Хороводная игра в младшей группе: особенности и значение, организация, длительность

Игры-хороводы для детей в младшей группе

Хороводные игры и пляски приобрели популярность еще в давние времена. Раньше они считались движениями ритуального характера, в наше же время сохранились в качестве детской досуговой деятельности. Хороводная игра в младшей группе сближает дошкольников, развивает их, поднимает настроение.

Детская игра

Особенности и значение хороводных игр

Хороводные развлечения находят применение в различных видах образовательной работы, как совместной, так и самостоятельной. Используются в режимных моментах: в процессе зарядки и прогулки, в перерывах между занятиями и др.

Цели

Целью проведения хороводов является всестороннее развитие дошкольников посредством приобщения к традициям наших предков. Несмотря на всю простоту, хоровод способен развивать у участников сообразительность, сноровку, музыкальность.

В совместном кругу у дошкольников возникает чувство равенства, они раскрепощаются, демонстрируют свои творческие способности.

Обучение играм с плясками осуществляется от простейших к сложным. Дошкольники должны испытывать позитивные эмоции, поэтому при организации хоровода учитываются возрастные особенности группы.

https://youtube.com/watch?v=CE9b3QHxk2M

Задачи

Хороводные развлечения содержат большое количество познавательного материала, расширяющего сенсорную сферу у дошкольников, развивающего мышление.

Основные задачи игры-хоровода следующие:

  1. Приобщение детей к народному поэтическому творчеству.
  2. Обогащение коммуникативных навыков воспитанников.
  3. Развитие выразительности движений, музыкального слуха, воображения.
  4. Совершенствование двигательных навыков (стремительного бега, галопа, прыжков, подскоков и др.).
  5. Развитие совместной деятельности воспитанников, облегчение процесса привыкания новых ребят к детскому саду.
  6. Активизация мыслительной деятельности, расширение кругозора, представлений, касающихся окружающего мира.
  7. Нравственное воспитание ребят: привитие любви к живой природе и родному краю, стремления к добрым поступкам и др.

Таким образом, в процессе хороводной деятельности решаются развивающие, коррекционные, воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи.

Хоровод новогодний

Организация хороводной игры

Для начала активной игры взрослому недостаточно дать детям команду встать в круг. Чтобы хоровод носил развивающе-воспитательный характер, ребят нужно увлечь процессом.

Только когда игра приносит удовлетворение, дошкольники прилагают максимум усилий, чтобы выполнять правила, пластично двигаться, звучно петь. В игровую активность ребята могут включаться воспитателем разными способами.

Игра-хоровод является вариантом смены вида деятельности. Умственная нагрузка должна чередоваться с физической.

Причем желательно, чтобы тема хоровода совпадала с образовательной программой. Подобные игры дополняют занятия по ознакомлению с фольклором, по изучению явлений окружающей действительности, птиц и зверей.

Музыкальные хороводы с фантазийными персонажами включаются в сценарии утренников. При этом основной герой может быть как наблюдающей за детишками стороной, так и активным участником плясок и пений. Сказочные персонажи (Дед Мороз, Петрушка, Красавица Осень и др.) во время утренника зазывают в хоровод ребят, их мам и отцов.

В процессе прогулок воспитатели активно инициируют хороводные развлечения, на которые с немалым удовольствием откликаются дети. Тематика соответствует природному календарю. Могут изучаться как различные растения, так и природные явления.

Что еще почитать:  Учим малыша сидеть

Особое значение уделяется побуждению воспитанников к самостоятельной организации хороводов. Этому способствует включение аудиозаписей ранее разученных песен. В открытом доступе в группе может присутствовать атрибутика, предназначенная для хороводных развлечений (маски героев, ленты, платки и др.).

Хоровод с детьми

Хороводные игры для детей в младшей группе

Картотека хороводных развлечений для детей младшей группы, возраст которых варьируется от 2 до 4 лет, отличается большим разнообразием.

«Карусель»

Сначала хоровод перемещается медленно, а после команды «бегом», дети ускоряются. Затем карусель замедляется, участники бросают ленточки и разбегаются. По команде воспитателя они вновь образуют круг и хватаются за ленты.

Игра Карусель

«Мы по лесу идем»

Дошкольники перемещаются по кругу со словами из стихотворения. Заяц может быть заменен названием любого иного животного.

Мы по лесу идем

«Большие и маленькие ножки»

Участники игры ходят по кругу. То не спеша, топая при этом, то быстро, делая мелкие шаги.

Игра Большие и маленькие ножки

«Солнышко и дождик»

Ребята проговаривают стихотворение и выполняют действия из него.

После фразы, что идет дождь, дошкольники прячутся под зонт педагога. После слов, что светит солнце, игра начинается заново.

Игра Солнышко

«По ровненькой дорожке»

Дошкольники ходят по кругу, озвучивая стих. По его завершении все садятся.

Игра По ровненькой дорожке

«Жаворонок»

Проговаривается считалка, назначается «жаворонок». Он встает посреди хоровода, образованного остальными дошкольниками. В руки берет колокольчик. В начале проговариваемого текста жаворонок перемещается по кругу, в конце ребята зажмуривают глаза.

Жаворонок обегает участников, звоня в музыкальный инструмент, после чего вкладывает его в руки одного из детей.

По команде воспитателя дошкольники открывают глаза. Жаворонок назначает участника, которому нужно будет найти колокольчик. Выбранный ребенок по звону определяет, у кого находится музыкальный инструмент.

По мере освоения дошкольниками игра может усложняться. Ведущий прячет 2-3 музыкальных инструмента. Найти их нужно одному участнику. Игра повторяется с разными детьми.

Игра Жаворонок

«Колпачок и палочка»

Один из участников берет в руки палку. Надевает колпак до носа, выходит в центр круга. Остальные дошкольники водят хоровод, повторяя за педагогом стихотворение.

В нужный момент ведущий стучит палкой и направляет ее на любого ребенка, который должен повторить 3 последних слова четверостишия. Если он угадывает, чей это голос, то назначает вместо себя другого участника развлечения.

Игра Колпачок

«Медведь»

Дети образуют хоровод. Один из дошкольников выбирается медведем, который «засыпает», сидя на стульчике. Проговаривая стихотворение, участники приближаются к медведю. Пару последних строк произносятся одним ребенком. Водящему нужно по голосу угадать имя говорящего.

Хоровод Медведь

«Кошки – мышки»

Дети озвучивают слова считалки. Мышка пробирается в круг, а кот – из него. По команде педагога участники поднимают руки вверх, пропуская только мышь. Если кот не смог поймать ее, руки опускаются вниз. Игра проводится с иной парой участников.

Что еще почитать:  Надёжно безопасно удобно особенности выбора контрацептивов для женщин старше 35

Считалка

«Аленький цветочек»

Ребята водят хоровод. Названный в стихотворении ребенок разворачивается спиной в круг. По такому принципу постепенно поворачиваются все участники игры, после чего возвращаются в исходное положение.

Игра Аленький цветочек

«Затейники»

Участники игры водят вокруг Затейника хоровод, напевая песню. Когда слова заканчиваются, ребята останавливаются. Водящий демонстрирует движения, остальные должны суметь повторить их. Затем Затейник меняется.

Игра Затейники

«Снежок»

Дети поют. Их задача заключается в повторении движений и действий, которые упоминаются в тексте (идти по кругу, топать, потирать ладони, прыгать).

Снежок хоровод

«Петрушка»

Петрушка (воспитатель) встает в центр хоровода и произносит стихотворение.

В конце текста все останавливаются и дублируют движения педагога.

Стих Петрушка

«Машенька»

Дети водят хоровод и проговаривают стихотворение. После его завершения участники садятся на корточки и кладут ладошки под щеки.

Игра Машенька

«Оладушки»

Ребята встают в круг. Воспитатель в центре него проговаривает стихотворение и демонстрирует движения с целью их повторения дошкольниками.

Игра оладушки

«Заинька»

Дошкольники встают в круг. Стараются выполнить движения, которые упоминаются в песне.

Хоровод Заинька

«Зайка шел»

Дети перемещаются по кругу, озвучивая стихотворение. На словах «сел» они должны останавливаться и садиться на корточки.

Зайка шел игра

«Раздувайся, пузырь!»

Педагог и дети образуют кружок и стараются «раздуть пузырь». Наклонив головы, нужно дуть в кулаки, словно в дудочку. Выпрямившись, следует набрать воздух, а наклонившись – выдуть его в свою трубочку со звуком «ф-ф-ф-ф». Действия дублируются не менее 2-3 раз, при этом дошкольники делают шаг назад, имитируя увеличение пузыря. Далее все встают в хоровод, произнося четверостишие.

Затем воспитатель дотрагивается до рук ребят и говорит, что пузырь лопнул. Участники хлопают в ладошки, проговаривают «Хлоп» и собираются вместе.

Пузырь игра

«Ровным кругом»

Участники развлечения водят хоровод, сопровождаемый чтением стихотворения. Затем останавливаются и дублируют показываемое воспитателем движение.

Ровным кругом игра

«Мы – шоферы»

Дошкольники встают возле воспитателя, образуя круг. Педагог неспешно произносит текст стихотворения и демонстрирует движения, которые необходимо повторить остальным участникам.

Шоферы игра

«Зайка»

Выбранный Зайка садится на корточки в центре круга, имитируя руками ушки. Участники стараются повторить за ним. Затем по тексту поглаживают руки, хлопают в ладоши. Далее встают и прыгают.

Игра Зайка

«Флажок»

Дети перемещаются вокруг дошкольника с флажком. Воспитатель произносит текст стихотворения.

Названный педагогом участник выходит в центр и меняется местами со стоящим там дошкольником, забирая у него флажок.

Флажок игра

«На реке камыши»

Дети кружатся в хороводе, повторяя за педагогом стихотворение. На третьей строке они останавливаются. На четвертой – делают шаг вперед. На последней – круг смыкается.

Что еще почитать:  Картотека хороводных игр для детей 3–4 лет

На реке камыши игра

«Водят мыши хоровод»

По считалке определяется кот. Остальные участники – мышки, они водят хоровод, сопровождаемый четверостишием.

В конце текста кот пробуждается и ловит разбегающихся с визгом мышей.

Игра водят мыши

«Грушка»

Выбирается Грушка, которая должна изображать действия, упоминаемые в песне. Остальные перемещаются по кругу и демонстрируют, какой вышины-ширины должно вырасти дерево. Затем дети приближаются к Грушке с целью потрогать ее и разбегаются, а ведущий ловит их.

Игра Грушка

«Матрешки»

Дошкольники повторяют за педагогом слова песни. При этом дети осуществляют движения по тексту. Они присаживаются, встают, кружатся, прыгают, топают и хлопают.

Игра Матрешки

«Огуречик»

Выбранный воспитателем Огуречик занимает место в центре круга. Остальные дошкольники водят хоровод, напевая песню. Огуречик пускается в пляс, ребята аплодируют ему.

Огуречик игра

Длительность игры-хоровода

Длительность хороводного развлечения, проводимого в свободный от занятий период, зависит от состояния дошкольников. Если ребята энергичны, игровая деятельность продолжается.

Для детей младшего возраста хоровод может повторяться 2-3 раза. Для ребят постарше игра проводится большее количество раз. Интерес поддерживается за счет смены роли водящего. Воспитатель при этом наблюдает за поведением детей. Когда он замечает признаки утомления, игра завершается.

По своей форме хоровод является подвижной игрой.

Рекомендованная двигательная активность для дошкольников в первой половине дня следующая:

  • младший возраст – 6-10 минут;
  • средний возраст – 11-15 минут;
  • старший возраст – 16-21 минут;
  • подготовительная группа – 20-26 минут.

Во время вечерней прогулки развлечение, независимо от возрастной группы, не может длиться дольше 15 минут.

Анализ игр-хороводов в детском саду

Анализ игровой деятельности осуществляется с целью определения уровня организаторских умений воспитателя. Развитие детских способностей в большей степени зависит от подготовительной работы по ознакомлению с хороводным развлечением.

Анализируются приемы создания интереса у дошкольников, уровень мотивации к деятельности. Руководитель изучает игровую активность ребят во взаимосвязи с используемой методикой.

Структура анализа:

  1. Соответствие хоровода индивидуальным и возрастным особенностям воспитанников.
  2. Качество подготовительной деятельности: что изучалось/мастерилось, наличие заинтересованности.
  3. Освоение хоровода: доступность показа, объяснений.
  4. Задачи игры-хоровода: если не выполнены, указать почему.
  5. Оценка игровой активности дошкольников: выразительность жестов, пения, следование правилам, взаимодействие друг с другом.
  6. Концовка хоровода: особенности как физического, так и эмоционального состояния участников.
  7. Краткое планирование дальнейшей деятельности, касающейся обучения хороводным развлечениям.

Игра-хоровод имеет в основе развлекательную составляющую. В наше время она утратила свое первоначальное значение, став ребяческой забавой, способствующей всестороннему развитию детей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 1 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: