Хороводные игры в деятельности дошкольников: особенности и значение
В настоящее время наблюдается большое внимание к национальной культуре и искусству. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения осуществляется через постоянное изучение фольклора, народных ремёсел и традиций. Популярность в работе с дошкольниками хороводные игры обрели неспроста. Хоровод — древнейший вид танца. Он сопровождал славян в различных жизненных ситуациях: во время обрядовых процессий, полевых работ, свадебных гуляний и др.
Традиционные игры, хороводы и молодецкие забавы на Великдень здесь
Каким образом хороводные игры благоприятствуют развитию детей?
- Само построение хоровода — круг — воспитывает ребят. Расположение участников на одинаковом расстоянии от центра создаёт ощущение равенства. В хороводной цепочке каждый ребёнок понимает значимость движения в такт музыке, в соответствии с правилами. За целостность хоровода ответственны все, эта игра способствует организованности группы.
- Хороводные игры являются музыкально-ритмическими. Дети двигаются по кругу и совершают дополнительные движения в такт музыке. Развивается звуковое восприятие и координация движений.
- В хороводных играх движения сочетаются с песенным и музыкальным сопровождением. К старшему дошкольному возрасту дети самостоятельно исполняют песни. Таким образом, развиваются исполнительские навыки.
- Содержание хороводных песен приобщает детей к народной культуре. Ребята погружаются в напевность медленных мелодий, резвятся под потешные песни. Фольклорные песни зарождают в ребятах нравственные качества: любовь к родному краю и живой природе, стремление к добру.
Цель проведения хороводных игр в детском саду — гармоничное развитие детей через приобщение к народным традициям. Обучение играм-пляскам строится по принципу «от простого — к сложному». Дети должны испытывать положительные эмоции, поэтому в каждой возрастной группе хороводы организуются с учётом особенностей ребят.
Таблица: картотека хороводных игр в детском саду
Группа | Игры-хороводы | Чем полезны для этой возрастной группы |
Ясельная (первая младшая) | «Надувайся, пузырь». Дети ходят по кругу, взявшись за руки. Сначала стихотворный текст говорит воспитатель, затем дети разучивают и произносят слова хором. Когда звучит слово «лопнул», ребята разрывают цепочку, присаживаются на корточки и выдыхают: «Ш-ш-ш-ш…» Усложнённый вариант: дети идут по кругу, затем к центру, потом «пузырь» раздувается и лопается. «Ножки». Дети идут по кругу медленно, громко топая ногами: «Большие ноги шли по дороге». Затем быстро и мелкими шажками: «Маленькие ножки шли по дорожке». «Карусель». Песенное сопровождение: «Еле-еле, еле-еле завертелись карусели». В центре хоровода стоит столбик с ленточками или воспитатель, к поясу которого прикреплены длинные ленты. Звучит песня, дети держатся за концы лент и закручивают карусель со всё ускоряющимся темпом (по словам песни), затем в обратную сторону раскручивают ленты. |
У игр простое песенное содержание, дети не отвлекаются на слова. Хороводная игра развивает у малышей координацию движений, способность повторять. |
Младшая (вторая) | «Кот на печку пошёл». Песенное сопровождение: «Кот на печку пошёл, горшок каши нашёл». Дети водят хоровод, в центре которого воспитатель в роли кота исполняет песню и разыгрывает роль. Эта игра проводится в средней и старшей группе с исполнение роли кота кем-то из ребят. «Матрёшки». Песня: «А у нас, как у нас чистые ладошки». Дети идут по кругу и приговаривают вместе с воспитателем слова песенки, выполняют движения, о которых говорится в тексте. «Мы по лесу идём». На слова одноимённой песенки. Дети ходят по кругу, приговаривая, кого из диких животных они зовут. «Кружочек». Дети ведут хоровод, приговаривая: «Круг-кружочек, маленький шажочек. Раз, два, три, повернись и ты!» Ведущий называет имя ребёнка, тот поворачивается, хороводное движение возобновляется, называют имя следующего ребёнка и т. д. |
В песенном сопровождении игр повторяются слова и строчки, дети пробуют подпевать воспитателю. Развивается память: дети разучивают песенку и поют хором. Игра развивает слуховое внимание: дети откликаются на своё имя, выполняют задания по тексту песни. |
Средняя | «Кабачок»/«Колпачок». Песенное сопровождение: «Кабачок, кабачок — тоненькие ножки». Дети водят хоровод вокруг «кабачка». После исполнения песни участниками хоровода, «кабачок» исполняет импровизированный танец и меняется с роль/ с другим ребёнком. «Мышки и детки»/«Кошки-мышки». Песня: «Ах, как мыши надоели!» Дети делятся на две команды (мышки и детки/кошки). Детки образуют круг, держатся за руки, подняв их вверх. Через получившиеся воротца пробегают мышки, пока звучит песенка. Когда песня закончилась, руки-воротца опускаются, кто остался внутри круга, того поймали из мышат. «Медведь». Песня: «Как под горкой снег, снег». Дети водят хоровод, то приближаясь, то удаляясь от «медведя» — ребёнка, который сидит на стуле в центре хоровода с закрытыми глазами. «Мыши водят хоровод». На слова одноимённой песни. Выбирается ведущий, он сидит на стульчике в центре хоровода и «дремлет». На последних словах песни хоровод рассыпается, ведущий пытается поймать кого-нибудь из ребят. Эта игра часто проводится в младшей группе, роль ведущего и песню исполняет воспитатель. «Теремок». Песня: «Стоит в поле теремок, теремок». Среди участников выбираются исполняющие роли зверей из теремка. Дети ведут хоровод и поют песню, та «зверюшка», про которую поётся в куплете, бежит вдоль круга. |
Движение в хороводе усложняется. Круговое построение часто разрывается в играх со средними дошкольниками. В играх стремительно развиваются двигательные способности: быстрота реакции, ловкость. |
Старшая и подготовительная | «Ниточка»/«Ниточка с иголочкой». Дети становятся в цепочку. Первый и второй участники поднимают руки, получаются воротца или игольное ушко, в которое должна попасть «иголочка» (противоположный конец цепи). «Дударь». Песня: «Дударь, дударь, дударище». Ведущий находится в центре круга и отвечает на песенный вопрос, что у него болит. После этого участники хоровода заново заводят песню, держась за то место, которое назвал дударь. «Капустка». Песня: «Ах, капустка, рассадка моя!» Ребята тренируются в закручивании и раскручивании спирали в хороводном движении. «Плетень». Песня: «Вокруг берёзоньки идём». Дети встраиваются цепочкой лицом в одном направлении, держат длинную верёвку. Когда песня заканчивается, ведущий в быстром темпе ведёт хоровод змейкой. Кто не удержался на ногах, выбывает. «Горелки»/«Гори-гори ясно». На слова одноимённой песни. Хороводная цепочка образуется парами участников, выстроившихся в ряд. Впереди колонны стоит ведущий — горелка. По окончании песни, последняя пара участников бежит в начало цепочки, а горелка старается осалить кого-нибудь из бегущих. «Сантики-фантики». В центре хоровода стоит ведущий, ребята глазами договариваются, кто будет загадывающим. Ведущий приговаривает: «Сантики-фантики, лимпопо!» Участники хоровода повторяют движения за загадывающим, он их меняет довольно часто. Ведущий пытается угадать, кого выбрали ребята. «Платочек». Для игры выбирается ведущий — коробейник. Дети водят хоровод, приседают и закрывают глаза. Коробейник накрывает платком одного из ребят. Когда дети открывают глаза, коробейник спрашивает, кто подойдёт к платочку и назовёт сокрытого под ним. |
Для старших дошкольников хороводные игры имеют усложнённые правила. Участники игр действуют по сговору. Ведущий проявляет смекалку и ловкость. Дети тренируются в исполнении хороводных узоров (улиточка, змейка), таким образом, расширяются пространственные представления. |
«Карусель»
Играющие становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки связаны). Ребята поднимают её с земли и, держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели, а потом кругом,
А потом кругом-кругом,
Всё бегом-бегом-бегом.
Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке.
«Курица и цыплята»
Дети под руководством педагога в одном конце игровой комнаты расставляют стульчики. Число стульев должно соответствовать числу участников игры. Выбирается водящий-кошка. Педагог выступает в роли мамы-курицы. Остальные участники – её дети-цыплятки.
Мама-курица предлагает всем своим цыпляткам взяться за руки. Вместе они идут по кругу и произносят следующие слова:
Вышла курица-хохлатка,
С нею жёлтые цыплятки,
Квохчет курица: ко-ко,
Не ходите далеко.
Курица и цыплята постепенно приближаются к кошке, сидящей на отдельном стульчике.
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.
После этих слов цыплята разбегаются, стараясь каждый занять свой стульчик. Мама-курица волнуется за них, размахивая руками-крыльями. Пойманный цыплёнок становится кошкой. Игра возобновляется сначала.
Картотека хороводных игр (младшая группа)
Цели и задачи — развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей; воспитывать желание выразительно двигаться; быть аккуратным в движениях и перемещениях.
— содействовать развитию игровой деятельности, выполнять действия в определённой последовательности.
Картотека хороводных игр в средней группе. Читайте здесь
1.«Карусели»
Образуется круг.
Держась за руки,дети вместе с воспитателем движутся по кругу и произносят следующие слова:
Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели
карусель медленно движется в правую сторону.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Темп речи и движений постепенно ускоряется.
Побежали, побежали,
Побежали, побежали!
Карусель меняет направление движения.
Тише, тише, не спешите,
Карусель ос-та-но-ви-те.
Раз-два, раз-два (пауза,
Вот и кончена игра.
Темп движений постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все останавливаются и кланяются друг другу.
В конце дети хлопают друг с другом в ладоши и разбегаются.
2.«По ровненькой дорожке»
Вместе с ребенком поводите хоровод со словами:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Шагают наши ножки.
На последней строчке присядьте.
3.«Раздувайся, пузырь!»
Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, малыши дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух в свою трубку и произносят звук «ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяются 2-3 раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг,двигаясь и произнося следующие слова:
Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой,
Оставайся такой, И не лопайся!
Получается большой растянутый круг.
Он летел, летел, летел.
И за веточку задел! (дети бегут по кругу)
«Лопнул пузырь!» все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!»и сбегаются в кучку.
4. «Машенька»
Дети образуют круг вместе с педагогом, берутся за руки. Одновременно с чтением текста дети вместе с педагогом двигаются хороводом по кругу в левую или правую сторону.
Вот она, Машенька наша,
Девочка – клубничка.
Румяное личико.
Щечки что яблочки,
Губки что ягодки,
Носик – курносик пуговкой.
Глазки серенькие,
Зубки беленькие.
Баю – бай – баюшок!
Ложись, Маша, на бочок,
На пуховую кровать.
Будет Маша крепко спать.
После слов «Будет Маша крепко спать» дети останавливаются, присаживаются на корточки, ладошки под щечки.
5 «Грушка»
Играющие образуют круг, в середине которого становится ребенок – это будет грушка.Все ходят вокруг грушки по кругу:
Мы посадим грушку – вот, вот!
Пускай наша грушка растет, растет!
Вырастай ты, грушка, вот такой вышины;
Вырастай ты, грушка, вот такой ширины;
Вырастай ты, грушка, вырастай в добрый час!
Потанцуй, Марийка, покрутись ты для нас!
А мы эту грушку все щипать будем.
От нашей Марийки убегать будем!
Грушка в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне (танцевать, крутиться).
6. «Зайка шел»
Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:
Зайка шел, шел, шел,
Морковку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Капустку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Картошку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
На словах «сел» — останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.
7. «Мы топаем ногами»
Воспитатель вместе с детьми становится по кругу на расстояние выпрямленных в стороны рук. В соответствии с произносимым текстом дети выполняют упражнения:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
С этими словами дети дают друг другу руки, образуя круг, и продолжают:
И бегаем кругом, и бегаем кругом.
Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой!». Дети, замедляя движение, останавливаются. Игра повторяется.
8. «Мы — шофёры»
Дети образуют круг. Педагог находится в центре круга, показывает движения, которые дети повторяют вслед за ним, медленно читает текст.
Едем, едем на машине выполняют пружинку, руки на пояс.
Нажимаем на педаль. Выполняют два наклона вперед
Газ включаем, выключаем, выполняют наклоны влево-вправо Смотрим пристально мы в даль. Приставить одну руку ко лбу
козырьком, вторую на пояс, посмотреть влево -вправо
Дворники счищают капли. Хлопают в ладоши
Вправо, влево. Чистота!
Волосы ерошит ветер. Выполняют наклоны головы влево- вправо
Мы — шофёры — хоть куда! Поднимают руки вверх -в стороны
9. «Зайка»
Выбирают зайку, остальные образуют круг. Зайка выходит на середину и, изобразив руками ушки, приседает на корточки.
Зайка беленький сидит и ушами шевелит,
Вот так, вот так, и ушами шевелит!
дети присаживаются на корточки и руками изображают, как зайка шевелит ушками.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп,
Надо лапочки погреть!
поглаживают то одну, то другую руку, слегка прихлопывают в ладошки. Затем встают.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать!
Скок-скок-скок-скок, надо зайке поскакать!
10. «Вокруг домика хожу»
Дети стоят в кругу, ведущий ходит по кругу и произносит слова:
— Вокруг домика хожу и в окошечко гляжу,
К одному я подойду и тихонько постучу.
Подходит сзади ребёнок, тихонько стучит по спине. Между ними происходит диалог:
— Кто там?
— Это я… (имя)
_Что угодно?
-Давай побегаем!
Дети встают спиной друг к другу и по сигналу бегут в разные стороны по кругу. Кто первый прибежит, занимает место. Второй становится ведущим.
11. «Кошки – мышки»
Становитесь в хоровод!
Оля – мышка,
Саша – кот!
Будем дружно играть,
Коту мышку не поймать! Е.Серова
Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Мышка входит в круг, а кот выходит из круга. Если коту не удалось поймать мышку, дети опускают руки вниз («воротца» закрываются) и вместе с воспитателем произносят слова:
Ты не бойся, мышка, кот
Не пройдет в наш хоровод!
Игра повторяется с другим котом и мышкой.
12. «Эй, лошадка!»
— Эй, лошадка! стучат кулачками друг о друга
-И –го – го!
— Но, лошадка, руки согнуты в локтях, кулачки сжаты.
Но, но! выполняют руками поступательные движения вперед – назад.
Скок, лошадка! выполняют прыжки на двух ногах к центру круга, руки на пояс.
Скок, скок!
Цок, копытца! Выполняют прыжки на двух ногах в обратном направлении.
Цок, цок!
Выше ножки! топают ногами, выполняя одновременно взмахи руками.
Топ, топ! Веселее! Гоп, гоп!
Колокольчик- выполняют наклоны влево–вправо, руки полочкой, перед грудью
Дон, дон. Громче, громче. Звон, звон.
Гоп, лошадка! Выполняют «пружинку», руки на пояс.
Гоп, гоп! Тпру – у, лошадка! Стоп, стоп!
Мы на праздник к маме едем на лошадке,
В красной шапке. хлопают в ладоши.
Активная игра для детей Петанк (Боча, Бочче): меткость и глазомер
13 «Веселая посуда»
Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга.
Педагог встает в центр круга, читает текст стихотворения, показывает движения , которые вслед за ним повторяют дети.
Тук – тук — тук, тук – тук – тук, стучат кулачками друг о друга
Слышен звонкий перестук.
Слышен громкий перезвон, топают ногами, руки на пояс
Динь–динь–дон, динь–динь–дон.
Это в кухне пляшут ложки, наклоны влево -вправо, руки перед грудью
Вилки, чашки, поварешки.
Тра–та–та, тра- та–та, выполняют «пружинку», руки на пояс
Вся посуда в пляс пошла!
Чайник крышкой – тук, тук! «танцуют» выставляя вперед на пятку ноги
Ложка в чашке – стук, стук!
А кастрюли – бом- бом!
Сковородки –дон –дон!
Вот так пляска – красота! хлопают в ладоши
Тра – та –та, тра –та-та!
14. «Матрешки»
Ходим, ходим хороводом
Перед всем честным народом.
Сели, присаживаемся
Встали, встаем
Себя показали.
Попрыгали, прыгаем
Потопали топаем
В ладошки мы похлопали. хлопаем.
15. «Пришла снежная зима»
Дети образуют круг, поворачиваются лицом к центру круга, встают на некотором расстоянии друг от друга. Педагог в центре круга читает текст, выполняя движения, которые дети повторяют за ним.
Пришла снежная зима, хлопают в ладоши
Наступили холода.
Выпал беленький снежок, потряхивают кистями рук на уровне груди
Разгулялся ветерок.
Нам пора идти гулять выполняют пружинку
Значит, надо надевать
Теплые валенки выполняют 2 наклона вперед
На ножки, на маленькие
По снежочку
Топ – топ – топ,
Валеночки хлопают в ладоши
Хлоп – хлоп – хлоп
По снегу ножки маленькие наклоны влево – вправо, руки на поясе
Гуляют в теплых валенках.
16 «Жаворонок»
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в вышине,
Спрятал песенку в траве:
Тот, кто песенку найдет,
Будет весел целый год!
А.Береснев
По считалке выбирается «жаворонок». Он выходит в середину круга, который образуют дети. В руках у него колокольчик. С началом стихотворения жаворонок бегает по кругу. С концом стихотворения дети закрывают глаза. Жаворонок бежит за кругом, позванивая колокольчиком, затем дает его в руки кого-либо из детей.
По сигналу ведущего дети открывают глаза. Жаворонок называет имя того, кто будет искать колокольчик. Названный ребенок по звону узнает, у кого спрятан колокольчик. Когда дети освоят игру, ее можно усложнить. Жаворонок прячет 2 или 3 колокольчика. Искать их предлагается одному ребенку. Игра повторяется с другими участниками.
17. «На опушке»
Дети образуют круг, берутся за руки, педагог встает в круг вместе с детьми. Дети вместе с педагогом идут хороводом по кругу, педагог читает текст:
С вами в лес пришли сегодня,
Скоро праздник новогодний.
На опушке стоит елочка,
Блестят на солнышке иголочки.
И по снегу зайки маленькие
Скачут в белых валенках.
Скачут, пляшут и играют,
Нас на танец приглашают.
После слов «скачут в белых валенках»дети с педагогом останавливаются, отпускают руки и ставят их на пояс, поворачиваются лицом в центр круга. На последние строки текста дети и педагог «танцуют» — выставляют вперед попеременно левую и правую ногу на пятку.
18 «Флажок»
Дети стоят по кругу, один ребенок в середине с флажком. Воспитатель ведет детей по кругу и говорит:
Дети стали в кружок,
Выйди, Оля, в кружок,
Увидали флажок.
Возьми, Оля, флажок!
Кому дать, кому дать?
Выйди, выйди, возьми,
Кому флаг поднимать?
Выше флаг подними!
Ребенок выходит в середину и берет флажок у того, кто стоит в центре, а тот уходит в общий круг. Игра повторяется, ребенок в центре тоже ходит подняв флажок. Ходить надо красиво и ритмично.
19. «Медведь»
Как под горкой снег, снег,
И на горке снег, снег,
И под елкой снег, снег,
И на елке снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише,
Не шуметь!
И.Токмакова
Дети стоят по кругу. Выбирается медведь. Он садится на стульчик в середине круга и «засыпает». На 1-ю и 3-ю строки дети идут к середине круга (4 шага), на 2-ю 4-ю строки идут назад, от центра (4 шага), на 5-ю строку осторожно приближаются к спящему медведю. Две последние строки произносит кто-либо из детей, назначенных педагогом. Медведь должен по голосу узнать этого ребенка. Игра повторяется с новым ребенком.
20. «Пришла снежная зима»
Дети образуют круг, поворачиваются лицом к центру круга, встают на некотором расстоянии друг от друга. Педагог в центре круга читает текст, выполняя движения, которые дети повторяют за ним.
Пришла снежная зима, хлопают в ладоши
Наступили холода.
Выпал беленький снежок, потряхивают кистями рук на уровне груди
Разгулялся ветерок.
