Многие родители расстраиваются, когда их ребенок читает медленно. Такой школьник много времени тратит на выполнение домашних заданий, часто имеет низкую успеваемость. Между тем мама и папа вполне способны научить ребенка быстро читать. Это требует желания, настойчивости и достаточно много ежедневного времени.
Как должен читать ребёнок
В ФГОС приведены ориентировочные показатели скорости чтения школьников. Так, для первоклассника это 30-40 слов в минуту в конце учебного года, для второклассника уже 50-60 слов (для взрослого средним считается чтение 150-250 слов в минуту).
Интересно, что скорость чтения во многом зависит от типа нервной системы (у сангвиника, например, она будет выше, чем у флегматика). Между тем школьные правила этого не учитывают.
Текст недостаточно просто прочитать как можно быстрее. Техника чтения для школьников также предусматривает следующие важные критерии:
- Осмысленность чтения. Ребенок должен понимать текст, значение большинства слов, понимать смысловую связь предложений, отдельных абзацев.
- Правильное чтение. Ошибок в произношении нет (подмена букв, их перестановка, повторение звуков, слогов, целых слов, опечатки).
- Чтение выражения. Читатель делает разумную паузу в тексте, выбирает нужную интонацию, громко и отчетливо произносит слова.
Для успешной учебы важно, чтобы учащийся в целом быстро воспринимал текст и в то же время понимал его смысл. Такому ребенку не составит труда выучить раздел учебника, при этом у него будет больше свободного времени.
Текст важен не только для быстрого чтения, но и для понимания прочитанного
Когда следует начинать учить ребёнка скорочтению
Сторонники раннего развития считают, что научить ребенка скорочтению можно уже в дошкольном возрасте. А вот вальдорфская школа (метод Штейнера, ориентированный на развитие личности ребенка, его творческой стороны) считает, что лучше это делать в 10-12 лет: ведь в начальной школе информация лучше воспринимается в виде нормальный темп речи.
Принимая во внимание оба мнения, можно сказать, что к скорочтению лучше приступать, когда сын или дочь уже читает слова целиком (не делит их на слоги) и при этом хорошо понимает суть прочитанного. Кто-то делает это уже в первом классе, кому-то нужно больше времени. А вообще желательно приучать ребенка к быстрому чтению в начальной школе.
Оптимально начинать обучение скорочтению в начальной школе, а при многодетности можно заниматься уже в первом классе
Конкретные техники и упражнения для развития скорочтения
Прежде чем заниматься с ребенком дома, родители должны продумать структуру каждой тренировки. Он будет состоять из определенных этапов:
- Разогревать.
- Задания на расширение поля зрения и развитие внимания.
- Чтение на скорость.
- упражнения для подавления артикуляции и устранения регрессии.
- Чтение на скорость.
- Последняя часть.
Каждый сеанс длится ок. 15-20 минут (можно разделить на две ежедневные тренировки по 10 минут каждая).
Разминка
Разминка – чтение текста (не слишком быстро). Объем не превышает 100 слов (в зависимости от возраста ребенка). Задание можно усложнить – пусть малыш прочитает текст попеременно правым и левым глазом. Затем взрослый задает вопросы о содержании, чтобы активировать мозг ребенка.
Другими вариантами разминки являются артикуляционные упражнения, произношение согласных звуков на вдохе.
Один из вариантов разминки – артикуляционная гимнастика
Работа на расширение поля зрения и развитие внимания
Расширение поля зрения позволит учащемуся одновременно охватить взглядом большой кусок текста и зафиксировать содержание. Для развития этого навыка хорошо подходит работа с таблицей Шульте. Это квадрат с числами, расположенными в случайном порядке. Для первоклассников будет достаточно девяти квадратов, затем количество увеличивается до 25 и более.
Задача ребенка назвать весь набор цифр за 10-15 секунд, при этом взгляд должен быть направлен в сторону центра таблицы. Другой вариант — найти указанное число, глядя в центр.
Работа с таблицей Шульте позволяет расширить поле зрения ребенка
Для первоклассников можно сделать упрощенную таблицу – в виде рисунков: например, в центре будет солнышко, а вокруг будут расположены различные геометрические фигуры.
Что касается упражнений для тренировки внимания, то их много. Вы можете использовать следующие параметры:
- Поврежденный текст. В тексте убраны или переставлены отдельные буквы — ребенок должен прочитать его, не потерявшись.
- Чтение через сетку. Текст закрыт сеткой – многие буквы скрыты, при чтении нужно ориентироваться на остальные буквы.
Сетка закрывает некоторые буквы, но ребенок все равно должен ее прочитать, ориентируясь на оставшиеся буквы
- Половинки. На карточках пишут двухсложные слова (позже трехсложные слова), которые затем разрезают пополам и перемешивают. Задача состоит в том, чтобы добавить исходные слова.
Задача ученика соединить половинки слов
- Продолжайте цепочку. Мать предлагает ребенку любое слово. Он должен выделить последний слог и придумать слово, которое уже начинается с него.
сочинение цепочек слов – увлекательное занятие, развивающее внимание
- Найдите слово. В предложенном тексте учащийся на время находит слова на заданную букву.
- Анаграммы. Взрослый предлагает ученику простую анаграмму – первая и последняя буквы будут на месте, только остальные “перемешаны” (СОКАБА, ЛЦИСА, КШОКА). В дальнейшем анаграммы усложняются – РОКИТАВ, АМОЛЬСЕТ («все буквы уже перепутались»). Такое упражнение учит не останавливаться на каждой отдельной букве, а осваивать «скользящее» чтение.
- Проклятые сделки. Здесь слова в предложении уже «перемешаны» («В саду у нас весной цвела вишня», «Гвоздика, два кольца посередине, два конца»). Задача состоит в том, чтобы восстановить правильный порядок слов.
- Стартовая цель. По команде «Старт» ребенок начинает читать текст. По сигналу стоп «стоп» — закрыть глаза и отдохнуть. После следующего запуска необходимо считать с точки остановки.
- Из одного длинного слова нужно составить как можно больше маленьких слов (например, «кораблекрушение»).
-
составление слов из большого развивает внимание и активизирует словарный запас
- Разные шрифты. В тексте используются разные шрифты, они могут даже появляться в одном слове. Учащийся должен привыкнуть к чтению, не обращая внимания на тип и размер букв.
-
Учащийся должен привыкнуть к чтению, не обращая внимания на тип и размер написанного, ориентируясь на смысл
- Скрытые слова. Это небольшой кроссворд, представляющий собой прямоугольник с ячейками-буквами. Среди них вы должны найти слова (расположенные на прямой линии). Картинки помогут ребенку сориентироваться.
Ребенок должен найти в прямоугольнике конкретные слова, соответствующие картинкам
- Поменяемся местами. Взрослый выступает в роли ученика и читает текст, намеренно делая ошибки. Ребенок (учитель) должен следить за чтением взрослого и вносить исправления.
Ребенок берет на себя роль учителя и исправляет ошибки взрослого
Естественно, ученику не предлагаются все задания сразу на каждом уроке. Их необходимо чередовать.
Видео: чтение с решёткой — интересный метод улучшить технику чтения
Чтение на скорость
Непосредственно на увеличение скорости чтения направлены следующие задания:
- Ребенку предлагается две-три строчки. Он должен прочитать их несколько раз, постепенно увеличивая темп.
- Работа с учебной программой. Здесь горизонтальные линии обозначают слоги – сочетания согласного с разными гласными, вертикальные – гласный сочетается с разными согласными. Учащийся внимательно прорабатывает каждую строку и столбец, читая сначала медленно, затем все быстрее и быстрее.
- “Буксируемый”. Ребенок читает текст, а взрослый проводит пальцем по книге. Постепенно палец начинает двигаться быстрее читаемых слов, стимулируя ученика к увеличению скорости.
Пенсионная таблица – отличный тренажер для увеличения скорости чтения
Упражнения на подавление артикуляции и устранение регрессии
Многие дети читают медленно из-за того, что про себя (или даже шепотом) произносят слова. Справиться с этим помогут следующие задания:
- Читать под музыку. Сначала включаются композиции без слов, потом песни.
- Жужжащий шмель. Учащийся одновременно читает глазами и произносит звук «ж-ж-ж».
- Розлив. Предварительно учащийся разучивает ритмическое постукивание, а затем читает текст и отбивает нужный ритм по столу кулаком или карандашом.
- Замок. Во время чтения губы ребенка плотно сжаты, к ним прижат палец (рот можно закрыть ладонью). Задание можно усложнить: по команде взрослого «Стой!» палец или ладонь убирается, и слова произносятся вслух.
Для подавления артикуляции можно читать под звуки — музыку, собственное мычание или постукивание по столу
Во всех этих случаях ребенок должен после прочтения ответить на вопросы по содержанию текста.
Регрессия — это возврат в процессе чтения к уже прочитанной строке, что, конечно, замедляет темп. Избавиться от подобных действий помогут следующие упражнения:
- Родитель указывает направление чтения ребенку карандашом: он следует за указкой, не возвращаясь назад.
- После того, как ученик прочитал слово, взрослый сразу же закрывает его.
- Учащийся сам пользуется специальной закладкой: перемещает ее сверху вниз во время чтения текста.
- Мама переворачивает книгу на 90° или 180° — ребенок пытается прочитать текст.
Заключительная часть
В конце занятия можно предложить ребенку нарисовать рисунок на тему прочитанного текста.
Видео: что способствует скорочтению у школьника
Общие рекомендации по обучению скорочтению
Чтобы обучение скорочтению прошло успешно, родителям необходимо обратить внимание на некоторые нюансы:
- Регулярно занимайтесь спортом, но не делайте тренировки слишком длинными.
- Представляйте задачи в увлекательной форме, регулярно меняйте их.
- Обязательно хвалите ребенка даже за самое маленькое достижение.
- Обучение скорочтению тесно связано с развитием интереса к книгам: учащемуся следует предлагать интересные издания, детские журналы. В этом плане большое значение имеет личный пример взрослых: пусть малыш чаще видит в руках мамы книгу, чем планшет.
Если решили заниматься с дошкольником
Некоторые родители решают научить своего дошкольника (пять-шесть лет) скорочтению, если он рано начал читать и у него неплохо получается. Здесь нужно использовать более щадящую схему обучения: во время тренировки давайте малышу отдохнуть, используйте больше видимости.
Занятия с дошкольниками проходят в щадящем режиме
Скорочтение – очень полезный навык, который нужен ребенку для успешного обучения в школе и дальнейшей жизни. Ведь он дает возможность усвоить гораздо больше информации и получить новые знания.