API_1defendedtxt.6

API_1defendedtxt.6

Советы для родителей, помогающих малышу быстрее начать говорить

Многие родители хотели бы научить своего ребёнка говорить как можно раньше

Конечно, все родители не могут дождаться первых речевых звуков своего ребенка. Однако некоторые решили не просто ждать, а активно способствовать развитию речи своего ребенка с самого раннего возраста. Какие методы и упражнения будут наиболее эффективны? Что нужно учесть маме и папе?

Самые первые упражнения в младенческом возрасте

Стимулировать развитие речи ребенка можно уже в младенческом возрасте – в так называемый доречевой период. Малыш получает всю информацию о мире через органы чувств – это и является мотивацией для первых слов. Соответственно, взрослые должны развивать тактильные, слуховые и зрительные анализаторы у ребенка.

Таким образом, первоначально необходимо окружать младенца привлекательными разноцветными предметами, включая погремушки, игрушки с разной фактурой. Позвольте ребенку с удивлением рассматривать их, исследовать ручками.

Младенец удивлённо смотрит на яркие подвесные игрушки

С самого рождения необходимо развивать у малыша зрительный, слуховой и тактильный анализаторы

Однако главным фактором успеха является постоянное эмоциональное общение ребенка с родителями. Важно, чтобы мама (ведь она проводит с крохой больше всего времени) всегда разговаривала с малышом.

Точно так же, как ребенок не сможет научиться плавать, пока не окажется в ванне или бассейне, он не научится говорить, если не будет слышать живую речь вокруг себя. К тому же, начинать вести беседы с малышом необходимо еще во время беременности.

Некоторые женщины, даже довольно разговорчивые, могут быть смущены: о чем беседовать с грудничком (ведь он еще не может отвечать). Конечно, ласкать ребенка и снова и снова восхищаться его прекрасностью могут все. Но для того, чтобы ребенок овладел родным языком, ему необходимо регулярно слышать более содержательные и разнообразные разговоры. Таким образом, варианты общения могут быть следующие:

  1. Комментировать все свои действия («сейчас я тебя переодену», «давай пойдем купаться» и т.д.), рассказывать ему о планах на ближайшее время («сейчас я пойду погладить твои распашонки»), во время прогулки обсуждать окружающую среду (например, описать проходящую мимо собаку), а дома — домашних питомцев. При этом фразы не должны быть слишком “сухими” – нужно использовать больше прилагательных.
  2. Часто поинтересоваться у ребёнка, какую пижаму он предпочитает надеть после вечернего купания («пожалуй, выберем эту, она тебе подойдёт»).

Мама разговаривает с младенцем

Чтобы удержать внимание ребенка, мама должна часто задавать вопросы и самостоятельно на них отвечать.

Мама читает грудничку книгу и показывает картинки

Для развития ребенка необходимо читать ему книги с яркими картинками, чтобы он мог услышать живую образную речь.

Мама укачивает грудничка и поёт ему колыбельную

С целью развития речи рекомендуется петь колыбельные песни и рассказывать потешки малышу.

При общении с ребенком необходимо избегать сокращений, намеренного искажения слов и постоянного использования уменьшительно-ласкательных суффиксов (например, вместо “машинка” или “машина” говорить “машинка” или “машиночка”).

Во время общения с малышом важно чаще смотреть ему в лицо, следить за его реакцией. Когда мама называет какой-либо предмет, полезно показать его или хотя бы показать соответствующую картинку – так ребенок научится связывать слово с образом.

Что еще почитать:  Ребенок не умеет правильно реагировать на критику Научите его_1

Плакат с изображением различных живых существ

Рекомендуется иметь набор картинок и плакатов, на которых изображены различные предметы, животные, растения и т.д.

При занятиях с грудным ребенком, речевые упражнения можно дополнить массажем кистей и пальцев рук (ведь, как известно, развитие речи ребенка тесно связано с развитием мелкой моторики его пальчиков). Также мелкую моторику можно развивать с помощью простых игр, например, можно положить игрушку в глубокую тарелку с мукой и предложить ребенку найти ее.

Читайте также: Игры для детей от 1 до 3 лет.

Видео: стимуляция развития речи от рождения до года

Занятия с ребенком после года

При занятиях по развитию речи с годовалым ребенком можно использовать те же приемы, но усложнять их. Так, во время разговора ребенок уже должен самостоятельно отвечать маме (хотя бы отдельными слогами, пока не появятся слова). Мама, ihrerseits, стимулирует его многократно повторять сказанное – такое занятие обычно очень интересно для маленьких детей (хотя отдельные карапузы могут отказываться делать это из упрямства – с ними не нужно слишком усердствовать в повторениях).

Мама разговаривает с годовалым малышом, оба лежат на полу и смотрят друг на друга

Малыш, которому исполнился год, уже должен начинать отвечать на вопросы мамы, даже если это будет с помощью слогов.

Во время чтения книг мама активно обсуждает с малышом иллюстрации, задает ему вопросы о содержании картинок. Когда взрослые комментируют что-либо с ребенком, они часто используют только существительные. Однако важно, чтобы ребенок слышал как можно больше глаголов, так как это поможет ему в дальнейшем строить предложения (не только “посмотри, тут машинка”, а “машина мчится” или не только “глянь, солнышко”, а “светит солнышко”). Также важно учить ребенка различать признаки предметов. Кроме того, в речи нужно использовать противопоставления (например, “этот гриб на картинке большой, а этот маленький”), так как это развивает словарный запас ребенка и логическое мышление.

Мама с годовалой дочкой рассматривают книгу

Во время чтения книги ребёнку, мама уже активно обсуждает с ним иллюстрации, используя при этом разные части речи.

Когда ребёнок просит что-то у взрослого, не нужно просто реагировать на вытянутую руку или указывающий палец (взрослый делает вид, что не понимает язык жестов). Нужно побуждать малыша сказать «дай» (постепенно задача будет усложняться — он должен произнести «мама, дай мяч»).

Девочка указывает на что-то пальчиком, смотрит на маму и говорит

Важно не просто реагировать на протянутую руку или пальчик ребенка, а требуется, чтобы он сопроводил свою просьбу словами.

После года занятия по развитию мелкой моторики становятся более сложными. Например, массаж пальчиков рук можно заменить интересной пальчиковой гимнастикой, а также игрой в “Ладушки”, которая знакома всем. Прикосновение к ладошкам и кончикам пальцев ребенка не только развлекает его, но и активизирует работу речевых рецепторов. В качестве текстовой основы можно использовать не только известный текст (“Ладушки-ладушки, где были? У бабушки…”), но и любое детское стихотворение. Малыш должен завершить конец знакомой фразы (например, стихотворения Агнии Барто “Мишка” или “Бычок”).

Что еще почитать:  Преодолеваем кризис трёх лет у малыша

Мама, лёжа на кровати, играет с ребёнком в Ладушки

Вместо массажа кистей и пальчиков можно проводить игры в «Ладушки» и другие пальчиковые игры.

Список: варианты пальчиковых игр с годовалым ребёнком

Сила слов Действия с пальцами
«Сорока-ворона»
Птица сорока-ворона
Готовила кашу,
И кормила детей
Мы поглаживаем по ладони ребенка
Этому позволила, Сгибаем большой палец
Этому позволила, Сгибаем указательный палец
Этому позволила, Сгибаем средний палец
Этому позволила, Сгибаем безымянный палец
А этому не позволила: Указываем на мизинец
«Малыш, малыш, не хорош!
Ты не принес водички.
Уходи, пойди!»
Постукиваем по мизинцу
«Семейка»
Этот палец — дедушка, Сгибаем большой палец
Этот палец — бабушка, Сгибаем указательный палец
Этот палец — папа, Сгибаем средний палец
Этот палец — мама, Сгибаем безымянный палец
Этот палец — я, Сгибаем мизинец
Вот и вся наша семья. Трясем получившимся кулачком
«Палец, палец, где ты был?»
Палец, палец, где ты был? Показываем большой палец
С этим братом ходил в лес,
С этим братом готовил щи,
С этим братом ел кашу,
С этим братом пел песни,
Делаем массаж каждого пальца по очереди
Пел песни и играл,
И всех братьев развлекал.
Хлопаем в ладоши

Для развития мелкой моторики рекомендуется чаще предлагать малышу возможность заниматься манипуляциями с небольшими предметами, такими как пластилин, соленое тесто и другие. Однако, важно обеспечить присутствие взрослого, чтобы избежать возможности, что ребенок может положить что-то в нос или рот.

Годовалый малыш, сидя за детским столиком, занимается с пластилином

Для развития мелкой моторики можно предложить малышу использовать пластилин и заниматься манипуляциями с крупой и небольшими предметами.

Что касается словесных игр, то можно использовать уже знакомые варианты, например, игру «Что это?», где нужно называть указанные предметы, или игру «Кто как кричит», а также игру «Съедобное-несъедобное». Однако, важно, чтобы ребёнок уже был активным участником речевой ситуации и мог отвечать самостоятельно, даже если это будут простые звуки или слоги, поскольку слова появятся позже.

Кроме того, можно предложить новые речевые игры:

  1. «Исправь ошибку». Мама может обсудить с ребёнком, какие звуки произносит то или иное животное, и специально сделать ошибку. Например, сказать, что кошка говорит «Ква-ква». В этом случае малыш должен исправить взрослого. Такая игра не только позволит ребёнку проявить свои знания, но и поможет ему учить родителя.

Читайте еще: Где отметить Новый год с ребенком (если малышу всего 1-2 года)

  • «Кто скрывается в сумке». В небольшую сумку мама складывает несколько игрушек-животных, вытаскивает их по одной и просит ребенка назвать животное. Ребенок также может доставать предметы, что помогает развивать мелкую моторику.
  • «Как звучит». Развитие речи можно стимулировать, озвучивая окружающий мир. Ведь для практически любого предмета или действия можно придумать свой звук. Так, мама задает вопросы сыну или дочке: «Как капает дождь?», «Как стучат ножки?, «Как звенит колокольчик?». Малыш отвечает, используя отдельные слоги (например, «ка» вместо «кап», «то» вместо «топ»), а затем учатся произносить слова.
  • Что еще почитать:  Зимние прогулки с малышом Что необходимо знать мамочке_1

    Читайте также: Нужны ли ребенку прыгунки и ходунки?

    Для развития звукоподражаний можно использовать забавные стихи, в которых ребенок озвучивает последнее слово каждой строки:

    • Как мы пойдем гулять? Вперед!
      Как закроем дверь? Хлоп!
      Кошка прыгает с крыльца: Прыг!
      Воробьи: Чик-чирик!
      Кошка рада птицам: Мурр!
      Воробьи взлетели: Фурр!
      Дальше ножками: Вперед!
      И теперь через калитку: Хлоп!
      Как шумит трава? Ш-ш-ш!
      Кто шныряет в траве? Мышь!
      На цветке пчела: Жу-жу!
      Ветер листьями: Шу-шу!
      Речка струями: Трень-брень!
      Приветствую, яркий летний день!
    • На лугу пасется корова: Му-у, му-у.
      Полосатый шмель летит: З-з-з, з-з-з.
      Летний ветерок дует: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
      Колокольчик звенит: Динь, динь, динь.
      Кузнечик щебечет в траве: Тр-р-р, тц-с-с.
      Ёж бежит: Пх-пх-пх.
      Маленькая птичка поет: Тиль-ль, тиль-ль.
      И сердитый жук жужжит: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

    После года можно начинать заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой. Однако чтобы упражнения не казались скучными, нужно использовать воображение:

    • задуть свечу;
    • дуть в игрушечную дудочку;
    • дуть через соломинку в кружку с водой: бульканье порадует ребенка;
    • надувать мыльные пузыри;
    • дуть на кусочек ваты на ладошке, привязанную к нитке бумажную бабочку, на маленькие клочки салфетки на тарелочке;
    • покривляться перед зеркалом: показать язык, как обезьянка, вытянуть губы трубочкой (хобот слоника);
    • поцокать язычком, как лошадка;
    • представить, что на губах варенье и облизать их.

    Маленькая девочка дует в стакан через соломинку

    Артикуляционная гимнастика для маленького ребёнка должна быть интересной и увлекательной

    Видео: занятия для развития речи с годовалым малышом

    Общие рекомендации, которые помогут произнести первые слова

    Занимаясь с ребёнком развитием речи, родители должны учитывать следующие полезные советы:

    1. Убрать пустышку. Сосание мешает правильному развитию артикуляционного аппарата.
    2. Все занятия должны быть интересными, проводиться в форме игры. Например, мама показывает годовалому малышу карточки с изображением животных (нужно будет произносить их названия). Можно предварительно поиграть с ними, например, спрятать под подушку, чтобы ребёнок видел это, и предложить найти комплект.
    3. Стараться ограждать кроху от телевизора. Человеческая речь не должна превращаться в фон по сравнению с ним.
    4. Взрослый должен проявлять искренний интерес ко всему, чем он занимается с ребёнком. Например, необходимо не просто читать детскую книжку с безразличным выражением лица, а показывать живые эмоции, удивление, радость, даже испуг. То же самое относится и к пальчиковой гимнастике и речевым играм. Каждый ответ ребенка должен вызывать у родителя восхищение, множество положительных эмоций, чтобы поощрить дальнейшие достижения малыша.

    Ребёнок с соской во рту

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Расти_играя
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: