Влияние взрослых и сверстников на развитие речи у детей
Родители и близкие родственники – главные партнеры ребенка, которые помогают ему освоить навыки общения. От взрослых ребенок получает первые представления об окружающем мире, правилах поведения в обществе. Это происходит через речевое общение, поскольку речь является основой всех знаний для ребенка, и он быстро усваивает ее.
Зачем ребенку нужно общение с детьми своего возраста?
По мере взросления, ребенку необходимо общаться с другими детьми, которые находятся на том же уровне развития или чуть старше него. Такое общение сильно отличается от того, которое происходит в кругу семьи. После исполнения четырех лет, ребенку гораздо интереснее общаться со сверстниками, а не с родителями или родственниками. В игре с детьми ребенок полностью раскрывает свои фантазии, может вести себя естественно и свободно. И такое поведение сильно влияет на развитие речи.
Детский ребенок, общаясь со своими сверстниками, имеет возможность эмоционально самовыражаться в яркой манере. В то время, когда он находится в общении с родителями, малыш ведет себя спокойно и пассивно. Однако, начав контактировать с другими детьми, он может внезапно засмеяться, выразить свои чувства с помощью мимики, яркой интонации или даже визга. В общении со своими сверстниками, ребенок использует до десяти мимических и речевых выражений, в то время как в разговоре с взрослым партнером – только половину. Именно эти эмоции, которые выражаются в контакте с другими детьми, помогают ребенку развить раскованность, свободу и непринужденность в общении с ровесниками.
Читайте еще: Детский онанизм: что делать. 18+
Уникальные аспекты взаимодействия с ровесниками
Один из важных аспектов общения с ребятами своего возраста – это яркие эмоции и разнообразные способы выражения своих чувств. В отличие от общения с взрослыми, где ребенок не может свободно выражать свои эмоции, кричать или визжать, он может вести себя естественно только в присутствии своих сверстников.
Одной из особенностей является изменение устоявшегося представления о нормах выражения, принятых во взрослом мире. Общение с взрослыми предусматривает использование определенных речевых оборотов и устоявшихся фраз. В разговоре со сверстниками ребенок может придумывать новые слова, экспериментировать с звуками, имитировать своих ровесников и просто шутить. Со стороны кажется, что все это не несет в себе воспитательной ценности и не влияет на развитие речи детей. Однако на самом деле эти занятия предоставляют простор для творчества, помогая ребенку формировать свою собственную речь, в то время как в разговоре с взрослыми такого не происходит.
Третья особенность общения с ровесниками – возможность проявления инициативы ребенком. Взаимодействие с родителями сводится к тому, что малыш, главным образом, слушает старших или отвечает на общие вопросы. Общаясь с ровесниками, он стремится быть первым, кто высказывает свои мысли. Кстати, его сверстники поступают точно так же, так что дети говорят того, что хотят, перебивая друг друга, не стремясь выслушать друг друга. Взаимодействуя с взрослыми, ребенок перекладывает инициативу на плечи взрослых, выступая в роли слушателя или отвечая на вопросы, заданные взрослым.
Читайте также: У вашего ребенка дисграфия? Как помочь школьнику?
Функциональное разнообразие – четвёртая характеристика такого общения. Ребенок получает новую информацию от взрослых и решает перед ними поставленные задачи. Общаясь с ровесниками, малыш решает совсем другие задачи. Ему предстоит определиться, с кем или чем играть, сравнить себя с другим ребенком, проявить свою фантазию, выразить свое мнение по тому или иному вопросу, возникающему в процессе игры. Все это предполагает проявление чувств, настроения, желаний, потребностей. Такое общение поможет малышу найти общий язык с партнером, занять свое место в этом мире и найти выход из любой ситуации.
Почему важно общаться с различными речевыми партнерами
Взаимодействуя с другими детьми, ребенок расширяет свой словарный запас, его речь становится более связанной и развёрнутой, и его могут понимать не только сверстники, но и взрослые. Это происходит потому, что в отличие от общения с родителями, сверстник не будет догадываться, о чём говорит ребенок, когда ему захочется чего-то или когда он будет чем-то недоволен. В отличие от детей, взрослые всегда настороже и очень внимательно следят за жестами и мимикой своего малыша. А вот сверстник этого делать не будет. И в таком случае ребенку придётся самостоятельно адаптироваться к новому способу общения.
Читайте также: Субфебрилитет у ребенка.
Взаимодействие с взрослыми помогает ребёнку улучшить свой словарный запас и научиться новым словам и выражениям. Ребёнок научится правильно произносить предложения и слова, а также усвоит нормы общения. Хотя эти навыки могут показаться ребёнку бесполезными в его повседневной жизни. Однако, чтобы использовать эти знания на практике, необходимо создать определённые жизненные ситуации. Ребёнку помогут сверстники, которые помогут ему попасть в такую среду, где он сможет активно использовать все навыки, которые он приобрёл от взрослых друзей или родственников.