Особенности организации дидактических игр для младших дошкольников

Организация дидактических игр подразумевает три этапа.

  1. подготовка
  2. проведение
  3. подведение итогов.

Непосредственно перед началом игрового процесса ведущий знакомит детей с содержанием игры, объясняет ее правила, показывает дидактический материал и переходит непосредственно к ее проведению.

В числе основных возрастных особенностей младших дошкольников следует учитывать слабо развитую координацию движений и невысокий уровень развития сенсорной и моторной речи. Поэтому игры, направленные на обучение предметным действиям, целесообразно проводить в малых группах, а в некоторых случаях даже индивидуально.

Для закрепления навыков одни и те же игры с детьми данного возраста следует повторять неоднократно. Дидактические игры необходимо организовывать ежедневно, однако длительность одной игры, чтобы избежать переутомления малышей, должна быть 5-8 минут. Очень важно организовать игру так, чтобы дети достигли успеха и испытали чувство удовлетворения и радость от выполнения поставленной перед ними задачи.

 

Все используемые при проведении дидактических игр приемы можно разделить на три основные группы (эта классификация применима в любой образовательной деятельности).

Приёмы

Словесные

Наглядные

Практические

В возрасте 3-4 года дети активно осваивают речь, и в этот период слово взрослого играет значимую роль. Младшие дошкольники, помимо непосредственного восприятия смысловой составляющей речи воспитателя или педагога, активно перенимают новые слова, а также невербальные речевые компоненты (мимику, жесты, интонацию).

К числу словесных приемов, активно используемых в дидактических играх, относят объяснения, загадки, короткие рассказы

Загадки считаются мотивационным приемом. С их помощью часто осуществляется переход от учебной деятельности к игровой. Например, изучая тему «Птицы», педагог сначала описывает их отдельные виды, а затем перед игрой, предполагающей поиск сходств и различий между разными видами птичек, загадывает детям загадки про ворона, петушка, гуся. Младшей группе даются загадки, в которых ответ рифмуется с текстом. («Чёрный, темноты темней, нету птиц, его умней. На высокой ели — вон он. Это — старый, мудрый…»). Второй младшей группе уже даются более сложные, без «договорок», загадки («Кто так заливисто поёт о том, что солнышко встаёт?», «Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки»).

Еще один словесный мотивационный прием – коротенькие рассказы. Игру рекомендуется предварять небольшим сюжетом, который может как напрямую касаться темы игры и ее хода, так и быть опосредованным – в таких случаях ее герой (например, игрушка), предлагает малышам поиграть. Так, Незнайка может сначала попросить детей перечислить насекомых, которых они видят на картинках (учебная задача), а затем предложить соединить жучков с подходящими для них тенями (непосредственно игра). Или педагог может показать ребятам Лунтика, собирающегося погулять в прекрасный зимний день, и попросить помочь ему одеться по погоде.

Деятельность педагога осуществляется в форме постановки основного вопроса и его изучения на основании полученных данных из различных наглядных источников, которые демонстрирует сам преподаватель или обучаемые. Деятельность обучаемых заключается в наблюдении за демонстрациями, кото­рые проводит педагог или сам обучаемый, осмысление полученных данных и принятие основной дидактической цели конкретного урока, выполнение различных записей, схем, зарисовок и т.д.Дидактические игры в жизни детей | КГБУ "Вяземский дом социального обслуживания"Поскольку ведущим у младших дошкольников является образно-зрительное восприятие, педагогу важно при подготовке к игре опираться именно на него. Можно подобрать картинки с персонажами игры. Хороший прием – непосредственный показ игры педагогом, при котором дети видят образец действий и таким образом усваивают его. Все материалы, используемые для игры, должны быть эстетичными, а изображения – яркими и крупными.

Дидактическая игра "Найди картинку" - Дидактические игры - Методический кабинет - Обучение и развитие - ПочемуЧка - Сайт для детей и их родителей

Дидактические игры как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяПрактическими приемами считаются непосредственно игровые действия и деятельность, направленная на закрепление полученных знаний или освоенных навыков. Закрепить освоенный материал малыши могут, создавая рисунки или аппликации по мотивам проведенных игр. Так, например, дети могут в процессе игры распределить между животными корм, узнавая, что ест каждый зверек, и получить от воспитателя заданий нарисовать для белочки несколько орешков.

Новое назначение — получение информации на основании практических действий, выполняемых обучающимся или обучаемым в процессе организации различных практических работ. Основные методы: практические и лаборатор­ные работы, упражнения. Деятельность педагога заключается в по­становке основного вопроса, подлежащего изучению в процессе проведения различных практических работ, выполненных самим обучающим. Деятельность обучаемых включает в себя осмысление практических действий, демонстрируемых педагогом, собствен­ных практических действий, выполнение различных записей, за­рисовок, схем и принятие основной дидактической цели урока.

Дидактические игры в жизни детей | КГБУ "Вяземский дом социального обслуживания"

 

Наиболее важный из них – объяснение. Педагогу важно детально и максимально точно объяснять малышам правила игры, ее ход, а также давать дополнительные рекомендации в процессе. Также, перед тем как начать игру, воспитатель описывает детям все используемые материалы.

 

Ход игры

Сначала педагог рассказывает воспитанникам русскую народную сказку «Гуси — лебеди», внимательно рассматривая вместе с ними яркие иллюстрации: «Посмотрите, ребята, какая красивая яблонька спрятала деток от злющих гусей-лебедей. А давайте мы с вами тоже сейчас вырастим на этом подносе волшебную яблоньку. Будет она у нас вся в яблочках, спелых и сладеньких. И угостим мы ими наших кукол.

