Для поддержания эффективности работы и тонуса коры головного мозга и развития в целом необходимы упражнения и игры, которые будут тренировать мелкую моторику ребенка. За счет их совершенствуется детская память, внимание, речь, зрительное и слуховое восприятие, повышается трудоспособность и прилежность. Дальнейшее благополучное обучение малыша напрямую зависит от ловкости и натренированности его пальчиков к 5-6 годам.
Необязательно бежать в дорогие магазины и покупать игрушки и игры для улучшения моторики рук, если их можно создать прямо дома из предметов и материалов, которые есть у каждого дома. Последующая информация будет хорошим помощником для родителей и педагогов.
Дидактическое пособие по созданию из подручных материалов «Умных бус»
Яркость и актуальность этого руководства заинтригует ребенка, у него появиться желание поиграть с необычной игрушкой. Поучительные игры составлены таким образом, чтобы они решали также и образовательные задачи, которые направлены на способность ребенка использовать обобщающие слова и знания, понимание цветов. Пособие имеет много функций.
Алгоритм создания игрушки:
- Возьмите обычный контейнер из киндер-сюрпризов разных цветов;
- Сделайте крышечки одного размера. Для этого срежьте у одной из половинок лишнюю часть;
- Далее нам понадобятся круги, равные диаметру крышечки. Вырежьте их из потолочной ненужной плитки;
- Вставьте эти диски в крышечки;
- С противоположных сторон контейнера проделайте небольшие дырочки;
- В Интернете не составит труда найти иллюстрации по различным лексическим темам. На компьютере уменьшите их до нужного размера, распечатайте и приклейте рисунки на двухстороний скотч, каждая тема — к определенному цвету. Приготовьте к пособию разноцветные шнурки.
Развивающая игра «Собери бусы по содержанию»
Цель: развитие у ребенка мелкой моторики пальцев, способность выбирать предметные изображения по лексическим темам, к примеру, «Дикие животные», «Игрушки», «Питомцы», «Фрукты и овощи», «Мебель», «Посуда», повторение и закрепление цветов.
Как играть: педагог или родитель приглашает детей собрать бусы и для каждого ребенка воспитатель дает определенную тему. Малыши собственными силами исполняют задание.
Для определения правильности выполненной работы, взрослый предлагает перевернуть получившееся украшение вниз. Если все контейнеры-бусины одного цвета, то задание выполнено правильно. Если же будет присутствовать бусина отличного от других цвета, то это означает, что нужно переделать работу.
Дидактическое упражнение: «Наденьте бусины определенного цвета” |
||
Цель: |
Как играть: |
Закрепление |
Развитие у ребенка мелкой моторики пальцев, повторение и закрепление цветов, способность подбирать обобщающие слова | Взрослый просит нанизать на шнурок бусины-контейнеры одного цвета, к примеру, красного.
Далее воспитатель просит ребенка перевернуть бусы вверх ногами и обсудить рисунки |
Малышу предлагается самому дать перечень изображенных предметов. Затем педагог или родитель просит обобщить иллюстрации одним словом. |
Дидактическая игра: «Лишняя бусинка» (как по цвету, так и по теме)
Цель: развитие у ребенка мелкой моторики пальцев, сосредоточенность и логическое мышление, повторение и закрепление цветов.
Как играть: воспитатель приглашает ребенка старательно рассмотреть крышечки на веревочке и понять, какая отличается от остальных (тема или цвет). После малыш самостоятельно или с помощью взрослого должен исправить ошибку.
Развивающее упражнение: «Чередование разноцветных бусин»
Цель: выявлять закономерность, чередуя по цвету; развитие у ребенка мелкой моторики пальцев.
Как играть: взрослый предлагает, не прекращая нанизывать бусины, начать чередовать их по цвету. Желательно, чтобы ребенок вслух произносил все свои действия: “Сначала синюю, потом желтую бусину. Затем опять синюю и желтенькую. Возьму опять синюю, после желтую.»
Дидактическая игра: «Шнурок по цвету»
Цель: развитие у ребенка мелкой моторики пальцев, сосредоточенности и внимания; повторение и закрепление цветов.
Как играть: крышечки-бусины должны лежать кверху цветной стороной. Взрослый просит ребенка подобрать желаемый шнурок и надеть на него бусины. После окончание работы малыш вместе с воспитателем проверяет:
- Бусины какого цвета? Синего.
- А какой цвет у шнурка? Тоже синий.
- Здорово! Задание выполнено на ура.
Развивающая игра: «Подбор цифры»
Цель: способность сопоставлять цифру с числом бусин в рамках 5-ти, развитие у ребенка мелкой моторики пальцев.
Как играть: взрослый приглашает малышей своими силами собрать украшение по любой из желаемых тем. Дети сговариваются друг с другом, какую тему они возьмут. Воспитатель спрашивает, по какому принципу нанизаны бусы у каждого, вместе проверяют работу. После взрослый интересуется, какое количество бусинок у каждого малыша, и предлагает подобрать к числу бусин нужную цифру.
Дидактическое упражнение: “Загадки”
Цель: развитие мелкой моторики пальцев и способности логически мыслить, отгадывать загадки и подбирать обобщающие слова.
Как играть: лексическая тема может быть любой, к примеру, «Питомцы». Взрослый ребенка просит отгадать загадку и нанизать бусинку на веревочку с правильным ответом.
Загадки:
- Всем мышам гроза, у нее зеленые глаза (Кошка);
- Без хозяина грущу, но в дом чужого не пущу (Собака);
- Кроха-зверек щечки набивает, по полю шныряет (Хомяк).
После загадок педагог или родитель может задать и другие вопросы:
- — Каким одним словом можно назвать всех их? Кто это? (Питомцы или домашние животные.)
- — Кто из них самый большой? ( Собака.)
- — Кто из них мяукает?( Кошка.)
Развивающая игра «Собери бусы»
Ниже будет описана оригинальная дидактическая игра «Волшебные бусы».
Для этого нам понадобятся красочные бусинки разных цветов, сделанные из соленого теста и имеющие разную величину и форму, а также листочки с заданиями.
Упражнение тренирует: выработку сенсорных эталонов, моторику рук, развитие базовых математических представлений, воображение, сосредоточенность, память, внимание, произвольность, усидчивость, старательность, логическое мышление и способность доводить дело до конца.
1. «Цепочка бусин»
Перед малышами располагают листы лицом вниз. Ребенок берет одну из карточек и выкладывает цепочки бусин в соответствии с изображением. Дети могут проверить себя сами или же обратиться за помощью к воспитателю.
2. «Продолжение узора»
На листочке — ряд из геометрических фигур. Ребенок должен сам определить закономерность узора и дополнить ряд.
3. «Лишний предмет»
Воспитатель выкладывает перед ребенком в ряд несколько геометрических фигур, к примеру 3 треугольника и 1 круг. Целью малыша является найти лишнюю карточку. Необязательно брать только фигуры, цепочка может быть составлена по цвету, форме, размеру.
4. «Отыщи тот же рисунок, что и у меня»
Перед детсадовцами выкладывают листочки с изображением трех-пяти разнообразных фигур. Взрослый демонстрирует свой рисунок или проговаривает его вслух. Задача детей — отыскать такое же изображение и поднять карточку.
5. «Найти изменение»
Для этого упражнения нам понадобится какая-нибудь игрушка, которую можно изменить, к примеру переставить детали или переодеть. Предложите малышу отвернуться или закрыть глаза, а сами измените что-нибудь в кукле или машинке, сделайте новую прическу барби или поменяйте колесо у автомобиля. Затем ребенок называет перемену. Если требуется, облегчите задание, взяв уже две одинаковых вещи с 1-2 отличиями и предложите малышу найти разницу.
6. «Назвать и пересчитать»
Педагог формирует цепочку бусин из трех или четырех фигур. Далее он просит ребенка сказать названия фигур по порядку, какая первая, вторая, последняя. Затем предлагает назвать фигуру, располагающуюся между , к примеру, кругом и квадратом. Чтобы продемонстрировать понимание задачи, попросите малыша положить один палец на круг, а палец на другой руке — на квадрат или другие желаемые фигуры. Ребенку так же упрощена задача, ведь ему будет легче найти объект, находящийся между.
7. «Мамины бусы»
Игра простая и творческая. Детям дает образец или же они сами могут составить свой индивидуальный и неповторимый стиль, нанизывая бусы на веревочку. В этом упражнении также можно проверить понимание малышей красоты закономерности.
8. «Делай по образцу»
Педагогу или родителю следует построить какую-нибудь композицию из геометрических фигур: елочка, домик, машинка и подобное. Малыш воссоздает рисунок по образцу. В дальнейшем он должен самостоятельно по памяти повторить снова картину.
9. «Что это одним словом?»
Перед детьми выкладываются 4 изображения фигур одной тематики. Они в свою очередь должны назвать рисунки одним обобщенным словом.
10. «Найди пару»
На столе лежат два круга разного размеру. Малыши кладут большие фигуры к крупному диску, маленькие — к маленькому. Педагог также проводит игры с ориентировкой по форме и цвету.
11. «Прелестный мешок»
Ребенок исследует фигуру или объект, ощупывает и называет тот, что хочет показать. Также взрослый может дать усложненное задание найти определенную фигуру в мешочке. Вместе с тем малыш по порядку обследует остальные объекты, пока не найдет нужный. Это упражнение выполняется не так быстро, поэтому, если воспитатель играет с несколькими детьми, то мешочек желательно должен быть у каждого.
12. «Вообрази и сооруди»
Ребенок должен придумать и построить разные фигуры.
13. «У кого и в каком ряду больше, отыщи столько же»
Ведущий раскладывает перед чадом в ряд несколько фигур и просит назвать, где меньше, где больше и т.д.
14. «Цветной шнурок»
Взрослый предлагает детям взять веревочку определенного цвета и начать нанизать бусины такого же оттенка.
Дидактическая игра «Сделай бусы по образцу»
Цель: развивать знание и понимание цвета, закреплять способность раскладывать по образцу по порядку и отсчитывать некоторое число бус по примеру цветовых закономерностей, улучшить навык счета и моторику рук, снизить напряжение, воспитать позитивное отношение к окружающим людям и к себе.
Понадобятся: шнурки разного цвета, много бус, которые изготовлены из бобин ниток и обклеены разноцветной бумагой, образцы-карточки.
Суть игры: дети сами выбирают любую карточку и собирают по образцу бусы, нанизывая на шнурок необходимые части. Желательно, чтобы ребенок проговоривал цвета вслух: синий, фиолетовый, красный, желтый. Далее играющий считает общее количество бусинок, сравнивая с образцом. Если задание выполнено верно, то оно усложняется, и педагог добавляет еще одну карточку-образец.
Развивающая игра «Собери-ка бусы»
Игра от 3-7 лет.
Понадобятся: карточки-образцы, порезанные на бусины палочки, 10-12 штук шнурков.
Цель: знание и понимание цветов, умение чередовать бусины по цвету, развитие мелкой моторики рук ребенка и логического мышления, сосредоточенность и внимательность, закрепление порядкового десятичного счета, целеустремленность, старательность, способность доводить дела до конца, развить интерес к результату.
Есть несколько вариантов упражнения:
1 способ
Перед каждым играющим лежат бусины со шнурками, и они собирают бусы.
2 способ
Дети нанизывают бусины по цвету
3 способ
Ребята по образцу собирают композицию
4 способ
Ведущий вслух проговаривает образец:
- 1 игра: 3 синих, 4 желтеньких, 1 красная, 2 зеленых;
- 2 игра: 6 бусин красного цвета, 3 желтого, 4 фиолетового, 5 голубого
- 3 игра: 5 оранжевого , синих на 4 меньше, чем оранжевых; фиолетовых на 1 больше, чем синих и т. д.