Как доступно объяснить ребёнку суть деления чисел

Как объяснить ребенку суть деления чисел


Освоение арифметических действий иногда дается детям нелегко. Но если родители дошкольников, не понимающих умножения и деления, относительно спокойны: до школы еще пара лет, а там видно будет, то мамы и папы младших школьников иногда берут в ярость бессилие объяснить своим детям, что означает деление чисел. На самом деле ничего сложного для ребенка и методически непонятного для взрослого в этом нет.

Как объяснить деление дошкольнику

Малыши-дошкольники с самого раннего возраста вовлекаются в процесс деления, например, когда угощают друзей сладостями, делятся игрушками в песочнице. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы обобщить этот детский опыт, чтобы освоить основы арифметики, дать понимание принципа деления, то есть деления предметов на равные части. При этом базовые знания, необходимые для освоения деления в дошкольном возрасте, — это понимание того, что есть целое, больше/меньше. Если ребенок знаком с этими понятиями, можно вооружиться играми и на их основе объяснить деление на этапы.

Делим поровну

Сначала нужно показать малышу на доступном уровне, чтобы он понял, что такое деление, используя наглядность. В этом поможет игра «Ты и я скорее всего».

Как объяснить ребенку суть деления чисел

Материалы для занятий арифметикой должны быть приятными на вкус

Инструкция:

  1. Ребенок получает 6 конфет.
  2. Взрослый просит разделить конфету между двумя людьми так, чтобы всем досталось поровну.
  3. Ребенок раскладывает конфеты по одной и считает их в обеих кучках.
  4. После того, как конфеты поделены, юный математик снова пересчитывает их в каждой кучке, а затем подсчитывает, сколько всего конфет.
  5. Количество «делителей» можно увеличить, но «делимое» всегда нужно делить без остатка. Так у ребенка складывается представление о том, что похоже.

Деление с остатком

Освоив деление без остатка, можно переходить к следующему этапу — игре «Нравится всем и «хвост».

Что еще почитать:  7 причин, почему любой девушке стоит зарабатывать не только на булавки

Как объяснить ребенку суть деления чисел

Оставшееся яблоко можно отдать взрослому или игрушке, поэтому сравните, у кого больше/меньше

Инструкция:

  1. Ребенок получает 4 яблока.
  2. Взрослый просит разделить их поровну между тремя членами семьи.
  3. Оставшееся яблоко — это остаток, который получается, когда его нельзя разделить поровну.

Разобравшись с делением одинаково и со всем остальным, можно переходить к освоению абстрактного деления, то есть вычислений с помощью чисел, а не конфет-яблок-игрушек. Для этого нужно сказать, что первое число — это то, что мы делим: конфеты, игрушки, яблоки, а второе — это участники этого деления, то есть члены семьи, друзья. Но главное здесь то, сколько объектов в итоге будет у участников.

Видео: как освоить деление за 5–10 минут

Что нужно для освоения деления в младшем школьном возрасте

Деление — не первое арифметическое действие, которое изучают дети. Поэтому, прежде чем браться за «делимое-делитель-частное», необходимо выяснить, знает ли ребенок цифры чисел и понимает ли принципы:

  • добавление;
  • вычитание;
  • умножение.

По аналогии с таблицей умножения есть таблица деления, которую тоже можно запомнить. Однако методисты склоняются к тому, что для ребенка гораздо важнее понимание механизмов выполнения арифметических действий, чем механическое запоминание.

Как объяснить ребенку суть деления чисел

С таблицей деления дети могут проверить решения примеров

Эффективные способы объяснения деления школьникам

Все объяснительные методы можно условно разделить на академические и образные. Первые основаны на числах, т е записываются в виде арифметических примеров, другие — на конкретных предметах: конфетах, мячиках и так далее, которые умозрительно делятся между людьми, игрушках.

В работе с младшими школьниками эффективным будет синтетический метод, сочетающий опору на образы и числа одновременно.

Деление на основе знания таблицы умножения

Чтобы понять суть деления, стоит обратиться к расчетам на основе таблицы умножения.

Инструкция:

  1. Запишем пример: 2 х 5 = 10.
  2. Берем 10 монет и просим разделить их пополам — получаем две стопки по 5 монет в каждой.
  3. Затем делим 10 монет на пять — получаем 5 стопок по 2 монеты.
  4. Вывод – делением выясняем, сколько раз каждый фактор укладывается в произведение.
Что еще почитать:  Значение количества цветов в букете — что расскажет число

Используя эту технику, мы объясняем основы: число, которое делят, называется делимым, число, на которое делится, называется делителем, а результат называется частным.

Поскольку деление противоположно умножению, второе может проверить результат первого.

Как объяснить ребенку суть деления чисел

Для начала для закрепления навыков можно нарисовать схему перестановки значений при делении и проверки при умножении

Инструкция:

  1. Делимое делим на делитель, то есть 10:2.
  2. Получаем рядовое – 5.
  3. Проверяем умножением, то есть умножаем частное на делитель – 5 х 2.
  4. Получаем 10, что в исходном примере делится.

Деление двузначных чисел на однозначные

Чтобы разделить двузначное число, не являющееся произведением таблицы умножения, на однозначное число, необходимо каждую цифру в делимом разделить на делитель и записать первое частное в десятках, а второе в единицах. Например 86:2.

Инструкция:

  1. Делим 8 на 2. Получаем 4.
  2. Делим 6 на 2. Получаем 3.
  3. Ответ 43.
  4. Проверяем – 43 х 2 = 86.

Деление способом группирования

Суть этого метода деления заключается в подсчете количества равных делителю групп, которые помещаются в делимое. Результат будет частным.

Инструкция:

  1. Задача состоит в том, чтобы распределить мячи между командами. Решаем пример – 30:3.

Как объяснить ребенку суть деления чисел

Группировка предполагает использование визуальных материалов

Распределим 30 мячей между тремя командами – обведите тройки. Считаем количество групп троек – 10. Каждая команда получает по 10 мячей. Вывод – 30:3=10.

Как объяснить деление в столбик

Так как деление может быть без остатка, а может быть и с остатком, мы рассмотрим два варианта объяснения такого арифметического действия.

Деление без остатка

Инструкция:

  1. Решим пример 396:3.

Как объяснить ребенку суть деления чисел

При делении ребенка на столбец ребенок должен правильно оформить запись, чтобы значения не «съезжали» с нужных позиций

Записываем делимое, справа рисуем повернутую влево букву Т и в верхнее «окошко» вводим делитель — 3. Начинаем с сотен. 3 делится на 3 без остатка, получаем 1. Результат заносим в поле делитель. Проверяем – 1 х 3 получаем 3, вводим 3 под сотню и вычитаем. Нет покоя. Нарисуем линию. Приступаем к десяткам. 9 : 3 получаем 3. Пишем 3 рядом с 1. Проверяем – 3 х 3 получаем 9, ставим 9 под чертой, вычитаем. Нет покоя. Нарисуем линию. Работаем с единицами. 6 : 3 получаем 2. Рядом с 13 пишем 2. Проверяем – 2 х 3 получаем 6, под чертой вписываем 6, вычитаем. Нет покоя. Результат 132.

Что еще почитать:  Как сделать слингобусы своими руками

Деление с остатком

Инструкция:

  1. Решим пример 90 : 4.

Как объяснить ребенку суть деления чисел

Важно обратить внимание ребенка на то, что перед прибавлением нуля к остатку в столбце необходимо поставить запятую частного

В десятках две четверки. В частности, пишем значение 2, затем умножаем 2 х 4 = 8, подставляем полученное произведение под 9, вычитаем и получаем 1. Берем в разность 0, получаем 10. 2 четверки ставятся в 10, 10 – 8 = 2. Это остальное. 2 из 4 не делится. В частном ставим запятую и к 2 прибавляем 0. 20:4=5. Частное пишем после запятой. Проверяем умножением – 5 х 4 = 20. 20 – 20 = 0 – остатка нет.

Видео: как научиться делить в столбик

Деление на двузначные числа

Если в делителе десятки, сотни, то для облегчения решения делитель можно упростить, разбив его на единицы (десятки).

Как объяснить ребенку суть деления чисел

Для деления на десятки необходимо использовать правило упрощения

Инструкция:

  1. Решим пример – 405:15.
  2. Разделим 15 на единицы, на 5 и 3 – их произведение равно 15.
  3. Теперь решим два примера. Первые 405: 5. Рядовой 81.
  4. Итак, 81:3. Рядовой 27.
  5. Результат 405 : 15 = 27.

Видео: тренажёр быстрого деления в уме для школьников

Деление можно объяснить не только школьнику, но и дошкольнику. И не только в отношении детского сада, школы, но и дома. Для этого нужно убедиться, что у ребенка есть базовые знания, а у родителя есть запас времени и терпения для регулярных занятий с ребенком.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector