящего: дети самодостаточны при выполнении просьбы учителя. Если же не все поняли тему и ход действий, то воспитатель просит уверенного в своих движениях малыша продемонстрировать разминку. При наличии проектора и экрана, будет хорошим решением наглядно показать физкультминутку. Также презентация или видео может служить в качестве напоминания движений.
- Использование музыкального сопровождения: музыка поможет найти ритм во время динамичного отдыха, а ее мелодичность расслабить подопечных. Будет интересно, если дети начнут выполнять движения по словам из песни.
- Увлекательность: в таком возрасте дети превращаются в «почемучек»: им интересны такие темы, как «Космос», «Древняя история», «Дальние страны», «Спорт», «Компьютерные технологии».
Сами же упражнения может выполнять как сам воспитатель, так и понявший суть движений ученик.
Типы и формы динамического отдыха для детей 6-7 лет
Врачи советуют проводить физкультминутку в стоячем положении.
3 типа отдыха для детей
1. Оздоровительно-гигиенические упражнения — разминка с помощью стихотворений, песен и музыки. Мелодичные текста легко запоминаются детьми подготовительной группы. Ребята стремятся выполнять движения ритмично, следуя в такт музыке. Физкультминутки такого типа делятся на 2 формы: для общего воздействия и снятие локального напряжения. Специальные разминки следует включать на сложных для детей занятиях. На таких динамических паузах улучшается кровообращение в мозгу и снимается нагрузка с плеч и рук.
2. Танцевальные упражнения — импровизация под музыкальное сопровождение. Во время такой физкультминутки следует воспитанникам давать развлекающие команды: «Давайте станцуем лимбо», «Построимся в хоровод» и т.д. Таким образом дети выполняют действия, что уже заучивали. Можно использовать в качестве музыки детские композиции (Смайлики, Барбарики), народные песни, иностранные песни (Лимбо, Цыганочка).
Уровень нагрузки в танцах почти равен полноценной пробежке или упражнениям в футболе, поэтому 2-3 минуты таких ритмичных движений подействуют благоприятно на малыша.
3. Тренировочные видеоролики — видео, на которых демонстрируются движения. Такие упражнения можно проводить для зрения: дети наблюдают за изображением, то расслабляя, то напрягая глаза. В видеохостингах вы найдете необходимые физкультминутки. Советуем обратить внимание и на иноязычные песни.
Ребятам понравится наблюдать и изображать сказочных и любимых персонажей, которые двигаются на экране.
Примеры разминка для старшей группы
1. Часики бегут
Тики-токи, тики-токи Все у нас соседи в шоке! Это маятник у нас Отбивает каждый час. (Наклоняйтесь вправо-влево) И у нас сидит кукушка А в часах у ней избушка. (Сядьте в глубокий присед) Птичка прокукует время И засядет в дом скорее. (Приседайте) Стрелки бегают по кругу, Не встречаются друг с другом. (Вращайте туловищем вправо) Повернемся мы с тобой Против стрелки часовой. (Вращайте туловищем влево) Если часики встают То завести их все бегут. (Стоп) |
2. Бабочка
Спал цветочек сладким сном, Вдруг проснулся он, зевнув. (Тело влево-вправо) Спать он больше так не хочет, (Тело вперед-назад) Потянулся цвет, хохочет. (Потянитесь) Вдруг скочила, полетела (Ручки вверх-влево-вправо) Эта бабочка строптива. Лишь проснется солнце наше, Так и кружит, где послаще. (Покружитесь) |
3. Самолетики
Загудели самолеты, (Вращайте согнутыми руками перед грудью) Полетели самолеты, (Сделайте руки в стороны, а после поочередно наклоны влево-вправо) Тихо сели на поляну, (Присядьте, а руки к коленям) |
Методика проведения динамического отдыха в дошкольных группах
Потеря интереса и усталость у ребенка может проявляться через его неусидчивость и разговоры со свертниками.
Не стоит дожиться тревожных сигналов; проводите физкультминутку примерно на 15-ой минуте занятий. В первую очередь обратите внимание на напряженность мышц глаз.
Методические советы по разминке:
- Задания должны быть понятными;
- Соотносите активный отдых с календарным планированием. К примеру, если наступила зима, позанимайтесь под “зимнюю музыку”, а если 23 февраля, то под марш-музыку;
- Можно добавить элемент соревновательности и давать разные задачи: на память, на творчество, на быстроту;
- Внимательно следите за движениями подопечных, подбадривайте, хвалите и указывайте на ошибки;
- Если усталось у ребят появилась еще до середины урока, то физкультминутку можно провести раньше, а если дети увлеченно чем-то заняты, то не стоит их отвлекать.
Около двух пауз на занятиях достаточно.
План проведения разминки
Длительность активной паузы составляет 1,5-3 минуты для детей дошкольного возраста. Две короткие физкультминутки длятся по 1,5, а одна большая, соответственно, — 3 минуты.
- Организация — не более 15 с.
- Объяснение задачи — 20-30 с.
- Выполнение упражнений — 1 мин.
- Примерный план длинной паузы:
- Организация — не более 15 с.
- Объяснение задачи — 20-30 с.
- Выполнение упражнений — 1,5-2,5 мин.
- Повтор при желании — 30 с.