Организация дидактических игр подразумевает три этапа.
- подготовка
- проведение
- подведение итогов.
Непосредственно перед началом игрового процесса ведущий знакомит детей с содержанием игры, объясняет ее правила, показывает дидактический материал и переходит непосредственно к ее проведению.
В числе основных возрастных особенностей младших дошкольников следует учитывать слабо развитую координацию движений и невысокий уровень развития сенсорной и моторной речи. Поэтому игры, направленные на обучение предметным действиям, целесообразно проводить в малых группах, а в некоторых случаях даже индивидуально.
Для закрепления навыков одни и те же игры с детьми данного возраста следует повторять неоднократно. Дидактические игры необходимо организовывать ежедневно, однако длительность одной игры, чтобы избежать переутомления малышей, должна быть 5-8 минут. Очень важно организовать игру так, чтобы дети достигли успеха и испытали чувство удовлетворения и радость от выполнения поставленной перед ними задачи.
Все используемые при проведении дидактических игр приемы можно разделить на три основные группы (эта классификация применима в любой образовательной деятельности).
Приёмы |
||
Словесные |
Наглядные |
Практические |
В возрасте 3-4 года дети активно осваивают речь, и в этот период слово взрослого играет значимую роль. Младшие дошкольники, помимо непосредственного восприятия смысловой составляющей речи воспитателя или педагога, активно перенимают новые слова, а также невербальные речевые компоненты (мимику, жесты, интонацию).
К числу словесных приемов, активно используемых в дидактических играх, относят объяснения, загадки, короткие рассказы Загадки считаются мотивационным приемом. С их помощью часто осуществляется переход от учебной деятельности к игровой. Например, изучая тему «Птицы», педагог сначала описывает их отдельные виды, а затем перед игрой, предполагающей поиск сходств и различий между разными видами птичек, загадывает детям загадки про ворона, петушка, гуся. Младшей группе даются загадки, в которых ответ рифмуется с текстом. («Чёрный, темноты темней, нету птиц, его умней. На высокой ели — вон он. Это — старый, мудрый…»). Второй младшей группе уже даются более сложные, без «договорок», загадки («Кто так заливисто поёт о том, что солнышко встаёт?», «Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки»). Еще один словесный мотивационный прием – коротенькие рассказы. Игру рекомендуется предварять небольшим сюжетом, который может как напрямую касаться темы игры и ее хода, так и быть опосредованным – в таких случаях ее герой (например, игрушка), предлагает малышам поиграть. Так, Незнайка может сначала попросить детей перечислить насекомых, которых они видят на картинках (учебная задача), а затем предложить соединить жучков с подходящими для них тенями (непосредственно игра). Или педагог может показать ребятам Лунтика, собирающегося погулять в прекрасный зимний день, и попросить помочь ему одеться по погоде. |
Деятельность педагога осуществляется в форме постановки основного вопроса и его изучения на основании полученных данных из различных наглядных источников, которые демонстрирует сам преподаватель или обучаемые. Деятельность обучаемых заключается в наблюдении за демонстрациями, которые проводит педагог или сам обучаемый, осмысление полученных данных и принятие основной дидактической цели конкретного урока, выполнение различных записей, схем, зарисовок и т.д.![]() |
![]() Новое назначение — получение информации на основании практических действий, выполняемых обучающимся или обучаемым в процессе организации различных практических работ. Основные методы: практические и лабораторные работы, упражнения. Деятельность педагога заключается в постановке основного вопроса, подлежащего изучению в процессе проведения различных практических работ, выполненных самим обучающим. Деятельность обучаемых включает в себя осмысление практических действий, демонстрируемых педагогом, собственных практических действий, выполнение различных записей, зарисовок, схем и принятие основной дидактической цели урока. |
Наиболее важный из них – объяснение. Педагогу важно детально и максимально точно объяснять малышам правила игры, ее ход, а также давать дополнительные рекомендации в процессе. Также, перед тем как начать игру, воспитатель описывает детям все используемые материалы.
Ход игры
Сначала педагог рассказывает воспитанникам русскую народную сказку «Гуси — лебеди», внимательно рассматривая вместе с ними яркие иллюстрации: «Посмотрите, ребята, какая красивая яблонька спрятала деток от злющих гусей-лебедей. А давайте мы с вами тоже сейчас вырастим на этом подносе волшебную яблоньку. Будет она у нас вся в яблочках, спелых и сладеньких. И угостим мы ими наших кукол.
Дружненько скажем: «Крибле! Крабле! Бумс!» (педагог повторяет заклинание вместе с детьми). Вот и выросла наша яблонька (показывает детям яблоню).
Теперь угостим наших кукол яблочками. Только смотрите: куклы-то у нас разного размера. А давайте-ка разложим яблоки в 3 корзинки: самые большие – Аленушке, средние – Наташе, а самые маленькие – Леночке (сажает кукол у корзинок). А сейчас вы по очереди подойдете к яблоне и сорвете такое же яблоко, какое уже есть у вас в руках (если ребенок делает верный выбор, педагог просит положить сорванное яблоко в соответствующую корзину)».
Когда дети сорвут все яблоки и накормят кукол, игра заканчивается. Однако, если малыши еще не наигрались, можно развесить яблоки обратно и продолжить.
Игра «Чем отличаются картинки»
Цель – развитие у детей внимания и наблюдательности, формирование и закрепление у них навыков нахождения различий на практически одинаковых картинках.
Оборудование – несколько комплектов по 2 картинки с одним сюжетом, но отличающихся деталями (разница должна быть в величине предметов, т. е. какой-то из изображенных предметов выше, шире, тоньше аналогичного на картинке в паре).
Ход игры
Воспитатель поочередно вывешивает на доску комплекты картинок и предлагает ребятам найти в них отличия. Дети по очереди отвечают, какие различия они увидели, и за правильные ответы награждаются фишками. Победителем в игре признается воспитанник, набравший наибольшее количество фишек.
Игра «Бабочки и гусеницы»
Цель – формирование и развитие у детей навыка сортировки предметов по размеру.
Оборудование – разные по размеру фигурки яблок и цветов, три стола.
Ход игры
Воспитатель предлагает группе разделиться на две команды. Члены одной из них будут «бабочками», другой – «гусеницами». На один из столов воспитатель заранее выкладывает фигурки яблок и цветов, два других отдаются в распоряжение командам. Команды детей выстраиваются в колонны: участники игры по очереди подбегают к столику с фигурками и выбирают самые большие из них: «бабочки» забирают цветочки, «гусеницы» – яблоки. Выложив выбранные предметы на левый край своего стола, ребята встают в конец колонны, после чего получает право бежать за фигурками следующий игрок – он должен будет взять следующую по величине фигуру и положить ее правее той, которую выбрал предыдущий участник. Когда все фигурки переложены на столы игроков, воспитатель проверяет правильность выбора и вместе с детьми исправляет найденные ошибки. Побеждает команда, справившаяся с заданием безошибочно и быстрее соперников по времени.
Игры для социально-коммуникативного развития
Направленные на социально-коммуникативное развитие детей игры, могут иметь следующие цели:
- восприятие и усвоение детьми тех или иных норм социального поведения;
- формирования чувства причастности к коллективу (группа сверстников, семья и пр.);
- развитие навыков коммуникации и сотрудничества со сверстниками и со взрослыми;
- формирование позитивного отношения к трудовой и творческой деятельности;
- развитие эмпатии;
- выработка навыков безопасного поведения.
Игра «Кому что нужно»
Цель – формирование у детей позитивного отношения к труду, пробуждение интереса к разным профессиям, знакомство с характеристиками трех профессий (доктор, парикмахер, пекарь).
Оборудование – предметы, используемые в профессиональной деятельности (шприц, ножницы, расческа, миска, скалка), элементы костюмов.
Ход игры
Перед непосредственно игрой воспитатель проводит с детьми беседу о профессиях парикмахера, пекаря, врача (можно выбрать и другие, но простые для детского восприятия), выясняет, что малышам известно об этих профессиях, спрашивает о профессиях родителей. Затем дети получают детали костюмов, по которым должны определить, какую роль в игре им предстоит играть. В случае затруднений, ведущий (педагог) приходит воспитанникам на помощь. Затем дети выбирают из лежащих на столе предметов, именно те, которые необходимы им в соответствии с полученной ролью. Воспитатель предлагает показать, как именно нужно пользоваться тем или иным предметом, затем дети играют в ролевую игру, изображая профессиональную деятельность в соответствии с поставленной задачей.
Игра «Да или нет»
Цель – формирование бережного отношения к своему здоровью, навыков управления поведением и выбора правильных поступков в предложенных ситуациях.
Дополнительное оборудование – не требуется.
Группа выстраивается в круг. Педагог называет малышам ситуации с вариантами правильного и неправильного поведения. В первом случае ребята хлопают в ладоши, во втором – топают ногами.
Игра «Выбери друга»
Цель – развитие эмпатии, получение первоначальных навыков распознавания мимики, воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Оборудование – изображения детей, имеющих разное выражение лица.
Ход игры
Воспитатель закрепляет картинки на доске и предлагает игрокам рассмотреть изображения и выбрать себе на них друга. Затем ведущий просит детей объяснить сделанный выбор.
Психолого-педагогические требования к выбору дидактических игр
К выбору дидактических игр предъявляются следующие требования:
- соответствие возрастным особенностям (задания не должны быть ни лишком простыми, ни слишком сложными);
- учет поставленных в учебно-воспитательной программе задач;
- соответствие игр теме обучающих упражнений, здесь важно не превышать рекомендуемый для изучения объем материала;
- адекватная постановки целей и задач игры, использование методической основы.
Также важно помнить, что игра отличается от обучающего упражнения именно наличием игровых правил и действий.