Песочная терапия – шанс испытать короткое существование
Песок – это любимое занятие наших детей. Они с удовольствием играют с ним, лепят куличики и замки. Мы, родители, наблюдая за их игрой, даже не подозреваем, что они таким образом расслабляются, избавляются от страхов и находят внутреннее равновесие. Исследования показывают, что песок имеет лечебные свойства и способен восстанавливать нервную систему детей. Психологи называют этот метод “песочная терапия”. Она помогает детям справиться с различными нервными расстройствами и развивает их творческий потенциал. Так что давайте не только позволим нашим детям играть с песком, но и посмотрим на это как на форму лечения.
Что такое песочная терапия
Давайте вспомним, как мы проводим время на пляже. Когда мы только приходим туда, мы ставим босую ногу на желтый песок и внимательно рассматриваем след, который оставляем среди миллиардов мельчайших зерен песка. Мы, будто говорим миру: “Я существую! Я здесь!” – мы наслаждаемся приятным теплом песка, впитывая его в каждую клеточку. Мы чувствуем себя неотъемлемой частью окружающего нас мира, сливаясь с ним и растворяясь в нем. Вам знакомы такие ощущения? Вероятно, большинству из нас – да.
А потом мы добавляем воду к песку. Мы строим песчаные замки, дороги, колодцы, туннели. Мы закапываем и откапываем руки и ноги – свои и чужие. И при этом мы даже не задумываемся, что таким образом очищаем свои мысли. Мы закапываем в песок негативные мысли и откапываем уже ясные и просветленные.
В основе этих действий лежит отражение нашей собственной психической истории, того, что происходит внутри нас. Многие замечают, что после проведенного времени на берегу водоема, после сидения на его мягком песчаном берегу, душа становится легче, спокойнее.
Этот песок, вместе с другими природными составляющими, помогает нам снять напряжение, восстановить гармонию, достичь равновесия.
Песок обладает пластичностью и текучестью. Он способен сохранять заданную форму, не потеряв ее. В этом заключается основная особенность песка как материи и как материала для творчества и самореализации.
Песчинки могут касаться каждой клеточки вашей кожи и приносить ей удовольствие, а также оказывать воздействие на отдельные нервные окончания (например, на пальцах рук или на ступнях). Песок может быть сухим, мягким и податливым. Песок может быть влажным, пластичным и послушным.
Песочные возможности – это то, что использовали детские психологи. Именно песочница и песочная терапия стали методом психотерапии в рамках аналитической психологии. Первыми песочницу с миниатюрными фигурками использовали детские психотерапевты в 1929 году. Ученица одной из них, Дора Кальфф, дополнила и обобщила опыт своей наставницы и стала основательницей «Техники построения мира», которая базируется на «построении свободного и защищенного пространства».
Песочная терапия для детей: психологическая помощь
Не всегда мы, взрослые, можем передать словами то, что чувствуем, то, что заполняет наши мысли и иногда не дает нам покоя и сна. А что же делать нашим малышам, которые находятся в периоде развития или только учатся общаться через устную речь? Как они могут выразить свои переживания?
Ведь они, так же, как и мы, испытывают радость и грусть, эмоциональные взлеты и одиночество, уверенность в себе или, наоборот, беспомощность и страх. Все это нужно как-то освободить. И вот здесь песок может стать надежным помощником. Все образы, живущие внутри сознания малыша, становятся видимыми и осязаемыми во время игры с песком. Зачем это нужно ребенку?
Узнайте также: Грипп у маленьких детей и его профилактика.
Крохе нужен отдых от психологических нагрузок, которые непременно возникают в процессе ее развития и становления как личности. Все ее переживания, все образы, которые остаются в подсознании, могут материализоваться в ее песочном мире. И самое главное, что они становятся управляемыми и подконтрольными для маленького творца. На практике это выглядит таким образом.
Например, ребенок боится собак или темноты. Во время сеанса песочной терапии она изображает свои страхи так, как видит их, а затем, в процессе игры, сражается с ними и, конечно же, побеждает. Эта победа остается в ее подсознании, что помогает ей справиться со своими страхами и в реальной жизни. Таким образом, через игру и творчество можно решать любые жизненные ситуации ребенка.
В ходе проведения песочной терапии ребенок погружается в мир своих фантазий и живет свою собственную уникальную жизнь. В этом мире нет запретов и ограничений, и ребенок может по-настоящему ощутить, что значит быть свободным. Он может свободно мыслить, свободно действовать и свободно делать выбор.
Кому может понадобиться песочная терапия для детей
Ответ на вопрос: «Какие дети нуждаются в песочной терапии?» – может быть следующим: «Все!»
Ритм современной жизни таков, что дети дошкольного возраста часто сталкиваются с огромным объемом информации. Именно поэтому многие дети начинают говорить только к трём или четырём годам. Их нервная система просто не готова полностью обрабатывать огромный поток новой информации, который поступает в сознание ребенка извне.
Гиперактивность у детей, синдром дефицита внимания и аутизм – все эти проблемы в психическом развитии могут быть успешно лечены с помощью песочной терапии. Терапия песком также рекомендуется для детей, страдающих от страхов и навязчивых состояний, а также для тех, кто имеет проблемы во взаимоотношениях с окружающими. Кроме того, после активного дня ребенку всегда полезно успокоиться перед сном, упорядочить свои мысли и чувства.
Когда ребенок ощущает себя творцом своего собственного мира, он всегда будет стремиться сделать его лучше, светлее и уютнее. При этом, если взрослые не оценивают и не критикуют его действия, у ребенка повышается самооценка, он становится более самостоятельным и ответственным в реальной жизни.
Что необходимо для занятий песочной терапией
Вы думаете, что для того чтобы заниматься песочной терапией, обязательно нужно ходить в кабинет психолога? Вы глубоко ошибаетесь! Для проведения занятий подойдет любое место, где есть песок – это может быть пляж, детская песочница, куча песка, привезенная на дачу для строительных работ, или даже небольшой ящик с песком, который можно иметь прямо у себя в квартире. Главное, чтобы ваш ребенок чувствовал себя комфортно во время занятий.
Коробочка для психологической песочницы
Хотелось бы уделить немного внимания коробочке (или ящичку, или подносу) для проведения песочной терапии в домашних условиях. Важно, чтобы внутренняя часть была окрашена в голубой цвет. Голубой – это цвет неба, цвет воды. Он имеет успокаивающее действие на психику ребенка и создает идеальный фон для песочных игр. Что касается размеров коробочки, наиболее оптимальными считаются – 70х50х8 см. И ее следует заполнять песком ровно наполовину.
Песок для сеансов песочной терапии
Если вы хотите проводить сеансы песочной терапии дома, то песок можно приобрести. Он уже будет готов для творчества. Альтернативно, вы можете принести песок с пляжа. В таком случае, вам потребуется просеять его, промыть и высушить. Кроме того, рекомендуется прокалить песок в духовке после полного высыхания для дезинфекции. Ведь ваш ребенок будет работать с ним.
Было бы здорово иметь несколько видов песка в вашем арсенале. Мелкий речной песок подойдет для использования в сухом виде – он мягкий и сыпучий. Вы можете купить его в любом строительном магазине. Он также доступен в разных цветах, что будет интересно вашему ребенку. Если ваш малыш собирается лепить из песка с использованием воды, ему понадобится крупный морской песок. Он лучше сохраняет форму и легче отлепляется от формочек.
Читайте также: Беременность и базальная температура.
Занятия песочной терапией: что нужно?
Для проведения занятий песочной терапией необходимы несколько вещей. Во-первых, вам понадобится вода. Во-вторых, вам понадобятся предметы, которые символизируют реальный мир.
Желательно, чтобы у маленького творца были в распоряжении люди разных возрастов и профессий – строители, водители, спортсмены, космонавты, врачи, пожарные, милиционеры и так далее. Кроме того, важно, чтобы были представлены все члены семьи – мамы, папы, бабушки, дедушки, дети разных возрастов. Не исключайте также фантастических персонажей, таких как тролли, гномы, эльфы, колдуны, драконы, боги, ангелы и тому подобное.
Фигурки должны представлять различных животных – диких, домашних, доисторических, фантастических и мультяшных. Вам понадобятся фигурки рыб, крабов, моллюсков, морских коньков, осьминогов, китов, моржей и тому подобное. Не забудьте также о существах из морских глубин, о которых рассказывают легенды и сказки.
У ребенка должны быть разные домики: как маленькие, так и большие. В эту коллекцию также входят палатки, шатры, пещеры и городские здания. Добавьте к ним разные предметы интерьера и мебелью.
Все, что мы используем в повседневной жизни для приготовления и употребления пищи (кастрюли, сковородки, тарелки, ножи, вилки и т.д.). И, конечно же, сама еда (фрукты, овощи, мясо, хлеб, крупы).
Деревья, цветы, травы. Их можно использовать как игрушки или создать свою собственную коллекцию сухих растений.
Все, на чем мы ездим, плаваем или летаем. Автомобили разных видов, ракеты, самолеты, корабли, велосипеды…
Также это могут быть мосты, виадуки, заборы, ворота, водонапорные башни, телевизионные вышки и т.д.
Камешки, различные минералы, семена, каштаны, желуди, перья, ракушки…
Список игрушек для вашего ребенка может быть бесконечным. Он зависит от его интересов и темперамента. Малыш может играть с монетами, болтиками, лоскутками ткани, зеркальцами, пуговицами, бусинами и другими предметами. Обычно, когда ему чего-то не хватает для создания своего мира, ребенок просит это в процессе игры.
Все готово для сеанса песочной терапии? Тогда пригласите вашего ребенка и дайте ему полную свободу творчества. Вы только наблюдайте. Представьте себе, что у вас на голове надета шапка-невидимка. Никаких комментариев и советов. За исключением случаев, когда ваш ребенок сам хочет вас вовлечь в игру.
Все предметы, все действия выбираются вашим малышом по интуиции. Он играет с разными предметами. Он может закапывать одни, ставить другие на высокое место, а третьи даже утопить. Некоторые из выбранных им персонажей будут добрыми, а другие – злыми. Они могут сражаться или спасать мир. Помните, что вам не нужно вмешиваться. Это игра вашего ребенка, его мир, и он – полноправный хозяин этой неприкосновенной вселенной.
Ваша цель заключается в том, чтобы обеспечить малышу спокойствие и свободу, чтобы он мог развернуться и раскрыть свою собственную великую “Я”. Не нужно ругать малыша и делать выводы, если что-то в его созданном мире не соответствует вашим взглядам и представлениям. Просто наблюдайте. Дайте вашему ребенку возможность быть самим собой.
Видео о песочной терапии
Упражнения для песочной терапии
Если ребенок не знает, с чего начать игру с песком или хочет, чтобы вы были его напарником в создании своего мира, можно предложить несколько вариантов развития событий.
Для достижения терапевтического эффекта через игры с песком необходимо, как говорят психологи, сузить проблемную область. Как это сделать? Предложите ребенку выбрать из подготовленной вами коллекции 16 фигурок (4 фигурки людей, 4 – животных, 4 – здания и 4 – любых других предмета, которые в данный момент для него актуальны). Затем попросите придумать название для создаваемого мира и придумать историю о нем.
- Игра в прятки. Дайте ребенку выбрать несколько фигурок, которые он хотел бы спрятать. Повернитесь в другую сторону. Когда малыш позволит вам обратиться, по очереди находите спрятанные фигурки и просите его рассказать о них. Вы узнаете много интересного о том, как он относится к разным людям в своей жизни. Может быть, он боится кого-то или чего-то? Из его рассказов вы сможете понять, почему та или иная фигурка была выбрана для пряток. Также можно играть и наоборот: вы прячете фигурки, которые, на ваш взгляд, связаны с переживаниями ребенка, а он их находит и рассказывает о них.
- Игровой метод развития. Предложите ребенку выбрать фигуру, которая станет главным персонажем его сказки, и поместите ее в ящик с песком. Затем позвольте ребенку придумать историю о этой фигурке, добавляя новых персонажей и предметы по мере развития сюжета. Когда все предметы в сказке будут задействованы, история завершится. Также возможна обратная игра, где вы рассказываете учебную или психологическую историю, а ребенок создает сюжет на песке. У детей имеется отлично развитое образное мышление. Благодаря воплощению истории “в ролях”, ребенок лучше усвоит ее смысл и мораль.
- Семья. Предложите ребенку создать свою уникальную семью на песке. А затем попросите его нарисовать семью, какую он хотел бы иметь. Это очень веселая игра. Некоторые дети мечтают, чтобы в их идеальной семье родители никогда не работали. А другие мечтают о том, чтобы есть сладости в неограниченных количествах. И есть те, кто предпочитает спать с мамой, а не в отдельной комнате. Это показывает, что каждый имеет свои собственные предпочтения и желания. Главное – найти способы решения возникающих проблем.
Читайте также: Лучшие советские мультфильмы: ТОП-10
Детская терапия с использованием песка: основные моменты
Сеансы песочной терапии обычно включают три этапа:
- этап хаоса;
- этап борьбы;
- этап разрешения конфликта.
На этапе хаоса ребенок выражает свои эмоции и постепенно избавляется от них. Вы можете наблюдать, как он хаотично играет с фигурками, закапывает их или выкапывает, сопровождая свои действия эмоциональными комментариями. В процессе времени начинается образование определенного сюжета и наступает настоящая борьба.
Дети воплощают свои страхи, тревоги, обиды, агрессию и недомогания в мире песка. На песке разворачивается настоящая схватка. Герои убивают друг друга и разрушают все вокруг. Но не беспокойтесь, это не значит, что ваш ребенок жесток или кровожаден. Он просто избавляется от психоэмоционального напряжения и борется за достижение внутреннего мира.
Когда наступает время урегулирования конфликта, появляется отважный и добрый герой, который спасает всех и восстанавливает справедливость. В маленьком мире из песка устанавливается тишина и спокойствие. Все возвращается в норму. Фигурки начинают заниматься своими обычными делами: ходить на работу, воспитывать детей, развлекаться.
Это говорит о том, что внутренний конфликт разрешен. Такие стадии, или этапы, могут продолжаться несколько сеансов. А могут быть разыграны в течение одного занятия. И только ребенок может решить, когда закончить борьбу и вернуть гармонию в свой песочный мир.