Нам пора идти гулять выполняют пружинку
Значит, надо надевать
Теплые валенки выполняют 2 наклона вперед
На ножки, на маленькие
По снежочку
Топ – топ – топ,
Валеночки хлопают в ладоши
Хлоп – хлоп – хлоп
По снегу ножки маленькие наклоны влево – вправо, руки на поясе
Гуляют в теплых валенках
21.Мы собираемся гулять.
Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга. Педагог встает в центре, читает текст, показывает движения.
Дети повторяют.
Хоть и ветер за окном,
Все равно гулять пойдем! (хлопают в ладоши)
Мы собираемся гулять –
Одежду надо надевать.
Раз, два, три –
Куртку застегни. (надеваем, застегиваем)
Четыре, пять, шесть –
Шарфы у всех есть? (завязываем шарф)
Вот мы и оделись! (шагают на месте)
Ветерок стал тише,
Листья чуть колышет. (кружатся на месте)
На небе солнышко сияет,
Нас на прогулку приглашает. (поднимаются на носки, руки вверх; опуститься на всю стопу, руки опустить вниз).
22.Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем
Ход игры: при помощи считалки выбирается водящий, которому предлагается выйти в другую комнату. Оставшиеся дети договариваются между собой, какое действие они будут изображать. Водящий возвращается и задает вопрос:
– Где вы были? – дети отвечают:
– Мы не скажем!
Водящий спрашивает:
– А что делали?
– Мы не скажем, мы покажем!
Дети изображают задуманное действие, водящий должен отгадать, что именно делают дети. Затем при помощи считалки выбирается новый водящий, и игра продолжается.
Игра Городки – архаично, но симпатично!
23 «Колокольчик»
Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга. Педагог находится в центре круга, читает стихотворение, показывает движения, которые дети повторяют вслед за ним.
— Дон –дон –дон, — хлопают в ладоши
Колокольчик звенит.
— Ля – ля – ля, — притоптывают ногами Что – то он говорит.
— Динь –динь –динь, — пружинка с покачивание головы вперед
Наклоняет головку.
— Бом – бом – бом, — поглаживает волосы обеими руками
Растрепал всю прическу.
-Дзынь –дзынь –дзынь, повороты влево–вправо
Солнцу он улыбнулся.
— Дили – дон, — руки вверх — в стороны, лицо подставляют солнышку
Наконец – то проснулся
24. Ровным кругом
Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг,
Стой на месте!
Дружно вместе
Сделаем вот так!
С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель.
25 «На реке камыши»
Возьмитесь за руки и идите по кругу:
На реке –
Камыши.
Расплескались там ерши.
Круг – постарше,
остановитесь и повернитесь лицом в центр круга
Круг – помладше, сделайте шаг к центру
Круг – совсем
Малыши! сомкните круг.
Список хороводных игр для детей 3 лет
Хороводные игры помогают создать хорошее настроение, способствуют проявлению двигательной активности, учат выполнять слаженные движения, снижают импульсивность.
«Большие и маленькие ножки»
Возьмитесь с малышом за руки и идите по кругу, то медленно, громко топая ногами, то ускоряя ход и часто перебирая ногами.Большие ноги Шли по дорогеТоп-топ, топ-топ Маленькие ножки Бежали по дорожке Топ топ топ то топ, Топ топ топ то топ.
«Мы по лесу идем»
Возьмитесь за руки и ходите по кругу: Мы по лесу идем, Зверей найдем. Зайца громко позовем: «Ау-ау-ау!» Никто не откликается, Лишь эхо отзывается, Тихо: «Ау-ау-ау!» Вместо зайца, можно подставлять другие слова: «Волка громко позовем», «Мы медведя позовем», «Мы лису позовем».
«По ровненькой дорожке»
Вместе с ребенком поводите хоровод со словами: По ровненькой дорожке, По ровненькой дорожке Шагают наши ножки, Шагают наши ножки. По пням, по кочкам, по камушкам, По камушкам, в яму – бух! На последней строчке присядьте.
«Матрешки».
Включите музыку и поводите с малышом хоровод: Ходим, ходим хороводом. Перед всем честным народом сели, (присаживаемся)Встали, (встаем)Себя показали. Попрыгали, (прыгаем)Потопали (топаем)В ладошки мы похлопали (хлопаем).
«Как на наши именины»
Возьмитесь с ребенком за руки и ходите по кругу, выполняя соответствующие движения:Как на наши имениныИспекли мы каравай:Вот такой ширины,(расходятся подальше от центра)Вот такой ужины,(сходятся к центру)Вот такой вышины,(поднимают руки вверх)Вот такой нижины(опускают руки вниз).Каравай, каравай,Кого хочешь, выбирай,Я люблю, конечно, всех, А детишек больше всех.
«Водят мыши хоровод»
Идите с малышом по кругу (за руки браться не надо), выполняя соответствующие движения:Водят мыши хоровод – Брум, брум. В барабан ударил кот – Трум, трум. Стали мыши танцевать – Тир-ля-ля, Так, что начала дрожать вся земле.
«На реке камыши»
Возьмитесь за руки и идите по кругу: На реке – Камыши. Расплескались там ерши. Круг – постарше, (остановитесь и повернитесь лицом в центр круга)Круг – помладше, (сделайте шаг к центру) Круг – совсем малыши! (сомкните круг).
«В лесу родилась елочка»
Под запись песни «В лесу родилась елочка», поводите с малышом хоровод вокруг ёлки или рядом с ней:В лесу родилась елочка,В лесу она росла.Зимой и летом стройная,Зеленая была!Метель ей пела песенку: “Спи, ёлочка, бай-бай!” Мороз снежком укутывал: “Смотри, не замерзай!” (Р. А. Кудашёва).
«Огуречик»
Педагог выбирает Огуречика, который садится в центр круга. Дети вместе с педагогом ходят по кругу и поют:
Огуречик, огуречик, Ты совсем как человечек. Мы тебя кормили, Мы тебя поили,На ноги поставили, (подходят к огуречику и поднимают его)Танцевать заставили. Танцуй сколько хочешь, Выбирай, кого захочешь.
Огуречик танцует, дети хлопают в ладоши. После танца Огуречик выбирает на своё место другого ребёнка, и игра продолжается.
«Где же наши ручки?»
Взрослые проговаривают текст, дети подговаривают им и выполняют соответств. движения.У меня пропали руки.Где вы, рученьки мои? (руки за спиной).Раз, два, три, четыре, пять —Покажитесь мне опять, (показывают руки)У меня пропали уши.Где вы, ушеньки мои? (уши закрывают ладошками).Раз, два, три, четыре, пять —Покажитесь мне опять, (показывают уши).У меня пропали глазки.Где вы, глазоньки мои? (глаза закрывают ладошками).Раз, два, три, четыре, пять —Покажитесь мне опять, (убирают ладошки от глаз).
«Зайка беленький сидит»
Взрослые проговаривают текст, дети подговаривают им и выполняют соответственные движения. Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит. Зайке холодно сидеть,Надо лапочки согреть. Вот так, вот так Надо лапочки согреть Зайке холодно стоять,Надо зайке поскакать. Вот так, вот так надо Зайке поскакать. Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал!
«Заинька»
Взрослые проговаривают текст, дети подговаривают им и выполняют соответствующие движения.Заинька, походи, Серенький, походи. Вот так-этак походи. Вот так-этак походи. Заинька, покружись, Серенький, покружись. Вот так-этак покружись. Вот так-этак покружись. Заинька, топни ножкой Серенький, топни ножкой. Вот так-этак топни ножкой, Вот так-этак топни ножкой. Заинька, попляши, Серенький, попляши. Вот так-этак попляши, Вот так-этак попляши. Заинька, поклонись, Серенький, поклонись. Вот так-этак поклонись, Вот так-этак поклонись.
«Зайка»
Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:
Зайка, зайка! Что с тобой? Ты сидишь совсем больной. Ты вставай, вставай, скачи! Вот, морковку получи! (2 раза) Получи и попляши!
Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.
Читайте: активное развитие ребёнка: подвижные игры дома здесь.
Источники:
- https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/horovodnaya-igra-v-starshey-gruppe.html
- https://azbyka.ru/deti/horovodnye-igry-dlya-doshkolnikov
- https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-horovodnyh-igr-mladshaja-grupa.html
- https://ot2do7.ru/217-horovodnye-igry-dlya-malyshey.html