Почему некоторые животные питаются другими: как объяснить малышу
Многие родители с самого детства внушают своим детям любовь к животным, читают добрые книги, где зайчики, ёжики, лисички, львы и другие зверушки дружат друг с другом, и показывают соответствующие мультфильмы. Но в один прекрасный миг ребенок узнает, что все не так просто: например, он видит на улице кошку, которая поймала мышку или голубя и ест свою добычу. Как правильно объяснить ребенку, что такое пищевые цепи и почему одни живые существа питаются другими.
Как рассказать ребенку о пищевой цепи
Малыши, проживающие в сельской местности, с раннего возраста знакомятся с миром животных. Ведь они видят своих домашних питомцев и ходят с родителями в лес. Такие дети обычно легко и естественно понимают, как устроен мир вокруг них. Они осознают, что некоторые животные едят других, чтобы выжить.
Например, когда ребенок гуляет в лесу, он видит, как большая змея глотает лягушку. Катаясь на лодке с родителями по озеру, малыш наблюдает за чайками, которые охотятся на рыбу в воде и затем ловят ее клювом. Когда мама разделывает щуку, которую поймал папа, в желудке у нее находится еще мелкая рыбка.
В сельской местности дети естественным и незаметным образом узнают о пищевой цепочке.
Городским детям, многие из которых видели ёжика и лисицу только на картинках или в зоопарке, сложнее. Родители должны объяснить понятие пищевой цепи таким образом, чтобы не нанести ущерба психике ребенка.
Можно рассказать примерно следующее:
- Энергия солнца пронизывает все живые существа на Земле и передается по цепочке от растений к травоядным животным, а затем от них к хищникам. Так, трава питается солнечными лучами, вырастает и становится сочной. Затем её съедает мышка.
- Мышка использует энергию на движение, дыхание и другие важные жизненные процессы. Зверек также имеет потомство – много маленьких мышек.
- Лиса поедает мышку, так как она тоже нуждается в энергии для роста, дыхания, движения и других процессов. Естественно, эта мышка не была единственной, помимо нее остается множество других мышек.
Читайте также: Подруга-психолог дала совет, как выучить стих с ребенком, не переходя на крики
После такого объяснения нужно задать малышу вопросы для закрепления, например: “Что произойдет, если на лугу не вырастет травка?” “Сколько должно быть травы и мышек, чтобы никто из участников пищевой цепи не умер от голода?”
Главное – чтобы ребенок понял, что животное, съедающее другое животное, это не злодейский злодей, а обычное живое существо. Оно следует естественным законам природы, поведение его направлено на выживание и размножение.
Дитя должно понять, что некоторые живые существа питаются другими для того, с целью выжить, произвести потомство, а не по причине их злодейских деяний
Когда дитя усвоит сущность пищевой цепочки, взрослый приводит ему прочие многочисленные примеры:
- Загревает солнышко — растет осина — заяц питается ее корой — волк поедает зайца.
- Загревает солнышко — растет береза — гусеница питается листьями березы — дятел ест гусеницу — лиса съедает дятла.
- Загревает солнышко — в озере произрастают водоросли — мелкая рыба питается водорослями — щука поедает мелкую рыбку.
- Загревает солнышко — растет травка — антилопа питается травой — лев поедает антилопу.
Читайте также: Маленький ребенок не говорит: варианты нормы и патологии
Также во время прогулки следует показывать малышу, как птицы улавливают мошек в воздухе, уточки питаются водными насекомыми в городском пруду. Конечно же, необходимо обязательно читать детям рассказы о живой природе В. Бианки, М. Пришвина, Е. Чарушина, Л. Толстого (там всегда затрагивается данная тема).
Безусловно, помощь родителям могут оказать детские книги отечественных классиков и книги о природе.
Ошибки, которые часто допускают родители
Некоторые взрослые, опасаясь слишком эмоциональной реакции своего ребенка, стараются избегать его вопросов на данную тему, пытаясь отвлечь малыша или шутить. Это абсолютно неправильно, поскольку для гармоничного развития и формирования стабильной психики ребенок имеет право на правдивую информацию в том возрасте, когда он начинает задавать вопросы.
Его просто станут смеяться другие дети в детском саду или на улице, когда разговор захочет поговорить о животных, а ребенок начнет утверждать, что, например, лиса не ест зайчиков, а дружит с ними. В результате доверие к маме и папе будет потеряно. Кроме того, в дошкольных учреждениях проводятся занятия на подобные темы, и знания, которые дает воспитатель, не должны противоречить объяснениям родителей.
Одна из ошибок – придумывать небылицы. Например, говорить, что “кошка ест только плохих мышей” или “только плохие кошки ловят голубей”. Мы не должны так учить детей видеть животных, потому что кошка по своей природе хищник, и об этом нужно рассказывать.
Также стоит предостеречь от другой крайности – когда родители объясняют ребенку все очень подробно и показывают процесс кормления животных другими животными (например, в зоопарке устраивают шоу, где питоны кормятся живыми грызунами). Для ребенка, выросшего в городских условиях, такое зрелище может быть травмирующим.
Не нужно стремиться к крайностям и специально показывать ребёнку, как одни животные поедают других, например, водить в зоопарк на шоу кормления питонов
Мнения родителей
Кошка, по своей природе, является хищником и охотится. А мышки, кроты, птицы – это её добыча. Нет смысла придумывать что-то и говорить только правду.
Ольга Житова
https://www.baby.ru/community/view/44180/forum/post/1072022787/
Мышь – это пища для кошки. Не знаю. Мои дети спокойно к этому относятся и только спорят о том, кто из них принесет добычу.
Стася КоМнеНаТы
https://www.baby.ru/community/view/44180/forum/post/1072022787/
Причина этого явления кроется в природе. Один организм становится пищей для другого, включая грибы. Даже червяк может быть чьей-то пищей. Например, кошка поедает их, а крот питается корешками растений, которые в конечном итоге умирают. Весь этот процесс объясняется полным кругом жизни в природе.
Катерина Марчук
https://www.baby.ru/community/view/44180/forum/post/1072022787/
Мы постепенно и ненавязчиво объясняли это нашей дочери. Например, мы говорили ей, что зайчик ест морковку, а кошечка любит рыбу и мышей, а мышка ест сыр. Мы также объясняли, что у нас есть куры во дворе, но мы едим курицу и готовим из нее суп. Наша дочь нормально воспринимала эти объяснения. Позже мы рассказывали ей, что в мире существуют хищные и травоядные животные.
Carramellia
https://www.baby.ru/community/view/44180/forum/post/1072022787/