Сюжетно-ролевые игры в детском саду. Пример – игра “Магазин игрушек”

Сюжетно — ролевая игра в старшей группе детского сада

Ролевая игра «Магазин игрушек»

Цели и задачи:

1. Научить детей описывать предмет, находить его основные характеристики, распознавать предметы по описанию, закреплять коммуникативные навыки в общественных местах.

2. Воспитать сопротивление, взаимное уважение.

3. Развить память, мысли.

4. Продолжить знакомить детей с правилами поведения на улице, в общественных местах.

Учебный материал: игрушки, рисунки.

Ход игры: Ребята, сегодня мы сыграем в ролевую игру «Магазин». Наш магазин будет не простым, а волшебным. А что мы в нем будем продавать, узнаем, если отгадаем очень интересные головоломки.

 1 Он упрямый и пузатый, бить его, ребята, больно. Почему избивают беднягу? Почему надувается (мяч)
 2 Несколько друзей не равны по росту Все сидят друг в друге И просто игрушка (матрешка)
 3 Что за лесной зверь Поднялся, как столб под сосной? А в траве стоит – Уши больше головы (зайца)
 4 Зверь прикольный, сшит из плюша, есть лапки, есть ушки. Дайте зверю меда И дайте ему берлогу (медведь)
 5 Какое чудо синий дом, Окна вокруг светятся, Он носит резиновые башмаки, И он бензином питается (автобус)
 6 Как можно назвать эти предметы в слово? (игрушки)
 7 Кто мне теперь скажет название нашей волшебной лавки? (Магазин игрушек)

Итак, дорогие ребята, мы узнали, что сегодня идем в «магазин игрушек». Вы знаете, как вести себя на улице и в магазине? (Дети рассказывают о правилах поведения в магазине и на улице): Мы придерживаем дверь и позволяем людям покинуть магазин; На улице нельзя испачкаться; Вы не можете рисовать или писать на стенах и заборах домов; Неприлично громко говорить, смеяться, кричать на улице; Нельзя переходить улицу на красный свет, можно переходить улицу только на зеленый свет; Вы не можете играть на улице; Мы не привозим в магазин домашних животных; Мы стоим в очереди в магазине; Берем корзину для товаров; Берем продукцию своими руками только в упаковке; Правила на этикетке для связи с продавцом; Сначала заплатите за товар (товар), а потом съешьте; Мы не кричим в магазине; Мы не бегаем по магазину. Ребята, у нас нет денег на покупку игрушек, но вы можете рассказать о своей любимой игрушке, (пример описания) (У меня есть кукла. Купили мне три года назад. У нее голубые глаза, маленький рот, длинные волосы. Кукла маленькая. Рост. На ней синее платье, на ногах белые тапочки, она из пластика. Эта кукла красивая, с ней интересно играть. Купили мне зимой и когда было На Новый год я одела ее как Снегурочку. Я ее очень люблю и часто играю с ней. У игрушки длинные волосы и я каждый день готовлю ее ко сну.) Какие там игрушки? Мягкая резина Пластик Музыкальная бумага Дерево и т.д. В нашем волшебном магазине игрушка поставляется с дизайном, который вы можете украсить по своему усмотрению. А чтобы получить игрушку, нужно прочитать стихотворение. Что ж, теперь наш магазин открыт, вы можете ходить по магазинам. Друзья не покупают друзей не продают Друзей находят люди, и они тоже создают. И только в нашем магазине игрушек. Огромный выбор друзей и подруг. Дети ходят по магазинам по очереди. Но на этом наш урок для вас не заканчивается, нас ждет сюрприз, к нам в гости приехали девушки, приготовившие музыкальный подарок. Нижняя линия. Мы посетили «Магазин игрушек», вам понравился наш урок, что запомнилось на уроке, вам больше всего понравилось, где в жизни можно применить эти знания.

Что еще почитать:  Спички – настольная игра для детей, развивающая мелкую моторику и сообразительность

Мнение психологов

Ролевые игры для детей представляют собой последний этап в развитии такой деятельности у детей – это подтверждается психологией становления личности. В возрасте до 6 лет они являются основным элементом своей деятельности.

В процессе роста кроха, его игры развиваются и совершенствуются. Итак, от простых и примитивных сюжетов мы очень быстро переходим к тем, которые охватывают практически все виды деятельности человека.

Психологи говорят, что именно ролевые игры играют важную роль в психологическом развитии любого ребенка, поэтому игнорировать их нельзя. К другим положительным моментам можно отнести следующие качества:

  • способность контролировать свои поведенческие навыки;
  • развитие произвольного внимания;
  • правильное формирование памяти;
  • формирование характера.
  • следить за своей импульсивностью и эмоциями;

Если в детские ролевые игры играть со сверстниками, у них также развиваются:

  • умение вести переговоры;
  • основы общения;
  • действовать как команда;
  • умение отстаивать свое мнение и вести переговоры в спорных ситуациях.

В процессе игры ребенок играет несколько ролей, которые могут охватывать различные стороны жизни человека, и при этом происходит активное развитие мыслительной деятельности.
В таких игровых процессах ребенок привыкает к своеобразному образу, своими действиями воспроизводит впечатления, размышляет и переосмысливает свои роли. Несмотря на то, что все выдумано, дети скорее чувствуют искру эмоций, переживаний, которые обогащают их внутренний мир.

Ролевые игры для детей становятся актуальными для детей с двухлетнего возраста. При этом ребенок начинает активно копировать поведение окружающих взрослых, пытается использовать предметы по прямому назначению или по их фиктивным правилам.

Особенности проведения ролевых игр в зависимости от возраста малыша

Как уже было сказано, по мере роста ребенка в его ролевой игре происходят изменения. Дети набираются опыта по мере взросления и пытаются воплотить его в этом процессе.

Родителям важно знать и понимать, в каком возрасте ребенку будет интересно то или иное занятие, только в этом случае вам и вашему ребенку будет интересно проводить время вместе.

  • Детские ролевые процессы для крохи. В 2–3 года ребенок полностью зависит от родителей и черпает всю информацию только из их поведения. Поэтому в этот период мамам и папам, бабушкам и дедушкам очень важно поддерживать своего ребенка в его начинаниях.

В этом возрасте сюжетная линия и игровые ситуации могут быть разными: от моделирования жизненных ситуаций (поход в магазин, клинику, выставку) до воплощения сказочных ситуаций.

Если в это время вы оставите ребенка без внимания и участия родителей, времяпрепровождение будет для ребенка бессмысленным и неинтересным.

Попробуйте смоделировать ролевую игру о походе в магазин с ребенком. При этом вовлекать ребенка во все процессы: подготовка, выбор товара, покупка и продажа, размещение ценников. Необязательно использовать реальные деньги. Психологи утверждают, что именно превращение предметов в нечто иное отлично развивает воображение крохи.

  • Возраст младших групп в детском саду (3-4 года). За это время особой популярностью у взрослых детей становятся детские ролевые игры. С их помощью ребенку легче находить общий язык со сверстниками, легче адаптируется к новой среде.

При этом ребенок пробует новые образы, фантазирует и находит для себя что-то новое и интересное. В этом возрасте детям интересно играть в «больницу», «семью».

Я уже умею самостоятельно распределять роли. Отслеживая поведение детей во время игры, вы можете точно определить лидерские качества детей или их отсутствие и со временем скорректировать процессы обучения.

Материал из ролевой игры «Детский сад» (старшая группа) по теме

  • Дошкольный возраст (5-6 лет). Здесь ролевые игры для детей становятся более детализированными, развитыми, и именно дети вносят свои предложения по их развитию. В этом возрасте у детей уже достаточно навыков и умений, чтобы воплотить в жизнь сюжет любимой сказки.

В этот возрастной период дети начинают говорить более сложные диалоги. При этом родители, наблюдая или участвуя в сюжетной ролевой игре, продолжают внимательно следить за своим ребенком.

Что еще почитать:  Конспект НОД в младшей группе (с 3-4 лет) «Здравствуй, Матрешка»

При этом ребенок показывает свой взгляд на окружающий мир, а внимательный родитель всегда корректирует его поведение.

Мамам и папам следует помнить, что для них ролевые игры с ребенком – это своего рода образовательный процесс. Поэтому не следует игнорировать свое, пусть даже косвенное, участие в этом процессе.

 

1. Какие отношения дети отражают в своей ролевой игре?

Основным видом деятельности дошкольников является игра, в ходе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплина, ловкость и так далее. Кроме того, игра – своеобразный способ усвоения социального опыта, характерный для дошкольного возраста.

Особое место занимают игры, созданные самими детьми – их называют творческими или сюжетными ролевыми играми. В этих играх дошкольники исполняют роли всего, что они видят вокруг себя во взрослой жизни и деятельности. Творческая игра более полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Игра – это отражение жизни. Здесь все «как бы», «фальшивка», но в этой условной среде, которая создается детской фантазией, присутствует многое: действия игроков всегда реальны, их чувства, переживания искренние, искренние. Ребенок знает, что кукла и медведь – всего лишь игрушки, но любит их как живые, понимает, что он не «хороший» летчик или матрос, но чувствует себя храбрым пилотом, храбрым моряком, который умеет не боится опасности, искренне гордится своей победой. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует реальность, он сочетает разные жизненные впечатления с личным опытом.

В игре дети отражают отношения между учителем и учениками.

Тема игры – феномен жизни, который будет представлен: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает разные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития воображения. Таким образом, на одну и ту же тему можно создавать разные истории. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (учитель, капитан, водитель) или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей сказок. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки – матери, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Точно так же в роли летчика или космонавта характеристики героя сочетаются с характеристиками ребенка, который его изображает. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но образы в игре всегда индивидуальны.

Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой опыта ребенка. Он чувствует необходимость отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с чувствами, которые он испытывает к близким, и необычные события, которые привлекают его своей новизной.

Задача воспитателя – помочь ребенку выбрать из массы впечатлений жизни самые яркие, те, которые могут послужить сюжетом хорошей игры. Опыт лучших учителей убеждает нас, что единственный правильный способ управлять игрой – вызвать интерес к тому или иному жизненному событию, повлиять на воображение и чувства детей. Чтобы сделать интересную игру, детям недостаточно просто увидеть, как они строят дом, перевозят товары, шьют одежду и так далее. В результате игра будет дрянной и без содержания. Необходимо глубоко взволновать детей жизненными событиями, трудовыми делами людей, чтобы они захотели им подражать, экспериментировать с ними. Книга, картина, фильм, кукольный театр помогают выполнить эту задачу.

Очки оказывают сильное влияние на игры, особенно на телевидение, которое стало частью повседневной жизни каждой семьи. Сериалы предоставляют интересный материал для игр. Многие игры возникают под воздействием специальных детских программ, а также программ о событиях, которыми живет вся наша страна. Дети дошкольного возраста, как и взрослые, с увлечением смотрят программы, посвященные космическим полетам, с живым интересом расспрашивают о подвигах космонавтов. Как и взрослые, маленькие горожане гордятся достижениями наших спортсменов, стараются имитировать их в своих играх. Педагог поддерживает эти игры, помогает их развивать.

Что еще почитать:  Дидактические игры по цветоведению в работе с дошкольниками

Основываясь на интересах детей, их представлениях, педагог руководит выбором игры. Используя различные техники, напомните детям, что они видели и читали. Для детей, например, важно визуальное напоминание: игрушки: игрушечное пианино предлагает урок музыки, игрушечные животные напоминают знакомую сказку. Иногда, чтобы дать детям представление об игре, можно показать им кукольный спектакль или театр. Повторяя постановку, мальчики, по сути, повторяют это снова, сочетая то, что показано, с их личным опытом: например, доктор Айболит лечит не животных, а кукол, больных гриппом.

Маленькие дети обычно начинают играть, не задумываясь о цели игры и ее содержании. Однако практика показывает, что уже на четвертом году жизни дошкольники могут выбрать тему игры и поставить конкретную цель. Перед началом игры учитель спрашивает: «Во что ты будешь играть? Что будешь строить? Куда поедешь поездом? Кем ты будешь? Какие игрушки тебе понадобятся?» Эти вопросы заставляют детей задуматься и наметить основную сюжетную линию, которая может измениться в будущем. Постепенно игра становится все более целенаправленной, содержательной, интересной. В более старшем дошкольном возрасте больший игровой опыт, более развитое воображение помогают детям самим придумывать разные интересные истории. Педагогу просто нужно словесное напоминание об экскурсии, книге, фильме, чтобы родилась идея новой хорошей игры. Важным стимулом для игры также является беседа, раскрывающая смысл увиденного и прочитанного, характеры персонажей, их переживания. Если вам удастся увлечь детей сюжетом, игра получится естественной даже без подсказки учителя. Но учитель также может посоветовать детям предмет игры, если он знает, что это заинтересует их.

Если в младших группах важно только научить детей осознанно выбирать игру, то со старшими дошкольниками необходимо вместе обсудить не только тему игры, но и в общих чертах наметить план развития сюжета, определить деятельность каждого из игроков. Конечно, план игры может быть только ориентировочным, по мере развития сюжета вводится много нового, но фантастика

Чем полезны игры

Материал из ролевой игры «Детский сад» (старшая группа) по теме

В игре ребенок использует для себя роль: реальный человек, определенную профессию, социальный статус, сказку или мультипликационный персонаж. Это позволяет ему взять на себя новую модель поведения, почувствовать эмоции героя, сыграть роль взрослого, специалиста. Параллельно разрабатываются:

• речь, словарный запас;

• творческое и творческое мышление;

• воображение, фантазия;

• интеллект;

• эмоциональное восприятие.

Игра имитирует определенный сюжет – ситуацию, в которой оказываются герои. Например, врач лечит пациента. При этом ребенок имитирует привычное ему по фильмам и реальной жизни поведение врача, а пациент пробует любую роль: от капризного ребенка до отважного героя. Чтобы получить больше удовольствия, вы можете заказать набор врача, с которым ролевая игра станет разнообразнее. Ребенок сможет измерить температуру, сделать операцию, послушать дыхание.

Когда характер ребенка находится в разных ситуациях, это формирует характеристики его личности. Вот почему иногда стоит присоединиться к этим играм взрослым. Мама или папа могут отредактировать сюжетную линию, чтобы увидеть, как ребенок будет себя вести. Например, изображение рассерженного покупателя на кассе. Ребенок ругается в ответ или извиняется и избегает конфликта. Это раскроет черты его характера. И родители будут знать, что лучше всего изменить в образовании, если это не лучшие качества.

Повествовательные игры необходимы для социального и личностного роста. В ходе различных ситуаций ребенок учится контролировать себя, свои эмоции, находить выходы из нетипичных или сложных ситуаций. Также он расширяет словарный запас, учится овладевать интонацией, становится более общительным, не боится выступать на публике. Что ему поможет, когда он станет школьником.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: