Строительно — конструктивные игры учебно-методический материал по конструированию, ручному труду
- Характеристики строительно-конструктивных игр.
В истории педагогики игры со строительными материалами описаны давно и представлены во многих системах воспитания дошкольников. Этот вид игры достаточно хорошо изучен в отечественной дошкольной педагогике (А.Н.Давидчук, Л.А. Венгер, Л.А. Парамонова, С.В. Петрушина и др.).
Особенностью игр со строительными материалами является то, что они основаны на построении навыков и умений, в результате чего в большей степени, чем любой другой вид детской игры, они приближаются к творческой и продуктивной деятельности человека. Конструктивные игры строительства способствуют развитию мышления, пространственного воображения, которые являются основой проектной деятельности, что убедительно продемонстрировано в исследованиях Н. Н. Поддякова, Л. А. Парамонова и других.
В процессе конструктивных игр-построек педагог учит детей наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы построения, акцентировать внимание на последовательности действий. Дети изучают схему изготовления здания, учатся планировать работу, представляя ее в целом, анализировать и синтезировать постройку и проявлять воображение.
Содержание игр со строительным материалом – это создание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов.
Выделяют следующие виды строительного материала:
– специально созданные (пол, настольный стройматериал, гарнитур типа «Старый замок», набор типа «Молодой архитектор», конструктор);
-природные (песок, снег, камни, глина);
– подставка (карточки, шкатулки, коробки и др.).
Игры со стройматериалами связаны с другими видами игр (ролевыми, театральными, мобильными, дидактическими).
Наличие концепции игры, ее свободная разработка, вариативность решения – все это определяет творческий характер игр со стройматериалами.
один
Строительство.
Строительство (от латинского construo – строить, создавать) означает строительство в целом, приведение различных предметов, частей, элементов в определенное взаимное положение и процесс создания модели, машины, конструкции, технологии с выполнением чертежей и расчетов.
Детский дизайн обозначает процесс постройки построек, таких конструкций, в которых предусмотрено взаимное расположение деталей и элементов, способы их соединения. Как правило, процесс оформления проходит в игровой форме, чтобы заинтересовать дошкольника.
В теории и на практике существует несколько типов конструкций:
- Дизайн по шаблону – самый распространенный тип дизайна. В нем много положительных моментов: дети развивают различные навыки, осваивают общие приемы действий, разучивают последовательность действий.
- Конструирование на определенную тему – приближает ребенка к творческому воплощению задачи, но ограниченной тематики.
- Проектирование по собственному проекту – это сложный тип дизайна, в котором ребенок самостоятельно решает все задачи, ставит цель деятельности, планирует ее, собирает материал и реализует концепцию.
- Условный дизайн: содержит большие возможности для развития. Ребенок самостоятельно определяет длину и высоту постройки.
- Модельное здание – это тип конструкции, разработанный А. Р. Луриа. Ребенку предлагается макет постройки (рисунок, сделанный учителем постройки, обклеенный бумагой), на котором скрыты очертания составляющих элементов конструкции (макет дивана, ворот, машины).
Каждый из рассмотренных видов строительства имеет свои преимущества, ведь совмещать их необходимо в воспитательной работе, в детстве в дошкольном учреждении.
Из всего разнообразия конструкторов, которые используются в дошкольных учреждениях, хотелось бы остановиться на LEGO
2
конструктор, который представляет собой «яркий, красочный и многофункциональный материал, открывающий огромные возможности для исследовательской и экспериментальной исследовательской деятельности ребенка». С его помощью можно решать сложные задачи через увлекательную творческую игру, в которой не будет проигравших, ведь с ней справится любой ребенок. Элементы набора LEGO имеют разные размеры, разную форму, простые варианты скрепления с другими элементами.
LEGO – конструктор широко используется в конструкторских классах и решает следующие задачи: развивает мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.). Достаточно эффективное средство улучшения мышления – проектировать по моделям, по схемам, чертежам, планам, образцам, по памяти.
LEGO – конструктор также используется на уроках математики для закрепления и развития навыков прямого и обратного счета, сравнения чисел, знания состава чисел, геометрических фигур; умение ориентироваться на самолете, умение классифицировать по характеристикам.
На уроках по ознакомлению с окружающей средой LEGO используется в экспериментальной деятельности как материал, из которого сделан конструктор («Из чего он сделан?», «Найди то же самое», «Чем они похожи и чем они отличаются).
С помощью LEGO дети передают полученные знания и впечатления от уроков, экскурсий, наблюдений и прогулок по постройкам.
LEGO – мощный источник развития у детей интереса к строительству.
- Условия для развития игр со строительными и натуральными материалами.
Для развития игровой активности детей необходимо создать следующие условия:
- Организуйте игровую среду: выберите необходимый строительный материал в соответствии с задачами развивающей строительной деятельности в дошкольном учреждении. Материал должен быть разнообразным (напольный, настольный, разные типы строителей,
3
набор и так далее), красиво оформленный, достаточно стабильный, чтобы соответствовать способностям детей.
- Найдите время и место, чтобы поиграть со строительными материалами. Игры требуют концентрации мысли и внимания. Поэтому игровые стойки с настольными стройматериалами конструкторы нужно размещать так, чтобы они не мешали детям, не отвлекали их.
- Уважение к постройкам, сооружениям, сделанным детьми. Обычно ребенок любит «возвращаться» в свои постройки, вносить изменения. Поэтому необходимо воспитывать у всех детей бережное и внимательное отношение к своим постройкам и чужим постройкам.
- Чтобы создать для этого условия игры со строениями, следует выбрать небольшие игрушки (машинки, поезда, фигурки людей и животных и т.д.).
- Комбинируйте детей для совместных построений от строителя. Создайте ситуацию, в которой ребенок, который приобрел новые навыки строительства, будет обучать их другим детям.
- Учите детей бережно обращаться со строительными материалами. Тщательно разберите постройку, поделку от конструктора, расставьте детали, формы в ячейках стеллажа, ящиках.
Игры с натуральным материалом.
Эти игры рано входят в жизнь ребенка. Только научившись ходить, ребенок берет лопату, лопату, пытается копать снег, песок, любит играть с водой. Но без специальной подготовки дети не приобретают необходимых навыков, а игры с натуральным материалом однообразны и лишены содержания.
Между тем они содержат большие возможности для развития детского мышления, воли и усидчивости.
Эти возможности во многом определяются природой природного материала. Он очень разнообразен и обладает различными свойствами, которые диктуют разные способы его использования в качестве строительного материала.
Ребенок познает многие свойства природных материалов через органы чувств. Способы сенсорного познания, умение выделять определенные свойства и качества предметов вырабатываются в процессе смысла
4
интересное занятие, особенно в игре.
Игры с природным материалом – снег, вода, песок, глина, трава, палки, ракушки, сосновые шишки, каштаны, желуди, плоды шиповника, семена клена, липа, шипы, листья, корни, кора, мох и т.д. – отличное сырье для поделок и игр с ними.
С каждым годом современная педагогика осваивает все большее количество различных методов и направлений.
Педагогическая песочница – это хорошая среда для индивидуальной и групповой работы с детьми в целях их духовно-нравственного становления, личностного развития и культурного роста.
Песочную игру нельзя интерпретировать. Воспитатель должен играть роль внимательного зрителя. Позиция педагога – «активное присутствие», она не руководит процессом. Высвобождение накопленной энергии приводит к ее преобразованию, что позволяет направить преобразованную энергию на личное развитие и дальнейшее обучение.
Основные задачи педагогической песочницы:
– Саморазвитие ребенка через творческие игры на песке.
– Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
– Закрепить навыки фонетического и грамматического строя, звукового произношения, обучение грамоте и письму.
– Развитие творческой личности.
- Руководство строительно-строительными играми в разных возрастных группах.
Педагог выполняет следующие задачи:
– расширить представления детей и обратить их внимание на работу строителей, на оборудование, которое они используют; – методы обучения построению, воспитанию и развитию самостоятельности и мыслительной деятельности, конструктивных и творческих способностей; – формирование трудолюбия, развитие правильных взаимоотношений между детьми, объединение их в дружный коллектив.
Первая младшая группа
В программу детского сада для младших групп входят конструкторские игры с игрушками, уроки конструирования
5
материал, на котором обучают необходимым действиям, формированию простейших, но понятных и прочных навыков. Детей знакомят со строительным материалом, его формой, размером, разным расположением на столешнице (лежанками, опорами); научитесь класть один на другой, кладите кирпичи горизонтально (поезд, колея); образуют простейшее перекрытие (калитка, дом). Педагог находит сходство между знакомыми зданиями и предметами окружающей жизни.
Вторая младшая группа
Их учат не только различать основные части постройки (куб, кирпич, плита), но и давать им названия, а также размещать кирпичи на одинаковом расстоянии друг от друга по кругу, в четырехугольнике (забор, забор).), поместив их на меньшую плоскость. Уже в этом возрасте детей учат целенаправленному осмотру предметов и построек.
Пособие учителя – создание игровой среды: подбор строительных материалов.
Центральная группа
Образовательная программа детского сада предусматривает дальнейшее развитие интереса детей к строительным играм, использование созданных построек в ролевых играх, обучение умению строить не только по предложенной модели, но и самому предмету, обучение более сложным методы работы. Под руководством учителя дети 4-5 лет могут отражать впечатления от окружающей среды в строительной игре. Им предоставляются самые разные материалы (строительный материал; строитель; куски фанеры, картона, материалы для отделки зданий). В походах, целевых прогулках воспитатель обращает внимание детей на постройки, мосты, транспорт, дороги, заборы и так далее, учит видеть красоту построек, замечать не только общее, но и разные, выделять отдельные части. Поэтому в процессе обучения детей этого возраста строительными играми их представления об окружающей среде, которую они используют в игре, расширяются.
Старшая группа
Образовательная программа детского сада предполагает обучение детей предварительному проектированию коллективных строительных игр, постановку цели игры, выявление участников по предварительной договоренности, использование строительных и строительных навыков не только для
6
наглядный пример, а также с рисунков, фотографий различных конструкций. Игра детей старшего возраста в игры больше ориентирована на сочетание интеллектуальной и практической деятельности. Педагог учит их обдумывать следующие игровые действия, сравнивать между собой, развивает интеллект, поощряет домыслы, побуждает их реализовывать решение. Для дошкольников старшего возраста различные
строительные материалы. Вы должны показать им, как пользоваться тем или иным из них, как соединять отдельные его части, блоки, как сделать постройки мобильными, прочными, красивыми. Правильное ведение игры и активное участие в ней всех детей определяют их удовлетворенность игрой, их интерес к ней и, следовательно, ее продолжительность.
Подготовительная группа
Строительные игры в подготовительной группе отличаются самой разнообразной идеей, так как дети знакомятся с явлениями окружающей жизни, с техникой строительства на специальных экскурсиях, при просмотре фильмов, через книги. В игре они часто имитируют строительную деятельность взрослых. Интересы детей подготовительной группы, их умения предъявляют высокие требования к ведению строительных игр. Педагог должен обладать необходимыми знаниями, проявлять интерес к технике, изобретательству. Из широкого разнообразия зданий, сооружений, типов конструкций выберите те, которые доступны для детей и имеют образовательное и образовательное значение.
В обучении конструированию большое значение имеет перевод плоского изображения (фотографии, рисунка) в объемную конструкцию, что предъявляет значительные требования к ребенку и способствует развитию аналитической деятельности. Учитель учит анализировать результаты игры. Это дисциплинирует ум, учит детей связывать цель и процесс построения с результатом.
7
Библиография:
- Давидчук А. Н. Развитие конструктивного творчества у дошкольников. М., 1976.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для учащихся средних учебных заведений. – М .: Издательство, 2009
- Куцакова Л.В. Дизайн и ручная работа в детском саду. – М .: Просвещение, 1990.
- Лиштван З.В. Дизайн / Под ред. ТАМ. Парамонова. – М .: Просвещение, 1981.
- Парамонова Т.Е. Теория и методика креативного дизайна в детском саду. – М., 2002.
восемь
Основные пути реализации руководства строительными играми дошкольников
Строительные игры и их оптимальная организация необходимы для развития дошкольников. Они ориентированы на воспитательное развитие детей, на формирование у них конструктивных навыков. Эффект от их воспитательного воздействия напрямую связан с рациональной организацией лидерства, применением оптимальных приемов и методов воспитательного воздействия.
Рисунок 1. Строительные игры. Author24 – обмен документами для студентов онлайн
Чтобы научить детей конкретным строительным навыкам и умениям, выработать в их сознании определенную концепцию проектной работы, необходимо регулярно знакомить детей с методами строительства различных построек, характеристиками материалов и их функциональным назначением. Это ведет к постепенному расширению объема знаний ребенка, что, в свою очередь, делает конструкторские игры более значимыми, формирует умение строить более сложные конструкции и улучшает технику строительства.
Лень читать?
Задайте вопрос специалистам и получите ответ за 15 минут!
Задайте вопрос
Рисунок 2. Характеристики строительных игр. Author24 – обмен документами для студентов онлайн
Управление строительной игрой ориентировано на решение следующих учебных задач:
- Формирование и развитие у детей представлений о важности труда, необходимости развития трудовых навыков, особенно в строительной сфере, акцентирование внимания детей на организации труда строителей, привитие уважения к этой сфере деятельности, стремление для сохранения первозданного внешнего вида постройки необходимость бережно относиться к ней и уважать ее;
- Ознакомление с различными методами строительства. Это позволяет развивать творческие и конструктивные способности ребенка, активизирует его интеллектуальную деятельность, развивает мыслительные процессы;
- Обучение трудолюбию, уважению к труду, развитие навыков командной работы и методов коллективного взаимодействия.
Лень читать?
Задайте вопрос специалистам и получите ответ за 15 минут!
Задайте вопрос
Наблюдение 1
Осуществляя руководство строительными играми, воспитатель формирует оптимальное игровое пространство, позволяющее организовать строительные работы, подобрав необходимый материал в достаточном количестве, чтобы все дети могли участвовать в игре.
Предоставление возможности реального наблюдения за строительством любого объекта важно для грамотной организации управления строительным игровым процессом. Для этого педагог может принести иллюстрации различных этапов строительных работ, показать фильмы на строительную тематику, подготовить презентацию или организовать экскурсию на строительную площадку. Это обогатит детские идеи построения, что благотворно скажется на развитии игрового сюжета.
Кроме того, немаловажное значение имеет знакомство со строительством, основанным на использовании специальных строителей. Детям известны детали конструкции различных форм и модификаций: кубики, кирпичики, тарелки, цилиндры. Педагог в свою очередь показывает способы их соединения, варианты оформления. Освоив возможности работы с конструктором, ребенок начинает фантазировать и разрабатывать новые варианты модификаций.
Строительные игры проводятся по двум основным направлениям:
- Ознакомление с конструктивной деятельностью в специально организованных классах.
- Демонстрация приемов строительства и отработка основных навыков, необходимых для успешного строительства, осуществляется в самостоятельном игровом процессе детей.
В специальных строительных классах дети учатся строить различные конструкции и расширяют строительную тему. Строительство начинается с отдельных мелких деталей, предметов и постепенно переходит к возведению более крупных построек и сооружений. В процессе обучения дизайну у детей развивается умение строить планы своей работы, прогнозируя результаты, на основе материалов, использованных для конструирования, и методов их модификации. Это благотворно влияет на развитие мыслительных процессов ребенка, формирование его интеллектуальных способностей, развитие творческих способностей и творческих талантов.
Игры по формированию конструктивных умений у детей дошкольного возраста
“Узнай на ощупь»
Задача: Упражнение на умение угадывать детали строителя на ощупь.
Комплектация: 2 комплекта дизайнерских изделий, 2 пакета (рукава).
Прогресс игры:
1. Играют двое: первый ребенок (учитель) слышит деталь, называет ее, второй игрок на ощупь, сигнал ищет то же самое, игроки получают детали.
2. Учитель держит сумку с деталями дизайна. Дети по очереди рисуют из нее деталь, отгадывают и показывают всем.
«Найдите такую же деталь, как на фото»
Задача: соотнести схему с поясненной частью производителя, зафиксировать названия частей производителя
Оборудование: разверните схемы и конструкторские детали к ним
Ход игры: дети по очереди строят схему детали строителя, находят соответствующую деталь конструкции
Чтобы усложнить детали, расставьте по схеме будущей конструкции.
«Строй, не открывая глаз»
Задача: сформировать умение на ощупь находить часть здания, разработать внутренний план действий, культивировать сопротивление.
Оснащение: Конструкторский комплект, схемы конструкции.
Ход игры: Предлагаем рассмотреть конструктивную схему и детали конструкции. Постройте конструкцию с закрытыми глазами (3-5 деталей).
Чтобы упростить задачу: сначала разберите конструкцию, затем соберите ее с закрытыми глазами.
Осложнение: увеличить количество деталей.
“Где твой дом?»
Цель: Развитие осмысленного восприятия формы частей здания; распознавание детали на чертеже только с помощью зрительного анализатора.
Снаряжение: строительные части игры. Карточки с изображением частей построек.
Ход игры: Игроки делятся на 2 группы: в одной группе части конструкции находятся в другой карточке с изображением частей. Дети с частями занимают свои места (встают в нарисованные кружки).
Остальные участники игры получают карточки – это приглашение переехать в новый дом. Чтобы не перепутать свой дом с чужим, нужно внимательно рассмотреть детали в домиках и выбрать такие, как показано на карточке. У вывески “Где твой дом?” дети рассеяны по домам. Как только дом полностью заселен, все жильцы поднимают карты. Учитель и «хозяева» домов проверяют, в каком доме сначала собрались жильцы, и все ли правильно нашли свой дом.
«Найти здание по описанию»
Задача: тренировать умение находить здание по описанию; развивать наблюдательность; научить описывать здание, не называя его; культивировать сопротивление.
Снаряжение: готовая конструктор – персонаж.
Ход игры: игроки смотрят на здания. При этом педагог обращает внимание на то, из каких частей состоит здание, как они расположены относительно друг друга, каковы функциональные части, для чего этот объект.
Теперь я (персонаж) угадаю одно из зданий, и я вам скажу, и вы угадаете.
Варианты: лидер выбирается, ведущий угадывает постройку по детям или ведущий выходит из комнаты; дети соглашаются на постройку; лидер возвращается (угадайте здание, задавая вопросы, на которые можно ответить да или нет.
«Помогите архитектору»
Задача: тренировать умение сравнивать контурную схему и конструкцию объекта.
Оборудование: готовые конструкции, карты, с контурными изображениями построек сложной формы (дома с разной крышей, хозяйственные постройки).
Ход игры: дети находят подходящую контурную схему, дорисовывают ее.
“Найти различия»
Задача: развить способность соотносить – сравнивать рисунок (фотографию) и рисунок (схему) предмета.
Оборудование: Строительные схемы, конструктивные особенности.
Как играть: взрослый рассказывает детям, что однажды строители построили дом по чертежу и сделали небольшие ошибки. И хотя дома получились красивыми, они все же немного отличались от рисунка. Он предлагает рассматривать каждое здание и находить неточности.
В этой игре можно использовать самые разные дизайны и рисунки.
Предлагается набросать детали постройки из ячеек (1 ячейка – сторона куба), что сделает это правильно, быстрее.
«Выберите размер»
Задача: тренировать умение соотносить детали по размеру (понятие масштаба).
Оборудование: простыня в большую клетку, конструкционные детали (2-4 комплекта).
Ход игры: Предлагается набросать детали конструкции в ячейках (1 ячейка – сторона куба), кто это сделает лучше, быстрее.
Сторона квадрата усложняется 2х2 клетками.
“Нарисуйте здание»
Цель: Графическое представление готового здания с использованием условного критерия Развить умение последовательно анализировать здание.
Оборудование: Лист в большой клетке строительных деталей, карандаш, строительство строительных деталей не более -10.
Ход игры: Изображение конструкции в одной из планарных проекций, сравнение элементов конструкции и элементов схемы. В соотношении 1 куб = 1 ячейка (строительная часть – куб).
“Заполнить путь»
Задание: расчленение контурной схемы предмета. Формирует умение последовательно анализировать контурную схему. Разработайте внутренний план действий у детей.
Оборудование: контурные схемы, карандаш, конструктивные детали.
Ход игры: Предложите заполнить схему деталями конструкции.
Кто быстрее наберет контур.
Нарисуйте (разнесите контурную схему) контур в возможных частях здания. Кто торопится.
Использование разных частей (одинаковых).
Стройте без контуров и т.д.
Литература:
- Коноваленко С.В. Развитие конструктивной активности у дошкольников. – М .: Детство-Пресс, 2012 – 112 с.
- Куцакова Л.В. Уроки дизайна из строительных материалов. – М .: Мосаика-Синтез, 2011 – 76 с.
- Лоренцо Л.С. Обучение навыкам визуального моделирования на уроках дизайна в разных возрастных группах детского сада // Возрастные особенности развития познавательных навыков в дошкольном детстве. – М .: 2010 – 175с.
- Нечаева В.Г. Дизайн в детском саду / В.Г. Нечаева. – М .: Кронос, 2010 – 301 с.
- Парамонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: уроки 1-4. – М .: Педагогический университет «Сеттембр Первый», 2008. – 80 с.
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного образования / Под ред. Л.А. Венгера; Научн. О. Институт дошкольного образования им. Акад. Пед. Наук СССР. – М .: Педагогика, 1986 – 224 с.