Русские народные игры для детей

На протяжении долгих столетий русские традиции остаются неизменными. К таким явлениям относится бесконечная любовь народа к веселым играм. Они вносят существенный вклад в развитие человека, формируя личностные качества ребенка на любом этапе взросления. Так люди считали и в Древней Руси.

Каждый праздник на Древний Руси сопровождался веселыми подвижными играми. Подобные игры – это хорошая возможность развить свой дух, силу воли, мышление и другие характерные качества. Игры, помимо прочего, являются сильнейшим рычагом в воспитании детей.

Даже в век современных технологий подвижные игры остаются актуальными. Существует огромное множество игровых вариаций, которые можно реализовать где угодно: на празднике, в школе и просто в узком кругу семьи.

Верба-вербочка

Из играющих выбираются два водящих. Игроки выстраиваются в два круга и двигаются, напевая песню:

«Верба, верба, вербочка, вербочка кудрявая, Не расти, верба, во ржи, расти, верба, на меже. Как во городе царевна посредине круга стоит, её ветер не берет, канарейка гнездо вьет.»

На «вьёт» водящие останавливают хоровод и создают руками «ворота». Игроки проходят через них и начинают танцевать.

Ласточки и пчелки

Игроки садятся на корточки и изображают цветочки. Среди игроков выбирают пять пчелок и одну ласточку. Пчелки бегают по площадке, напевая песенку: «Пчёлки тут летают да весь медок собирают!».

Ласточка,сидит в возвышенном гнездышке, слушая их песенку. Она проговаривает: «Ласточка взлетит и пчёлок всех поймает». Она выходит из своего гнездышка и пытается поймать пчелок. Каждая пойманная пчелка становится ласточкой.

Венок

Участники выбирают двоих — они будут водящими. Взявшись за руки, водящие поднимают венок вверх к небу и руками формируют ворота. Другие игроки пробегают в эти ворота друг за другом, напевая песню:

«Берёзка кричала, девочек к себе зазывала:
— Ступайте, девочки, на луг гулять, зеленые веточки завивать.
— Мы тебя, березка, не погнём, на тебе мы веточки не завьём.
— Я к вам, девочки, сама согнусь, сама в веточки совьюсь.
— Завьёте венки зелёные — будете весь год веселые.»

Водящие бросают одному из игроков на голову цветочный венок со словами: «Веночек-венок, прячься в теремок». Игрок с венком сразу убегает и пытается спрятать его, остальные игроки его ищут. Ребята подсказывают друг другу. Венок достается тому, кто первый его отыщет.

Воробей в огороде

Среди игроков выбирают одного — он становится воробьем. Дети выстраиваются в круг, образуя своеобразный «огород». Воробей залетает в круг, а огородник (ведущий) бегает и его ловит. Дети запускают и выпускают воробушка из огорода, ведущий может поймать воробья только за пределами круга. По ходу игры дети напевают песенку:
«Эй, воробей, не клюй конопель. Ни моих, ни своих, ни соседовых. Я за эту конопель тебе ножку перебью.»

Горелки

Игроки разделяются между собой по два человека. Взявшись за руки, создают колонну. В самом начале становится водящий. Участники напевают: «Гори-гори ясно, чтобы не погасло. Раз, два, три. Последняя пара, беги!».

Стоющие в конце ряда игроки отпускают руки. Они быстро бегут к началу, огибая колонну каждый с соответствующей стороны. Ведущему нужно поймать одного из бегущих игроков, прежде чем они успеют сойтись. В момент встречи они снова берутся за руки. Если у ведущего получается поймать одного игрока, то они вдвоем встают в начало колонны. Новым ведущим становится человек, которого не смогли поймать.

Что еще почитать:  Игра «Гуси-лебеди»

Мороз — Красный нос

Участники очерчивают игровое пространство на два «дома». В первом встают все участники игры. Ведущий становится посередине и проговаривает: «Я – Мороз – Красный нос, всех морожу без разбора. Разберусь и с вами скоро!».

Все участники перебегают на территорию другого дома. Водящему требуется их нагнать и запятнать, «заморозить». Те игроки, которых Мороз успевает догнать, замирают на месте. Эти игроки либо считаются выбывшими, либо остаются неподвижными до конца игры. Победителем будут считать игрока, которого не сумел заморозить ведущий.

Салки

Эта забава имеет огромное количество различных вариаций и правил, но суть всегда одна: водящий (их может быть несколько) пытается догнать (засалить) остальных. После каждого касания игроки сменяют роли.

Поводырь

Данная народна забава является лучшим способом душевного знакомства, не обращая при этом внимание ни на какие внешние особенности. Мужчины и женщины делятся и строятся в два круга. Во внутренний круг выстраиваются мужчины, лицом в центр, взявшись за руки и закрыв глаза. Вокруг них хороводом ходят женщины. Спустя некоторое время они по сигналу начинают забирать по одному ближайшему мужчине: парня нужно взять за руку и водить по кругу. Мужчина все это время продолжает идти, закрыв глаза.

После сигнала ведущего женщины строят мужчин обратно в круг, а сами продолжают идти хороводом. Процесс повторяется трижды. Затем парни открывают свои глаза и описывают, что они чувствуют. С помощью ощущениям определяют, какая из трех девушек им приглянулась больше всех. Как правило, девушки раскрываются и признаются. После этого женщины, закрыв глаза, выстраиваются в круг, взявшись за руки, а парни, наоборот, двигаются хороводом. Забава повторяется тем же образом.

Важно соблюсти соотношение парней и девушек, чтобы у каждого игрока была пара.

Городки

Забава предпочтительно для мужчин. На кон устанавливают разнообразные фигурки из пяти деревянных «городков», длина их около 20 см. После чего фигуры разбивают специальной битой (примерно 80 см). Одна партия складывается из 15 различных фигур. По ходу игры фигуры становятся труднее, следовательно выиграть здесь достаточно сложно. Соревнования могут проводиться как лично, так и в команде. Игра требует подвижности, хорошей меткости, силы и координации движений.

Веревочка

Забава подразумевает наличие замкнутой веревочки. Игроки двумя руками хватаются за веревку с внешней стороны. Ведущий стоит в центре круга, ему необходимо ударить (осалить) руку игрока. Когда ведущий начинает свою «атаку», игроки, стоящие за пределами веревочки, могут отпустить только одну руку. Если игрок отпускает обе руки одновременно, или ведущий успевает ударить по одной из рук, то этот игрок переходит внутрь круга и становится водящим. Забава проводится заново тем же способом.

Бабки

Участники забавы устанавливают бабки наплоской поверхности по две на «битку». После определяют расстояние – коны. Первого играющего выбирают с помощью жребия. Бросают особым способом. Упавшая на правый бок бабка — старшая фигура в игре. Упавшая на спину — вторая. Упавшая на левый бок бабка — младшая по старшинству. Участники бьют битками поочередно, выстраиваясь вдоль черты. Сбитые бабки считают выигрышем. После того, как все участники пробили, каждый выходит за кон к своим биткам и ударяет с того же места, на котором лежит его биток. Первым бьет тот, чья лежит дальше, другие участники продолжают по соответственному расстоянию.

Лапта

Данная народная забава — это соревновательная игра по командам с мячом и битой. Суть подвижной игры заключается в том, чтобы с помощью биты как можно дальше отбросить мяч, который подбрасывает игрок команды соперника. Требуется добежать до другой стороны поля и обратно, не позволяя сопернику коснуться себя мячом. Каждая успешная перебежка награждается выигрышными баллами для команды. Команда, набравшая наибольшее число очков за игровое время, считается победившей.

Что еще почитать:  Великаны и гномы - подвижная игра на внимание

Кулачные бои

Эта традиционная игра часто проводилась на праздниках и гуляниях. Кулачные бои велись в строгом порядке. Участникам запрещалось: бить лежачих, бить сзади, бить соперника ногами, тянуть за одежду, ставить подножки, держать в руках большие предметы, драться из-за злобы, а не ради забавы.

В таких боях участвовали почти все мужчины: как мальчики, так и взрослые. Молодежь была зачинщиками боев, к ним присоединялись все более опытные бойцы. Такие бои способствовали развитию храбрости, ловкости и силы духа. Они считались не просто забавой, а настоящей школой для мальчиков и зрелых бойцов.

Игра «Просо»

Участники выстраиваются, напевая песню: «А мы землю парили, парили, А мы просо веяли, веяли, А мы просо сеяли, сеяли, А мы просо пололи, пололи, А мы пшено сушили, сушили, А мы кашу, варили, варили, А мы кашу, кушали, кушали.»

Игроки повторяют движения, о которых поют.

Игроки попарно делятся, уделяя внимание схожести игроков по качествам. Разделившись попарно, игроки дают клички друг для друга (птицы, зверя, стихии). Договорившись, пары игроков подходят по очереди к каждой матке и говорят: «Матка! Что тебе надо? То или это?» — говорить нужно выбранные участниками прозвища. Участник, которого выбирает матка, остается около нее, а второй идет к другой матке.

Двойные горелки

Игроки разделяются по командам. Выстраиваются парами в ряд, соблюдая дистанцию в десять метров друг от друга, почти как в обычных горелках. Несколько ведущих встают в стороне. В процессе игры стоящие сзади пары из каждой команды расцепляют руки и бегут друг к другу с двух соответствующих сторон. Ведущие должны их поймать. Пойманные игроки становятся новой парой ведущих. Игроки, сумевшие убежать, создают новые пары и встают в начале колонн.

Уличные подвижные игры

В любое время года большинство детских игр проводились на свежем воздухе. Ничего не могло загнать ребят в дом. Дети соперничали во всем, что только могли придумать.

Существовали и тихие, спокойные варианты игр. Они учили детей взаимодействовать, общаться между собой. Особое место занимали игры, показывающие способности игроков.

Лапти

Посередине игрового поля вбивается колышек. К нему прикрепляют веревку длиной несколько метров. Вокруг колышка проводят круг по длине веревки. Ведущий встает рядом с колышком и берет свободный конец веревочки. Игроки становятся за чертой круга. Игроки, стоя спиной к ведущему, перебрасывают через плечо какой-либо предмет. После этого, развернувшись к водящему, задают вопрос:
— Сплели лапти? — Нет!
Игроки задают вопрос снова:
— Сплели лапти? — Да.

Игроки сбегаются в центр и пытаются схватить свой предмет. Ведущий в это время следит: он старается запятнать игроков, сделать это он может только внутри круга. Тот, кого водящий запятнал, встает на его место. Игрок, который не смог схватить предмет, выбывает.

Игры для дошкольников

Малечина-калечина

На кончик пальчика ребенка в вертикальном положении устанавливают маленькую гладкую палочку. Начинают считать: «Малечина-калечина, сколько часов осталось до вечера? Раз, два, три…». Считалку произносят, пока палочка не упадет. При падении ее можно перехватить ладонью, чтобы дейтвие продолжилось дальше. Победителем считают игрока, который досчитал до наибольшего числа.

Бирюльки

Бирюльки — это маленькие деревянные фигуры или палочки. Ребенок двумя пальцами или специальным крючком захватываетлюбую фигурку так, чтобы не задеть соседние. Выигрывает игрок, собравший наибольшее количество бирюлек. Игра способствует развитию мелкой моторики ребенка.

Фанты

Водящий устанавливает условия игры: «Вам прислали сто рублей, что хотите, то купите. Черный, белый не берите. Да и нет не говорите!». Участник забавы должен внимательно выслушать требования и отвечать на вопросы, избегая запретных слов. К примеру, на вопрос: «Вы поедете на бал? », разрешено сказать: «Поеду». В случае, если игрок ошибается, он дает ведущему фант (какой-либо предмет). В конце игры его можно «выкупить». Для «выкупа» фантов ребенку можно предложить исполнить какое-либо задание: спеть песню, рассказать стишок и т. д.

Что еще почитать:  Веселые спортивные мероприятия для детей младшего школьного возраста

Прятки

Правила игры хорошо всем знакомы. Все участники прячутся от ведущего на территории игрового поля, а он старается их найти. Тот, кого нашли, становится новым ведущим.

Салки на одной ноге

Дети выстраиваются с закрытыми глазами, руки у них расположены за спиной. Незаметно ведущий подкладывает одному ребенку в руки какой-либо предмет. По сигналу ведущего дети открывают глаза, руки у всех участников находятся за спиной. Игрок, которому попался предмет, поднимает руки вверх и кричит: «Я салка!». Все разбегаются, а он должен догнать и осалить любого. Игрок, которого осалили, становится водящем, и игра повторяется.

Гуськи

Игроки выстраиваются в круг. В цетре встает выбранный по жребию «дедка». Он держит в руках бумажку и платок. Дети в это время поют:

Сошлись гуси — гусаки вокруг дедки у реки, стали гоготать, дедке кричать: «Дедка, пощади, нас гусяток, не щипли, дай нам платочек да денег мешочек».

Дедка передает участнику листочек и говорит: «Сумочку подержи, а денежки не урони», следующему игроку передает платок: «На, платочек подержи, мне глазки завяжи, раз пятнадцать проверни». Игрок, который получил платочек, завязывает дедке глаза, а потом раскручивает его. В этот момент дети быстро перекидывают друг другу и проговаривают дедке хором: «Дедка слепой, бумажка пропала!». «Дедка» должен догадаться, у кого спрятана бумажка. Если угадал, «дедкой» станет тот, кто прятал бумажку.

Курочки

Среди игроков жребием или считалкой выбираются петушок и хозяйка, остальные дети изображают курочек. Петушок гуляет со своими курочками, хозяйка выходит во двор и задает вопрос:
— «Петушок, не видел ты мою курочку?»
— «А она у тебя какая?»
— «Рябенькая, а хвостик черненький»
— «Нет, не видал».

Хозяйка, хлопая в ладоши, сгоняет всех курочек. Они мчатся в дом. Задача хойзяйи ловить курочек и уводить их в дом, петушок же должен их защищать: он отгоняет хозяйку и встает у нее на пути.

Платок

Дети выстраиваются в круг. Ведущий игрок ходит вокруг ребят с платком в руке. Неожиданно и тихо ведущий кладет платочек на плечо одному из участников и убегает. Игрок, которому достался платочек, хватает его и бежит вслед за ведущим. Оба участника бегают, пытаясь занять место в круге.

Задача участника с платочком — догнать ведущего и положить платок на его плечо раньше, чем тот встанет на пустое место в кругу. Если участнику это не удается, и ведущий успевает занять свое место, он вновь становится водящим. Тогда игрок, отдавший платок, занимает пустое место. Если убегающий успеет вернуться в круг быстрее, то ведущим остается участник с платочком. Игра повторяется заново по тем же правилам.

Лошадки

Игроки группируются по три человека: две лошадки и их кучер.

Ведущий дает лошадкам команды для выполнения (идти шагом, бежать галопом и т. п.). Кучер контролирует то, как лошадки исполняют требуемые движения.

Ведущий кричит: «Лошадки, в разные стороны!». Кучер распускает лошадок и они разбегаются по игровому полю. Ведущий: «Найдите своего кучера!» — лошадки быстро ищут своего кучера. Каждую игру в тройке игроков кучер должен меняться.

Пирожок

Игроки выстраиваются в ряд, каждый держится за пояс впереди стоящего. В начале колонны встает ведущий (булочник), в конце встает пирожок. Покупатель подбегает к булочнику и задает вопрос: «Где мой пирожок?». Ведущий ему говорит: «За печкой лежит». Пирожок заявляет: «Я бегу!». Далее пирожок бежит до ведущего, а покупатель пытается его догнать. Если пирожок догонит ведущего, он сам им становится, а последний прибежавший игрок становиться пирожком. Если пирожка поймали, то он становится покупателем, а покупатель становится ведущим.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector