Дворовое детство почему его нет у современного ребёнка_1

Дворовое детство почему его нет у современного ребёнка_1

Почему современные дети лишены возможности насладиться дворовым детством?

Без гуляния во дворе у ребёнка не будет полноценного детства.

Несколько десятилетий назад дворы представляли собой уютное пристанище для детей. В течение летних дней с раннего утра до позднего вечера здесь не прекращался шум и смех мальчишек и девчонок, а в остальное время ребята собирались после школы, чтобы провести веселое время вместе. Однако сегодняшняя ситуация совсем иная – дворы пустуют. На скамейках могут посидеть только старушки, как и раньше, а также мамы с колясками. Однако детвора исчезла, без мам ребятишки больше не гуляют. Что же стало причиной этого явления? Нужно ли детям общество дворового братства?

Как это было раньше

В период советской эпохи и перестройки, у детей существовала своя особая культура игр на улице. Семьи часто долго жили в одном месте, заполняли целые дома (поскольку в СССР квартиры выделялись от предприятий). Естественно, все знали друг друга хорошо, и родители не опасались выпустить младшего школьника или даже дошкольника на улицу.

На скамейках традиционно сидели бабушки, которые «контролировали» ситуацию и могли в случае необходимости рассказать об этом по телефону чьей-то маме. Впрочем, причиной для «доноса» могла стать только разбитая коленка или вырвавшаяся у кого-то из детей неприличная ругань.

Летом молодежь целыми днями увлекалась активными играми, такими как “Казаки-разбойники”, “Вышибала”, “Горячая картошка”, “Ножички” и т.д. Девушки с удовольствием прыгали через резинку и прятала свои “секретики” в землю. В общем, было множество разнообразных игр, и самое главное – всем было весело и радостно.

Советские дети гуляют во дворе

В эпоху Советского Союза все мальчишки и девчонки проводили много времени во дворе, здесь не затихали детские голоса с самого утра и до вечера, особенно в летние месяцы

Если на улице шел дождь, дети могли собраться у кого-то из друзей, где придумывали разные занятия, которые также основывались на общении и взаимодействии. Как только погода улучшалась, все снова торопились на свежий воздух.

Значение дворового братства

За этой картинкой беспечных детских развлечений скрывалось много очень важных задач:

  1. Дворовые игры были очень разнообразными по своим целям, задачам, способам проведения, так как они были подвижными, театральными, интеллектуальными. Таким образом, ребята чередовали физическую нагрузку и отдых. Детям было где выразить свою неистовую энергию, что гарантировало им после прогулки здоровый аппетит и крепкий сон.
  2. Личность ребёнка развивалась среди сверстников. Во дворе дети не просто гуляли, а учились общаться, занимать своё место в коллективе. Опять-таки в игре дети учились договариваться, выполнять различные роли, следовать установленным правилам, разрешать конфликты, учитывать мнение товарища, учились просить прощения, сами прощать.
  3. Прогулки во дворе оказывали огромное благотворное влияние на здоровье. Ведь ребёнок проводил большую часть дня на свежем воздухе, включая зимний период. Тогда детей не оборачивали в одеяла, как делают сейчас. Мальчики и девочки, в основном, одевались легко, чтобы одежда не ограничивала движения. Незаметно организм привыкал к холоду, и дети меньше болели.

Дети сидят во дворе и разговаривают

Во дворе дети раньше обучались навыкам общения, взаимопонимания и разрешения конфликтов, а также находили компромиссы.

Почему дети больше не гуляют?

Сегодня современные дворы пустуют. Несмотря на наличие красивых площадок с яркими горками, качелями и прочими аттракционами, там можно увидеть только мам с колясками. Подростков здесь почти не встретишь, и на это есть свои причины:

  1. Излишняя забота. Для многих родителей представляется невероятным отпустить своего младшего школьника (а тем более дошкольника) одного гулять на улицу из-за страха перед различными опасностями, которые могут поджидать его на улице («там населяют злобные собаки, хулиганы, наркоманы» и так далее). Более того, в современных многоэтажках соседи не общаются друг с другом, поэтому дети могут не знать своих сверстников из соседнего двора. Если раньше первоклассники ходили в школу одни, то сегодня многих детей отвозят туда на машине или водят за руку мамы и бабушки (вплоть до 3–4 класса). В целом, дети сегодня довольно несамостоятельны (например, в 7–8 лет они ещё не умеют подогреть еду, приготовить чай и так далее).
  2. Многие родители неодобрительно относятся к прогулкам во дворе (хотя в своем детстве они, вероятно, проводили там все свое свободное время). Они считают, что ребенок, оставленный без присмотра, “бродящий” по улице, обязательно попадет в плохую компанию, услышит непристойные слова, его уговорят попробовать там сигареты, алкоголь и даже наркотики.
  3. Современные дети живут в эпоху развитых информационных технологий. У каждого малыша с раннего возраста появляется свой собственный мобильный телефон с множеством приложений, планшет. На телевизоре, который подключен к интернету, можно найти любой мультфильм и посмотреть его несколько раз. О увлеченности компьютерными играми и говорить не приходится. Ребята имеют свои страницы в социальных сетях с сотнями виртуальных друзей, а вот в реальной жизни даже некому позвонить по телефону, чтобы просто поговорить.
  4. Современные дети находятся в периоде активного развития информационных технологий. Уже с самого раннего детства у каждого ребенка есть свой собственный мобильный телефон с большим количеством приложений, а также планшет. На современных телевизорах, которые подключены к интернету, можно найти любой мультфильм и смотреть его множество раз. Отдельного упоминания заслуживает увлечение компьютерными играми. Дети имеют свои собственные страницы в социальных сетях, где у них сотни виртуальных друзей, но при этом часто бывает, что им не с кем поговорить по телефону просто так, в реальной жизни.

Мальчик лежит на диване с планшетом в руках

Современная действительность характеризуется тем, что многие дети активно проводят время в виртуальной среде, что негативно влияет на их способность налаживать реальные контакты и общаться с окружающими.

Мальчик с усталым видом сидит за столом и делает уроки

Часто у школьников, которые заняты домашними заданиями, не хватает времени и желания на прогулки.

В результате, ребенок либо не может выйти на улицу (и родители думают: “ведь они уже выходят на прогулку в детском саду или в школе не продлёнке”), либо сам не проявляет желания, так как погружен в виртуальный мир.

Читайте также: 7 мультфильмов, которые можно посмотреть вместе с ребенком

Также стоит отметить другую современную тенденцию. Раньше взрослые подталкивали своих детей к общению – призывали дружить, приглашали друзей своего ребенка к себе домой, но сегодня главным являются личные достижения.

В отношении фактора опасности многие считают, что современные детские площадки безопаснее, чем раньше. На сегодняшний день здесь нет незащищенных строений, валяющихся металлических труб, бродячих собак, открытых люков, голых проводов и так далее. Почти везде коммунальные службы следят за освещением, сломанными скамейками. Тем не менее дети все равно не выходят на улицу.

Детская площадка во дворе

В настоящее время дворы становятся все более привлекательными и безопасными, однако дети все реже проводят здесь свободное время.

В качестве матери девятилетнего ребенка, я могу сказать многое о данной актуальной проблеме. Описанная ситуация в основном характерна для городов, особенно крупных. Наша семья живет в небольшом поселке недалеко от города, где почти все знакомы друг с другом. И здесь, к моему восторгу, у детей нет проблем с общением. Например, рядом с нашим домом есть отличный большой двор с качелями, горкой, турником и т.д., рядом также есть несколько подобных мест. Здесь всегда много детей разных возрастов (и малышей, и школьников), они гуляют после школы, во время каникул. Мой сын начал гулять один, когда ему было шесть лет, с такими же ребятами: сначала он проводил время только в нашем дворе (я время от времени наблюдала за ним из окна). Сегодня же он гуляет довольно далеко с друзьями, может ездить на велосипеде с ребятами. При этом мальчик всегда на связи – в любой момент я могу позвонить ему по телефону. Тем временем, когда во время летних каникул к одной из наших соседок приезжал внук из города, он жаловался, что дома вообще негде гулять, потому что просто некому, там это не принято.

«Один дома»: последствия долгого пребывания в помещении

Постоянное пребывание в доме отрицательно сказывается на здоровье ребенка, ведет к ослаблению иммунной системы и частым заболеваниям ОРВИ. Ведь все хорошо знают, что организму, особенно детскому, необходим свежий воздух и движение. Но внимательные родители постоянно игнорируют этот факт — им гораздо спокойнее, когда их ребенок остается дома.

Ребёнок лежит в постели с термометром во рту и кружкой в руках

Ограничение мобильности негативно сказывается на состоянии здоровья детей, ослабляет их иммунитет

Согласно статистике, у 42% школьников физическая подготовка оказывается ниже среднего уровня, так как они не могут выполнить даже базовые физкультурные нормативы. Ведь не все дети-домоседы ходят в спортивные секции, многие предпочитают проводить время перед экраном планшета или компьютера. Неравновесие в сторону интеллектуального развития может привести к перенапряжению мозга, что в свою очередь может вызвать головные боли, неврозы и депрессию.

Ребенок, проводящий большую часть времени дома, не получает должного опыта общения (хотя, конечно, детский сад и школа тоже дают некоторые возможности для общения, но, например, во время каникул ребенок может остаться в одиночестве). В результате, он может вырасти замкнутым, эгоистичным, и в будущем столкнуться с трудностями в личной жизни.

Девочка сидит на подоконнике и задумчиво смотрит в окно

Ребенок, лишенный возможности общаться со сверстниками, чувствует себя одиноким и потерянным, особенно во время каникул.

Что нужно делать

Родители должны осознать важность того, чтобы ребенок проводил время на улице, укрепляя свое здоровье и общаясь с другими детьми. С самого раннего возраста нужно научить ребенка быть самостоятельным и не бояться быть отпущенным, проводить беседы о безопасности:

  1. Обучать правилам дорожного движения и предупреждать о возможности движения машин на улице.
  2. Обсуждать правила взаимодействия с незнакомыми людьми. Однако не стоит преувеличивать опасность и пугать ребенка историями о маньяках (это может вызвать у него нервозность).
  3. Приучать беречь свои вещи, например, не показывать дорогие мобильные телефоны.
  4. Научить ребёнка всегда быть на связи с родителями, чтобы они могли звонить в любое время и узнать, где находится их ребенок.

Если ребенок стеснительный, в начале мама сможет выходить на улицу вместе с ним. Когда малыш немного подружится с другими детками, постепенно можно приглашать их всех в гости, например, на чай с конфетами.

Видео: почему малыши сейчас не гуляют на улице

Отзывы родителей

Сейчас дети проводят много времени дома, за компьютерами и с телефонами в руках. Такой образ жизни упрощает и облегчает задачи для родителей. Ведь дети не травмируются, нет необходимости переживать за их безопасность, не приходится заботиться о стирке грязной одежды. Поэтому многих родителей устраивает, что их дети просто сидят дома. А в СССР ситуация была иная – что делали дети, оставаясь дома? В то время все дети на улице играли и бегали. И хотя некоторые могут упомянуть различные спортивные секции, в СССР спорт был развит значительно лучше.

Sadar Volvov

https://thequestion.ru/questions/514406/answer-anchor/answer/762273?utm_source=yandex&utm_medium=wizard#answer762273-anchor

У нас не было другого места для развлечений, кроме двора. Именно там происходили самые интересные события, мы проводили время, играли и развивались. Было здорово и безопасно: резиночки, скакалки, классики, выбивалы, казаки-разбойники, турники, скакалки и многое другое, что приносило нам невероятный драйв. Днем по телевизору вещали “сетку” или программы на иностранных языках: испанском, английском, немецком. Мы отмечали мультфильмы в программе ТВ фломастером на всю неделю, потому что их показывали очень редко, поэтому каждый показ был настоящим чудом. Нам некуда было деться, поэтому мы брали батон варенья, шли на улицу и ели его все вместе. Это было очень весело и радостно. В дворе проходила вся наша жизнь: сначала мы играли в песочнице, а потом начинались более взрослые отношения, мы ссорились, мирились, влюблялись и даже дрались. Мы каждый день проводили во дворе и ничего не боялись. Могли играть до самой ночи, иногда мамы кричали из окон: “Иди кушать!” или “Спокойной ночи начались!”, и мы бежали домой, чтобы потом обязательно вернуться в любимый двор.

Какая же ерунда? У нас уютный советский двор, где живут детки разного возраста: малыши в возрасте четырех лет и подростки в 15, пионеры на сто классов, висят на деревьях, а по утрам они хором кричат под подъездом: «Серёжа, выходи!». В общем, сейчас это дети тех, кто вырос в девяностых годах со всеми их проблемами, маньяками и наркоманами. Родители вспоминают свое беспокойное детство и стараются защитить своих детей.

Анка Гречаник

https://thequestion.ru/questions/514406/answer-anchor/answer/762273?utm_source=yandex&utm_medium=wizard#answer762273-anchor

Мое мнение заключается в том, что раньше просто не было так много вариантов для проведения свободного времени. Сегодня выбор развлечений гораздо шире. У меня, например, есть ребенок, и когда он приходит из сада, он сразу же садится за компьютер, чтобы поиграть в игры или посмотреть мультфильмы в социальных сетях. Сложно уговорить его выйти на природу. Все из-за того, что все остаются дома и на улице нет никого, с кем можно погулять или поиграть. Когда-то приставки были не у всех, поэтому люди собирались вместе и играли вместе у кого-то дома. С появлением доступного интернета, компьютеров и приставок дети перестали гулять. Все просто сидят и смотрят в мониторы. Когда появились приставки, появились и клубы, где дети сидели и играли в игры, и именно тогда они начали исчезать с улиц. Если вы посетите какую-нибудь деревню и посмотрите вокруг, то увидите, что все так же, как раньше – дети бегают, играют и гуляют. А сейчас у всех есть компьютеры дома, и все просто сидят дома.

…интернет, связывая людей на больших расстояниях, отдаляет их на близких. Недавно один молодой человек жаловался, что из-за проблем с интернетом он не может общаться с лучшим другом, который живет в соседнем подъезде. Широкий выбор домашних развлечений делает нас склонными оставаться дома… Большую часть времени мы проводим на работе, наше общение с родственниками ограничено, мы постоянно спешим, и в результате испытываем нервное напряжение и желание иметь комфорт с минимальными затратами времени и усилий. Зачем нам заморачиваться с организацией личной встречи с друзьями и родственниками, если можно просто позвонить или отправить СМС? Зачем искать билеты и идти в театр, если все можно сделать через интернет? Наши дети активно копируют наш образ жизни. Если раньше дети общались на улице и учились общаться под присмотром взрослых, то сегодня это прошло. Наши квартиры превращаются в места, где мы едим, спим и еще раз едим, или просто спим.

…родители начали беспокоиться о своих детях – всегда держаться за руку, вплоть до 11 класса. За стеной живет пятилетний мальчик с бабушкой и ее мужем (не его настоящим дедом), мама то ли сидит дома, то ли на работе – в общем, она уже не появлялась как минимум год. Бабушка с трудом ходит, чтобы всюду водить мальчика за руку. А вот он гуляет один – видела, как он с каким-то мальчиком, который, по-видимому, иностранец, гастарбайтер. Его, видимо, тоже отпускают родители – они просто не заботятся. Я бы тоже отпустила своего, но у нас нет двора, и ему некуда идти, и некому с ним быть, да и пока он не дотягивает до домофона.

Сальвадор Дали

https://forumnov.com/archive/index.php/t300513.html

В моем дворе дети всех возрастов гуляют со своими родителями или без них. Более старшим детям, вероятно, не так интересно играть на площадке, как младшим. Я также заметила, что мамы младшей детворы часто прогоняют старших детей. Но некому заступиться за них, поскольку старшие дети чаще гуляют одни, а родители присутствуют только в том случае, если в семье есть младшие дети. Старшие дети катаются на велосипедах и самокатах, играют в подвижные игры, играют в мяч или ищут клады. Они уже сами ходят в кино, у нас, например, кинотеатр находится рядом с домом. Поэтому вы их редко видите по всем этим причинам, как мне кажется.

Рыжая кошечка

https://www.stranamam.ru/post/13674115/

Естественно, воспитание детей в прошлом и в настоящее время сильно отличается. Однако никакие технологии, множество дополнительных занятий и секций не смогут заменить детям реального общения. Без игр на улице, дружбы с ровесниками детство будет неполноценным. Конечно, для родителей очень важна безопасность своего ребенка, но нужно внушать ему разумную осторожность, учить его правильно вести себя в непредвиденных ситуациях, а не просто окружать гиперзаботой, которая приносит спокойствие только родителям, но не ребенку.

Читайте также: 7 ошибок родителей, которые замедляют развитие детей

  • Автор: Лариса Морозова
  • Распечатать
Что еще почитать:  30 нянь и без сна полгода с какими трудностями столкнулись звездные мамы после рождения детей
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: