Обзор системы Никитиных

Обзор системы Никитиных

Изучение программы Никитиных

Игры Никитиных

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был уникальным и особенным, выделяющимся не только во всех областях жизни, но и хотя бы в одной из них. Для достижения этой цели существует огромное количество подходов, поэтому выбор определенной методики воспитания может оказаться сложным. Муж и жена, Борис и Елена Никитины, разработали свою собственную систему воспитания, основанную на опыте собственных детей, которых они стремились развивать с помощью различных игр.

Разработка системы Борисом и Еленой Никитиными

Методика, разработанная Борисом и Леной Никитиными, была создана в процессе воспитания их семерых детей. Начиная с 1957 года, авторы столкнулись с неприятием общества, но несмотря на это, они решили воспитывать своих детей по собственным правилам, не согласуясь с советскими нормами.

Многое из того, в чём Никитины были новаторами, сегодня никого не удивляет: естественные роды, немедленное прикладывание к груди, кормление по требованию. Вид ребятишек, в нижнем белье бегающих по снегу, вызывал море критики, даже несмотря на тот факт, что такое воспитание давало крепкое здоровье детям, высокий уровень интеллекта и опережение сверстников в развитии на несколько лет вперёд. Однако в Советском Союзе любое действие, выходящее за рамки норм, подвергалось осуждению обществом, независимо от весомых аргументов его инициатора. Именно за такое новаторство авторы заслуживают огромного уважения.

Основная идея методики заключается в том, чтобы не мешать, а помогать ребёнку развиваться.

Умный ребёнок

Система Никитиных предполагает развитие навыков у детей на интеллектуальном и физическом уровнях с раннего возраста.

Борис Никитин выдвинул идею о том, что развитие способностей у ребенка возможно, если начать заниматься с ним в нужное время. По его мнению, лучшее время для начала занятий с ребенком – не только младенческий период, но и перинатальный. Согласно этой теории, способности человека, которые не получили развития вовремя, исчезают и не могут быть развиты в будущем.

Если эти способности (включая интеллектуальные) не развить в раннем возрасте, то они просто пропадут из-за ненадобности…

Б. Никитин

http://nikitiny.ru/intellektualnoe_razvitie

Автор также критиковал общественную систему образования в своей работе.

В школе ни одному преподавателю не придет в голову мысль дать задачу без предварительного объяснения, как ее решать. Это означает, что в школе ребенок почти не столкнется с задачами, которые могут развить его творческие способности, а количество свободного времени у него будет постоянно уменьшаться, пока в старших классах его не останется ничего.

С позиции новой гипотезы и факта массового «производства» отстающих и повторяющихся учеников в приютах, домах ребенка и недельных детских садах это вполне объяснимо. Здесь важным фактором является качественный уход за ребенком и особенно строгий распорядок дня, при котором малышу не нужно решать новые задачи.

Б. Никитин

http://nikitiny.ru/NUVERS

Это факт, который подтверждает, что система образования, построенная таким образом, не способствует развитию желания учиться и исследовать мир, задавать вопросы и находить на них ответы, а вредно влияет на способности и базовое развитие. В результате мы наблюдаем не только упадок творческих способностей, но и ущерб для личности.

Факторы, способствующие раннему прогрессу (в соответствии с системой)

Семья Никитиных считала, что естественное (природное) развитие является наилучшим вариантом для ребенка, но в большинстве современных семей оно искусственно замедляется. В таких случаях родители руководствуются не потребностями малыша, а стереотипным мышлением взрослых. Родители считают, что они знают, когда ребенку положено овладеть определенным навыком, и запрещают ему совершать некоторые действия, говоря «еще рано», а другие, наоборот, навязывают ему, потому что уверены, что «уже пора».

В настоящее время часто можно встретить родителей, а еще чаще бабушек и дедушек, которые впадают в панику, если четырехмесячный ребенок пытается принять вертикальное положение. Согласно установленным нормам, малыш должен самостоятельно сидеть к полугоду. Никитины не придерживались такого подхода, предоставляя детям возможность развиваться ранее установленных норм.

Авторы системы выделили следующие главные факторы, способствующие раннему развитию.

  • Детям предоставляется большая свобода в действиях. Принуждение к занятиям отсутствует. Дети учатся и занимаются только столько, сколько сами хотят.
  • Физическое развитие ребенка играет не меньшую роль, чем его обучение. Важно наличие спортивного уголка, закаливание и отсутствие ограничений на занятия спортом.
  • Важно, чтобы взрослые активно участвовали в деятельности детей: играли вместе, участвовали в соревнованиях, поддерживали творческие процессы. Ребёнок должен ощущать, что его родители радуются его успехам и интересуются его делами, но при этом не должен ощущать давления или конкретных требований по поводу своих способностей.
  • Что еще почитать:  Развитие ребёнка в 3 месяца что должен уметь малыш в этом возрасте

    Физическое развитие

    Физическое развитие является важным аспектом для ребенка, наравне с его интеллектуальным развитием.

    Плюсы и минусы методики

    Несмотря на возможные спорные вопросы, которые могут возникать при изучении методики Никитиных, практика показывает, что она имеет свои неоспоримые преимущества. Даже такие методы, как закаливание, которые некоторым могут показаться радикальными, дают стабильные результаты.

    1. Дети, которые воспитываются по методике Никитиных, отличаются отличным физическим здоровьем и выносливостью.
    2. Развитие происходит значительно раньше, а умственные способности детей не ограничены заданной программой, как это наблюдается у детей, которые воспитываются по стандартным принципам. Они формируют мышление, которое позволяет им решать как математические, так и бытовые задачи.
    3. Жизненные условия и быт организуются таким образом, чтобы родители и дети могли легко выполнять свои обязанности и не чувствовать перегрузки.

    Читайте также: Ментальная арифметика для детей: плюсы и минусы, мнения специалистов

    У данной системы есть и несколько недостатков:

    • Дети, которые превосходят сверстников в развитии и не посещают детский сад, а обучаются по индивидуальному графику (экстернат), испытывают трудности в общении со сверстниками и налаживании дружеских отношений.
    • Многие родители считают методы закаливания детей варварскими и жестокими.
    • Методика предполагает почти постоянное присутствие детей с родителями, что оставляет мало времени для себя.
    • Система не уделяет достаточно внимания воспитанию духовных ценностей у ребенка.

    Фильм «Правы ли мы» был создан в попытке ответить на спорный вопрос о правильности системы воспитания.

    Смотрите фильм «Правы ли мы» здесь

    Принципы метода в воспитании детей до года

    Цель методики, разработанной специально для детей до года, заключается в создании оптимальных условий для их развития. В этом возрасте особенно важно физиологическое развитие, которое является основой для будущего интеллектуального роста. Методика Никитиных начинается не с момента рождения, а с момента зачатия.

    Развитый малыш

    Физическое развитие детей в возрасте до первого года является основой для их будущего интеллектуального роста.

    Основные аспекты развития до года

    1. Обстановка в семье. Каждый ребенок должен быть желанным и воспитываться в атмосфере любви и согласия между родителями.
    2. Беременность. В этот период необходимо соблюдать определенные условия: отказаться от курения, алкоголя и лекарственных препаратов, вести активный образ жизни будущей мамы и поддерживать постоянное общение с ребенком.
    3. Роды. Предпочтительно, чтобы роды проходили без применения лекарств, лучше всего – дома. Ребенка следует приложить к груди сразу после рождения (даже до того, как выйдет послед).
    4. Кормление малыша. До появления первого зуба, ребенок должен получать только грудное молоко и чистую воду. Кормление происходит по требованию. Начиная с введения прикорма, нет необходимости подогревать пищу до определенной температуры.
    5. Близость с матерью. С момента рождения и до полутора лет, ребенок должен находиться в близком контакте с мамой, включая ночное время (совместный сон).
    6. Естественные реакции. Нельзя препятствовать развитию двигательных навыков (ползание, хватание, плавание, попытки сидеть и ходить), независимо от того, насколько рано они появляются.
    7. Создание благоприятной обстановки. Спортивные снаряды – неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. Всегда доступны конструкторы, игры, канцелярские принадлежности (краски, карандаши, пластилин и т. д.).
    8. Свобода в обучении. Не ограничивайте ребенка в свободе движения, ползания. Ограничьте время в манеже до одного часа в день.
    9. Закаливание. С самого рождения после купания в теплой воде необходимо обливать ребенка прохладной водой, либо всего тела, либо только ножек.
    10. Сон на открытом воздухе. В любую погоду, при любой мороз, дневной сон должен проходить на свежем воздухе.
    11. Отсутствие стерильности. Уборка помещения должна быть обычной, без использования специальных стерильных средств.
    12. Гигиена. Кроме обычного ежедневного купания, Никитины приучали детей к использованию туалета с рождения, сажая их над горшком даже ночью.
    13. Удобная одежда. Она не должна ограничивать движения. В домах, где температура около +20 градусов, дети ходят без обуви и в нижнем белье. Младенцы в помещении не носят шапочки, чтобы их тело максимально контактировало с воздухом. При этом открытые окна – нормальное явление.
    14. Безопасность. Самый эффективный способ объяснить ребенку, что определенный предмет опасен – позволить ему взаимодействовать с ним. Вы не можете контролировать ребенка 24 часа в сутки и защитить его от, например, проливания горячей воды из чайника на себя. Но если ребенок коснется горячего и испытает некоторую боль, он точно запомнит о возможной опасности.

    Согласно данным, методы, применяемые Никитиными для воспитания своих детей до года, могут показаться жестокими и опасными. Современные родители часто не могут представить, что их ребенок может быть на улице при температуре +10 градусов без теплой шапки и полной зимней экипировки. Однако стоит обратить внимание на факты. Факты показывают, что практически дети Никитиных всегда имели крепкое здоровье и опережали сверстников в развитии. Не стоит паниковать, если видите, что малыш облизывает погремушку, которую вы только что вымыли с мылом. Это не должно вызывать беспокойства, так как опыт Никитиных подтверждает прочность и стойкость детского организма.

    Что еще почитать:  Ребенок истязает домашних питомцев как действовать родителям

    Система Никитиных для дошкольников

    Авторы системы воспитания дошкольников Никитиных добились того, что малыши в возрасте около пяти лет развивались на уровне не менее второго класса. Они успешно справлялись с математическими уравнениями и умели читать, при этом родители не преподавали им большую часть знаний. Младшие дети получали некоторые навыки от старших и осваивали что-то самостоятельно. Воспитание по методике Никитиных заключается в стимулировании ребёнка к самостоятельному приобретению знаний, а не в их простом передаче.

    Методика Никитиных может вызывать разные мнения, но факты говорят сами за себя: дети, воспитанные по этой системе, превосходят своих сверстников во всем.

    Развитие дошкольников

    Самым эффективным способом развития интеллекта дошкольников является использование игровой формы.

    Особенности системы Никитиных для дошкольников

    1. Спортивная активность. Важно иметь спортивный комплекс дома с разными уровнями сложности. Необходимо не только не препятствовать занятиям, но и помогать ребенку в них.
    2. Раннее обучение. Чтение и счет доступны детям гораздо раньше, чем мы думаем. В доме должны быть необходимые материалы: алфавит, счеты, географические карты. Все это должно быть доступно ребенку в любое время.
    3. Обучение детей друг другу. Если в семье есть несколько детей (или методика используется в дошкольном учреждении), то старшие дети могут учить младших тому, что они уже знают. Практика показывает, что они могут быть лучшими учителями, чем взрослые.
    4. Учащиеся проводят в школе минимальное количество времени. Они могут получать образование внешним образом.
    5. Дети получают практическое образование. В доме создается специальное место, где дети могут творить и изобретать, используя доступные материалы. Для этого им предоставляются настоящие инструменты. Они осваивают правила безопасности на практике. Эти условия оказываются доступными с самого детства.
    6. Взрослые являются примером для детей. В этом случае родители (или воспитатели) должны передать свою страсть к делу, которым они занимаются. Взрослые выступают в роли наставников и мастеров в своей области.
    7. Включение ребенка в творческий процесс. В качестве творческой деятельности может быть выбрано любое рукоделие, рисование или моделирование.
    8. Стимулирование включения в домашнюю работу. У ребенка, даже маленького возраста, есть определенные обязанности, которые соответствуют его полу, возрасту и физическому развитию. Качество выполненной работы должно быть на высоком уровне, аналогично тому, как это делается взрослыми. За труд следует получать вознаграждение.
    9. Уважение к ребенку и его мнению. Это выражается не только в словах, но и в действиях. Отношение к ребенку должно быть таким, как к человеку, даже если он маленький.
    10. Способствование развитию мышления. Ребенку предлагаются задачи без объяснения способа их решения. Он учится не только повторять действия по шаблону, но и самостоятельно приобретать знания. Можно сказать, что не нужно заставлять ребенка учить закон всемирного притяжения, а дать ему возможность самому стать Ньютоном и открыть его.
    11. Организация рабочего времени, отдыха и обучения. Процесс овладения новыми знаниями должен стать таким же обыденным, как еда и отдых, вне зависимости от каникул и выходных. Однако нужно умело распределять время, чтобы ребенок не уставал и не чувствовал перегрузки.
    12. Мозговая атака. Коллективное решение задач без ограничений и критики.
    13. Закаливание. Подобно малышам, закаливание включает легкую одежду и игры на свежем воздухе.
    14. Интеллектуальные игры. Разработанные Борисом Никитиным, они имеют множество уровней сложности, способствуют развитию интеллекта детей и также являются интересными для многих взрослых.

    Если ребенок не справится с игровой задачей, предложенной ему, сразу, то следует попытаться позже, но не пытаться подсказывать и помогать. Это правило распространяется на все игры Никитиных.

    Таблица с играми Никитиных и их описанием

    Название игры Описание
    Сложи узор Суть данной игры заключается в составлении узоров из 16 одинаковых кубиков, грани которых раскрашены в разные цвета. Некоторые из граней двухцветные (по диагонали окрашены в два разных цвета). Игра имеет несколько уровней сложности:
    • по заданным схемам ребенок должен воспроизвести рисунок;
    • по рисунку нарисовать схему;
    • придумать свои уникальные рисунки, которые не представлены среди имеющихся схем.
    • на зеленом фоне точки расположены в линию;
    • на синем фоне точки расположены в форме треугольника;
    • на красном фоне точки расположены по окружности с точкой в центре;
    • на белом фоне нарисованы цифры.
    Что еще почитать:  Язык тела 5 привычек которые расскажут о стрессе ребенка без лишних слов_1

    Фотогалерея развивающих игр, созданных Никитиными

    Дроби Игра помогает понять, что такое дроби, как можно разделить одно целое на несколько частей Кубики для всех «Кубики для всех» развивают способность мыслить объемными образами и учитывать несколько возможных вариантов при решении задачи Сложи узор Складывание узоров развивает навыки анализа и комбинирования Точечки Точечки улучшают логическое мышление и обучают ребенка быстрому счету Часы Часы Никитиных учат детей ориентироваться во времени Уникуб Уникуб развивает умение мыслить в нескольких направлениях, улучшает навыки моделирования и помогает справляться с трудными задачами Сложи квадрат Игра «Сложи квадрат» позволяет осознать, что из разных частей, имеющих разные формы, можно создать одно целое, а также учит классифицировать предметы по цветам

    Кубики Никитиных получили наибольшее распространение. Эти игры, кажется, очень просты, но на практике они оказываются очень интересными и могут быть увлекательными для детей разных возрастов, а также для взрослых. В магазинах они стоят довольно дорого, но их легко можно сделать своими руками.

    Соберите узор

    Такую игру можно изготовить самостоятельно. Для этого вам понадобятся 16 одинаковых деревянных кубиков. Они должны быть чистыми, сухими и без каких-либо шероховатостей. Их можно покрасить или обклеить цветной бумагой. При этом стороны должны выглядеть следующим образом:

    • белая грань (передняя);
    • жёлтая (задняя);
    • синяя (правая);
    • красная (левая);
    • по диагонали жёлто-синяя (верхняя);
    • по диагонали красно-белая (нижняя).

    Кубик Никитина

    Для достижения идеальной четкости диагоналей в игре “Сложи узор” необходимо правильно раскрасить кубики.

    Количество схем, по которым можно собирать картинки из кубиков, является огромным. Эти узоры могут представлять собой геометрические фигуры, а также изображения людей и животных.

    Фотогалерея с образцами картинок для игры “Сложи узор”

    Узор Красная снежинка Уникальный узор, который называется «Снежинка» Узор Красно-белый Известный как «Дедушка», узор сочетает красно-белые цвета Узор Жёлто-синий На мягком материале выделяются яркие жёлто-синие ёлочки Узор Ромбы Узор «Ромбы» создаёт красивый геометрический рисунок Узор из трёх цветов Трёхцветный узор привлекает внимание благодаря своей уникальности Узор песочные часы Узор «Песочные часы» прекрасно смотрится на различных изделиях

    Обзор кубиков «Сложи узор» — видео

    Кубики для всех

    Эта игра также легко сделать самостоятельно. Вам понадобятся всего 27 кубиков, которые затем нужно склеить в различные узоры, представленные на фото. Чтобы игрушка получилась идеальной, все кубики должны быть одинаковыми.

    Разноцветные кубики для всех

    Если вы соедините 27 кубиков согласно примерам, вы получите игрушку “Кубики для всех”.

    Игра заключается в следующем: вам нужно собирать различные фигуры из данных фигурок по заданным схемам, а затем придумывать новые. Но, несмотря на то, что это выглядит просто и напоминает Тетрис, выполнение этой задачи может быть сложной даже для взрослых.

    В игре есть несколько уровней сложности:

    • серия КВ-1 – основные блоки;
    • серия КВ-2 – фигуры, которые можно собрать из двух основных блоков;
    • серия КВ-3 – фигуры, которые можно собрать из трех основных блоков;
    • серия КВ-4 – фигуры, которые можно собрать из четырех основных блоков;
    • серия КВ-5 – фигуры, которые можно собрать из пяти основных блоков;
    • серия КВ-6 – фигуры, которые можно собрать из шести основных блоков;
    • КВ-7 представляет собой набор фигур, которые можно собрать из семи основных блоков.

    Фотогалерея схем для игры “Кубики для всех”

    Кубики для всех серия КВ-2 Серия КВ-2 является самой легкой, на ней можно просто тренироваться Кубики для всех серия КВ-7 Серия КВ-7 является одной из самых сложных в игре Кубики для всех Куб из кубиков для всех Одна из задач — собрать из всех деталей полноценный куб Кубики для всех серия КВ-3 КВ-3 — задачи средней сложности Кубики для всех серия КВ-4 Фигуры КВ-4 нужно сложить из четырёх блоков Кубики для всех серия КВ-5 Фигуры КВ-4 нужно сложить из пяти блоков Кубики для всех серия КВ-6 Фигуры КВ-4 нужно сложить из шести блоков

    Уникальный кубик

    Для создания уникального кубика, подобно предыдущей игрушке, вам потребуется 27 идентичных кубиков одного размера, но их не нужно склеивать. Вам просто нужно правильно раскрасить грани кубика в соответствующие цвета.

    Инструкции по сборке игрушки «Уникальный кубик» – фотогалерея

    Простые задания Уникуб представляется в коробке, и первые элементарные задачи Схемы к уникубу Все задачи к данной игре разделены на различные уровни сложности Задания к уникубу Такие задачи, которые кажутся простыми, на практике, могут оказаться одними из самых трудных Сложные модели Данные задачи могут быть интересными даже для подростков и детей Модели квадратов и кубов По своей природе Уникуб напоминает Кубик Рубика, однако вариантов поставленных задач гораздо больше

    Уникальное видео о Уникубе и Кубиках для всех

    Попробуйте собрать квадрат

    Процесс создания этой увлекательной игры прост и доступен каждому. Для начала возьмите обычный картон и разноцветную бумагу, а затем изготовьте 24 квадрата размером 80х80 мм. После этого разрежьте их по указанным на рисунке линиям.

    Сложи квадрат

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Расти_играя
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: