Как помочь ребенку освоить навык умного счета
Многие родители задумываются о раннем развитии своих детей и задаются вопросом, какие навыки должен иметь ребенок к моменту поступления в школу. Один из таких навыков – умение считать в уме. Как развить этот навык? Существует множество методик и упражнений, которые помогут ответить на этот вопрос. Давайте рассмотрим некоторые из них.
С какого возраста следует начинать обучение детей счету в уме
В детском саду дети трехлетнего возраста в течение года обычно осваивают цифры от нуля до пяти. Через год они начинают учиться считать в прямом и обратном порядке и запоминают счет до десяти. Сегодняшние методики для развития математических способностей у детей стали очень популярными. Мнения экспертов о том, с какого возраста следует начинать обучение детей устному счету, расходятся: некоторые считают, что лучше начинать с 6-7 лет, но существует множество методик, которые помогают развивать этот навык уже у детей 3-4 лет. Однако все они сходятся в одном: обучение детей счету в уме определенно следует начинать еще до школы.
Ознакомиться с цифрами можно, используя произведения С. Маршака «Весёлый счёт», А. Барто «Арифметика», Б. Заходера «Как-то вечером к медведю…» и другие.
Эффективные методы обучения устному счёту
Главным в любом методе является заинтересованность ребёнка, а малыши уже с раннего возраста проявляют интерес к счёту. Заботливые родители и опытные воспитатели могут пробудить его, добавив элементы счёта в привычные игры и повседневные моменты: можно подсчитать с малышом пуговицы на одежде или кукол в коробке с игрушками. Время от времени ребёнок сам будет проявлять интерес к этому, и останется только подобрать подходящие формы развития его навыка устного счёта.
Читайте также: Поделка «свинья»: создаем с ребёнком символ 2019 года
Не редко у дошкольников возникают проблемы с отсутствием усидчивости или концентрацией внимания. Важно не перегружать ребенка информацией, а начинать с малого: если на первых этапах ребенок смог сосредоточиться на подсчете ступенек крыльца хотя бы 5 минут в день, это уже хороший результат. Помните, что в раннем возрасте обучение должно быть игровым и без принуждения.
Перед тем, как приступить к обучению ребенка устному счету с использованием операций сложения и вычитания, родители или воспитатели должны научить его понятиям “больше” и “меньше” и пересчету предметов в пределах пяти. Вот несколько интересных методик обучения счету в уме:
Ментальная арифметика
Это направление происходит из Японии XVI века и становится все более популярным в России. Методика предназначена для детей от 4 до 12 лет, и чем раньше ребенок начнет обучение, тем легче ему будет. Обычно обучение включает 10 ступеней и длится 2-3 года в зависимости от количества занятий в неделю.
Ментальный (от лат. mentalis) – интеллектуальный, связанный с умственной деятельностью.
В самом начале обучения дети используют специальные инструменты для счёта – абакусы. Это устройства, состоящие из прямоугольной рамки с прутками и шариками, разделёнными полосой. Со временем дети научаются представлять абакус в своем уме и выполнять счетные операции на нем. Принцип счёта на абакусе очень прост: чтобы добавить определенное число, ребенок перемещает нужное количество шариков к ответу. На схеме ниже мы рассмотрим несколько простых примеров счёта, которые можно попрактиковать с детьми.
Занятия по ментальной арифметике способствуют развитию пространственного восприятия чисел у детей. Они позволяют не только абстрактно представить числа, но и физически ощутить их, прикасаясь к бусинам на счетной рамке.
После выполнения простых задач дети переходят к использованию абакуса для работы с формулами, а затем осваивают счёт в уме. Кроме того, ментальная арифметика развивает воображение и способствует взаимодействию головного мозга между полушариями. В результате, ребёнок научится считать в уме быстрее калькулятора и одновременно читать стихи или петь. На портале “Ментальная арифметика” посвященному данной методике, можно найти разнообразные задания для самостоятельных занятий с малышами.
Читайте также: Как научить малыша говорить корректно и красиво?
Изучение абакуса:
Учебный курс включает около 40–45 занятий продолжительностью 10–20 минут, которые подойдут детям дошкольного возраста от 3 лет, способным пересчитывать предметы в пределах пяти. Одним из преимуществ данной методики является то, что ребенок учится мыслить сразу группами чисел, а не пытается пересчитывать предметы по одному.
Таблица: примеры заданий из первого урока по методике Полякова (часть)
- Пять карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5;
- пять кубиков размером приблизительно 1,5–2 см, расположенных в коробке.
- Игра “Сопоставление чисел с кубиками” с двумя кубиками.
Положите на стол карточку с числом 1 и карточку с числом 2. Поставьте на стол ящик и положите в него один кубик. Спросите ребенка, сколько кубиков в ящике. Когда он ответит “один”, покажите ему и назовите число 1 и попросите положить его рядом с ящиком. Добавьте в ящик второй кубик и попросите посчитать, сколько теперь в ящике кубиков. Пусть, если хочет, посчитает кубики пальцами. Когда ребенок скажет, что в ящике уже два кубика, покажите ему и назовите число 2 и попросите убрать от ящика число 1, а на его место положить число 2. Повторите эту игру несколько раз. Очень скоро ребенок запомнит, как выглядят два кубика, и будет называть это количество сразу, без подсчета. Он также запомнит числа 1 и 2 и будет придвигать к ящику число, соответствующее количеству кубиков в нем. - В игре «Гномики в домике» используются два кубика.
Коробочка, представляющая домик, содержит комнатки, а гномики, которые живут в них, – это кубики. Разместите один кубик на первой клетке слева от ребенка и скажите: «В домик пришел один гномик». Затем спросите: «Что будет, если к нему придет еще один гномик? Сколько гномиков будет в домике?» Если ребенок не может ответить, поставьте второй кубик на стол рядом с домиком. Когда ребенок скажет, что теперь в домике будет два гномика, позвольте ему поставить второго гномика рядом с первым на второй клетке. Затем спросите: «А если один гномик уйдет, сколько гномиков останется в домике?» В этот раз ваш вопрос не вызовет затруднений, и ребенок ответит: «Останется один».
Усложните игру. Скажите: «Теперь сделаем домику крышу». Покройте коробочку ладонью и повторите игру. Каждый раз, когда ребенок скажет, сколько гномиков осталось в домике после того, как один пришел, или сколько их осталось после того, как один ушел, снимайте крышу-ладонь и позволяйте ребенку самому добавлять или убирать кубик, чтобы убедиться в правильности своего ответа. Это поможет развить не только зрительную память, но и тактильную память ребенка. Всегда нужно убирать последний кубик, то есть второй слева.
Методика Полякова для обучения детей счёту:
Преимущества этого подхода заключаются в том, что ребенок, изучая числа по методике Монтессори, активно использует свои тактильные и зрительные навыки, развивает чувство числа.
Маленькая девочка осваивает навык счета по методике Монтессори: