Подготовка и проведение подвижных игр во второй младшей группе детского сада. Картотека подвижных игр во II-й мл. гр.

Подвижные игры во второй младшей группе детского сада

Цели и задачи проведения подвижных игр с малышами

Для ребят второй младшей группы очень важно, чтобы используемые на занятиях и на досуге забавы были подвижны в разной степени. Только в этом случае игровая деятельность позволяет достигнуть поставленных целей, а именно:

  • способствует всестороннему развитию воспитанников (физическому, эмоционально-волевому);
  • укрепляет здоровье (опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную системы);
  • формирует навык следовать условиям игры;
  • стимулирует желание вступать во взаимодействие со взрослыми и детьми;
  • воспитывает необходимость чувствовать себя частью коллектива.

Для достижения этих целей в процессе игры необходимо систематическое и последовательное решение таких задач, как:

  • освоение навыка выполнения двигательных упражнений разной степени сложности совместно с товарищами и/или воспитателем;
  • отработка усвоенных в прошлом году умений бегать, ходить с разной скоростью, бросать и ловить мяч, прыгать в длину и высоту;Дети в группе играют воздушными шарами
    Во второй младшей группе игры выполняют воспитательную роль, в частности прививают чувство товарищества
  • совершенствование навыка придавать движениям характерные черты с помощью имитации (например, махать крыльями, как птички, плавно передвигаться, как кот и т.д.);
  • продолжение работы над упражнениями на ориентирование в пространстве, выполнение действий по условному знаку, который даётся водящим;
  • обучение координировать свои действия с ходом развития сюжета и условиями забавы, а также соотносить свои движения с движениями товарищей;
  • поощрение инициативности.

Виды подвижных игр

Забавы подвижного характера классифицируются по основной задаче, на решение которой они направлены.

  1. На отработку бега и прыжков. К 3–4 годам у малышей важно выработать умение согласовывать свои движения, сохранять их направленность.
  2. На ориентирование в комнате, физкультурном зале, на игровой площадке.
  3. На тренировку умения держать равновесие (обычно в играх на передвижение по небольшой площадке, сопровождающихся стихотворениями).
  4. На укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.
  5. На имитацию.
  6. На тренировку навыка лазанья.
  7. С мячом. Такие игры ещё и формируют партнёрские взаимоотношения между ребятами.
  8. На развитие остроты внимания.

Ещё одна классификация забав основывается на типах образовательной деятельности:

  • физкультурные паузы, которые проводятся во время занятий для релаксации или смены вида деятельности;
  • игры во время организованного проведения досуга на улице;
  • часть досуговой активности (игры вне занятий, то есть на праздниках, во время самостоятельной активности);Дети вокруг воспитательницы с зонтом
    Подвижные игры — это часть сценария на утренники и праздники
  • народные традиционные игры (такие забавы проводятся в том числе и с целью ознакомления ребят с обычаями своего народа).

Таким образом, видовая классификация игр позволяет проводить забавы не только в процессе физкультурных пауз на занятиях, но и в качестве основополагающего элемента на:

  • физкультуре;
  • музыкальном занятии;
  • хореографии (при условии, что дисциплина включена в учебный план детского сада).

Ход игры: дети приближаются к псу со словами:

«Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой, уткнувши нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему разбудим

И посмотрим: «Что же будет?»

После последних слов пес вскакивает, гонится за детьми, стараясь поймать кого-нибудь.

Правила: убегать от собаки только по окончании произнесения слов. Не трогать пса при приближении к нему. Не толкаться, убегая от него.

 

Ход игры: педагог читает стихотворении, а дети выполняют движения.

«Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки,

Ква-ква, ква-ква-ква,

Скачут, вытянувши ножки»

Дети подпрыгивают, изображая лягушек. По окончании стихотворения педагог хлопает в ладоши (пугает лягушек); лягушки прыгают в болотце – перепрыгивают через черту – и присаживаются на корточки.

Правила: стараться перепрыгнуть через черту. Толчок двумя ногами.

«Мяч в кругу»

Цель: совершенствовать навык отталкивания мяча, умение ориентироваться в пространстве.

Подготовка: дети сидят на полу в кругу. У воспитателя мяч.

Ход игры: воспитатель катит мяч и предлагает катить его от одного к другому, отталкивая двумя руками.

Что еще почитать:  Игра "Горелки": правила, разновидности, краткая история

Правила: мяч останавливать руками, не допуская касания ног; долго не задерживать, стараться тут же откатить другому.

«Попади в воротики»

Цель: учить катать мяч в прямом направлении, отталкивать его энергично; умение ориентироваться в пространстве.

Подготовка: дети с помощью педагога распределяются парами и встают на r 4-6 шагов один от другого. Между каждой парой посередине установлены воротики – из кубиков, кеглей, фишек. Каждая пара получает один мяч.

Ход игры: по сигналу дети начинают катить мяч друг другу через ворота.

Правила: катать мяч, не задевая ворота; отталкивать энергично одной или двумя руками (по указанию педагога).

«Брось и догони»

Цель: упражнять в бросках мяча двумя руками разными способами.

Подготовка: 5-6 детей встают на исходную линию на r шага друг от друга. В руках у каждого по мячу.

Ход игры: дети бросают мячи по сигналу двумя руками снизу, догоняют их, берут и встают на вторую черту (на r 5-6 шагов от исходной). Снова бросают мяч, догоняют, возвращаются к исходной линии и передают мячи следующим детям.

Правила: бросать всем вместе по сигналу; догнав мяч, поднять, встать на вторую линию и ждать сигнала к повторному броску.

Усложнение: бросать мяч двумя руками из-за головы.

«Лови мяч»

Цель: развивать ловкость, упражнять в ловле мяча от педагога.

Подготовка: дети стоят полукругом, воспитатель с мячом в руках напротив на r 1 метр.

Ход игры: называя ребенка воспитатель бросает ему мяч. Тот ловит и перебрасывает мяч воспитателю, стараясь точно его направить.

Правила: ловит мяч названный воспитателем ребенок; бросать мяч двумя руками снизу или от груди.

«Докати мяч»

Цель: учить катать мяч в прямом направлении, отталкивать его энергично, развивать умение ориентироваться в пространстве.

Подготовка: 4-6 детей встают на исходную линию на r шага друг от друга. В руках у каждого по мячу. Напротив них, на r 1-1,5м – воротики.

Ход игры: по сигналу дети катят мячи через воротики и бегут за ними. Затем встают следующие дети.

Правила: катать мяч не задевая ворота; отталкивать энергично одной или двумя руками (по указанию педагога).

«Лохматый пес»

Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, развивать быстроту реакции; активизация речевой деятельности.

Подготовка: дети располагаются на одной стороне площадке на линии дома. На противоположной стороне дом пса, роль которого исполняет ребенок.

Приёмы

Организация игровой деятельности строится на трёх группах приёмов.

Словесные

В работе с детьми 3–4 лет, которые исходя из возрастных особенностей развития активно осваивают речь, пополняют активный и пассивный словарный запас, слово педагога играет ведущую роль. Взрослый воспринимается не только как дающий инструкции, но и как некая языковая модель, на которую дети ориентируются в организации собственных актов речи. При подготовке подвижных игр воспитатель пользуется тремя видами словесных приёмов.

  1. Объяснение. Для того чтобы ребята точно следовали правилам игры, знали набор действий, педагог детально описывает каждый этап с указанием всех движений каждого участника.Воспитатель и дети на корточках, педагог что-то объясняет
    Воспитатель должен комментировать каждое действие в игре
  2. Загадки. Этот приём отлично мотивирует маленьких воспитанников на игру, подготавливает их к выполнению заданий. Учитывая возраст ребят, загадки лучше подбирать с договорками по рифме. Так, начало игры «Воробушки и автомобиль» можно предварить такой загадкой: Под карнизом слышен крик: «Чик-чирик да чик-чирик!» Это песенкам детей Учит серый…(Воробей).
  3. Короткие словесные зарисовки. Обычно для презентации сюжета игры воспитатель сам составляет небольшие по объёму сказки. Например, забава «Курочка и цыплятки» может начинаться с короткой зарисовки. Жила-была Курочка и было у неё много цыплят. Часто они не слушали маму, выбегали из-под её крылышка. Однажды, когда малыши разбежались, прилетела Большая Птица и погналась за птенцами. Цыплята испугались, но успели спрятаться у мамы-Курочки под крыльями. С этого времени малыши очень внимательны и не разбегаются далеко.
Что еще почитать:  Охотники и зайцы (игра для детей) - правила, как научиться правильно играть, что нужно для игры

Наглядные

Зрительный канал восприятия у детей является основным, поэтому для полноценного осознания условий игры детям необходимо видеть:

  • картинки (с изображением героев игр и/или детей, выполняющих условия забавы);
  • образец действий (взрослый обязательно участвует в любых играх, изначально демонстрируя движения всех участников).Дети в шапочках цыплят идут за воспитательницей в шапочке курицы
    Демонстрация помогает детям убедиться в том, что взрослый такой же участник игры, как и они

Практические

Это собственно сама игровая ситуация, в которую вовлечены дети и педагог. Причём для развития инициативы после 2–3 повторов всё больше игровых функций воспитатель отдаёт ребятам: если при ознакомлении с правилами воспитатель является водящим, то затем в этой роли выступает уже ребёнок.

Ход игры: дети идут по направлению к мышке и говорят:

«Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет»,

С окончанием слов дети убегают в дом, мышка ловит.

Правила: бежать по окончании произнесения слов; водящий ловит до установленного места; не толкаться, убегая от него.

«Пройди тихо»

Цель: учить бесшумно двигаться; воспитывать выдержку.

Подготовка: дети стоят в колонне по одному.

Ход игры: дети идут в колонне по одному. По сигналу: «Тихо – на носках, руки на пояс».

Правила: идти тихо слушать сигнал.

«С добрым утром!»

Цель: развивать умение выполнять движение согласно тексту, обучать элементам самомассажа.

Подготовка:дети стоят врассыпную-по точкам

Ход игры: воспитатель произносит слова и выполняет движения, дети повторяют за ним.

«С добрым утром, глазки,

(поглаживать веки глаз)

Вы проснулись?

(«смотрим в бинокль»)

С добрым утром, ушки,

(поглаживаем ушки)

Вы проснулись?

(прикладывать ладонь к ушам)

С добрым утром, ручки,

(поглаживать кисти рук)

Вы проснулись?

(хлопать в ладоши)

С добрым утром, ножки,

(поглаживать ножки)

Вы проснулись?

(притопывать)

С добрым утром, солнце,

(раскрыть руки навстречу солнышку)

Я проснулась!

(запрокинуть слегка голову и улыбнуться)»

Правила: выполнять движения соответственно тексту.

«За куклой, за собачкой»

Цель: развивать у детей умение действовать по сигналу, умение ориентироваться в пространстве.

Подготовка: дети стоят в колонне по одному. Первому ребенку дают куклу, последенему – собаку.

Ход игры: дети идут в обход налево в колонне по одному. По сигналу педагога: «За собакой!» поворачиваются и идут в противоположную сторону за ребенком, в руках у которого собака. По сигналу: «З куклой» – за ребенком, у которого кукла.

Правила: по сигналу менять направление ходьбы.

«Великаны – карлики»

Цель: учить детей ходить широкими, мелкими шагами, слушать сигнал; развивать внимание.

Подготовка: дети идут в колонне по одному.

Ход игры: на сигнал «великаны» дети идут широкими шагами, на сигнал «карлики» – мелкими.

Правила: слушать сигнал; чередовать ходьбу широким и мелким шагом.

«Тишина»

Цель: упражнять детей в ходьбе в колонне по одному, выполнять движения в соответствии с текстом, активизировать речевую деятельность.

Подготовка: дети стоят в колонне по одному.

Ход игры: дети идут в обход налево в колонне по одному и говорят слова:

«Тишина, тишина,

Не колышется трава.

Не шумят камыши,

Засыпают малыши»,

На последние слова останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза.

Правила: присев, не шевелиться, соблюдать тишину.

«Лошадки»

Цель: упражнять в ходьбе в колонне по одному и в разных направлениях.

Подготовка: дети стоят в колонне по одному.

Ход игры: дети идут в обход налево в колонне по одному, высоко поднимая колени. После 4-5 м такой ходьбы – свободно в разных направлениях. Затем по сигналу идут, высоко поднимая колени.

