Развивающие игры и развивающие игрушки имеют большое значение в обучении и развитии детей младшего возраста. Ведь именно игра и игрушка могут одновременно учить, воспитывать и приносить радость ребенку.
С раннего возраста ребенок активно познает окружающий мир, через изучение происходящего вокруг него. В этом познании ему активно помогают развивающие игры, которые способствуют расширению кругозора, учат наблюдать и выделять характерные особенности предметов, устанавливать между ними простейшие отношения.
Ценность развивающих игр и игрушек заключается в том, что они знакомят детей с жизнью, способствуют их умственному развитию и предоставляют возможность для всех видов деятельности детей.
Лэпбук «Игрушки».
Лэпбук – это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему.
В дословном переводе («лэп» — колено, «бук» — книга) лэпбук обозначает «наколенная книга». Это самодельная книжка-раскладушка или папка, которая состоит из множества наклеенных картинок, карманчиков, вкладок, объемных аппликаций, открывающихся дверок и окошек.
Главное условие — вся информация, собранная в лэпбуке, должна соответствовать определенной теме. Весь материал, который ребенок должен усвоить, подается в виде рисунков, небольших текстов, схем, графиков, стишков, игр.
Основная ценность такого дидактического средства заключается в том, что в создании лэпбука большое участие принимает сам ребенок. Ему предоставляется полная свобода в оформлении своей книжки — любые его идеи только приветствуются. Поэтому лэпбук получается ярким, красочным, а главное, очень интересным. Такую книгу можно пересматривать многократно и всегда это будет увлекательно.
Как изготовить лэпбук своими руками
Лэпбук интересен в работе с детьми в группах и индивидуально, а также применительно к урокам в вечернее время, вне уроков. Родители могут закрепить знания детей .
Примеры тематических игр с использованием лэпбука
1. Обучающая игра «Одно-много».
Цель:
- развить способность различать количество объектов, множество и один.
Лэпбук | Карточки | Раскраски |
Воспитатель предлагает детям сесть за круглый стол. С помощью лэпбука и тематических раскрасок изучить и закрепить тему “один предмет/ много предметов”.
2. Дидактическая игра “Одень куклу”
Цель: научить детей выбирать и называть подходящую одежду (для девочек. Для мальчиков развить эстетический вкус.
Лэпбук “Одень куклы” для детей направлен на познавательное развитие, знакомство с формой, цветов, размером, количеством, понятием одинаковый и разный, эмоциями, временами года в игровой форме и на понятных детям примерах – играх с куклами. Содержание и игры лэпбука позволяют развивать восприятие, внимание, память, мышление, речь и моторику ребенка, учат работать по образцу.
Лэпбук | Карточки | Раскраски |
3. Дидактическая игра “Лишний предмет”
Цель: закрепить у маленьких детей умение находить лишний предмет и объяснять, почему предмет лишний.
Примеры карточек
Развивающая онлайн игра “Найди лишний предмет” проверит умение ребенка логически мыслить и обобщать предметы по их признакам и свойствам. Здесь малыш должен сам разобраться, по какому признаку подобраны картинки и найти среди них лишнюю. Например, на трех картинках изображены продукты питания, а на четвертой – чайник. Это значит, что чайник – лишний, так как все остальные предметы имеют одинаковое свойство.
Взрослые должны внимательно следить за тем, чтобы ребенок понимал смысл задания. Пусть малыш объясняет свой выбор перед тем, как выбрать картинку. Но если его логические рассуждения не верны – не поправляйте его, пока он сам не спросит. Игра должна быть пройдена им самостоятельно.
.
4. Развивающая игра Найди мою тень
Цель: научить маленьких детей находить заданные силуэты предметов, животных, игрушек; развивать у детей зрительное восприятие, внимание, наблюдательность.
Ведущий раздает детям карточки с заданными силуэтами. Предлагает детям рассмотреть их. Дети должны найти тень от цветных силуэтов и соединить их линией. Карточки с заданиями желательно заламинировать, тогда можно пользоваться фломастерами, которые легко смываются влажной салфеткой.
.
5. Дидактическая игра “Одень матрешку”
Цель: научить маленьких детей запоминать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, научить группировать предметы по цвету, соотносить геометрические фигуры по форме путем наложения.
Ребенок берет матрешку и методом наложения выкладывает геометрические фигуры по контуру (в соответствии с формой, формой и цветом). При необходимости педагог помогает. Игра считается законченной, когда все контуру будут правильно закрыты в соответствии заданием.
6. Обучающая игра “Обрезанные картинки”
Цель: научить детей младшего возраста составлять целое, состоящее из двух частей, развить логическое мышление, зрительное восприятие, внимание.
Детям-участникам игры предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получился целый предмет. По окончании выполнения задания детям предлагаются для выбора и соотнесения два предмета (например: машина и неваляшка), которые они сравнивают с изображением. Выигрывает ребенок, первым собравший разрезную картинку.
Задачи дидактических игр и игрушек
Основные задачи использования развивающих игр и развивающих игрушек в обучении детей раннего возраста:
- Обогатить сенсорный опыт ребенка, обеспечив развитие восприятия.
- Развитие логического мышления, памяти, наблюдательности, умения выражать свои чувства и мысли.
- Сенсорное развитие.
- Воспитать дисциплину, корректность, честность, порядок и волевые качества личности ребенка, соблюдая правила игры.
- Формирование нравственных понятий и представлений, усвоение общепринятых норм и правил.
- Воспитание эстетических чувств.
Дидактическая игра как метод обучения детей раннего возраста имеет свою специфическую структуру:
- Ориентация: ребенок знает тему игры, ее правила, общий ход и содержание.
- Подготовка к игре: распределение ролей, ознакомление с игровыми действиями, рассмотрение текущих процедурных задач.
- Прямая игра: дети играют самостоятельно, учитель только наблюдает за ходом игры и, при необходимости, помогает, исправляет или направляет.
- Обсуждение игры: Анализ игры проводится в форме обсуждения.
В развивающих играх помимо дидактического материала часто используются развивающие игрушки. В качестве обучающих игрушек используются различные конусы, башенки, пирамиды, сферы, мозаики и т.д.