Дети свободное время тратят на компьютерные игры, общаются с виртуальными приятелями, зависимы от интернета. Для полноценного развития, физического и психического здоровья им нужны подвижные игры на свежем воздухе.
Казаки-разбойники – игра, которая заинтересует детвору и отвлечет от гаджетов. Подходит для возрастной категории старше 7 лет. Родители тоже могут составить компанию чадам.
Возникновение игры
История игры доподлинно не известна. Мы знаем, что детвора увлекалась ею еще в XIX веке. Название игры перенято из жизни. Ее суть напоминает действия казаков, которые в царской России защищали мирных жителей от нападавших злодеев.
Описание и особенности
Придумано много вариаций игры. Суть ее всегда одинакова. Нужно минимум шесть ребят. Участники делятся на две команды по жребию. Задача казаков в том, чтобы переловить противников. Задача разбойников в том, чтобы захватить казачий штаб.
Разбойники освобождают товарищей из плена. Казакам не положено собираться возле штаба. После поимки противников их пытают.
В начале игры разбойники совместно придумывают действительный пароль, два или три неправильных. Чтобы прекратить пытки, они называют пароль. Казаки догадываются, верный он или ложный. Если секретная фраза определена правильно, казаки выигрывают. В противном случае разбойники убегают, нападают на штаб и выигрывают.
Продолжительность игры составляет 1-3 часа.
Важно! При подготовке к проведению игры важно из соображений безопасности проверить территорию, убрать мусор, осколки.
Цель
Смысл игры состоит в том, что казаки должны узнать верный пароль у противников и поместить их в темницу. В этом случае победа в игре присуждается казакам. Если не удалось узнать секретный шифр, поймать разбойников, казаки терпят поражение. Каждый проигравший получает щелчок по лбу.
Необходимые инструменты
Для проведения игры заранее заготавливают реквизит. Каждой команде придумывают знаки отличия.
Для казаков |
Для разбойников |
Погоны |
Головные уборы с повязками |
Тюрьма |
Шифр (иногда в виде спрятанных букв) |
Важно! Атрибутику игроки носят до окончания состязания.
Облегчаем условия
Допустимо упрощение правил игры. Когда пленного ведут в темницу, товарищи организуют засаду и подают тайный сигнал. И он переключает внимание казака жестами или вопросами. Пока тот отвлечен, разбойники выскакивают из укромного места, пятнают пленника и убегают.
Казаки обустраивают темницу на открытой площадке. Это усложняет задачу противников по освобождению пленных и захвату штаба.
Пленники содействуют товарищам. Отвлекают внимание охранников на себя, затевают драку или что-то подобное. В это время товарищи подкрадываются и нападают на темницу.
Понятие плена
Важная задача команды казаков состоит в обустройстве темницы. Выбирают удобное место. Это не должен быть подъезд многоэтажного дома, сарай или овраг. Подходит территория возле дерева, куста, столба или аналогичной приметной точки. Отлично, если темница закрыта забором.
Размер темницы рассчитывают так, чтобы не была слишком просторной, но достаточной для размещения всех игроков противоборствующей команды. Границы помечают ветками, камнями либо начерченными на земле или асфальте линиями. Пленникам запрещается пересекать эти границы.
Пленным разбойник становится только после того, как его поймали и за руку отвели в темницу, то есть отправили в плен. Разбойнику не разрешено вырываться и пятнать казака.
Казаки охраняют пленников в темнице. Для этого выделяют любое количество игроков.
Важно! В случае, если казак по любой причине выпускает руку плененного противника, тот становится свободным и убегает.
Классические правила
Традиционная игра Казаки-разбойники имеет обязательные для всех участников правила:
- Ребята делятся на две команды. Казаков может быть меньше, чем противников.
- Игроки определяют границы участка, на котором будут разворачиваться действия. Пересекать их недопустимо.
- Члены команды разбойников советуются между собой и выбирают пароль в виде какой-нибудь фразы или числа.
- Игроки команды казаков выбирают атамана. При этом становятся так, чтобы в их поле зрения не попадали члены другой команды. Можно отойти за угол здания, спрятаться в подъезде.
- Разбойники выбирают себе предводителя. Мелками чертят круг. От него начинается движение.
- От круга рисуют стрелки, указывающие направление движения разбойников.
- Стрелки чертят в любых местах: на стенах домов, бордюрах, лавках, деревьях.
- После условного знака разбойники бегут туда, куда указывают стрелки.
- Они разбиваются на небольшие группы, чертить стрелки во всевозможных направлениях, сбивая с толку казаков. Интервал времени, отведенного разбойникам на то, чтобы затаиться, составляет 20 минут.
- Цель разбойников в том, чтобы надежнее спрятаться. Для этого стрелки чертят так, чтобы они усложняли казакам поиск и сбивали их с толку.
- Пока одни прячутся, другие обустраивают темницу. В нее будут помещать выловленных разбойников. Для этого чертят границы, маскируют темницу при помощи подручных средств.
- Используя стрелки, казаки разыскивают противников. Ловят и закрывают в темнице. Задержанных подвергают пыткам: щекочут, пугают мелкими насекомыми. Делают это для того, чтобы выведать секретный шифр. Пытки не должны быть унизительными, жестокими.
- Казак, поймавший противника, охраняет его в темнице, пока товарищи охотятся за другими разбойниками.
- Находящиеся на свободе разбойники организовывают налет на темницу и спасают товарищей. Держат охранника за руки, пока пленники не убегут.
- Если казакам удается узнать подлинный шифр, то они выигрывают. Если пленники сбежали из темницы да еще и штаб захватили, то выигрывают разбойники.
Важно! Неукоснительное выполнение правил обязательно для всех участников.
Разновидности
Правила игры Казаки-разбойники могут отличаться некоторыми нюансами. Они обсуждаются и принимаются ребятами заранее.
Если казак не может поймать убегающего разбойника, он зовет на подмогу товарищей. Вместе они догоняют противника. Вести в темницу пленника можно вдвоем, выбрав путь, на котором пока не обнаружили других разбойников.
Согласно некоторым вариантам правил перед началом игры разбойникам выдают буквы, которые нужно надежно спрятать в одежде. После пленения с головного убора игрока снимают повязку. Проводят обыск, чтобы отыскать букву. Собранные буквы приносят атаману и писарю. Те пытаются с их помощью разгадать секретный шифр.
Можно четко установить период игры. После его истечения подается сигнал. Все игроки собираются для подсчета баллов, набранных каждой командой. За нарушение правил накладываются штрафные санкции. По сумме очков определяется победитель.