Что еще почитать:  Подвижные игры для детей разного возраста: идеи для прекрасного времяпрепровождения

Правила: при ходьбе высоко поднимая колени ногу ставить на опору с носка; не топать.

 

Правила организации подвижных забав во второй младшей группе

  1. Подвижные игры с детьми в ДОУ проводятся каждый день.Дети зимой идут вдоль выложенной кубиками дорожки
    Подвижные игры на улице проводятся в любое время года
  2. По длительности одна забава длится не дольше 10 минут.
  3. В один заход во второй младшей группе можно проводить не более 2 игр. При этом важно учитывать, что они должны быть разной степени подвижности: к примеру, одна более активная с бегом, прыжками, а вторая спокойная, с ходьбой.
  4. Если игры проводятся в группе, то помещение до начала работы необходимо тщательно проветрить, а полы протереть.
  5. Для создания ситуации успеха очень важно дать возможность каждому ребёнку проявить себя. Потому игры проводятся либо для всех ребят группы одновременно, либо для небольших групп по интересам.
  6. На улице игры проводятся сразу же после выхода.
  7. Если малыш отказывается участвовать, педагог не должен настаивать. Однако выяснить причину такого поведения нужно. Возможно, у ребёнка есть страх получить травму. В таких ситуациях помогут терапевтические сказки или мультфильмы.
  8. Игры необходимо подбирать с учётом тех видов активности, в которые до этого были вовлечены дети. Так, если игра планируется после физкультуры или хореографии, то она должна быть спокойной, а вот после сна подвижность может быть разной.
  9. Очень важно помогать ребёнку на каждом из этапов игры. Поэтому педагог, оставаясь на позиции руководителя, направляет и показывает ребятам все движения: как ловить мяч, как крутить обруч и пр.
  10. Сюжет игры необходимо выстраивать вокруг знакомого и понятного образа, представленного картинкой или игрушкой.
  11. В игре не должно быть сложных движений, нужно подбирать только те, что понятны детям 3–4 лет (догнать мяч, принести кегли, позвонить в колокольчик и пр.).
  12. В забавы следует включать не только новые, но и хорошо известные ребятам движения. К примеру, в игре «Лохматый пёс», когда малыши разбегаются от пса врассыпную, стоит обозначить небольшой участок площадки для бега в одном направлении, чтобы играющие смогли повторить уже освоенный навык направленного бега.
  13. Перед началом игры педагог знакомит ребят с правилами и обращает внимание на сигналы, по которым малышам необходимо будет менять способ передвижения (с бега на ходьбу, с ходьбы на лазанье и т.д.). Кроме того, воспитатель показывает все атрибуты, которые понадобятся в забаве (мячи, обручи и т.д.).
  14. Оказывая помощь детям, показывая движения, действия, взрослый использует жесты, мимику.
  15. Успех проведения игры зависит от того, насколько тщательно воспитатель продумает и учтёт все детали: обозначит места под «дома», «гнёзда» и т.д.Дети на улице стоят в нарисованных кругах, расставив руки
    Если игра проводится на улице, то педагогу необходимо убедиться заранее, что мест под «гнёзда» хватает всем
  16. Одну игру нужно повторять 2–3 дня, после чего разучить новую и снова обратиться к уже знакомой.
  17. При распределении игровых задач педагог учитывает подвижность и темперамент каждого малыша и комбинирует, меняет их роли. При этом не стоит давать меланхолику задание на бег с ускорением, даже если в этой роли он ещё не выступал. Как и нельзя упускать момент того, когда холерику пришла пора побегать, а не только ловить мячик.
  18. Всё хорошее должно быть не во вред. Поэтому важно не давать детям переутомляться: бледность, потливость и рассеянное внимание — сигналы того, что пора игровую активность прекращать.
  19. Для создания положительного микроклимата воспитатель должен быть дружелюбным, весёлым и сохранять при этом объективность.

 

Источники
  • https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/podvizhnyie-igryi-vo-vtoroy-mladshey-gruppe.html
  • https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-podvizhnyh-igr-vo-vtoroi-mladshei-grupe.html
  • https://multiurok.ru/files/kartoteka-podvizhnykh-igr-vo-ii-i-ml-gr.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Расти_играя