Дружненько скажем: «Крибле! Крабле! Бумс!» (педагог повторяет заклинание вместе с детьми). Вот и выросла наша яблонька (показывает детям яблоню).

Теперь угостим наших кукол яблочками. Только смотрите: куклы-то у нас разного размера. А давайте-ка разложим яблоки в 3 корзинки: самые большие – Аленушке, средние – Наташе, а самые маленькие – Леночке (сажает кукол у корзинок). А сейчас вы по очереди подойдете к яблоне и сорвете такое же яблоко, какое уже есть у вас в руках (если ребенок делает верный выбор, педагог просит положить сорванное яблоко в соответствующую корзину)».

Когда дети сорвут все яблоки и накормят кукол, игра заканчивается. Однако, если малыши еще не наигрались, можно развесить яблоки обратно и продолжить.

Игра «Чем отличаются картинки»

Цель – развитие у детей внимания и наблюдательности, формирование и закрепление у них навыков нахождения различий на практически одинаковых картинках.

Оборудование – несколько комплектов по 2 картинки с одним сюжетом, но отличающихся деталями (разница должна быть в величине предметов, т. е. какой-то из изображенных предметов выше, шире, тоньше аналогичного на картинке в паре).

Ход игры

Воспитатель поочередно вывешивает на доску комплекты картинок и предлагает ребятам найти в них отличия. Дети по очереди отвечают, какие различия они увидели, и за правильные ответы награждаются фишками. Победителем в игре признается воспитанник, набравший наибольшее количество фишек.

Игра «Бабочки и гусеницы»

Цель – формирование и развитие у детей навыка сортировки предметов по размеру.

Оборудование – разные по размеру фигурки яблок и цветов, три стола.

Ход игры

Воспитатель предлагает группе разделиться на две команды. Члены одной из них будут «бабочками», другой – «гусеницами». На один из столов воспитатель заранее выкладывает фигурки яблок и цветов, два других отдаются в распоряжение командам. Команды детей выстраиваются в колонны: участники игры по очереди подбегают к столику с фигурками и выбирают самые большие из них: «бабочки» забирают цветочки, «гусеницы» – яблоки. Выложив выбранные предметы на левый край своего стола, ребята встают в конец колонны, после чего получает право бежать за фигурками следующий игрок – он должен будет взять следующую по величине фигуру и положить ее правее той, которую выбрал предыдущий участник. Когда все фигурки переложены на столы игроков, воспитатель проверяет правильность выбора и вместе с детьми исправляет найденные ошибки. Побеждает команда, справившаяся с заданием безошибочно и быстрее соперников по времени.

Игры для социально-коммуникативного развития

Направленные на социально-коммуникативное развитие детей игры, могут иметь следующие цели:

  • восприятие и усвоение детьми тех или иных норм социального поведения;
  • формирования чувства причастности к коллективу (группа сверстников, семья и пр.);
  • развитие навыков коммуникации и сотрудничества со сверстниками и со взрослыми;
  • формирование позитивного отношения к трудовой и творческой деятельности;
  • развитие эмпатии;
  • выработка навыков безопасного поведения.

Игра «Кому что нужно»

Цель – формирование у детей позитивного отношения к труду, пробуждение интереса к разным профессиям, знакомство с характеристиками трех профессий (доктор, парикмахер, пекарь).

Оборудование – предметы, используемые в профессиональной деятельности (шприц, ножницы, расческа, миска, скалка), элементы костюмов.

Ход игры

Перед непосредственно игрой воспитатель проводит с детьми беседу о профессиях парикмахера, пекаря, врача (можно выбрать и другие, но простые для детского восприятия), выясняет, что малышам известно об этих профессиях, спрашивает о профессиях родителей. Затем дети получают детали костюмов, по которым должны определить, какую роль в игре им предстоит играть. В случае затруднений, ведущий (педагог) приходит воспитанникам на помощь. Затем дети выбирают из лежащих на столе предметов, именно те, которые необходимы им в соответствии с полученной ролью. Воспитатель предлагает показать, как именно нужно пользоваться тем или иным предметом, затем дети играют в ролевую игру, изображая профессиональную деятельность в соответствии с поставленной задачей.

Игра «Да или нет»

Цель – формирование бережного отношения к своему здоровью, навыков управления поведением и выбора правильных поступков в предложенных ситуациях.

Дополнительное оборудование – не требуется.

Группа выстраивается в круг. Педагог называет малышам ситуации с вариантами правильного и неправильного поведения. В первом случае ребята хлопают в ладоши, во втором – топают ногами.

Игра «Выбери друга»

Цель – развитие эмпатии, получение первоначальных навыков распознавания мимики, воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Оборудование – изображения детей, имеющих разное выражение лица.

Ход игры

Воспитатель закрепляет картинки на доске и предлагает игрокам рассмотреть изображения и выбрать себе на них друга. Затем ведущий просит детей объяснить сделанный выбор.

Психолого-педагогические требования к выбору дидактических игр

К выбору дидактических игр предъявляются следующие требования:

  • соответствие возрастным особенностям (задания не должны быть ни лишком простыми, ни слишком сложными);
  • учет поставленных в учебно-воспитательной программе задач;
  • соответствие игр теме обучающих упражнений, здесь важно не превышать рекомендуемый для изучения объем материала;
  • адекватная постановки целей и задач игры, использование методической основы.

Также важно помнить, что игра отличается от обучающего упражнения именно наличием игровых правил и действий.

Что еще почитать:  Необходимо добавить недостающий предмет.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: