Почему современные дети лишены возможности насладиться дворовым детством?
Несколько десятилетий назад дворы представляли собой уютное пристанище для детей. В течение летних дней с раннего утра до позднего вечера здесь не прекращался шум и смех мальчишек и девчонок, а в остальное время ребята собирались после школы, чтобы провести веселое время вместе. Однако сегодняшняя ситуация совсем иная – дворы пустуют. На скамейках могут посидеть только старушки, как и раньше, а также мамы с колясками. Однако детвора исчезла, без мам ребятишки больше не гуляют. Что же стало причиной этого явления? Нужно ли детям общество дворового братства?
Как это было раньше
В период советской эпохи и перестройки, у детей существовала своя особая культура игр на улице. Семьи часто долго жили в одном месте, заполняли целые дома (поскольку в СССР квартиры выделялись от предприятий). Естественно, все знали друг друга хорошо, и родители не опасались выпустить младшего школьника или даже дошкольника на улицу.
На скамейках традиционно сидели бабушки, которые «контролировали» ситуацию и могли в случае необходимости рассказать об этом по телефону чьей-то маме. Впрочем, причиной для «доноса» могла стать только разбитая коленка или вырвавшаяся у кого-то из детей неприличная ругань.
Летом молодежь целыми днями увлекалась активными играми, такими как “Казаки-разбойники”, “Вышибала”, “Горячая картошка”, “Ножички” и т.д. Девушки с удовольствием прыгали через резинку и прятала свои “секретики” в землю. В общем, было множество разнообразных игр, и самое главное – всем было весело и радостно.
В эпоху Советского Союза все мальчишки и девчонки проводили много времени во дворе, здесь не затихали детские голоса с самого утра и до вечера, особенно в летние месяцы
Если на улице шел дождь, дети могли собраться у кого-то из друзей, где придумывали разные занятия, которые также основывались на общении и взаимодействии. Как только погода улучшалась, все снова торопились на свежий воздух.
Значение дворового братства
За этой картинкой беспечных детских развлечений скрывалось много очень важных задач:
- Дворовые игры были очень разнообразными по своим целям, задачам, способам проведения, так как они были подвижными, театральными, интеллектуальными. Таким образом, ребята чередовали физическую нагрузку и отдых. Детям было где выразить свою неистовую энергию, что гарантировало им после прогулки здоровый аппетит и крепкий сон.
- Личность ребёнка развивалась среди сверстников. Во дворе дети не просто гуляли, а учились общаться, занимать своё место в коллективе. Опять-таки в игре дети учились договариваться, выполнять различные роли, следовать установленным правилам, разрешать конфликты, учитывать мнение товарища, учились просить прощения, сами прощать.
- Прогулки во дворе оказывали огромное благотворное влияние на здоровье. Ведь ребёнок проводил большую часть дня на свежем воздухе, включая зимний период. Тогда детей не оборачивали в одеяла, как делают сейчас. Мальчики и девочки, в основном, одевались легко, чтобы одежда не ограничивала движения. Незаметно организм привыкал к холоду, и дети меньше болели.
Во дворе дети раньше обучались навыкам общения, взаимопонимания и разрешения конфликтов, а также находили компромиссы.
Почему дети больше не гуляют?
Сегодня современные дворы пустуют. Несмотря на наличие красивых площадок с яркими горками, качелями и прочими аттракционами, там можно увидеть только мам с колясками. Подростков здесь почти не встретишь, и на это есть свои причины:
- Излишняя забота. Для многих родителей представляется невероятным отпустить своего младшего школьника (а тем более дошкольника) одного гулять на улицу из-за страха перед различными опасностями, которые могут поджидать его на улице («там населяют злобные собаки, хулиганы, наркоманы» и так далее). Более того, в современных многоэтажках соседи не общаются друг с другом, поэтому дети могут не знать своих сверстников из соседнего двора. Если раньше первоклассники ходили в школу одни, то сегодня многих детей отвозят туда на машине или водят за руку мамы и бабушки (вплоть до 3–4 класса). В целом, дети сегодня довольно несамостоятельны (например, в 7–8 лет они ещё не умеют подогреть еду, приготовить чай и так далее).
- Многие родители неодобрительно относятся к прогулкам во дворе (хотя в своем детстве они, вероятно, проводили там все свое свободное время). Они считают, что ребенок, оставленный без присмотра, “бродящий” по улице, обязательно попадет в плохую компанию, услышит непристойные слова, его уговорят попробовать там сигареты, алкоголь и даже наркотики.
- Современные дети живут в эпоху развитых информационных технологий. У каждого малыша с раннего возраста появляется свой собственный мобильный телефон с множеством приложений, планшет. На телевизоре, который подключен к интернету, можно найти любой мультфильм и посмотреть его несколько раз. О увлеченности компьютерными играми и говорить не приходится. Ребята имеют свои страницы в социальных сетях с сотнями виртуальных друзей, а вот в реальной жизни даже некому позвонить по телефону, чтобы просто поговорить.
- Современные дети находятся в периоде активного развития информационных технологий. Уже с самого раннего детства у каждого ребенка есть свой собственный мобильный телефон с большим количеством приложений, а также планшет. На современных телевизорах, которые подключены к интернету, можно найти любой мультфильм и смотреть его множество раз. Отдельного упоминания заслуживает увлечение компьютерными играми. Дети имеют свои собственные страницы в социальных сетях, где у них сотни виртуальных друзей, но при этом часто бывает, что им не с кем поговорить по телефону просто так, в реальной жизни.
Современная действительность характеризуется тем, что многие дети активно проводят время в виртуальной среде, что негативно влияет на их способность налаживать реальные контакты и общаться с окружающими.
Часто у школьников, которые заняты домашними заданиями, не хватает времени и желания на прогулки.
В результате, ребенок либо не может выйти на улицу (и родители думают: “ведь они уже выходят на прогулку в детском саду или в школе не продлёнке”), либо сам не проявляет желания, так как погружен в виртуальный мир.
Читайте также: 7 мультфильмов, которые можно посмотреть вместе с ребенком
Также стоит отметить другую современную тенденцию. Раньше взрослые подталкивали своих детей к общению – призывали дружить, приглашали друзей своего ребенка к себе домой, но сегодня главным являются личные достижения.
В отношении фактора опасности многие считают, что современные детские площадки безопаснее, чем раньше. На сегодняшний день здесь нет незащищенных строений, валяющихся металлических труб, бродячих собак, открытых люков, голых проводов и так далее. Почти везде коммунальные службы следят за освещением, сломанными скамейками. Тем не менее дети все равно не выходят на улицу.
В настоящее время дворы становятся все более привлекательными и безопасными, однако дети все реже проводят здесь свободное время.
В качестве матери девятилетнего ребенка, я могу сказать многое о данной актуальной проблеме. Описанная ситуация в основном характерна для городов, особенно крупных. Наша семья живет в небольшом поселке недалеко от города, где почти все знакомы друг с другом. И здесь, к моему восторгу, у детей нет проблем с общением. Например, рядом с нашим домом есть отличный большой двор с качелями, горкой, турником и т.д., рядом также есть несколько подобных мест. Здесь всегда много детей разных возрастов (и малышей, и школьников), они гуляют после школы, во время каникул. Мой сын начал гулять один, когда ему было шесть лет, с такими же ребятами: сначала он проводил время только в нашем дворе (я время от времени наблюдала за ним из окна). Сегодня же он гуляет довольно далеко с друзьями, может ездить на велосипеде с ребятами. При этом мальчик всегда на связи – в любой момент я могу позвонить ему по телефону. Тем временем, когда во время летних каникул к одной из наших соседок приезжал внук из города, он жаловался, что дома вообще негде гулять, потому что просто некому, там это не принято.
«Один дома»: последствия долгого пребывания в помещении
Постоянное пребывание в доме отрицательно сказывается на здоровье ребенка, ведет к ослаблению иммунной системы и частым заболеваниям ОРВИ. Ведь все хорошо знают, что организму, особенно детскому, необходим свежий воздух и движение. Но внимательные родители постоянно игнорируют этот факт — им гораздо спокойнее, когда их ребенок остается дома.
Ограничение мобильности негативно сказывается на состоянии здоровья детей, ослабляет их иммунитет
Согласно статистике, у 42% школьников физическая подготовка оказывается ниже среднего уровня, так как они не могут выполнить даже базовые физкультурные нормативы. Ведь не все дети-домоседы ходят в спортивные секции, многие предпочитают проводить время перед экраном планшета или компьютера. Неравновесие в сторону интеллектуального развития может привести к перенапряжению мозга, что в свою очередь может вызвать головные боли, неврозы и депрессию.
Ребенок, проводящий большую часть времени дома, не получает должного опыта общения (хотя, конечно, детский сад и школа тоже дают некоторые возможности для общения, но, например, во время каникул ребенок может остаться в одиночестве). В результате, он может вырасти замкнутым, эгоистичным, и в будущем столкнуться с трудностями в личной жизни.
Ребенок, лишенный возможности общаться со сверстниками, чувствует себя одиноким и потерянным, особенно во время каникул.
Что нужно делать
Родители должны осознать важность того, чтобы ребенок проводил время на улице, укрепляя свое здоровье и общаясь с другими детьми. С самого раннего возраста нужно научить ребенка быть самостоятельным и не бояться быть отпущенным, проводить беседы о безопасности:
- Обучать правилам дорожного движения и предупреждать о возможности движения машин на улице.
- Обсуждать правила взаимодействия с незнакомыми людьми. Однако не стоит преувеличивать опасность и пугать ребенка историями о маньяках (это может вызвать у него нервозность).
- Приучать беречь свои вещи, например, не показывать дорогие мобильные телефоны.
- Научить ребёнка всегда быть на связи с родителями, чтобы они могли звонить в любое время и узнать, где находится их ребенок.
Если ребенок стеснительный, в начале мама сможет выходить на улицу вместе с ним. Когда малыш немного подружится с другими детками, постепенно можно приглашать их всех в гости, например, на чай с конфетами.
Видео: почему малыши сейчас не гуляют на улице
Отзывы родителей
Сейчас дети проводят много времени дома, за компьютерами и с телефонами в руках. Такой образ жизни упрощает и облегчает задачи для родителей. Ведь дети не травмируются, нет необходимости переживать за их безопасность, не приходится заботиться о стирке грязной одежды. Поэтому многих родителей устраивает, что их дети просто сидят дома. А в СССР ситуация была иная – что делали дети, оставаясь дома? В то время все дети на улице играли и бегали. И хотя некоторые могут упомянуть различные спортивные секции, в СССР спорт был развит значительно лучше.
Sadar Volvov
https://thequestion.ru/questions/514406/answer-anchor/answer/762273?utm_source=yandex&utm_medium=wizard#answer762273-anchor
У нас не было другого места для развлечений, кроме двора. Именно там происходили самые интересные события, мы проводили время, играли и развивались. Было здорово и безопасно: резиночки, скакалки, классики, выбивалы, казаки-разбойники, турники, скакалки и многое другое, что приносило нам невероятный драйв. Днем по телевизору вещали “сетку” или программы на иностранных языках: испанском, английском, немецком. Мы отмечали мультфильмы в программе ТВ фломастером на всю неделю, потому что их показывали очень редко, поэтому каждый показ был настоящим чудом. Нам некуда было деться, поэтому мы брали батон варенья, шли на улицу и ели его все вместе. Это было очень весело и радостно. В дворе проходила вся наша жизнь: сначала мы играли в песочнице, а потом начинались более взрослые отношения, мы ссорились, мирились, влюблялись и даже дрались. Мы каждый день проводили во дворе и ничего не боялись. Могли играть до самой ночи, иногда мамы кричали из окон: “Иди кушать!” или “Спокойной ночи начались!”, и мы бежали домой, чтобы потом обязательно вернуться в любимый двор.
Какая же ерунда? У нас уютный советский двор, где живут детки разного возраста: малыши в возрасте четырех лет и подростки в 15, пионеры на сто классов, висят на деревьях, а по утрам они хором кричат под подъездом: «Серёжа, выходи!». В общем, сейчас это дети тех, кто вырос в девяностых годах со всеми их проблемами, маньяками и наркоманами. Родители вспоминают свое беспокойное детство и стараются защитить своих детей.
Анка Гречаник
https://thequestion.ru/questions/514406/answer-anchor/answer/762273?utm_source=yandex&utm_medium=wizard#answer762273-anchor
Мое мнение заключается в том, что раньше просто не было так много вариантов для проведения свободного времени. Сегодня выбор развлечений гораздо шире. У меня, например, есть ребенок, и когда он приходит из сада, он сразу же садится за компьютер, чтобы поиграть в игры или посмотреть мультфильмы в социальных сетях. Сложно уговорить его выйти на природу. Все из-за того, что все остаются дома и на улице нет никого, с кем можно погулять или поиграть. Когда-то приставки были не у всех, поэтому люди собирались вместе и играли вместе у кого-то дома. С появлением доступного интернета, компьютеров и приставок дети перестали гулять. Все просто сидят и смотрят в мониторы. Когда появились приставки, появились и клубы, где дети сидели и играли в игры, и именно тогда они начали исчезать с улиц. Если вы посетите какую-нибудь деревню и посмотрите вокруг, то увидите, что все так же, как раньше – дети бегают, играют и гуляют. А сейчас у всех есть компьютеры дома, и все просто сидят дома.
…интернет, связывая людей на больших расстояниях, отдаляет их на близких. Недавно один молодой человек жаловался, что из-за проблем с интернетом он не может общаться с лучшим другом, который живет в соседнем подъезде. Широкий выбор домашних развлечений делает нас склонными оставаться дома… Большую часть времени мы проводим на работе, наше общение с родственниками ограничено, мы постоянно спешим, и в результате испытываем нервное напряжение и желание иметь комфорт с минимальными затратами времени и усилий. Зачем нам заморачиваться с организацией личной встречи с друзьями и родственниками, если можно просто позвонить или отправить СМС? Зачем искать билеты и идти в театр, если все можно сделать через интернет? Наши дети активно копируют наш образ жизни. Если раньше дети общались на улице и учились общаться под присмотром взрослых, то сегодня это прошло. Наши квартиры превращаются в места, где мы едим, спим и еще раз едим, или просто спим.
…родители начали беспокоиться о своих детях – всегда держаться за руку, вплоть до 11 класса. За стеной живет пятилетний мальчик с бабушкой и ее мужем (не его настоящим дедом), мама то ли сидит дома, то ли на работе – в общем, она уже не появлялась как минимум год. Бабушка с трудом ходит, чтобы всюду водить мальчика за руку. А вот он гуляет один – видела, как он с каким-то мальчиком, который, по-видимому, иностранец, гастарбайтер. Его, видимо, тоже отпускают родители – они просто не заботятся. Я бы тоже отпустила своего, но у нас нет двора, и ему некуда идти, и некому с ним быть, да и пока он не дотягивает до домофона.
Сальвадор Дали
https://forumnov.com/archive/index.php/t300513.html
В моем дворе дети всех возрастов гуляют со своими родителями или без них. Более старшим детям, вероятно, не так интересно играть на площадке, как младшим. Я также заметила, что мамы младшей детворы часто прогоняют старших детей. Но некому заступиться за них, поскольку старшие дети чаще гуляют одни, а родители присутствуют только в том случае, если в семье есть младшие дети. Старшие дети катаются на велосипедах и самокатах, играют в подвижные игры, играют в мяч или ищут клады. Они уже сами ходят в кино, у нас, например, кинотеатр находится рядом с домом. Поэтому вы их редко видите по всем этим причинам, как мне кажется.
Рыжая кошечка
Естественно, воспитание детей в прошлом и в настоящее время сильно отличается. Однако никакие технологии, множество дополнительных занятий и секций не смогут заменить детям реального общения. Без игр на улице, дружбы с ровесниками детство будет неполноценным. Конечно, для родителей очень важна безопасность своего ребенка, но нужно внушать ему разумную осторожность, учить его правильно вести себя в непредвиденных ситуациях, а не просто окружать гиперзаботой, которая приносит спокойствие только родителям, но не ребенку.
Читайте также: 7 ошибок родителей, которые замедляют развитие детей
- Автор: Лариса Морозова
- Распечатать