Почему нельзя требовать от ребенка делиться своими игрушками
Маленьким детям часто не нравится делиться своими игрушками с другими детьми. Родители, в свою очередь, стараются бороться с таким поведением, учат своего ребёнка не быть жадным. Взрослые считают, что это правильно и разумно. Однако оказывается, что такой подход вызывает противоречивые чувства: принуждение ребёнка делиться может нанести ему вред.
Почему нельзя требовать от малыша делиться игрушками: три важных аргумента
Существует три важных причины, по которым неправильно требовать от ребёнка делиться своими игрушками с другими детьми.
Аргумент 1: ребёнок имеет право на личное пространство
Уже в двухлетнем возрасте дети начинают осознавать себя как личности. В этот период они определяют границы своего «я» от окружающих. Они понимают, что некоторые вещи принадлежат им, а другие — другим людям. Все игрушки, которые принадлежат ребёнку, являются его собственностью и частью его личного пространства.
Маленький ребенок воспринимает любое вмешательство в его мир как посягательство на его вещи. Это особенность, которую большинство взрослых не учитывает, заставляя детей делиться и нарушая их личное пространство.
Психолог Марина Романенко объясняет причины жадности у детей:
Текущий момент: ваш ребенок в данный момент играет со своей игрушкой, его воображение строит огромные замки и мир, где он является супергероем, но тут появляется другой малыш и забирает у него игрушку! Первая реакция – обида, непонимание, желание немедленно вернуть свою вещь. Однако наше общество не поддерживает такое поведение: необходимо делиться! И вот уже мама настойчиво просит ребенка отдать свою игрушку.
Викория Шиманская, психолог
https://www.the-village.ru/village/children/children/276304-deti
Когда родители заставляют ребенка делиться своими самыми любимыми игрушками с другими детьми, они формируют у ребенка неправильное представление о том, как будет выглядеть его будущая жизнь. От таких детей вырастают чрезмерно добрые люди, которые слишком щедры. Такие взрослые готовы отдать все, включая последнюю рубашку, порой без должной на то причины, и не могут отстаивать свои собственные интересы. Они не знают, чего они хотят в жизни и полностью зависят от мнения окружающих.
Читайте также: Развитие ребенка с помощью методики Монтессори
Основание 3: ребенок может проявить агрессию
Когда детей заставляют делиться игрушками, это может вызвать у них негативные эмоции:
- обида;
- злость;
- чувство несправедливости.
Это абсолютно естественно, так как нарушается личное пространство ребенка. Кроме того, у детской нервной системы высокая возбудимость, поэтому, заставляя ребенка делиться, вы можете столкнуться с агрессивным поведением: плачем и истериками.
Не следует следовать стереотипам, которые, к сожалению, распространены в нашем обществе. Чувства ребенка справедливы, поэтому поддержите его и помогите ему объяснить, почему он может продолжать играть со своей игрушкой в одиночку. Всегда можно сказать, например, “Прости, эта игрушка новая, и он еще не успел с ней поиграть” или “Понимаешь, это его самая любимая игрушка, и без нее он будет очень грустить”.
Читайте также: Как научить ребенка произносить звук “Р” без помощи логопеда
Как научить ребенка не быть жадным
Очень важно развить у ребенка чувство достаточности, чтобы он мог отличать между защитой своей собственности и жадностью. Сообщение должно быть таким: игрушек достаточно для всех, делиться хорошо, но также хорошо играть со своими игрушками самому.
Чтобы этого достичь, нужно следовать нескольким простым правилам:
- Принимайте ребенка таким, какой он есть. Принимайте его со всеми его качествами и недостатками, а не пытайтесь изменить его под себя;
- Дайте ребенку возможность выбора, чтобы развить у него чувство достаточности. Позвольте ему самому принимать решения в таких простых вопросах, как:
- с какими игрушками играть;
- какую книгу родители будут читать ему на ночь;
- какую одежду выбрать для выхода на улицу;
Читайте также: Как помочь малышу запомнить цвета и формы: интересное обучение дома и на прогулке
Рекомендуется начинать следовать этим правилам, когда ребенку исполняется 2–3 года. Чувство достаточности у некоторых детей формируется раньше, у других — позже. Воспитывая детей таким образом, вы ненавязчиво научите их не быть скупыми.