Дидактические игры в ясельной группе. картотека (младшая группа)

Особенности организации дидактических игр для младших дошкольников

Организация дидактических игр подразумевает три этапа.

  1. подготовка
  2. проведение
  3. подведение итогов.

Непосредственно перед началом игрового процесса ведущий знакомит детей с содержанием игры, объясняет ее правила, показывает дидактический материал и переходит непосредственно к ее проведению.

В числе основных возрастных особенностей младших дошкольников следует учитывать слабо развитую координацию движений и невысокий уровень развития сенсорной и моторной речи. Поэтому игры, направленные на обучение предметным действиям, целесообразно проводить в малых группах, а в некоторых случаях даже индивидуально.

Для закрепления навыков одни и те же игры с детьми данного возраста следует повторять неоднократно. Дидактические игры необходимо организовывать ежедневно, однако длительность одной игры, чтобы избежать переутомления малышей, должна быть 5-8 минут. Очень важно организовать игру так, чтобы дети достигли успеха и испытали чувство удовлетворения и радость от выполнения поставленной перед ними задачи.

 

Все используемые при проведении дидактических игр приемы можно разделить на три основные группы (эта классификация применима в любой образовательной деятельности).

Приёмы

Словесные

Наглядные

Практические

В возрасте 3-4 года дети активно осваивают речь, и в этот период слово взрослого играет значимую роль. Младшие дошкольники, помимо непосредственного восприятия смысловой составляющей речи воспитателя или педагога, активно перенимают новые слова, а также невербальные речевые компоненты (мимику, жесты, интонацию).

К числу словесных приемов, активно используемых в дидактических играх, относят объяснения, загадки, короткие рассказы

Загадки считаются мотивационным приемом. С их помощью часто осуществляется переход от учебной деятельности к игровой. Например, изучая тему «Птицы», педагог сначала описывает их отдельные виды, а затем перед игрой, предполагающей поиск сходств и различий между разными видами птичек, загадывает детям загадки про ворона, петушка, гуся. Младшей группе даются загадки, в которых ответ рифмуется с текстом. («Чёрный, темноты темней, нету птиц, его умней. На высокой ели — вон он. Это — старый, мудрый…»). Второй младшей группе уже даются более сложные, без «договорок», загадки («Кто так заливисто поёт о том, что солнышко встаёт?», «Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки»).

Еще один словесный мотивационный прием – коротенькие рассказы. Игру рекомендуется предварять небольшим сюжетом, который может как напрямую касаться темы игры и ее хода, так и быть опосредованным – в таких случаях ее герой (например, игрушка), предлагает малышам поиграть. Так, Незнайка может сначала попросить детей перечислить насекомых, которых они видят на картинках (учебная задача), а затем предложить соединить жучков с подходящими для них тенями (непосредственно игра). Или педагог может показать ребятам Лунтика, собирающегося погулять в прекрасный зимний день, и попросить помочь ему одеться по погоде.

Деятельность педагога осуществляется в форме постановки основного вопроса и его изучения на основании полученных данных из различных наглядных источников, которые демонстрирует сам преподаватель или обучаемые. Деятельность обучаемых заключается в наблюдении за демонстрациями, кото­рые проводит педагог или сам обучаемый, осмысление полученных данных и принятие основной дидактической цели конкретного урока, выполнение различных записей, схем, зарисовок и т.д.Дидактические игры в жизни детей | КГБУ "Вяземский дом социального обслуживания"Поскольку ведущим у младших дошкольников является образно-зрительное восприятие, педагогу важно при подготовке к игре опираться именно на него. Можно подобрать картинки с персонажами игры. Хороший прием – непосредственный показ игры педагогом, при котором дети видят образец действий и таким образом усваивают его. Все материалы, используемые для игры, должны быть эстетичными, а изображения – яркими и крупными.

Дидактическая игра "Найди картинку" - Дидактические игры - Методический кабинет - Обучение и развитие - ПочемуЧка - Сайт для детей и их родителей

Дидактические игры как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяПрактическими приемами считаются непосредственно игровые действия и деятельность, направленная на закрепление полученных знаний или освоенных навыков. Закрепить освоенный материал малыши могут, создавая рисунки или аппликации по мотивам проведенных игр. Так, например, дети могут в процессе игры распределить между животными корм, узнавая, что ест каждый зверек, и получить от воспитателя заданий нарисовать для белочки несколько орешков.

Новое назначение — получение информации на основании практических действий, выполняемых обучающимся или обучаемым в процессе организации различных практических работ. Основные методы: практические и лаборатор­ные работы, упражнения. Деятельность педагога заключается в по­становке основного вопроса, подлежащего изучению в процессе проведения различных практических работ, выполненных самим обучающим. Деятельность обучаемых включает в себя осмысление практических действий, демонстрируемых педагогом, собствен­ных практических действий, выполнение различных записей, за­рисовок, схем и принятие основной дидактической цели урока.

Дидактические игры в жизни детей | КГБУ "Вяземский дом социального обслуживания"

 

Наиболее важный из них – объяснение. Педагогу важно детально и максимально точно объяснять малышам правила игры, ее ход, а также давать дополнительные рекомендации в процессе. Также, перед тем как начать игру, воспитатель описывает детям все используемые материалы.

 

Ход игры

Сначала педагог рассказывает воспитанникам русскую народную сказку «Гуси — лебеди», внимательно рассматривая вместе с ними яркие иллюстрации: «Посмотрите, ребята, какая красивая яблонька спрятала деток от злющих гусей-лебедей. А давайте мы с вами тоже сейчас вырастим на этом подносе волшебную яблоньку. Будет она у нас вся в яблочках, спелых и сладеньких. И угостим мы ими наших кукол.

Дружненько скажем: «Крибле! Крабле! Бумс!» (педагог повторяет заклинание вместе с детьми). Вот и выросла наша яблонька (показывает детям яблоню).

Теперь угостим наших кукол яблочками. Только смотрите: куклы-то у нас разного размера. А давайте-ка разложим яблоки в 3 корзинки: самые большие – Аленушке, средние – Наташе, а самые маленькие – Леночке (сажает кукол у корзинок). А сейчас вы по очереди подойдете к яблоне и сорвете такое же яблоко, какое уже есть у вас в руках (если ребенок делает верный выбор, педагог просит положить сорванное яблоко в соответствующую корзину)».

Когда дети сорвут все яблоки и накормят кукол, игра заканчивается. Однако, если малыши еще не наигрались, можно развесить яблоки обратно и продолжить.

Игра «Чем отличаются картинки»

Цель – развитие у детей внимания и наблюдательности, формирование и закрепление у них навыков нахождения различий на практически одинаковых картинках.

Оборудование – несколько комплектов по 2 картинки с одним сюжетом, но отличающихся деталями (разница должна быть в величине предметов, т. е. какой-то из изображенных предметов выше, шире, тоньше аналогичного на картинке в паре).

Ход игры

Воспитатель поочередно вывешивает на доску комплекты картинок и предлагает ребятам найти в них отличия. Дети по очереди отвечают, какие различия они увидели, и за правильные ответы награждаются фишками. Победителем в игре признается воспитанник, набравший наибольшее количество фишек.

Игра «Бабочки и гусеницы»

Цель – формирование и развитие у детей навыка сортировки предметов по размеру.

Оборудование – разные по размеру фигурки яблок и цветов, три стола.

Ход игры

Воспитатель предлагает группе разделиться на две команды. Члены одной из них будут «бабочками», другой – «гусеницами». На один из столов воспитатель заранее выкладывает фигурки яблок и цветов, два других отдаются в распоряжение командам. Команды детей выстраиваются в колонны: участники игры по очереди подбегают к столику с фигурками и выбирают самые большие из них: «бабочки» забирают цветочки, «гусеницы» – яблоки. Выложив выбранные предметы на левый край своего стола, ребята встают в конец колонны, после чего получает право бежать за фигурками следующий игрок – он должен будет взять следующую по величине фигуру и положить ее правее той, которую выбрал предыдущий участник. Когда все фигурки переложены на столы игроков, воспитатель проверяет правильность выбора и вместе с детьми исправляет найденные ошибки. Побеждает команда, справившаяся с заданием безошибочно и быстрее соперников по времени.

Игры для социально-коммуникативного развития

Направленные на социально-коммуникативное развитие детей игры, могут иметь следующие цели:

  • восприятие и усвоение детьми тех или иных норм социального поведения;
  • формирования чувства причастности к коллективу (группа сверстников, семья и пр.);
  • развитие навыков коммуникации и сотрудничества со сверстниками и со взрослыми;
  • формирование позитивного отношения к трудовой и творческой деятельности;
  • развитие эмпатии;
  • выработка навыков безопасного поведения.

Игра «Кому что нужно»

Цель – формирование у детей позитивного отношения к труду, пробуждение интереса к разным профессиям, знакомство с характеристиками трех профессий (доктор, парикмахер, пекарь).

Оборудование – предметы, используемые в профессиональной деятельности (шприц, ножницы, расческа, миска, скалка), элементы костюмов.

Ход игры

Перед непосредственно игрой воспитатель проводит с детьми беседу о профессиях парикмахера, пекаря, врача (можно выбрать и другие, но простые для детского восприятия), выясняет, что малышам известно об этих профессиях, спрашивает о профессиях родителей. Затем дети получают детали костюмов, по которым должны определить, какую роль в игре им предстоит играть. В случае затруднений, ведущий (педагог) приходит воспитанникам на помощь. Затем дети выбирают из лежащих на столе предметов, именно те, которые необходимы им в соответствии с полученной ролью. Воспитатель предлагает показать, как именно нужно пользоваться тем или иным предметом, затем дети играют в ролевую игру, изображая профессиональную деятельность в соответствии с поставленной задачей.

Игра «Да или нет»

Цель – формирование бережного отношения к своему здоровью, навыков управления поведением и выбора правильных поступков в предложенных ситуациях.

Дополнительное оборудование – не требуется.

Группа выстраивается в круг. Педагог называет малышам ситуации с вариантами правильного и неправильного поведения. В первом случае ребята хлопают в ладоши, во втором – топают ногами.

Игра «Выбери друга»

Цель – развитие эмпатии, получение первоначальных навыков распознавания мимики, воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Оборудование – изображения детей, имеющих разное выражение лица.

Ход игры

Воспитатель закрепляет картинки на доске и предлагает игрокам рассмотреть изображения и выбрать себе на них друга. Затем ведущий просит детей объяснить сделанный выбор.

Психолого-педагогические требования к выбору дидактических игр

К выбору дидактических игр предъявляются следующие требования:

  • соответствие возрастным особенностям (задания не должны быть ни лишком простыми, ни слишком сложными);
  • учет поставленных в учебно-воспитательной программе задач;
  • соответствие игр теме обучающих упражнений, здесь важно не превышать рекомендуемый для изучения объем материала;
  • адекватная постановки целей и задач игры, использование методической основы.

Также важно помнить, что игра отличается от обучающего упражнения именно наличием игровых правил и действий.

Что еще почитать:  API_1defendedtxt.2
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: