Всемирная паутина стала всемирной, поэтому многие родители и психологи задаются вопросом: каково влияние Интернета на детей и молодежь? Как защитить личность и психику ребенка, который проводит время в сети?
Ведь одновременно с тем, что Интернет является мощным информационным ресурсом и помогает найти ответ на любой вопрос, это еще и место, откуда исходит негатив. Всевозможные правонарушители ищут в сети потенциальных жертв, предоставляется информация, которая меняет детское сознание и ломает их психику.
Как избежать посещения ненужных сайтов и предотвратить зависимость от сети — читайте в статье.
Что такое интернет: его плюсы и минусы
Интернет – это всемирная компьютерная сеть, созданная с целью обработки, хранения информации и обмена ею с пользователями.
Американские исследователи разрабатывают интернет-прототипы с 1960-х годов. Первоначально сеть связывала факультеты высших учебных заведений, позже различные университеты и службы.
Формирование Интернета с возможностью подключения к различным источникам началось в 1992 году. Именно тогда к основному источнику подключались компании, находящиеся за пределами США.
В 1997 году в Интернете было зарегистрировано более миллиона доменов, а количество подключенных компьютеров превысило десять миллионов.
В 2010 году к сети была подключена Международная космическая станция. А в 2011 году резолюция ООН подтвердила право пользования интернетом, и с тех пор отключение регионов от сети считается нарушением международных прав человека.
Преимущества Интернета очевидны:
- бизнес-возможности,
- получить информацию,
- смотреть фильмы, читать книги,
- общение с друзьями и коллегами,
- удаленная работа,
- обучение и тд
Минусы:
- возможность финансового мошенничества,
- негативные психологические и социальные последствия,
- создание преступных сообществ, вовлечение в них людей и распространение деструктивной деятельности,
- возможность написания анонимных оскорблений, угроз и тд
Место интернета в современном обществе
В современном обществе Интернет играет значительную роль и занимает устойчивое положение. Люди не представляют существования без смартфонов, компьютеров, электронных систем, подключенных к всемирной сети.
Ежедневно мы выполняем множество операций, выполняемых через сеть:
- оплата счетов и расчеты в магазине,
- разговоры и общение
- подготовка и передача документов,
- воспользоваться услугами интернет-магазинов,
- запись на процедуры, услуги,
- образование,
- искать нужную информацию
- работа,
- дистанционное управление системами (видеонаблюдение, включение и выключение электроприборов, системы домашнего пользования),
- смотреть фильмы, читать книги и т.
Каждый день мы узнаем из интернет-новостей о том, что происходит в мире, а из социальных сетей о том, чем занимаются наши знакомые.
Нужна инструкция как пользоваться товаром или лайфхак на бытовую тему? Включаем интернет.
Хотим узнать, что думают о продукте (книге, фильме, гостинице, специалисте, клинике и т д.) эксперты или обычные пользователи — заходим на сайты и читаем отзывы.
Подробнее: 5 вещей, которые ваш ребенок не должен делать в Интернете
Словом, не надо говорить, что без интернета жизнь была лучше. Конечно, есть люди, которые намеренно не пользуются глобальной сетью, но это не значит, что они не сталкиваются с ее составляющими. В любом случае они пользуются услугами, которые так или иначе связаны с Интернетом; по крайней мере они:
- расплачиваться картой в магазинах,
- покупать товары, заказанные кем-то на страницах.
Поэтому можно с уверенностью сказать, что с Интернетом и его использованием не знакомы только отшельники, живущие в лесу и зарабатывающие себе на жизнь древними способами – охотой, рыбалкой, собирательством. Остальная часть общества так или иначе имеет связь с Интернетом.
Влияние интернета на детей и их психологию
Использование Интернета взрослыми связано со многими причинами и потребностями (мы описали их выше). Если рассматривать детей, что может привлечь их в сеть?
Дети школьного возраста могут искать информацию, необходимую для учебного процесса, читать книги и получать дополнительное образование. Дети смотрят мультфильмы, посещают развивающие занятия. Оба слушают музыку и играют в компьютерные игры.
Что-то еще? Почему родители и психологи считают, что интернет для детей враг, что он вызывает зависимость и разрушает личность? Как распознать, правда ли это?
Наука не может дать однозначного ответа на эти вопросы. Понятие «интернет-зависимость» не утверждено и не введено в научный оборот в связи с недостаточной изученностью. Исследователи считают зависимость одним из процессов, происходящих на биохимическом уровне, и привязанность к Интернету в этом контексте наблюдается далеко не у всех пользователей.
Хотя мозг любителя компьютерных игр реагирует на это так же, как мозг наркомана на очередную дозу. Процесс сопровождается выбросом гормона дофамина, который, собственно, и отвечает за удовольствие в организме.
Читайте также: 6 полезных навыков, которые дети потеряли из-за гаджетов
Так или иначе, любой игрок может стать зависимым на биохимическом уровне. Постоянное времяпрепровождение за игрой провоцирует человека играть все больше и больше, чтобы поддерживать уровень дофамина в крови. Если происходит отлучение от компьютерных героев, то начинается настоящий надлом.
Понятие «игровое расстройство» уже включено Всемирной организацией здравоохранения в список заболеваний, но в документе не сказано, что оно относится только к компьютерным геймерам. И закон вступит в силу только в 2022 году. Те, кто близко занимается изучением темы, утверждают, что Интернет оказывает прямое влияние на психику детей и молодежи.
Во-первых, проблемы связаны с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации: проблемы в отношении к близким, переезд и неприятие нового места жительства, длительные болезни, потеря близких, друзей, домашних животных. Ребенок не хочет никого видеть, не хочет общаться, поэтому входит в виртуальный мир.
Там тихо, есть те, кто даст совет или просто поддержит, там нельзя отвечать, если не хочешь, и никому ничего не докажешь. Компьютерная игра отвлекает от проблем, социальные сети обеспечивают общение.
Предпочтения и выбор зависят в основном от возраста ребенка. Дети от 3 до 9 лет познают мир, им интересно, что и как устроено, почему устроено и в чем смысл. Поэтому развивающие игры со всеми баллами и бонусами переносят их в виртуальный мир достижений.
Современные игры изобилуют заданиями, направленными на развитие практических навыков, поэтому полностью ограждать от них ребенка не стоит. Отслеживание времени, проведенного за игрой, является обязательным. Чтобы избежать конфликтных ситуаций, лучше сказать, когда можно играть, а когда следует заняться чем-то другим.
Подросткам нужно больше внимания, поощрения, поддержки. Поэтому игры интересуют их несколько меньше, чем социальные сети. В Интернете ребенок может написать то, что никогда бы не сказал вслух. Там он может общаться, не опасаясь осуждения со стороны мамы и папы, если это присутствует в реальной жизни.
Если на поле выходят игры, то они уже не развиваются, а другого плана. Некоторые содержат сцены насилия, крови, агрессии. Некоторые разработаны как стратегии и требуют анализа. Оба способны увлечь подростка, особенно если в игре есть соревновательный или поощрительный элемент, а также возможность продолжения на более сложном или более высоком уровне.
Играя в течение длительного времени, ребенок приобретает точно такую же привычку или игровую зависимость, проявления которой аналогичны проявлению любой другой зависимости: нетерпение, неумение жить реальностью, агрессивность, злость, лень, апатия, депрессия.
Подробнее: Родителям на заметку: 5 способов, которыми находчивые школьники обманывают электронную систему обучения
Старшие подростки придают большое значение собственному внешнему виду и отношениям с противоположным полом. Они заводят разные аккаунты, позиционируют себя как разные личности, меняют возраст, внешность. Дело в том, что подростки ищут себя и не всегда принимают их такими, какие они есть.
Влияние интернета на отношения детей и родителей
Чрезмерный интерес к Интернету и компьютерным играм всегда вызывает проблемы в отношениях. Прежде всего, они начинаются в семье.
Ребенок, который проводит время за играми или в социальных сетях, может увлечься и потерять счет времени. Как итог – невыученные уроки, немытая посуда, беспорядок в квартире, сестричка, забывчивость в детском саду…
Конфликт с родителями неизбежен. Во всех грехах свалят интернет, игра уйдет в довесок. Ребенок может раскрыться как безвольное зависимое существо, думающее только об играх, но не о семье.
Ребенок вряд ли согласится с этим. У него будут основания отвергать обвинения, но его вряд ли будут слушать, потому что то, что он не сделал, скорее всего, перевесит все остальное.
Продолжением конфликта будет обида, уход в себя и обратно в интернет. Почему? Потому что здесь, в реальной жизни, его не понимают близкие люди, а там, в жизни виртуальной, много таких же «невинных жертв», которые всегда поддержат друг друга.
И снова время пролетело незаметно, история повторяется…
Подробнее: 7 веских причин взять ребенку планшет
Ухудшение ситуации происходит, когда отчаянно пытающиеся понять друг друга «отцы и дети» вступают в стадию ненависти. На этом фоне возникают преступления: убийства, нанесение увечий, побои, уход из семьи, кражи.
Иногда причиной изменения поведения ребенка является информация из Интернета, попавшая к нему не случайно. Например, подросток присоединился к некоему сообществу, пропагандирующему насилие, убийства, наркотики, экстремизм. В силу своего раннего возраста подросток не может распознать мошенников такого типа и поэтому попадает «на крючок».
Педофилы и извращенцы также почти безнаказанно орудуют в Интернете. Дети, вступившие с ними в переписку или контакт, напуганы, боятся рассказать родителям о происходящем, так как им угрожают.
Поэтому важно следить за тем, сколько времени ребенок проводит в Интернете и с кем общается. Там могут начаться изменения в поведении и отношениях с близкими людьми.
Что нужно делать, чтобы избежать интернет-зависимости и пропасти между детьми и родителями
Что могут сделать родители, чтобы избежать интернет-зависимости?
- С раннего возраста занимайтесь с детьми: читайте, играйте на свежем воздухе, в ролевые и настольные игры, рисуйте, гуляйте. Чем больше времени вы проводите со своим ребенком лично, тем быстрее развивается и крепче связь.
- Старайтесь планировать свой день так, чтобы заниматься делами, пока ребенок спит, или проводить время с другими родственниками. По возможности избегайте использования компьютера или телевизора для развлечения.
- Установите время использования компьютера и Интернета, обсудив это с ребенком. Важно, чтобы оно было последовательным. Если ребенок считает, что его несправедливо лишили этого времени, он, скорее всего, будет тайком включать компьютер и проводить время в Интернете. Если его это устраивает, он будет следовать договору.
- Установить систему фильтрации на интернет-выход. Он блокирует большинство нежелательных веб-сайтов и защищает детей от негативного влияния.
- Поговорите со своими детьми и расскажите им негативные истории, чтобы предотвратить их повторение. Узнай, что нельзя договариваться о встречах или отвечать сообщениями незнакомым людям, это может плохо кончиться.
- Расскажите о рисках совершения сомнительных платежей и финансовых операций. Скажите ребенку, чтобы он не посылал деньги без вашего ведома.
- Следите за историей посещений. Если вы заметили подозрительные веб-сайты, понаблюдайте за поведением своих детей и честно расскажите о своих опасениях.
- Следите за кругом общения детей. Взрослый понимает улов лучше, чем ребенок. Взрослый может интуитивно почувствовать несоответствие собеседника данному возрасту, положению, намерению.
- Объясните ребенку, что Интернет можно использовать не только как средство скоротать время, но и как источник информации.
- Относитесь к подросткам как к равным. Не читайте морали, не смотрите свысока на жизненный опыт, просто доверяйте им, будьте с ними наравне и говорите на понятном им языке. Таким родителям дети доверяют больше, чем тем, кто постоянно «учится жить».
Профилактика: как защитить от пагубного влияния
Как защитить ребенка от пагубного влияния Интернета? Некоторые родители категоричны и полностью запрещают своим детям посещать сайты в сети. Психологи считают, что это не выход хотя бы потому, что ребенок будет искать любую возможность воспользоваться сетью. Друзья, соседи, интернет-клубы, компьютерные сообщества – все уловки будут использованы.
И тогда защитить детей от негатива будет уже не в силах родителей. Запрет не даст желаемого эффекта. Лучше всего научиться рациональному использованию Интернета как информационного ресурса. Посещайте вместе с детьми интересные сайты, обращайте внимание на нежелательные сайты и всплывающие уведомления, сосредоточьтесь на том, что вам нужно в конкретный момент.
Если вы не отвлекаетесь на просмотр других сайтов, ребенок, скорее всего, примет этот шаблон использования сети. Если вы сами перепрыгнете с одной стороны на другую, он сделает то же самое.
Заключение
Использование любого ресурса должно быть грамотным и рациональным. Совершенно не нужно исключать Интернет и компьютер из жизни детей, эти современные технологии правят миром, и без таких ресурсов невозможно жить в ногу со временем.
Родители должны научиться правильному использованию Интернета. Поговорите с детьми, объясните положительные и отрицательные стороны Интернета. При этом ведите активный образ жизни: путешествуйте, занимайтесь спортом, найдите хобби и радуйтесь настоящей детской жизни. Если ребенку хорошо рядом с близкими, он долго не выйдет в интернет».