Большинство родителей понимают, что их ребенку нужна консультация логопеда при подготовке к школе. В этом возрасте дети начинают подготовку к овладению навыками чтения и письма. Для этого нужен фундамент – грамотная речь. Уроки становятся более трудными, и некоторым детям приходится нелегко на этом этапе.
Развитие занятости
Нормы развития детской речи в возрасте от 5 до 6 лет
Чтобы определить, есть ли у дошкольника задержка речевого развития, необходимо знать, что в пять-шесть лет это норма:
- ребенок общается подробными предложениями, используя мимику и жесты;
- использовать в речи обобщающие слова;
- правильно использовать числа, наречия, местоимения, союзы, частицы;
- дошкольник учится использовать партисипативные и наречные предложения;
- большой словарный запас;
- овладеть навыками словообразования (например, уменьшительно-ласкательные формы слова);
- звуковое произношение практически сформировано;
- структура слога полностью сформирована;
- дошкольник может составить небольшое описание рассказа по картинке.
Примечание! В возрастном периоде 5-6 лет детская речь уже максимально приближена к взрослой.
Ошибки возникают, если ребенок говорит о незнакомом явлении или использует новое слово. Сторона, издающая звук, практически полностью сформирована: на пятом курсе могут быть нарушения произношения звуковых звуков – П и Л.
В этом возрасте дошкольник умеет использовать интонацию, поэтому с детьми ставятся театральные постановки. В шесть лет уже хорошо помнит стихи, умеет рассказывать рассказы. Уровень речевого развития детей зависит от того, какие усилия прилагают взрослые для воспитания ребенка.
Чтение
Симптомы задержки речевого развития в 5-6 лет
- Если к шестому году дошкольник общается простыми словами , а не фразами. Произношение большинства звуков нарушено
- Взрослые плохо понимают детскую речь, она невыразительна, ребенок плохо запоминает стихи и рассказывает короткие тексты.
- Словарь состоит в основном из существительных, прилагательных, а глаголов встречается в меньшем количестве. Опускаются предлоги и союзы.
- Если взрослые заметили вышеперечисленные признаки, нужно записаться на прием логопеда.
Примечание! У детей с нарушениями речи пассивный словарный запас значительно превышает активный. Однако он может использовать некоторые слова неточно.
Самостоятельная диагностика задержки развития речи
Родители могут самостоятельно определить, все ли в порядке с речью их детей в 5 лет. Чтобы проверить словарный запас, вы можете предложить следующие занятия:
- спросите, что делает конкретный человек, как действует объект. Например, «Что делает корабль?» (поплавки). “Что делает дедушка?” (роет грядку);
- просят назвать противоположные действия, например «сидит – встает, открыто – закрыто» или противоположные знаки, например «легкое – тяжелое, мягкое – твердое»;
- предложите назвать детенышей животных, например: «У кого есть козленок? Мальчик. У кого есть медвежонок? Медведь. У кого теленок? Корова. У кого Жеребенок? Лошадь и так далее;
- проверьте, знает ли он основные цвета и оттенки, формы предметов (треугольные, круглые, квадратные, овальные, прямоугольные, многоугольные);
- проверьте, может ли он описать объект, например, «Какой стул? Мягкий, из дерева, коричневый, на металлических ножках»;
- предложите получить предмет, который находится под коробкой, на коробке, над коробкой, под коробкой, перед коробкой, за коробкой, в коробке, между коробками, чтобы определить правильное использование предлогов.
- образует множественное число от слова, например «Это нога, а это… ноги. Это окно, а это .. окна. Это воробей, а это . воробьи»;
- откажитесь от существительного: «Что это?Книга Нет что? Книги. Что удалили? Книгу. О чем мы говорим? О книге»;
- он меняет слово, чтобы использовать его по-другому: «Сын пришел в парк. Как ты можешь так сказать о своей дочери? Моя дочь пришла в парк ». Поместите картинки перед ребенком (желтая груша, желтый цыпленок, желтое солнце, желтые бусы) и попросите их назвать их.
- Взрослый описывает предмет, а дошкольник должен назвать его.
- Необходимо проверить выразительность речи: попросить произносить предложения с разной интонацией и тоном голоса.
- Ребенку показывают картинку и просят описать, что на ней изображено. Если возникают затруднения, взрослый задает наводящие вопросы. Во время рассказа необходимо обращать внимание на состав предложения, лексику и общую выразительность речи
Развиваем речь:
Чтобы проверить построение предложений, вы должны предложить ребенку закончить предложение, используя сюжетное изображение: «Девушка . поливает цветы», где мама или папа произносят только первое слово. Кроме того, вы можете задать важные вопросы, чтобы сделать предложение более полным: «Какие цветы? Где вода? Почему вы поливаете?»
Когда проверяется, не страдает ли структура слов у детей, их просят повторить сложные слова, такие как йогурт, академия, оператор станка, клуб, потолок, фармацевт. Попросите ребенка повторить слово несколько раз подряд, чтобы проверить, переставляет ли он слоги, пропускает или заменяет слоги и буквы в слогах.
Информация для родителей
Взрослые для детей – образец для подражания и источник знаний. Поэтому родителям важно активно участвовать в развитии ребенка и следовать всем рекомендациям воспитателей.
Логопед проводит обследование в детском саду и подбирает группу детей, с которыми будет проводить коррекцию. Но не ждите, пока вашего ребенка зачислят в классы. Родители должны уметь самостоятельно диагностировать его речевое развитие.
В более позднем дошкольном возрасте некоторые ошибки являются нормальным явлением, потому что к шести годам не все дети сразу усваивают много информации. Но с помощью дидактических игр можно справиться с языковыми ошибками. Такие упражнения также будут полезны детям с развитием, которое соответствует норме.
Как развивать речь у ребенка 5 лет
Необходимо в игровой форме проделывать следующие упражнения:
|
Игрушка – кукла, неваляшка, мяч, кубик…
Холодный – горячий, быстро -медленно
|
|
Жидкость -вода, молоко, чай, какао
Животное- лапы, хвост, усы… |
|
Лягушка -зеленая, живет в болоте, квакает |
|
Мальчик-мальчики
Мальчику, о мальчике, с мальчиком, от мальчика |
|
Снег, зима, белый, выпал. (Зимой выпал белый снег) |
|
Без труда, не вытащить рыбку из пруда. ( Нужно потрудиться, чтобы получить хороший результат) |
|
Подобрать четверостишия и изучать их . |
Урок развития языка
Важно! Когда рассказываете сказку, стихотворение, следите за выразительностью речи и четкостью произношения звуков.
Артикуляционная гимнастика на звук П
Разговор об окружающем мире во время прогулки благотворно влияет на языковое развитие; разговор с ребенком о том, как прошел его день и другие интересующие его темы.
Популярны онлайн-развивающие игры: в этом случае взрослым не нужно готовить наглядный материал и придумывать упражнение. Но нужно следить за тем, чтобы время, проведенное за компьютером, не превышало 10 минут. Лучше чередовать информатику и устные упражнения.
Упражнения и задания
Основными упражнениями и задачами, которые нужно выполнять дома каждый день для активного развития связной речи, являются:
Артикуляционная гимнастика
- Ешьте варенье. Необходимо представить, что после съеденного коржа на губах остается варенье, которое нужно лизнуть. Язычком аккуратно слизывайте варенье с нижней и верхней губ.
- Лопатчатый язык. Необходимо представить, что язычок – это лопата, которая должна как можно дольше лежать на опоре (нижней губе). Растягиваем язык, кладя его на нижнюю губу и задерживая в таком положении 10-15 секунд.
- Игольчатый язык. Необходимо представить, что язычок – это тонкая игла, которую нужно держать за балдахин. Мы протягиваем язык, пытаясь его сузить, и стараемся удерживать 10-15 секунд.
- Я лошадь. Ребенку нужно представить себя лошадью, которая бьет копытом и щелкает языком. Ступаем по очереди на правую и левую ступни, шумя языком.
Эти упражнения лучше выполнять не более 5-7 минут и повторять дважды в день.
с детьми веселее делать совместные упражнения, смотреть картинки и читать детские стихи.
Пальчиковые игры
- Котенок. Обе ладони сжаты в кулаки и лежат на ровной поверхности. Необходимо одновременно распрямить пальцы на обеих ручках, плотно прижавшись к столу. Упражнение следует повторить 4-5 раз. После нескольких занятий задача может усложняться: сначала пальцы одной руки разгибаются, потом сжимаются, а на другой разгибаются.
- Угощаем кошку молоком. Ладони подобны собиранию молока.
- Кролик. Пальцы имитируют кроличьи уши, пальцы бегают по столу, сжав кулаки, кулак в кулак.
- Собака. Указательный палец показывает собачий хвост, пальцы сжаты в кулак, большой палец поднимается вверх, пальцы разбегаются.
Использование пальцевых игр с параллельной практикой рифмования может дать неплохие результаты, так как существует сильная связь между человеческой рукой и языковым центром мозга. Ребенок легко и эмоционально воспринимает информацию и без проблем воспроизводит ее в будущем.