Способы научить ребенка правильно пережевывать твердую пищу
Запас витаминов и питательных веществ, поступающих в организм ребенка, зависит от количества и разнообразия пищи. В первые полгода после рождения все просто – малыша можно кормить грудным молоком или адаптированной детской смесью. Однако, когда начинается прикорм, многие родители задаются вопросом о том, как научить ребенка жевать и когда начинать давать ему твердую пищу.
Когда ребёнок начинает жевать самостоятельно
Жевательный рефлекс не является врождённым: он приобретается в процессе взросления. Это не происходит сразу: ни один младенец не начнёт кушать яблоки или печенье, пока он питается только молоком или смесью. Процесс «обучения» запускается с введением прикорма. Несмотря на то, что новые продукты даются малышу в виде однородных пюре, проглотить их сложнее, чем жидкую пищу — для этого нужно использовать язык, двигать челюстями и губами.
Развитие жевательного рефлекса начинается при введении прикорма
Жевательный рефлекс имеет огромное значение для развития организма ребенка:
- влияет на формирование прикуса и овала лица (это связано с нагрузкой на мышцы челюсти, которые участвуют в пережевывании твердой пищи);
- способствует пищеварению (стимулирует выделение слюны, которая участвует в образовании ферментов и желудочного сока);
- способствует развитию речи (язык принимает нужное положение для правильного произношения звуков).
Часто специалисты по логопедии настоятельно рекомендуют одновременно обращаться к ортодонту и гастроэнтерологу для лечения ребенка, так как они помогут улучшить процесс пищеварения и скорректировать форму челюсти. Если родители не будут реагировать вовремя, ребенку может потребоваться хирургическое вмешательство, а также занятия с дефектологом для развития речи.
Этапы развития жевательного рефлекса
Для того, чтобы научить ребенка жевать, необходимо постепенно переходить от жидкой пищи к твердой, так как резкий переход может вызвать стресс и отвращение к новым продуктам. Важно не упустить время и следовать определенным этапам.
Если ребенок старше 10 месяцев и постоянно задыхается во время приема пищи, это может быть признаком проблем со здоровьем.
Формирование жевательного рефлекса можно разделить на три возрастные группы:
- 6–12 месяцев — введение прикорма, начиная с пюре и жидких каш. Ребенок, пытаясь проглотить пищу, выполняет движения губами и челюстями, напоминающие жевательные движения. С 8 месяцев в пюре следует оставлять небольшие кусочки пищи (например, овощи, приготовленные на пару), которые постепенно увеличиваются;
- В возрасте от 1 до 2 лет, когда ребенку в среднем вырастает 6-8 зубов, нужно поощрять его интерес к твердой пище. Некоторые мамы продолжают давать преимущественно жидкую и пюреобразную пищу, но если не начать знакомить ребенка с кусочками, в дальнейшем будет сложнее развить его жевательные навыки.
- С 2 лет ребенок должен хорошо пережевывать твердую пищу, включая свежие фрукты и мясо. Именно в этом возрасте начинается развитие зубочелюстной системы, включая правильный прикус и жевательные мышцы. Организм запоминает, сколько слюны, ферментов и желудочного сока нужно вырабатывать. Если к 2 годам ребенок не может жевать, родителям необходима консультация врача.
По прошествии полугода, можно предложить ребенку овощ или фрукт в ниблере. Когда малыш будет сжимать десны и выполнит жевательные движения, он сможет выдавить сок. Это поможет развить челюстные мышцы и подсознательно запомнить необходимые навыки.
Ниблер – это особенная сеточка, выполненная из плотного нейлона или силикона, в которую можно положить кусочки овощей или фруктов, а также хлеб или печенье
Важно, чтобы мама постепенно изменяла консистенцию пищи при введении прикорма, делая ее все более густой и содержащей больше твердых комочков. Этот же принцип придерживаются большинство производителей готового питания для детей. В зависимости от возраста, для которого предназначена конкретная баночка с овощным пюре, меняется консистенция и размер твердых комочков. Когда доля пищи, требующей жевания, составляет более 50% от суточного рациона, печенье и яблоки перестают быть опасными. Сказать точно, когда это произойдет, сложно, но я думаю, что после полутора лет это обязательно должно произойти.
Комаровский Е.О., педиатр, автор книг о детском здоровье
http://www.komarovskiy.net/faq/opasnost-tverdoj-pishhi-esli-malo-zubov.html
Возможные трудности: ребенок задыхается, боится глотать, пища вызывает рвоту
У ребенка, который привык получать пищу только в жидком виде, может возникнуть затруднение с переходом на более плотную консистенцию. Часто дети начинают выплевывать пищу, отказываются от ложки с новым блюдом или ведут себя капризно. Во время кормления малыша могут возникнуть следующие проблемы:
- ребенок настойчиво отказывается есть кусочками – это может быть вызвано ленью (зачем жевать, если можно получить вкусную пищу другим способом) или слишком резким переходом (ребенок не понимает, что делать с попавшим в рот кусочком);
- Во время приема пищи ребенок часто задыхается, поскольку ему незнакомо проглатывать пищу с другой текстурой, но со временем он научится контролировать язык и с помощью жевательных движений сможет пропихивать кусочки в ротовую полость. Новые продукты следует давать небольшими порциями после основного приема пищи – сытый ребенок не будет пытаться быстро утолить голод, что значит, что он сможет ощутить новую текстуру;
- при попытке проглотить кусочек возникает рвотный приступ – это может происходить из-за неправильной техники кормления (мама слишком глубоко вводит ложку). Объем детской ложечки не должен превышать 3 мл, и ею нужно касаться кончика или середины языка. Если рвотные приступы происходят часто, следует обратиться к неврологу и гастроэнтерологу, чтобы исключить проблемы со здоровьем;
- У ребенка возник страх жевать и глотать из-за того, что раньше он подавился и испугался, когда мама давала ему горькое лекарство из этой же ложечки. Если возникает такая ситуация, нужно обратиться к педиатру.
Ребенку не следует давать лекарства из посуды, которая используется при кормлении, поскольку малыш может связать ее с неприятными ощущениями. Дети хорошо запоминают такие детали.
Специальный массаж может помочь преодолеть рвотный рефлекс во время кормления. Логопеды могут использовать марлевую салфетку (ребенок будет пытаться вытолкнуть ее изо рта с помощью языка) или деревянный шпатель (они будут постепенно прикасаться к кончику языка и двигаться в сторону корня). Таким образом, малыш привыкает к новым ощущениям и перестает испытывать рвотный позыв при кормлении из ложечки.
Дети в возрасте старше 10 месяцев не должны постоянно задыхаться во время приема пищи. Это может указывать на наличие проблем с их здоровьем.
Введение пищи постепенно, начиная с одной ложки в день и постепенно заменяя жидкую пищу твёрдой, является необходимым.
Проблемы с жевательным рефлексом у детей с особенностями
У детей со здоровьем или особенностями развития могут возникнуть трудности с жевательным процессом, связанные с различными факторами, такими как синдром Дауна, гипертонус мышц и недостаточное развитие мелкой моторики.
Читайте также: Плавание для малышей.
Синдром Дауна
Дети с синдромом Дауна часто сталкиваются с проблемами в формировании и развитии жевательного рефлекса. Это связано с уменьшением тонуса языка и мышц челюсти. Почти у всех детей с этим диагнозом наблюдается недостаточная чувствительность в ротовой полости, то есть ребенок не ощущает пищу в своем рту, не может использовать язык и челюсти для ее пережевывания и глотания.
Как помочь ребенку с синдромом Дауна научиться жевать
Детям с особенностями развития необходима помощь в освоении навыков жевания, так как они испытывают трудности в выполнении этого действия самостоятельно:
- При кормлении следует говорить о каждом шаге, демонстрировать процесс жевания на своем примере и пытаться подстроиться так, чтобы ребенок начал повторять эти движения;
- Выбирайте пищевые продукты, которые легко разжевываются (например, бананы, мягкие груши);
- Помогайте ребенку руками (касайтесь его щек, словно провоцируя его использовать челюсти, поддерживайте его подбородок рукой, объясняя принципы жевания).
Научить ребенка с синдромом Дауна жевать может потребовать много времени и усилий. Это сложный труд, который будет вознагражден искренней улыбкой от нашего “солнечного” малыша.
Другие факторы, которые влияют на способность особых детей жевать и глотать
Существует несколько распространенных причин, связанных со здоровьем, которые влияют на возможность ребенка употреблять твердую пищу:
- проблемы с дыханием (например, аденоиды или заложенность носа из-за респираторных заболеваний);
- ослабленный тонус мышц (включая мышцы языка);
- уменьшенная чувствительность (дети с такими проблемами просто не ощущают пищу во рту);
- патологии развития полости рта (чаще всего это врожденные дефекты, требующие операций).
Читайте также: Включение рыбы в рацион питания грудного ребенка: основные правила
Чтобы дети с особенностями развития научились жевать пищу, им нужна помощь медицинских специалистов.
Если у человека отсутствует жевательный рефлекс, то у него не происходит образования желудочного сока и пищеварительных ферментов. В результате этого могут развиться хронические заболевания желудочно-кишечного тракта.
Нежелание употреблять пищу может быть связано с проблемами со здоровьем, которые требуют лечения у врача
Как научить ребенка жевать твердую пищу
Специалисты в области детской психологии и педиатрии делятся несколькими советами, которые помогут обучить малыша жевать и глотать проще:
- использовать специальные пищевые сетки;
- есть вместе с ребенком (поставить тарелку малыша рядом со своей, чтобы он видел, как родители едят);
- разрешить малышу исследовать столовые приборы и играть с ними;
- приобретать специальные детские каши с кусочками фруктов или приготовить их самостоятельно (промышленные продукты часто обогащены витаминами);
- не использовать блендер, а разминает пищу вилкой (таким образом, ее текстура будет немного разнообразной);
- Важно не критиковать ребенка, если он выталкивает еду и не желает жевать. Необходимо попробовать каждый день – со временем малыш поймет принцип и привыкнет.
Обучаем ребенка жевать твердую пищу – видео
Опыт родителей
У нас в пять-шесть месяцев уже было шесть зубов. Я очищала яблоки от кожуры и давала “почесать зубы”. Супы-борщи я немного разминала вилкой, не доводя до однородной консистенции… А еще хлебные корки, сушки, сухарики… Что еще? Я посыпала длинные макароны сахаром и разрешала ребенку “поиграть” руками с ними, естественно, что-то попадало в рот. Он долго наслаждался кусочком макарон. А в год мы также ели не размельченную пищу, а кусочками.
Буськина
http://www.stranamam.ru/post/3342277/
Мы начали вводить пищу в детское питание с помощью ниблера в 7 месяцев. Это позволило нашей дочери понять, что нужно использовать дёсны для пережевывания пищи. В 8 месяцев мы дали ей огурец, когда только начали прорезываться зубы. Она сосала его и немного разминала дёснами. Затем мы перешли на “свойский” хлебушек, постепенно давая ей мякушку. Она уже хорошо жевала. Потом мы купили обычные сушки и обрезали твёрдые яблоки, чтобы она могла держать их в руке. Если она откусывала большой кусок и понимала, что не может его прожевать, она без сомнений выплевывала его. Таким образом, постепенно ребёнок понял, для чего нужны его дёсны и зубы. Я сама боялась, но муж настоял, что пора, и он был прав. Однако, нужно постоянно наблюдать за ребёнком, быть начеку каждую секунду и смотреть, готов ли он к следующему этапу.
– Евгения
– Источник
У моего малыша было некоторое беспокойство по поводу жевания и грызения в возрасте около 11 месяцев. Мой муж ругался и говорил, что наш сын никогда не научится жевать самостоятельно. Но это больше связано с моей психологической не готовностью учить ребенка жевать, так как старший ребенок в свое время сильно подавился в таком же возрасте. Мы начали с сушек (не тех, которые легко грызутся, а тех, которые размягчаются во рту), а также с детского печенья “Агуша”. Сначала супы готовили на блендере, затем начали размельчать толкушкой, а овощи постепенно перешли от пюре к кусочкам, первоначально мелким, а затем все больше и больше. Сейчас мы жуем и откусываем (хотя у него было всего 6 зубов в 11 месяцев, а теперь уже 7 – я думала, что с таким количеством зубов будет неудобно жевать, но нет – он отлично справляется со всем). Я никогда не пихаю куски еды ребенку в рот: я сажаю его за стол, ставлю перед ним тарелку с едой и даю ему детскую вилку и ложку – он сам выбирает, что есть, возможно, даже руками. В результате он уже может есть супы самостоятельно. Правда, не без потерь – все вокруг оказывается в еде, но мастерство придет со временем.
Мой ребенок тоже очень долго привыкал к разным кашам. Мы пробовали каши Любопышки (Хайнз), в которых были маленькие воздушные шарики, а также макароны-звездочки от Любопышки. Но, в общем, нашему ребенку уже 2 года и 6 месяцев, и он уже почти все ест. Но с некоторыми блюдами, которые ему не нравятся, например, борщем и гречкой, он до сих пор может долго мучиться. А вот с конфетами, вафлями и печеньем таких проблем нет.
Uyliya
https://www.u-mama.ru/forum/kids/1–3/279098/index.html
У нас также долгое время возникала проблема с рвотой у ребенка. Но затем это как-то само прошло. Некоторое время я давала ей фрукты в ниблере. Сейчас ей полтора года, она ест детские печеньки (они тают во рту), любит корку хлеба, ест банан (он мягкий), может погрызть немного груши или яблока, огурчик (без кожуры). Вареные овощи я разминаю вилкой, остаются небольшие кусочки, но не слишком большие, она с удовольствием их ест.
Источник: НеБука