Как доступно объяснить ребёнку суть деления чисел

Как доступно объяснить ребёнку суть деления чисел

Как объяснить ребенку суть деления чисел


Освоение арифметических действий иногда дается детям нелегко. Но если родители дошкольников, не понимающих умножения и деления, относительно спокойны: до школы еще пара лет, а там видно будет, то мамы и папы младших школьников иногда берут в ярость бессилие объяснить своим детям, что означает деление чисел. На самом деле ничего сложного для ребенка и методически непонятного для взрослого в этом нет.

Как объяснить деление дошкольнику

Малыши-дошкольники с самого раннего возраста вовлекаются в процесс деления, например, когда угощают друзей сладостями, делятся игрушками в песочнице. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы обобщить этот детский опыт, чтобы освоить основы арифметики, дать понимание принципа деления, то есть деления предметов на равные части. При этом базовые знания, необходимые для освоения деления в дошкольном возрасте, — это понимание того, что есть целое, больше/меньше. Если ребенок знаком с этими понятиями, можно вооружиться играми и на их основе объяснить деление на этапы.

Делим поровну

Сначала нужно показать малышу на доступном уровне, чтобы он понял, что такое деление, используя наглядность. В этом поможет игра «Ты и я скорее всего».

Как объяснить ребенку суть деления чисел

Материалы для занятий арифметикой должны быть приятными на вкус

Инструкция:

  1. Ребенок получает 6 конфет.
  2. Взрослый просит разделить конфету между двумя людьми так, чтобы всем досталось поровну.
  3. Ребенок раскладывает конфеты по одной и считает их в обеих кучках.
  4. После того, как конфеты поделены, юный математик снова пересчитывает их в каждой кучке, а затем подсчитывает, сколько всего конфет.
  5. Количество «делителей» можно увеличить, но «делимое» всегда нужно делить без остатка. Так у ребенка складывается представление о том, что похоже.

Деление с остатком

Освоив деление без остатка, можно переходить к следующему этапу — игре «Нравится всем и «хвост».

Как объяснить ребенку суть деления чисел

Оставшееся яблоко можно отдать взрослому или игрушке, поэтому сравните, у кого больше/меньше

Инструкция:

  1. Ребенок получает 4 яблока.
  2. Взрослый просит разделить их поровну между тремя членами семьи.
  3. Оставшееся яблоко — это остаток, который получается, когда его нельзя разделить поровну.
Что еще почитать:  10 имен которыми чаще всего называли девочек в 2020 году

Разобравшись с делением одинаково и со всем остальным, можно переходить к освоению абстрактного деления, то есть вычислений с помощью чисел, а не конфет-яблок-игрушек. Для этого нужно сказать, что первое число — это то, что мы делим: конфеты, игрушки, яблоки, а второе — это участники этого деления, то есть члены семьи, друзья. Но главное здесь то, сколько объектов в итоге будет у участников.

Видео: как освоить деление за 5–10 минут

Что нужно для освоения деления в младшем школьном возрасте

Деление — не первое арифметическое действие, которое изучают дети. Поэтому, прежде чем браться за «делимое-делитель-частное», необходимо выяснить, знает ли ребенок цифры чисел и понимает ли принципы:

  • добавление;
  • вычитание;
  • умножение.

По аналогии с таблицей умножения есть таблица деления, которую тоже можно запомнить. Однако методисты склоняются к тому, что для ребенка гораздо важнее понимание механизмов выполнения арифметических действий, чем механическое запоминание.

Как объяснить ребенку суть деления чисел

С таблицей деления дети могут проверить решения примеров

Эффективные способы объяснения деления школьникам

Все объяснительные методы можно условно разделить на академические и образные. Первые основаны на числах, т е записываются в виде арифметических примеров, другие — на конкретных предметах: конфетах, мячиках и так далее, которые умозрительно делятся между людьми, игрушках.

В работе с младшими школьниками эффективным будет синтетический метод, сочетающий опору на образы и числа одновременно.

Деление на основе знания таблицы умножения

Чтобы понять суть деления, стоит обратиться к расчетам на основе таблицы умножения.

Инструкция:

  1. Запишем пример: 2 х 5 = 10.
  2. Берем 10 монет и просим разделить их пополам — получаем две стопки по 5 монет в каждой.
  3. Затем делим 10 монет на пять — получаем 5 стопок по 2 монеты.
  4. Вывод – делением выясняем, сколько раз каждый фактор укладывается в произведение.
Что еще почитать:  Больше бабушка чем мама 5 женщин которые родили после 59 лет

Используя эту технику, мы объясняем основы: число, которое делят, называется делимым, число, на которое делится, называется делителем, а результат называется частным.

Поскольку деление противоположно умножению, второе может проверить результат первого.

Как объяснить ребенку суть деления чисел

Для начала для закрепления навыков можно нарисовать схему перестановки значений при делении и проверки при умножении

Инструкция:

  1. Делимое делим на делитель, то есть 10:2.
  2. Получаем рядовое – 5.
  3. Проверяем умножением, то есть умножаем частное на делитель – 5 х 2.
  4. Получаем 10, что в исходном примере делится.

Деление двузначных чисел на однозначные

Чтобы разделить двузначное число, не являющееся произведением таблицы умножения, на однозначное число, необходимо каждую цифру в делимом разделить на делитель и записать первое частное в десятках, а второе в единицах. Например 86:2.

Инструкция:

  1. Делим 8 на 2. Получаем 4.
  2. Делим 6 на 2. Получаем 3.
  3. Ответ 43.
  4. Проверяем – 43 х 2 = 86.

Деление способом группирования

Суть этого метода деления заключается в подсчете количества равных делителю групп, которые помещаются в делимое. Результат будет частным.

Инструкция:

  1. Задача состоит в том, чтобы распределить мячи между командами. Решаем пример – 30:3.

Как объяснить ребенку суть деления чисел

Группировка предполагает использование визуальных материалов

Распределим 30 мячей между тремя командами – обведите тройки. Считаем количество групп троек – 10. Каждая команда получает по 10 мячей. Вывод – 30:3=10.

Как объяснить деление в столбик

Так как деление может быть без остатка, а может быть и с остатком, мы рассмотрим два варианта объяснения такого арифметического действия.

Деление без остатка

Инструкция:

  1. Решим пример 396:3.

Как объяснить ребенку суть деления чисел

При делении ребенка на столбец ребенок должен правильно оформить запись, чтобы значения не «съезжали» с нужных позиций

Записываем делимое, справа рисуем повернутую влево букву Т и в верхнее «окошко» вводим делитель — 3. Начинаем с сотен. 3 делится на 3 без остатка, получаем 1. Результат заносим в поле делитель. Проверяем – 1 х 3 получаем 3, вводим 3 под сотню и вычитаем. Нет покоя. Нарисуем линию. Приступаем к десяткам. 9 : 3 получаем 3. Пишем 3 рядом с 1. Проверяем – 3 х 3 получаем 9, ставим 9 под чертой, вычитаем. Нет покоя. Нарисуем линию. Работаем с единицами. 6 : 3 получаем 2. Рядом с 13 пишем 2. Проверяем – 2 х 3 получаем 6, под чертой вписываем 6, вычитаем. Нет покоя. Результат 132.

Что еще почитать:  Обвитие пуповины причины возникновения и признаки_1

Деление с остатком

Инструкция:

  1. Решим пример 90 : 4.

Как объяснить ребенку суть деления чисел

Важно обратить внимание ребенка на то, что перед прибавлением нуля к остатку в столбце необходимо поставить запятую частного

В десятках две четверки. В частности, пишем значение 2, затем умножаем 2 х 4 = 8, подставляем полученное произведение под 9, вычитаем и получаем 1. Берем в разность 0, получаем 10. 2 четверки ставятся в 10, 10 – 8 = 2. Это остальное. 2 из 4 не делится. В частном ставим запятую и к 2 прибавляем 0. 20:4=5. Частное пишем после запятой. Проверяем умножением – 5 х 4 = 20. 20 – 20 = 0 – остатка нет.

Видео: как научиться делить в столбик

Деление на двузначные числа

Если в делителе десятки, сотни, то для облегчения решения делитель можно упростить, разбив его на единицы (десятки).

Как объяснить ребенку суть деления чисел

Для деления на десятки необходимо использовать правило упрощения

Инструкция:

  1. Решим пример – 405:15.
  2. Разделим 15 на единицы, на 5 и 3 – их произведение равно 15.
  3. Теперь решим два примера. Первые 405: 5. Рядовой 81.
  4. Итак, 81:3. Рядовой 27.
  5. Результат 405 : 15 = 27.

Видео: тренажёр быстрого деления в уме для школьников

Деление можно объяснить не только школьнику, но и дошкольнику. И не только в отношении детского сада, школы, но и дома. Для этого нужно убедиться, что у ребенка есть базовые знания, а у родителя есть запас времени и терпения для регулярных занятий с ребенком.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: