Особенности восприятия величины предметов детьми дошкольного возраста
Особенности восприятия размеров предметов дошкольниками.
Сетчатка глаза новорожденного имеет такое же строение, как и сетчатка глаза взрослого человека. Однако ему не хватает умения смотреть, то есть умения подвести зрительные оси глаза к точке и, так сказать, «почувствовать» предмет.
Младенцы очень рано начинают определять размер как особенность объекта. Итак, если маленького ребенка учат, что конфеты всегда находятся под меньшей из двух чашек, то, независимо от места и положения последней, он будет искать ее под меньшей. При этом ребенок не осознает размер как отдельную характеристику предмета, а воспринимает его вместе с самим предметом (Н.А. Меньчинская) 1.
Назначение размера как самостоятельной характеристики объекта становится возможным благодаря слову. В этом случае большое значение имеет расстояние от предмета до ребенка. Оптимальным, как показали исследования, является расстояние 1-1,5 м от датчика до объекта. Поэтому в первые месяцы жизни желательно размещать предметы перед малышом на расстоянии 1-1,5 м.
Размер – это сильная сторона (большие объекты всегда «больше»). Вот почему так важно развивать у детей умение объективно различать и оценивать размер предмета.
В раннем детстве, выполняя действия с игрушками разного размера, ребенок развивает перцептивный опыт и оценку своего размера. Дети твердо прикрепляют метку размера к тому конкретному предмету, с которым они знакомы. («Только наша собака большая», «Нет, моя кукла большая», – спорят две девочки.) Дети с трудом осваивают относительность оценки размеров. Поставьте перед ребенком 4-5 игрушек одинаковой формы (но постепенно уменьшающихся в размерах), попросите показать самую большую или самую маленькую. Малышка это сделает хорошо. Затем снимите большую и попросите снова показать большую игрушку. «Теперь нет большего. Вы спрятали “, – отвечают трех-четырехлетние. Дети часто вообще не связывают размеры предметов: они пытаются поставить большую куклу на кроватку, большого медведя на маленький стул и т.д.
Трехлетние дети не воспринимают размер предметов по-разному, т.е.они ориентируются только на общий объем предмета, не выделяя длину, ширину, высоту. Когда их просят найти самый высокий или самый длинный из нескольких предметов, они выбирают самый большой2.
Четырехлетние более правильно выбирают предметы, различающиеся по высоте, длине или ширине, но эти различия они воспринимают, если они ярко выражены. Если, например, рост намного больше по размеру, чем другие измерения, то дети это легко заметят, а вот для невысоких предметов высоту вообще не различают.
Дошкольники более успешны в различении определенных размеров объектов, когда они напрямую сравнивают два или более объекта, различающихся по длине, ширине или высоте. Выбранный объект должен быть больше остальных, и, поскольку у большинства объектов преобладает длина, ребенок с большей вероятностью выделит его. Значительно больше ошибок делают дети (в том числе и старшие) при показе ширины. Характер допущенных ими ошибок указывает на недостаточно четкое разграничение других размеров: дети часто вместо ширины показывают длину и всю верхнюю плоскость предмета (прямоугольник, таблица).
Четырехлетние уже более внимательно подходят к выбору предметов, выбирая по высоте, длине или ширине, если эти признаки ярко выражены. Когда, например, рост значительно превышает другие измерения, дети легко это замечают. Для невысоких предметов вообще не различают высоту. Большинство детей этого возраста упорно заявляют, что в «кубе», который имеет высоту 2, ширину 4 и длину 16 см, «высоты нет». Для них он имеет высоту только в вертикальном положении, то есть при росте 16 см и преобладает над другими показателями. В этом положении «кубик» соответствует обычному представлению о высоком, как о «большом».
Чаще всего дети характеризуют предметы по любой длине, которая более выражена, чем другие, и поскольку длина, как правило, преобладает у большинства предметов, ребенок с большей вероятностью различит длину. Гораздо большее количество ошибок допускают дети при показе ширины, высоты, толщины.
Как указывает И. М. Сеченов, важную роль в восприятии размеров предмета играет слово, указывающее на тот или иной признак длины предмета. Универсальное определение воспринимаемого размера для дошкольников – это слова «большой» и «маленький». Если объект изменяется по длине или ширине, высоте или толщине или одновременно по разным типам экстентов, все эти изменения определяются дочерними элементами как более или менее.
Но не зная точного слова для обозначения того или иного типа длины предмета (длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий и т.д.), Дошкольники практически различают их. Между тем роль слова, точного слова, как показали психологические исследования Б.Г. Ананьевой, Л.А. Венгера, А.А. Люблинской, оказывает огромное влияние на процесс восприятия. Слово ведет к выделению общего в единственном числе. Слово несет в себе определенное восприятие. Следовательно, «роль слова в развитии восприятия заключается во включении логических компонентов, стоящих за словом в процессе восприятия.
Приобщая детей к разным типам длины, воспитатели не учитывают значение ее точного обозначения словом и часто сами, вместо точного названия параметров длины говорят «большое – маленькое» (большое дерево вместо высокого , коренастый, а не длинный или коренастый).
Даже при сравнении размеров предметов часто неправильно формулируется сама задача. Вместо того, чтобы говорить: «Найди предмет такой же длины (ширины и т.д.)», Учитель предлагает: Найди то же самое с этим. «А поскольку предмет имеет много характеристик, ребенок решает эту задачу по наиболее знакомой ему характеристике (по цвету, по функции предмета). Слово« равный »неоднозначно и не раскрывает, что именно Воспитатель имел в виду Тем временем, перцептивное действие должно включать точное слово, которое способствует формированию соответствующей концепции определенного типа расширения. В отсутствие этого точного слова дети обычно продолжают оставаться на уровне первоначальной задачи Это особенно важно при работе с детьми с общим недоразвитием языка III уровня.
Не учитывается еще один очень важный фактор при распознавании размеров: это относительный характер этого понятия.
Длинный – короткий, широкий – узкий и другие параметры – понятия относительные, поэтому их можно понять только на основе их сравнения, сравнения размеров двух объектов. Чтобы дети знали слово длинное или короткое, необходимо, прежде всего, раскрыть значение более длинного – более короткого понятия. И, как показывают многие исследования (Л. А. Венгер, Е. В. Проскура, Р. Л. Березина и др.), Только выбор, основанный на сравнении, гарантирует дифференциацию различных параметров длины. Этот выбор постепенно усложняется: выбор двух объектов заменяется выбором трех или более, что в конечном итоге приводит детей к пониманию последовательности уменьшения (увеличения) того или иного параметра длины и пониманию относительности измерений. При правильном обучении дети могут успешно расставлять предметы по своему размеру.
Располагая объекты в порядке возрастания (убывания) того или иного параметра, дети изучают порядковые отношения по аналогии с взаимоотношениями между соседними числами в процессе счета. Однако и восприятие простейших отношений двух предметов, и овладение отношениями числа требуют тренировки, что убедительно продемонстрировано в многочисленных исследованиях В. В. Даниловой, З. А. Михайловой.
Следовательно, восприятие размера объекта – это всегда сравнение объектов по типам длины и определение того, какой из них шире – узкий, длинный – короче, выше – ниже, толще – тоньше, больше – меньше (на все или на метр параметров).
Многие объекты характеризуются тремя измерениями (длина, ширина, высота). Оценивая размер каждой меры, мы составляем для нас характеристику размера этого предмета (широкий, но низкий шкаф; книжный шкаф уже, чем буфет; все столы равны по высоте). Речь идет о множестве толстых предметов – тонких, то есть диаметра.
Чтобы обработать такой признак, необходимо уметь анализировать объекты, то есть выделять соответствующие изменения в каждом отдельном элементе и устанавливать размерные отношения между ними.
Каковы особенности осознания дошкольниками трехмерности предметов?
Бытует мнение, что к концу дошкольного возраста дети не осваивают понимание трехмерности.
Однако исследования Ерофеевой Т.И показали, что в условиях обучения дошкольники четко выполняют задание по выбору длины, ширины и высоты в предметах.
Ориентация детей в размерах предметов во многом определяется глазом – важнейшим сенсорным навыком. Развитие прямого взгляда связано с овладением специальными приемами сравнения предметов. Сравнение по длине, широте и высоте сначала выполняется практически путем наложения или наложения, а затем путем измерения.
Из исследований Н.Я. Савченко, Л.А. Таратонова знает, что с возрастом пороговые способности глаза возрастают, о чем свидетельствует решение такой элементарной задачи, как выбор более крупного объекта двух разных размеров. Перед детьми возникает интеллектуальная задача: найти способ сравнить.
Еще сложнее для детей – совместить палочку с узором, состоящим из двух палочек поменьше. Даже 5-7-летние не могут все решить.
Видимо, причина этого не в отсутствии способности решать эти задачи, поскольку определенное количество детей с ними справляется, а в недостаточной обученности детей приемам и приемам глазных действий.
При сравнении трех объектов, один из которых служит моделью, ребенок должен научиться сравнивать каждый объект, представленный для выбора, с моделью и решать, имеет ли он тот же размер, что и модель, т.е освоить операцию последовательного сравнения: самый дешевый способ решить проблему. Этому надо учить детей.
Таким образом, образец, данный ребенку, должен играть роль эталона для сравнения с ним других предметов; они служат мерой для измерения линейных величин, поэтому ребенку очень важно воспринимать этот эталон как меру измерения. Для этого необходимо предложить детям самим создать такой измеритель (образец), который служит опосредованным звеном для сравнения.
Некоторые дети считают, что инструменты измерения, используемые в одних условиях, нельзя использовать в других, поскольку их знания не выходят за рамки индивидуального опыта.
В процессе повседневной жизни, помимо специального образования, дети не осваивают общепринятые методы измерения, а лишь копируют действия взрослых.
Исходя из особенностей представлений детей о размерах предметов, педагогическая работа строится в следующей последовательности:
1.
Формируется представление о размерах как пространственной характеристике объекта (приложение, наложение).
2.
Сравнение нескольких объектов, один из них чемпион (построить серию).
3. Закрепление умения строить ряды по длине, ширине, высоте и другим характеристикам, правильно отражая это в речи, развивая глаза детей, обучая их определять размер различных предметов на глаз, сравнивая их с размером известные объекты, а также с использованием общепринятых мер.
Поэтому в младшем и среднем дошкольном возрасте дети определяют размер предметов, сравнивая их напрямую (наложение или перекрытие), в пожилом возрасте также используется метод косвенного сравнения (оценка размера воспринимаемых предметов относительно хорошо известных, ранее обнаруживается в детском опыте, измеряя условную меру), содержание знаний детей о свойствах количества постепенно усложняется, и круг сравниваемых объектов также расширяется.
На основании анализа особенностей восприятия детьми размеров предметов делаем выводы:
1.
Вскоре дети начинают чувственно различать размеры предметов.
2.
У дошкольников часто возникают большие трудности с различением разных типов длины и оценкой размеров, поскольку, с одной стороны, они не всегда точно используют слово, определяющее конкретный тип длины, а с другой – не платят должное внимание к развитию сенсорного восприятия размеров.
3.
Данные исследования также показывают различные способы разработки окулярного измерения размера объекта при использовании для этой цели условных измерений.
Способность определять количество как свойство объекта и давать ему имя необходима не только для знания каждого объекта в отдельности, но и для понимания взаимосвязи между ними.
Осведомленность о размерах предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности идентифицировать, распознавать, сравнивать, обобщать, вести к пониманию величины как математической концепции и подготавливать соответствующий раздел математики для усвоения в школе.
Отражение измерения как пространственной характеристики объекта связано с восприятием важнейшего сенсорного процесса, цель которого – идентификация и исследование объекта, выявление его характеристик. В этом процессе задействованы различные анализаторы: зрительный, слуховой, тактильно-моторный, причем двигательный анализатор играет ведущую роль во совместной работе, обеспечивая адекватное восприятие размеров предметов. Восприятие размера происходит через создание сложных систем взаимосвязей внутри анализатора и между анализаторами.
Проблема отражения величины также должна рассматриваться как проблема мысли. Знание размера осуществляется на:
1 на основе касания;
2. Опосредовано мыслью и словом.
Список использованной литературы:
1. Белошистая А.В. Обучение и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: курс занятий для студентов дошк вузов учебных заведений. – М .: Центр Человечество и ВЛАДОС, 2000-400-е гг.
2. Белошистая А. Понятие «ценность» в программах дошкольного математического образования // Дошкольное образование, 2006, н. 9.-с.19-28.
3. Будко Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под ред. Будко Т.С.; Брестскому государственному университету присвоено имя А.С. Пушкин
4. Данилова В.В., Рихтерман и др., михайлова 3. А и др. м 18 Обучение математике в детском саду: практические семинары и лабораторные занятия: для учащихся средних педагогических учебных заведений. – 3—
изд., стереотип.
—
Москва: Изд-во, 1998.
—
160 секунд
5. Ерофеева Т.И. Математическое воспитание и развитие дошкольников. Организация познавательной деятельности детей старшей группы детского сада на основе математики. Книга 2 Первое полугодие. —
М., 1998.
6. Ерофеева Т.И. Математическое воспитание и развитие дошкольников. Организация познавательной деятельности детей в подготовительной группе детского сада к школе на основе математики. Книга 3 первое полугодие. —
М., 1999.
7. Михайлова З.А и др. меория и технология математического развития дошкольников. – СПб .: «STAMPA DELL’INFANZIA», 2008. – 384с.
8. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: учебное пособие / Е.И. Щербакова – М .: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО издательство “МОДЭК”, 2005. – 392 с.
Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников. С. 154.
Данилова В.В., Рихтерман и др., михайлова 3. А и др. м 18 Обучение математике в детском саду: практические семинары и лабораторные занятия. С. 51.
девять
Правильное восприятие величины: большая и маленькая дудочка
Восприятие размера ребенка
Для этого урока вам понадобятся всего два листа цветной бумаги, примерно 10 и 20 см каждый, и клей. Из них необходимо скатать и склеить такие же трубочки, которые мы будем использовать в процессе обучения ребенка понятиям «маленький» и «большой». Когда у вас будут нужные трубки, поместите их перед ребенком, чтобы он мог их хорошо видеть. Так что возьмите большую трубку и эмоционально скажите: «Вау, смотрите! Эта трубка большая». После этого дайте ребенку. Вы обязательно должны держать его в руках. Покажите ребенку, что вы можете смотреть на эту трубку и даже играть на ней в стиле «ду-ду-ду». Так что наденьте большую трубку, возьмите маленькую и эмоционально скажите: «Ух ты! А эта трубка маленькая!» Также дайте ребенку, чтобы он мог с ней поиграть, посмотреть, повернуть в руках. Его тоже следует вдувать, но только с более тонким звуком.
После этого спросите ребенка: «А где теперь большая трубка?» Вполне возможно, что не сразу и правильно проявится, но не торопитесь. Задайте ему следующий вопрос: «Где трубка?» Возьмите и поместите обе трубки рядом и повторите: «Эта трубка большая, а эта маленькая».
Если ребенок начинает правильно показывать большую / маленькую трубку, наша цель достигнута. После этого можно дать ребенку поиграть обе трубы, показать, как одну (маленькую) можно вложить во вторую.
Весь урок игры должен занять около 5-7 минут. После того, как ребенок поиграет с трубками, снимите их. Вы можете играть снова столько раз, сколько захотите, до тех пор, пока ребенок не всегда правильно показывает большие и маленькие.
Особенности восприятия у старших дошкольников
Для более старшего дошкольного возраста характерно наличие сформированных пространственных представлений. Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, воспринимает расстояния и отношения между предметами, умеет визуально моделировать часть определенной комнаты. Также умеет построить сюжетную модель рассказа или сказки.
Будущий школьник уже умеет оценивать такое абстрактное понятие, как время, а также видеть окружающий мир с эстетической точки зрения. Именно эти две области требуют наибольшего внимания.
Восприятие времени
Основными особенностями восприятия у старших дошкольников является осознание сочетания пространства и времени. Однако неспособность услышать или прикоснуться к этим ценностям приводит к их долгосрочному признанию.
Ребенок 5-6 лет может запоминать временные интервалы: вчера, сегодня, завтра, минута, сейчас, но не имеет навыков использования этих понятий. Своеобразие восприятия времени связано с тем, что ребенок не имеет возможности манипулировать им напрямую, а термины – это просто слова, не имеющие визуального выражения.
В этом возрасте временные показатели последовательности событий еще не сильно различаются: вчера, завтра, послезавтра. Будущее время уже исполнено, но прошедшее вызывает затруднения. Дошкольники с удовольствием говорят, кем они будут, когда вырастут, что у них будет, чем они будут заниматься. Их прошлое незаметно воспринимается и проявляется в образах запоминаемых событий.
Воспринимать короткие промежутки времени ребенку помогут взрослые, если соотносят его занятия с промежутком времени: рисовать домик с садом за 10 минут, сидеть за столом за 3 минуты, чистить зубы 1 минуту.
Эстетическое восприятие
С другой стороны, эстетическое восприятие процветает в «сочных красках». В старшем дошкольном возрасте каждый ребенок – творец. Дети лепят, рисуют, рисуют, эти занятия помогают им лучше понимать мир.
Значительное достоинство в этой деятельности принадлежит зрительному восприятию. Старший дошкольник учится комплексно рассматривать предметы, прослеживая контуры и выделяя детали.
Эта информация становится моделью, по которой ребенок ориентируется при рисовании и лепке.
Если суждения пятилетнего ребенка об эстетике определяются его внешним видом, а предметы оцениваются по принципу «нравится или нет», то в 6-7 лет дошкольник обращает внимание на художественную композицию, сочетаемость цвета. Например, в картине он уже может запечатлеть элементы, которых нет на поверхности, которые художник вложил в контент.
Задача родителей и воспитателей – не только рассказать ребенку о красоте того или иного предмета. Важно понятными словами объяснить, что именно дает эстетика явления, взаимосвязь между отдельными характеристиками и общим результатом.
Регулярные занятия такого рода способствуют развитию у маленького человека чувства прекрасного. Он научится видеть красоту в звуке капель на стекле или падающих листьев.
Правильное восприятие величины: каждому зайчику своя ложка
Восприятие размера ребенка
Для этой игровой игры вам понадобятся: обычные плоские фигурки двух кроликов (большого и маленького, вырезанные из бумаги), ложки, чашки и сладости.
Перед игрой внимательно посмотрите вместе с ребенком на кроликов, определите вместе с ним, какой из них большой, а какой маленький. Затем разместите их на (небольшом) расстоянии друг от друга, чтобы между ними оставалось место для ложек. Возьмите ложки и скажите: «Кроликам надо кашу съесть». Спросите ребенка, кому отдать большую ложку? Если ребенок показывает (отвечает) неправильно, положите большую ложку на большого кролика. Возьмите в руки чайную ложку и еще раз спросите ребенка, кому ее дать. Убедитесь, что вас устраивает правильный ответ ребенка, и обязательно хвалите его.
Игру можно повторить еще раз. Поиграйте с малышом, как будто кролики пошли гулять, а потом снова пошли кашу поесть. Им еще нужно правильно распределить ложки.
Не проводите за игрой более 5-7 минут. Если ваш ребенок легко может раздавать ложки, вы можете немного увеличить количество предметов, добавив чашки и конфеты.