Цели и задачи проведения подвижных игр с малышами
Для ребят второй младшей группы очень важно, чтобы используемые на занятиях и на досуге забавы были подвижны в разной степени. Только в этом случае игровая деятельность позволяет достигнуть поставленных целей, а именно:
- способствует всестороннему развитию воспитанников (физическому, эмоционально-волевому);
- укрепляет здоровье (опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную системы);
- формирует навык следовать условиям игры;
- стимулирует желание вступать во взаимодействие со взрослыми и детьми;
- воспитывает необходимость чувствовать себя частью коллектива.
Для достижения этих целей в процессе игры необходимо систематическое и последовательное решение таких задач, как:
- освоение навыка выполнения двигательных упражнений разной степени сложности совместно с товарищами и/или воспитателем;
- отработка усвоенных в прошлом году умений бегать, ходить с разной скоростью, бросать и ловить мяч, прыгать в длину и высоту;
Во второй младшей группе игры выполняют воспитательную роль, в частности прививают чувство товарищества - совершенствование навыка придавать движениям характерные черты с помощью имитации (например, махать крыльями, как птички, плавно передвигаться, как кот и т.д.);
- продолжение работы над упражнениями на ориентирование в пространстве, выполнение действий по условному знаку, который даётся водящим;
- обучение координировать свои действия с ходом развития сюжета и условиями забавы, а также соотносить свои движения с движениями товарищей;
- поощрение инициативности.
Виды подвижных игр
Забавы подвижного характера классифицируются по основной задаче, на решение которой они направлены.
- На отработку бега и прыжков. К 3–4 годам у малышей важно выработать умение согласовывать свои движения, сохранять их направленность.
- На ориентирование в комнате, физкультурном зале, на игровой площадке.
- На тренировку умения держать равновесие (обычно в играх на передвижение по небольшой площадке, сопровождающихся стихотворениями).
- На укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.
- На имитацию.
- На тренировку навыка лазанья.
- С мячом. Такие игры ещё и формируют партнёрские взаимоотношения между ребятами.
- На развитие остроты внимания.
Ещё одна классификация забав основывается на типах образовательной деятельности:
- физкультурные паузы, которые проводятся во время занятий для релаксации или смены вида деятельности;
- игры во время организованного проведения досуга на улице;
- часть досуговой активности (игры вне занятий, то есть на праздниках, во время самостоятельной активности);
Подвижные игры — это часть сценария на утренники и праздники - народные традиционные игры (такие забавы проводятся в том числе и с целью ознакомления ребят с обычаями своего народа).
Таким образом, видовая классификация игр позволяет проводить забавы не только в процессе физкультурных пауз на занятиях, но и в качестве основополагающего элемента на:
- физкультуре;
- музыкальном занятии;
- хореографии (при условии, что дисциплина включена в учебный план детского сада).
Ход игры: дети приближаются к псу со словами:
«Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой, уткнувши нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему разбудим
И посмотрим: «Что же будет?»
После последних слов пес вскакивает, гонится за детьми, стараясь поймать кого-нибудь.
Правила: убегать от собаки только по окончании произнесения слов. Не трогать пса при приближении к нему. Не толкаться, убегая от него.
Ход игры: педагог читает стихотворении, а дети выполняют движения.
«Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки,
Ква-ква, ква-ква-ква,
Скачут, вытянувши ножки»
Дети подпрыгивают, изображая лягушек. По окончании стихотворения педагог хлопает в ладоши (пугает лягушек); лягушки прыгают в болотце – перепрыгивают через черту – и присаживаются на корточки.
Правила: стараться перепрыгнуть через черту. Толчок двумя ногами.
«Мяч в кругу»
Цель: совершенствовать навык отталкивания мяча, умение ориентироваться в пространстве.
Подготовка: дети сидят на полу в кругу. У воспитателя мяч.
Ход игры: воспитатель катит мяч и предлагает катить его от одного к другому, отталкивая двумя руками.
Правила: мяч останавливать руками, не допуская касания ног; долго не задерживать, стараться тут же откатить другому.
«Попади в воротики»
Цель: учить катать мяч в прямом направлении, отталкивать его энергично; умение ориентироваться в пространстве.
Подготовка: дети с помощью педагога распределяются парами и встают на r 4-6 шагов один от другого. Между каждой парой посередине установлены воротики – из кубиков, кеглей, фишек. Каждая пара получает один мяч.
Ход игры: по сигналу дети начинают катить мяч друг другу через ворота.
Правила: катать мяч, не задевая ворота; отталкивать энергично одной или двумя руками (по указанию педагога).
«Брось и догони»
Цель: упражнять в бросках мяча двумя руками разными способами.
Подготовка: 5-6 детей встают на исходную линию на r шага друг от друга. В руках у каждого по мячу.
Ход игры: дети бросают мячи по сигналу двумя руками снизу, догоняют их, берут и встают на вторую черту (на r 5-6 шагов от исходной). Снова бросают мяч, догоняют, возвращаются к исходной линии и передают мячи следующим детям.
Правила: бросать всем вместе по сигналу; догнав мяч, поднять, встать на вторую линию и ждать сигнала к повторному броску.
Усложнение: бросать мяч двумя руками из-за головы.
«Лови мяч»
Цель: развивать ловкость, упражнять в ловле мяча от педагога.
Подготовка: дети стоят полукругом, воспитатель с мячом в руках напротив на r 1 метр.
Ход игры: называя ребенка воспитатель бросает ему мяч. Тот ловит и перебрасывает мяч воспитателю, стараясь точно его направить.
Правила: ловит мяч названный воспитателем ребенок; бросать мяч двумя руками снизу или от груди.
«Докати мяч»
Цель: учить катать мяч в прямом направлении, отталкивать его энергично, развивать умение ориентироваться в пространстве.
Подготовка: 4-6 детей встают на исходную линию на r шага друг от друга. В руках у каждого по мячу. Напротив них, на r 1-1,5м – воротики.
Ход игры: по сигналу дети катят мячи через воротики и бегут за ними. Затем встают следующие дети.
Правила: катать мяч не задевая ворота; отталкивать энергично одной или двумя руками (по указанию педагога).
«Лохматый пес»
Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, развивать быстроту реакции; активизация речевой деятельности.
Подготовка: дети располагаются на одной стороне площадке на линии дома. На противоположной стороне дом пса, роль которого исполняет ребенок.
Приёмы
Организация игровой деятельности строится на трёх группах приёмов.
Словесные
В работе с детьми 3–4 лет, которые исходя из возрастных особенностей развития активно осваивают речь, пополняют активный и пассивный словарный запас, слово педагога играет ведущую роль. Взрослый воспринимается не только как дающий инструкции, но и как некая языковая модель, на которую дети ориентируются в организации собственных актов речи. При подготовке подвижных игр воспитатель пользуется тремя видами словесных приёмов.
- Объяснение. Для того чтобы ребята точно следовали правилам игры, знали набор действий, педагог детально описывает каждый этап с указанием всех движений каждого участника.
Воспитатель должен комментировать каждое действие в игре - Загадки. Этот приём отлично мотивирует маленьких воспитанников на игру, подготавливает их к выполнению заданий. Учитывая возраст ребят, загадки лучше подбирать с договорками по рифме. Так, начало игры «Воробушки и автомобиль» можно предварить такой загадкой: Под карнизом слышен крик: «Чик-чирик да чик-чирик!» Это песенкам детей Учит серый…(Воробей).
- Короткие словесные зарисовки. Обычно для презентации сюжета игры воспитатель сам составляет небольшие по объёму сказки. Например, забава «Курочка и цыплятки» может начинаться с короткой зарисовки. Жила-была Курочка и было у неё много цыплят. Часто они не слушали маму, выбегали из-под её крылышка. Однажды, когда малыши разбежались, прилетела Большая Птица и погналась за птенцами. Цыплята испугались, но успели спрятаться у мамы-Курочки под крыльями. С этого времени малыши очень внимательны и не разбегаются далеко.
Наглядные
Зрительный канал восприятия у детей является основным, поэтому для полноценного осознания условий игры детям необходимо видеть:
- картинки (с изображением героев игр и/или детей, выполняющих условия забавы);
- образец действий (взрослый обязательно участвует в любых играх, изначально демонстрируя движения всех участников).
Демонстрация помогает детям убедиться в том, что взрослый такой же участник игры, как и они
Практические
Это собственно сама игровая ситуация, в которую вовлечены дети и педагог. Причём для развития инициативы после 2–3 повторов всё больше игровых функций воспитатель отдаёт ребятам: если при ознакомлении с правилами воспитатель является водящим, то затем в этой роли выступает уже ребёнок.
Ход игры: дети идут по направлению к мышке и говорят:
«Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет»,
С окончанием слов дети убегают в дом, мышка ловит.
Правила: бежать по окончании произнесения слов; водящий ловит до установленного места; не толкаться, убегая от него.
«Пройди тихо»
Цель: учить бесшумно двигаться; воспитывать выдержку.
Подготовка: дети стоят в колонне по одному.
Ход игры: дети идут в колонне по одному. По сигналу: «Тихо – на носках, руки на пояс».
Правила: идти тихо слушать сигнал.
«С добрым утром!»
Цель: развивать умение выполнять движение согласно тексту, обучать элементам самомассажа.
Подготовка:дети стоят врассыпную-по точкам
Ход игры: воспитатель произносит слова и выполняет движения, дети повторяют за ним.
«С добрым утром, глазки,
(поглаживать веки глаз)
Вы проснулись?
(«смотрим в бинокль»)
С добрым утром, ушки,
(поглаживаем ушки)
Вы проснулись?
(прикладывать ладонь к ушам)
С добрым утром, ручки,
(поглаживать кисти рук)
Вы проснулись?
(хлопать в ладоши)
С добрым утром, ножки,
(поглаживать ножки)
Вы проснулись?
(притопывать)
С добрым утром, солнце,
(раскрыть руки навстречу солнышку)
Я проснулась!
(запрокинуть слегка голову и улыбнуться)»
Правила: выполнять движения соответственно тексту.
«За куклой, за собачкой»
Цель: развивать у детей умение действовать по сигналу, умение ориентироваться в пространстве.
Подготовка: дети стоят в колонне по одному. Первому ребенку дают куклу, последенему – собаку.
Ход игры: дети идут в обход налево в колонне по одному. По сигналу педагога: «За собакой!» поворачиваются и идут в противоположную сторону за ребенком, в руках у которого собака. По сигналу: «З куклой» – за ребенком, у которого кукла.
Правила: по сигналу менять направление ходьбы.
«Великаны – карлики»
Цель: учить детей ходить широкими, мелкими шагами, слушать сигнал; развивать внимание.
Подготовка: дети идут в колонне по одному.
Ход игры: на сигнал «великаны» дети идут широкими шагами, на сигнал «карлики» – мелкими.
Правила: слушать сигнал; чередовать ходьбу широким и мелким шагом.
«Тишина»
Цель: упражнять детей в ходьбе в колонне по одному, выполнять движения в соответствии с текстом, активизировать речевую деятельность.
Подготовка: дети стоят в колонне по одному.
Ход игры: дети идут в обход налево в колонне по одному и говорят слова:
«Тишина, тишина,
Не колышется трава.
Не шумят камыши,
Засыпают малыши»,
На последние слова останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза.
Правила: присев, не шевелиться, соблюдать тишину.
«Лошадки»
Цель: упражнять в ходьбе в колонне по одному и в разных направлениях.
Подготовка: дети стоят в колонне по одному.
Ход игры: дети идут в обход налево в колонне по одному, высоко поднимая колени. После 4-5 м такой ходьбы – свободно в разных направлениях. Затем по сигналу идут, высоко поднимая колени.
Правила: при ходьбе высоко поднимая колени ногу ставить на опору с носка; не топать.
Правила организации подвижных забав во второй младшей группе
- Подвижные игры с детьми в ДОУ проводятся каждый день.
Подвижные игры на улице проводятся в любое время года - По длительности одна забава длится не дольше 10 минут.
- В один заход во второй младшей группе можно проводить не более 2 игр. При этом важно учитывать, что они должны быть разной степени подвижности: к примеру, одна более активная с бегом, прыжками, а вторая спокойная, с ходьбой.
- Если игры проводятся в группе, то помещение до начала работы необходимо тщательно проветрить, а полы протереть.
- Для создания ситуации успеха очень важно дать возможность каждому ребёнку проявить себя. Потому игры проводятся либо для всех ребят группы одновременно, либо для небольших групп по интересам.
- На улице игры проводятся сразу же после выхода.
- Если малыш отказывается участвовать, педагог не должен настаивать. Однако выяснить причину такого поведения нужно. Возможно, у ребёнка есть страх получить травму. В таких ситуациях помогут терапевтические сказки или мультфильмы.
- Игры необходимо подбирать с учётом тех видов активности, в которые до этого были вовлечены дети. Так, если игра планируется после физкультуры или хореографии, то она должна быть спокойной, а вот после сна подвижность может быть разной.
- Очень важно помогать ребёнку на каждом из этапов игры. Поэтому педагог, оставаясь на позиции руководителя, направляет и показывает ребятам все движения: как ловить мяч, как крутить обруч и пр.
- Сюжет игры необходимо выстраивать вокруг знакомого и понятного образа, представленного картинкой или игрушкой.
- В игре не должно быть сложных движений, нужно подбирать только те, что понятны детям 3–4 лет (догнать мяч, принести кегли, позвонить в колокольчик и пр.).
- В забавы следует включать не только новые, но и хорошо известные ребятам движения. К примеру, в игре «Лохматый пёс», когда малыши разбегаются от пса врассыпную, стоит обозначить небольшой участок площадки для бега в одном направлении, чтобы играющие смогли повторить уже освоенный навык направленного бега.
- Перед началом игры педагог знакомит ребят с правилами и обращает внимание на сигналы, по которым малышам необходимо будет менять способ передвижения (с бега на ходьбу, с ходьбы на лазанье и т.д.). Кроме того, воспитатель показывает все атрибуты, которые понадобятся в забаве (мячи, обручи и т.д.).
- Оказывая помощь детям, показывая движения, действия, взрослый использует жесты, мимику.
- Успех проведения игры зависит от того, насколько тщательно воспитатель продумает и учтёт все детали: обозначит места под «дома», «гнёзда» и т.д.
Если игра проводится на улице, то педагогу необходимо убедиться заранее, что мест под «гнёзда» хватает всем - Одну игру нужно повторять 2–3 дня, после чего разучить новую и снова обратиться к уже знакомой.
- При распределении игровых задач педагог учитывает подвижность и темперамент каждого малыша и комбинирует, меняет их роли. При этом не стоит давать меланхолику задание на бег с ускорением, даже если в этой роли он ещё не выступал. Как и нельзя упускать момент того, когда холерику пришла пора побегать, а не только ловить мячик.
- Всё хорошее должно быть не во вред. Поэтому важно не давать детям переутомляться: бледность, потливость и рассеянное внимание — сигналы того, что пора игровую активность прекращать.
- Для создания положительного микроклимата воспитатель должен быть дружелюбным, весёлым и сохранять при этом объективность.
- https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/podvizhnyie-igryi-vo-vtoroy-mladshey-gruppe.html
- https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-podvizhnyh-igr-vo-vtoroi-mladshei-grupe.html
- https://multiurok.ru/files/kartoteka-podvizhnykh-igr-vo-ii-i-ml-gr.html