Ментальная арифметика для детей плюсы и минусы мнения специалистов

Ментальная арифметика для детей плюсы и минусы мнения специалистов

Преимущества и недостатки ментальной арифметики для детей: экспертные мнения

Ребёнок сидит перед счётами абак и держится за голову

По мнению педагогов, способность ребенка быстро и правильно производить умственные вычисления является одним из признаков его математических способностей. В последние тридцать лет во всем мире все большую популярность приобретают центры, где каждый ребенок может научиться быстро считать. Для этого применяется особая методика, известная как ментальная арифметика.

Ментальная арифметика для детей – метод развития умственных способностей или один из способов быстрого счета

В настоящее время в мире существует более 5 тысяч школ, где дети обучаются ментальной арифметике. Этой методикой занимаются более 5 миллионов детей. Существует несколько десятков вариаций этого метода.

Только в России существуют учебные центры, работающие по десяти популярным франшизам:

  • Абакус;
  • Smartykids;
  • Менар;
  • UCMAS;
  • GENIUS;
  • ALOHA;
  • Unicum kids;
  • Abacumo;
  • Соробан;
  • Пифагорка.
  • Одна из основных идей заключается в использовании специальных механических счетов абакус (абакус) для обучения. В Китае они называются суньпань, а в Японии – соробан. В общем случае абакус – это семейство счетных досок, которые использовались для арифметических вычислений задолго до нашей эры в древних культурах Европы и Азии. Соробан представляет собой набор вертикальных спиц с нанизанными на них шариками. Один из примеров абакуса – русские счеты.

  • Счёты соробан

    В чем отличие ментальной арифметики от обычных занятий по арифметике и как происходит процесс обучения

    При обучении ментальной арифметике, дети первоначально осваивают навык счета на абаке, перемещая камни руками. Затем они начинают выполнять математические операции умственно, представляя их в уме.

    В результате обучения, дети достигают следующих навыков, выполняя операции умственно быстрее, чем с помощью калькулятора:

    • вычитание, умножение, деление шестизначных чисел;
    • извлечение корня;
    • нахождение процентов.
    • Согласно рекомендациям экспертов в области умственной арифметики, наилучшим возрастом для обучения детей является период с 4 до 14 лет. Обычная программа математического обучения предполагает, что после первого класса дети должны уметь складывать и вычитать числа до 20, а после второго класса — до 100. Однако дети, овладевшие умственной арифметикой, уже в 5-6 лет могут легко оперировать трехзначными числами.

    Читайте также: Главные рекомендации по питанию детей от известного психолога Жерара Апфельдорфера.

    • Стандартный курс умственной арифметики рассчитан на два года. Дети должны посещать занятия в классе один раз в неделю, которые продолжаются 1-2 часа. Однако успех зависит от ежедневного выполнения домашних заданий, на которые тратится от 10 до 20 минут.
    Что еще почитать:  10 фильмов о воспитании детей после которых ваша связь с ребенком укрепится

    Разница между изучением классической арифметики и ментальной заключается в том, что в первом случае основой являются звуковые и зрительные ощущения, а во втором добавляются образы, которые мы видим, и тактильные ощущения, которые мы чувствуем. Математические операции на счетах на ранних этапах производятся путем перемещения косточек по спицам с использованием обеих рук одновременно.

    Дети в классе учатся считать на счётах соробан

    Доводы в пользу этих развивающих занятий для ребенка

    Именно развитие моторики обеих рук и зрительной памяти позволяет сторонникам ментальной арифметики утверждать, что при выполнении вычислений с использованием этого метода активизируются оба полушария мозга.

    Поэтому считается, что такие занятия способствуют развитию:

    • воображения;
    • памяти;
    • логического мышления;
    • концентрации внимания;
    • умения абстрагироваться.

    В качестве подтверждения этого утверждения, дети, которые завершили полный курс обучения, способны одновременно выполнять сложные вычисления, слушать аудиокниги или играть на музыкальных инструментах.

    В интернете можно найти краткое описание исследований, проведенных учеными из Мадрасского университета в Индии. В ходе этих исследований две группы детей, каждая из 160 человек, были задействованы. Дети, которые изучали ментальную арифметику, лучше запоминали числа, умели концентрироваться на заданиях и проявляли большую креативность.

    Максим Белицкий, доктор социальных и экономических наук, считает, что занятия ментальной арифметикой в будущем могут быть полезны руководителям бизнеса на любом уровне, поскольку им приходится работать с большими объемами чисел.

    Дети участвуют в чемпионате мира по ментальной арифметике

    Аргументы против

    Действительно, большинство педагогов и ученых относится довольно настороженно к ментальной арифметике. Например, преподаватели математики Леонид Звавич и Александр Шевкин указывают на то, что существует множество других систем быстрого устного счета в мире. Также российские педагоги волнуются из-за агрессивного продвижения ментальной арифметики как бизнес-модели.

    Американские ученые провели исследования эффективности этой методики на учениках начальной школы, но не выявили никаких преимуществ по сравнению с другими методиками.

    Скептики приводят и другие аргументы в свою пользу:

    • нет необходимости в длительных занятиях ментальной арифметикой, так как этот метод не помощник в решении стандартных школьных задач на логику;
    • Ученик развивает только навык устного счёта, а другие математические способности начинают утрачиваться;
    • Из-за использования шаблонного подхода теряется способность к поиску оптимального метода решения различных математических задач.

    В решении задач на логику из стандартной школьной программы, навыки счета, развиваемые ментальной арифметикой, будут иметь очень мало применения. Это распространенное решение для родителей, которые не хотят заниматься с детьми сами.

    Ильяс Шакенов
    http://lestvitsa.dp.ua/?q=content/ostorozhno-soroban-ili-mentalnaya-arifmetika

    Успехи детей в ментальной арифметике:

    Отзывы родителей

    Я также имею достаточно скептическое отношение ко всем школам, занимающимся ранним развитием. Наш старший сын посещал одну из таких школ, когда ему было три года. Там преподаватели пытались научить его рисовать, читать и писать. Он не особо преуспел в этом, потому что он не был готов к усвоению такой информации. Но сегодня он отлично учится в обычной и художественной школе. Мы с женой поняли, что для всего есть своё время, и мы не стремимся превратить наших детей в гениев.

    Что еще почитать:  5 поступков детей после которых стоит пойти к психологу

    Многие из наших знакомых отдавали своих детей в школы ментальной арифметики, потому что это было модно. Но никто не продержался там дольше трёх месяцев. Во-первых, занятия требовали много сил и времени, во-вторых, не было особых достижений, в-третьих, обучение серьёзно ударило по семейному бюджету.

    Мы занимаемся уже 4 месяца. В феврале мы успешно сдали первый уровень. Мы решили задачи без использования перехода через 5 и смогли доходить до трехзначных чисел в уме. Однозначные числа мы решаем с удивительной скоростью, даже 20 действий за один пример с интервалом в 1 секунду. Решение трехзначных чисел требует около 10 действий. В настоящее время мы решаем двухзначные числа в уме со скоростью 1 секунда. В общем, это впечатляет и вызывает удивление, потому что я не успеваю следить за ней. Но это очень сложная и трудоемкая работа! Каждый день мы должны заниматься, и это не на 20 минут, а иногда даже до 1 часа. В день мы должны решить 3 задачи по 10 примеров, то есть 30 разных задач на платформе, которые задает учитель, и методическое пособие, которое мы не успеваем прочитать.

    Мы ходим уже 4 месяца В феврале сдали первый уровень, просто. Считали без перехода через 5, но дошли до счёта трёхзначных в уме. Однозначные считает с сумасшедшей скоростью, даже 20 действий за один пример с интервалом 1 секунда. Трёхзначные, кажется, было 10 действий. Сейчас братья, 10 двухзначных в уме на скорости 1 с. В общем, это удивительно, и смотрится дико, потому что я ни фига не успеваю за ней. Но это колоссальная, трудоёмкая работа! Каждый день надо делать, и это не по 20 мин, а бывает и до часу доходит В день надо решить 3 по 10 примеров, т.е. 30 разнообразных на платформе, учитель задаёт задание, и методичка, которую мы не успеваем.

    Dona_Flor
    https://forumodua.com/showthread.php?t=2767866&p=66424655&viewfull=1#post66424655

    Мой ребенок занимался соробаном в течение нескольких месяцев летом. Я, как мама ребенка, участвующего в олимпиадах по математике, и как педагог с пониманием нейронных связей, могу сравнить его с другими формами обучения. Лично я считаю, что соробан – это полная ерунда. В нашей частной музыкальной школе музыка дает ребенку гораздо более развитый мозг и способности к реальной математике, а не только к простому счету (и не надо убеждать меня, что соробан может дать что-то еще). Если вы хотите развивать математические способности, занимайтесь олимпиадной математикой, музыкой или шахматами. В этом случае вы точно получите пользу! Мой ребенок без соробана очень быстро умножает и делит числа с тремя и четырьмя цифрами (у него есть свой алгоритм действий), но соробан никак не научит его мыслить и рассуждать над задачами. [1]

    Что еще почитать:  Анафилактический шок у детей симптомы первая помощь и лечение_1

    [1] Источник

    Мы провели целый год – так себе, она быстро научилась считать, но не знаю, дало ли это ей что-то особенное. В этой школе учиться не так просто – каждый день ребенок делает домашние задания на компьютере. Нельзя пропустить. Если в один день не сделал – завтра нужно сделать две задачи. А если заболели или уехали – очень сложно нагнать. Мы очень устали. В конце года ребенок просто ненавидел соробан. Поэтому мы перестали ходить. Но нужно отдать должное – она стала учить стихи гораздо легче – либо она выросла, либо соробан действительно развивает память.

    pugovka27
    https://forum.materinstvo.ru/index.php?showtopic=2196833&st=20&pid=57274821&#entry57274821

    Ментальная арифметика может быть полезна для ребенка, когда он учится считать быстро. Однако не следует ожидать чудес от этого метода. Лучше сосредоточиться на всестороннем развитии ребенка. При этом не нужно спешить с достижением результата. Часто попытки сделать из ребенка гения приводят к тому, что в дальнейшем он плохо приспосабливается к взрослой жизни.

    Читайте также: Новогодние фокусы для детей: делаем праздник еще волшебнее

    • Написал: Алексей Андреев
    • Распечатать
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Расти_играя
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: