Возможно ли не отправлять ребенка в учебное заведение или Значение семейного обучения
Для многих родителей, занятых работой, детский сад и школа с продлёнкой являются настоящим спасением. Ведь это дает возможность оставить ребёнка под присмотром практически на весь день. Однако некоторые взрослые начинают задумываться о несовершенстве современной образовательной системы и выбирают альтернативные формы обучения для своих детей. Например, неработающие мамы могут не посылать своих малышей в детский сад, предпочитая заниматься с ними дома или записывая их на различные развивающие кружки. А есть и те, кто идет еще дальше и отказывается от школьного образования, выбирая семейное обучение.
Можно ли по закону избежать отправки ребёнка в школу?
Согласно Конституции РФ основное общее образование является обязательным для гражданина, и родители ребёнка несут ответственность за то, чтобы он получал его.
1. Основное общее образование является обязательным. Родители или те, кто их заменяет, должны обеспечить получение детьми основного общего образования.
Статья 43 Конституции РФ
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу 29.12.2012 г., последняя редакция — от 26.07.2019 г.) содержатся положения, которые определяют права и обязанности учащихся, а также их родителей и образовательных учреждений.
Однако, при переходе на семейное обучение, родителям необходимо обратить внимание на определенные статьи данного документа:
- Статья 17 подробно описывает различные формы получения образования, в том числе семейное обучение.
- Статья 44 регламентирует право родителей выбирать форму обучения до того момента, когда ребенок получает документ об основном образовании. После этого ребенок может самостоятельно принимать такие решения.
- Статья 63 устанавливает особенности получения общего образования. В частности, родители должны уведомить органы местного самоуправления о своем намерении не отправлять ребенка в школу и предоставить ему семейное образование.
1. В Российской Федерации возможно получение образования:
1) в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне учреждений, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
3. Обучение в форме семейного образования и самообразования предполагает возможность прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с частью 3 статьи 34 данного Федерального закона.
Статья 17 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.072019) «Об образовании в Российской Федерации»
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/affd388ac5d286d2ddbd5a1fc91c0d9b0bc06984/
3. Законные представители несовершеннолетних учащихся имеют право:
1) выбирать форму получения образования и форму обучения, организацию, осуществляющую образовательную деятельность, язык(и) образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из предложенного перечня, учитывая мнение ребенка и рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (при наличии);
2) предоставить ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в домашних условиях. Родители (законные представители) ребенка, получающего образование в домашних условиях, имеют право принять решение о продолжении образования в образовательной организации на любом этапе обучения с учетом мнения ребенка.
Статья 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.072019) «Об образовании в Российской Федерации»
4. Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося имеют право выбрать форму получения общего образования и форму обучения по конкретной основной общеобразовательной программе. При принятии решения родители (законные представители) должны учитывать мнение ребёнка.
5. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов занимаются учетом детей, которые имеют право на получение общего образования каждого уровня и проживают на территории соответствующих муниципальных образований, а также определяют формы получения образования, выбранные родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования, они информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают.
Статья 63 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации»
Источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ec8bc3d6696e014968fc6218972217562b54d84a/
Если родители решили организовать домашнее обучение для своего ребенка, они должны обеспечить ему возможность проходить промежуточную аттестацию (тесты, экзамены и т.д.) в какой-либо школе. Это необходимо для получения аттестата.
Таким образом, ученик не будет полностью отрезан от школьной жизни. Если родители осознанно выбрали этот путь (забрали ребенка из школы и не оформили другую форму обучения или не прошли периодическую аттестацию), то органы опеки обязательно проявят к ним интерес. Ведь это нарушает конституционное право гражданина на получение образования. Родителей могут принудить вернуть своего ребенка обратно в школу, а в некоторых случаях даже лишить родительских прав за ненадлежащее исполнение своих прямых обязанностей.
Здравствуйте! Я забрала у ребенка из школы документы и пока не желаю отдавать его в другую школу (3 класс, не законченный). Учителя и участковый приезжали и требовали от меня справку о том, в какую школу ребенок будет зачислен. Могу ли я не отправлять ребенка в школу? Имеют ли учителя право угрожать мне полицией? И что мне следует им отвечать?
Читайте также: Какие профессии востребованы у работодателей в 2019 году
Здравствуйте, Ирина.
Согласно законодательству РФ, дети имеют право на бесплатное общее образование. Если вы нарушите право ребенка на получение образования, вас могут привлечь к административной ответственности и ограничить или лишить вас родительских прав.
Ольга Евгеньевна, юрист
https://www.gos-ur.ru/questions/107523-mogu_li_ya_ne_otdavat_svoego_rebenka_v_shkolu_/
История семейного образования
Семейное образование – это не новшество, а древняя традиция русского общества в период до Советского Союза. Она пришла к нам из Византии, когда было принято христианство. В богатых семьях дети изучали дома религиозные книги (Евангелие, Псалтырь, Часослов).
В период Петра Великого домашнее образование стало очень популярным. В качестве учителей часто приглашали иностранцев, а некоторые известные русские писатели также занимались детьми (например, поэт В. А. Жуковский был наставником цесаревича Александра Николаевича – будущего российского императора Александра II). В целом, цель семейного обучения заключалась в том, чтобы дать детям основные знания математики, грамоты, иностранных языков, научить выражать свои мысли устно и письменно, и воспитать хорошие манеры. Это была подготовка к дальнейшему академическому образованию.
В советское время воспитание детей осуществлялось исключительно в школах, что позволяло государству полностью контролировать процесс. Однако сегодня отдельные родители снова обратили внимание на домашнее образование и начали его применять.
Как обстоит ситуация за границей
В других странах также практикуется домашнее образование. Самый демократичный подход к этому можно наблюдать в США. Если ребенок получает образование дома, то для поступления в вуз родители должны заполнить анкету, указав список изученных предметов. При поступлении абитуриент будет проходить общие испытания, и ему не потребуется государственный аттестат.
Изначально в США разрешалось получать образование дома только по религиозным мотивам. Однако с 1980 года в этом отношении нет никаких ограничений. В различных штатах существуют разные требования к хоумскулерам (англ. home – «дом», school – «школа»): где-то родители должны предоставлять учебные планы образовательным органам, где-то достаточно просто сообщить о намерении обучаться дома, а где-то вообще не требуется оповещать образовательные органы.
В рамках данной темы стоит вспомнить историю всемирно известного американского изобретателя Томаса Эдисона. Учителя в школе признали его неспособным к обучению, и тогда мать взяла на себя образование сына, и, как видно, справилась с этой задачей очень успешно.
В странах Европы хоумскулинг также разрешен, но в практике возникают больше проблем, чем в США. Например, во Франции семьи, обучающие детей дома, подвергаются ежегодной проверке со стороны школьных инспекторов. Если результаты не удовлетворяют их дважды подряд, ребенок отправляется обратно в школу. В Германии домашнее обучение разрешено только для детей с серьезными заболеваниями. Если родители нарушают это правило, им грозит штраф, а иногда даже тюремное заключение. В Швеции семейное образование запрещено, за исключением особых обстоятельств.
Как законно перейти на домашнее обучение
Родителей, которые разочаровались в системе образования и не хотят отправлять своего ребёнка в школу, конечно же, интересует вопрос, как именно законно перевести своё чадо на домашнее обучение. Здесь следует разграничить понятие “надомное” образование и “семейное”.
Иногда ребёнок не может посещать обычную школу из-за серьёзных проблем со здоровьем (то есть по медицинским показаниям), или же они возникают уже во время учебы. В этом случае ученик переводится на домашнее образование: он находится дома, но к нему регулярно приходят школьные учителя, объясняют новые темы, задают домашние задания, проверяют их, проводят контрольные работы. То есть школьник официально закреплён за конкретным образовательным учреждением, именно оно отвечает за его обучение и аттестацию.
Для перевода ребенка на обучение дома необходимо получить соответствующую справку от участкового педиатра. Окончательное решение принимается медицинской комиссией. Затем родители подают заявление директору своей школы (если ребенок еще не пошел в школу, то заявление адресуется начальнику городского Департамента образования).
Семейное образование – это совершенно другая форма обучения, где родители выполняют роль педагогов (или нанимают репетиторов по определенным предметам).
В случае домашнего обучения детей по семейным обстоятельствам:
- Ребенок серьезно занимается спортом или, например, музыкой, часто участвует в соревнованиях и конкурсах. Из-за этого ему сложно регулярно посещать школу.
У школьника высокий уровень интеллекта. Ему скучно во время занятий, так как программа ориентирована на среднестатистического ученика. Это негативно влияет на его обучение. Семейные обстоятельства предполагают постоянные переезды (например, отец служит в армии). Постоянные переводы из одной школы в другую отрицательно сказываются на успеваемости и психическом состоянии ребёнка.
Однако родители имеют возможность перейти на семейное обучение по разным причинам, так как образовательные учреждения не могут запретить им это сделать. При этом необходимо учитывать желание самого ребенка (это указано в статье 63 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”), ведь некоторые дети испытывают большие трудности из-за отсутствия общения с коллективом.
Читайте также: Смена молочных зубов постоянными: что нужно знать родителям.
Алгоритм перехода на домашнее обучение
Процедура перевода на семейное обучение довольно проста. Здесь имеются два варианта.
Ребенок еще не посещает школу:
- Родители должны уведомить о своем решении не отправлять ребенка в школу орган местного управления в сфере образования (департамент).
- Департамент предоставит список школ, куда можно прикрепить ученика для сдачи итоговых экзаменов.
- Родители заключают договор с выбранным образовательным учреждением. Там отражаются права и обязанности двух сторон, указывается количество промежуточных и итоговых аттестаций, их сроки.
Сроки экзаменов могут совпадать с аттестацией у учеников конкретного класса, возможен и индивидуальный план оценки знаний. Кроме того, учащийся может пройти аттестацию экстерном.
Ребенок уже учится в школе:
- Чтобы перейти на семейное обучение, необходимо написать заявление и обратиться к директору школы.
- Школа выдает приказ о переводе ученика на семейное обучение и исключает его из списка класса.
- Родители также заключают договор с школой (см. пункт 3 предыдущего списка).
Родители могут забрать своего ребенка из школы на любой уровень образования – начальные классы или более поздние этапы. Кроме того, по решению родителей, ребенок может вернуться в школу в любое время и продолжить обучение там (при условии учета мнения ребенка).
Многие родители, которые решили не отправлять своего ребенка в школу, задаются вопросом о финансовой поддержке, включая оплату учебников. Решение этой проблемы зависит от муниципального уровня: субъект РФ, в котором проживает семья, может предоставить денежную компенсацию на обучение. Конкретные суммы могут значительно отличаться, а в некоторых регионах такие выплаты вообще не предусмотрены.
Еще одна важная деталь: родители должны знать, что их ребенок имеет право участвовать в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях (это указано в статье 34 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”). Однако, родители должны сами узнавать о таких мероприятиях (на образовательных сайтах, от знакомых, учащихся в той же школе), так как школа не обязана информировать их об этих событиях.
1. Учащимся предоставляются академические права на:
22) развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;
Статья 34 “Основные права учащихся и меры их социальной поддержки и стимулирования” Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) “Об образовании в Российской Федерации”
Ссылка на источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/60fe09c87bb91e8dc7f6b7bd271f0a70597bdd28/
Сколько детей в России в настоящее время не посещают школу
Интересно узнать статистику о количестве детей в России, которые в настоящее время получают образование в семье. Однако, исследования Министерства образования и науки предоставляют данные только о тех, кто не посещает школу (включая как надомное, так и семейное образование). Так, на 2014 год таких учеников было около 24 тысяч, а на 2017 год их число сократилось до 18,5 тысяч.
Тем временем, согласно данным некоторых экспертов, количество детей, получающих надомное образование, уменьшается. Вместе с тем, родители все больше проявляют интерес именно к семейному обучению.
Наиболее распространенные доводы родителей, не желающих, чтобы их дети посещали школу
Родители отклоняют традиционное образование в школе по следующим причинам:
- Считают качество современного школьного образования низким.По мнению многих родителей, теоретические знания, получаемые в школе, бесполезны в взрослой жизни, это просто бессистемный набор фактов, которые нужно заучивать. Сегодня на любой вопрос можно найти ответ в Интернете. Так зачем нагружать детей ненужной информацией? Лучше уделить внимание изучению профильных предметов, которые необходимы для сдачи ЕГЭ и поступления в вуз. Школа не дает детям достаточно практических навыков, например, важнее иметь аккуратный почерк, чем быстро печатать на компьютере.
- Ребёнок проводит в школе очень много времени, особенно на дисциплинарные ситуации и внешкольные мероприятия. Чтобы эти часы были более продуктивными, можно воспользоваться помощью репетитора. Он сможет передать необходимые знания для аттестации в 10 раз быстрее, чем школьный учитель, и при этом эти знания будут гораздо более полными. Ведь сейчас большинство старшеклассников уже занимаются с репетиторами. Почему бы не начать брать репетитора уже с 5-7 класса, чтобы избежать длительных и утомительных занятий за партой? Таким образом, ученик будет иметь больше свободного времени для занятий по своему увлечению или для отдыха.
- Школа не развивает важные качества, необходимые для достижения успеха в жизни – активность, настойчивость, быстроту мышления, силу воли, коммуникативные навыки (например, навык ведения переговоров), устойчивость к стрессу. Здесь не учитывается искреннее увлечение каким-либо предметом: звонок прозвенел, и никого не интересует, чем ты хочешь заниматься, тебе приходится прерывать свои дела и идти на другой урок. О какой быстроте мышления может идти речь, если программа ориентирована на средних учеников? О каких лидерских качествах может быть речь, если система направлена на воспитание послушного ребенка, который не доставляет хлопот учителю? У ученика нет права на собственное мнение, он эмоционально зависит от мнения учителя, часто предвзятого.
- Далеко не все преподаватели обладают мастерством в своей области, работают в школе по призванию и хорошо разбираются в детской психологии. Часто это те, кто поступил в педагогический вуз, так как не смог поступить в другое, более престижное учебное заведение. Также часто в школу приходят работать выпускники, не обладающие инициативой и не смогшие устроиться на более высокооплачиваемую работу. Конечно, есть учителя, которые полностью посвящают себя своей работе, но их количество не так велико, как бы хотелось. Школьный коллектив не является идеальной моделью современного общества, так как в реальной жизни человека окружают люди разных возрастов. Более того, часто у ребенка нет общих интересов с одноклассниками. Родители же боятся, что сверстники окажут плохое влияние на их ребенка.
Плюсы и минусы обучения в семейной среде
Преимущества обучения в семейной среде очевидны:
- Гибкая организация процесса: с ребёнком можно заниматься в любое удобное время, в любом месте (например, на даче или во время путешествия). Если сын или дочь плохо себя чувствуют, занятия можно пропустить, а потом восполнить пропущенный материал.
- Персональное погружение в интересующие темы. Отсутствие страха перед ежедневными оценками. Возможность получения знаний из различных источников: электронных книг, видеоуроков и других. Освобождается время для отдыха, полезных увлечений (спорт, танцы, музыка и другие).
- Дети выбирают своих собеседников и могут общаться только с теми, кто действительно интересен им. Они не испытывают стресса от нахождения в насильственном коллективе или от соблюдения дисциплины, налагаемой школой.
Родители стремятся обеспечить своим детям качественное образование, не ограничивая их учебной программой школы.
Павел Парфентьев, председатель межрегиональной общественной организации «За права семьи», генеральный директор аналитического центра «Семейная политика. РФ»
https://plus.rbc.ru/news/5cb8b3117a8aa937fee263bc
Однако, семейное обучение имеет свои потенциальные недостатки по сравнению со школой:
- Проблема социальной адаптации. Это дискуссионный вопрос, который не получает одобрения со стороны всех родителей. Ведь главное – не отрывать ребенка от общения с друзьями, а наоборот, поощрять его.
- Некоторым детям (например, выраженным экстравертам) сложно учиться вне коллектива.
- Критика от знакомых и родственников. Не все способны понять такую форму обучения, например, бабушки, выросшие в советский период.
Несмотря на все вышесказанное, школа является важным элементом социальной адаптации. Детям, которые не посещают школу, потом очень сложно ориентироваться в жизни. Они часто лишены элементарных социальных навыков, не знают, с кем и как можно или нельзя общаться, их впоследствии часто преследуют проблемы в общении и неприятие окружающих.
Андрей Савченко, кандидат физико-математических наук, доцент Кубанского государственного университета
https://thequestion.ru/questions/8065/answer-anchor/answer/8270?utm_source=yandex&utm_medium=wizard#answer8270-anchor
Плюсы и минусы домашнего обучения:
Каким образом можно охарактеризовать семейное воспитание:
В России возрождается тренд на домашнее образование:
Отзывы пользователей
На мой взгляд, дети, которым посчастливилось (именно посчастливилось) получить образование на дому – априори обречены быть более счастливыми и успешными людьми в жизни. Да, возможно, они не будут соответствовать системе и не смогут стать типичными юристами или менеджерами среднего звена в третьем поколении – а что в этом плохого? Среди моих друзей нет ни одного, кто бы сказал, что школа была хорошим периодом в его жизни. Для меня тоже школа была невыносимой. Все психологические проблемы, которые сопровождают меня во взрослой жизни, школа подарила мне. Унижения со стороны учителей, унижения со стороны одноклассников, постоянная борьба за популярность в классе, притворство – вот как выглядел весь период обучения в школе. А о том, что как минимум 50% того, что преподают в школе, никогда не пригодится ученику в жизни, я вообще молчу.
Вспоминая свои годы в школе, иногда задаюсь вопросом: Чем она мне помогла? Знания? Я уже ничего не помню из пройденного. Социализацию? Она только сделала меня еще более замкнутым, потому что моя школа была очень плоха в отношениях “учитель-ученик”, где, если кому-то ученику не нравился, его пытались как-то подавить. Я даже не буду упоминать об одноклассниках. Школа дала только бумажку, называемую аттестатом, которую я иногда использую как подставку для чашки с кофе и неуверенного психического состояния.
Enquil [11.7K]
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/401476-mozhno-li-ne-otdavat-rebenka-v-shkolu.html
Иногда в школах происходят неприятные ситуации, о которых мы можем узнать из различных источников: интернета, СМИ, знакомых. Возникает страх, когда задумываешься о том, что это могло произойти с твоим ребенком. Однако полностью отказываться от отправки ребенка в школу, на мой взгляд, не является правильным решением. Ведь есть и положительные стороны обучения в школе. Ребенок занят, развивается навык организации, постоянное изучение материала развивает память, логику и мышление. Кроме того, ребенок учится преодолевать трудности. Не все дети являются “быдлом и гопниками”, ребенок может выбрать себе хороших друзей и общаться с ними.
MaryV [6.9K]
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/401476-mozhno-li-ne-otdavat-rebenka-v-shkolu.html
Если детский сад или школа не будут заниматься тем, чего вы не одобряете, то ребёнок может получить эти «знания» во дворе или в другом месте. Во дворе и на улице могут быть такие же глупые сверстники, а на работе такие люди тоже встречаются и этот опыт может быть полезен в будущем.
Про100 й [71K]
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/401476-mozhno-li-ne-otdavat-rebenka-v-shkolu.html
Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ», родители имеют право выбора формы обучения для своего ребёнка. Одна из таких форм – семейное образование. Оно имеет множество преимуществ, особенно учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Однако, главный потенциальный недостаток такого типа обучения – возможные проблемы социализации, поэтому взрослые должны учитывать это и не ограничивать общение своего ребенка с другими детьми.