В детском саду особое внимание уделяют физическому развитию малышей с помощью подвижных игр. Такие занятия улучшают внимание, активность, наблюдательность, учат вместе действовать в команде. Подвижная игра «Лиса в курятнике» стала классикой среди подобных развивающих упражнений, дети наверняка с интересом будут в нее играть.
Чему обучает игра
Это несложное игровое занятие обучает малышей нескольким задачам:
- быстро бегать врассыпную;
- научиться ловить или уворачиваться от участников;
- уметь строиться в круг;
- правильно реагировать на команды;
- тренировать наблюдательность и выдержку.
Перед подвижной игрой «Хитрая лиса» в подготовительной группе можно познакомить малышей с этим диким животным. Для этого воспитатель подготавливает картинки с лисой, загадки про нее. Когда ребята отгадают, можно коротко рассказать про зверя, вовлекая детей в активную беседу. После такого вводного занятия им будет намного интереснее поиграть.
Правила игры
Участники занятия образуют круг. Расстояние между ними должно быть примерно в шаге друг от друга, не ближе. Они изображают цыплят в курятнике. Малыши закрывают ладошками глаза.
После этого ведущий или воспитатель идет за ребятами, незаметно касается одного из них. Тот, до кого дотронулись, будет хитрой лисой. Ведущий проходит круг до конца и объявляет, что можно открыть глаза.
После этого игра «Хитрая лиса» в детском саду становится еще интереснее. Воспитатель выбирает одного из участников и спрашивает, кто же стал лисицей.
Если игрок не догадался, все малыши вместе спрашивают: «Где ты, хитрая лиса?». Потом они пытаются вычислить хищницу. Если лису отгадали, игра проводится сначала по такому же принципу.
Если лису не смогли отгадать, то после трех таких вопросов ребенок в ее роли должен сам громко откликнуться: «Я тут!». Затем все играющие дети-«цыплята» разбегаются по площадке, чтобы лисица не утащила ребят в свою «нору». После того, как она поймала хотя бы трех малышей, занятие проводится заново.
Это же упражнение часто называют подвижной игрой про хитрую лису и зайцев. Это занятие несложное, но в нем есть несколько важных правил, которые нужно четко объяснить малышам:
- лиса ловит цыплят или зайцев только после того, как ребята спросят про нее 3 раза, а она ответит;
- если лисица выдала себя раньше, на ее роль определяют нового участника. Поэтому упражнение хорошо приучает детей к терпению и реагировать на сигналы;
- если ребенок выбежал за территорию игровой площадки, он считается пойманным.
Проведение подвижной игры «Хитрая лиса» в старшей группе можно усложнить. Для этого ведущий выбирает двух участников на роли лисиц. В этом случае малышам будет сложнее отгадывать и убегать.
В одной из серий известного американского мультфильма «Свинка Пеппа» упоминается подвижная игра «Хитрая лиса» с ее целями и правилами. Если малыши не сразу поймут это актив просмотра.
Похожие активные игры для детского сада
Дети любят такие подвижные упражнения. Но воспитателю нужно их чередовать со спокойными играми или вводить новые с такими же принципами и похожими правилами.
Есть варианты придумать их самостоятельно или заранее ознакомиться в картотеке активных занятий для детского сада, в обучающих видео в Интернете.
Игра «Охотник и гуси»
Задача занятия – развивать хорошую координацию, скорость реакции и ловкость. Из дополнительных предметов необходим небольшой мяч. Воспитатель чертит линию, выбирает «охотника» и дает ему мяч.
По команде «На охоту!» малыш бросает его в других детей. Если мяч коснулся ребенка, этот игрок выбывает и остается на скамейке. Занятие длится, пока все «гуси» не окажутся на лавочке. Можно повторить упражнение, назначив другого охотника.
Важные моменты, которые обязательно нужно рассказать ребятам:
- ребята не отнимают мяч у ведущего;
- охотник не выходит за черту;
- ни в коем случае нельзя бросать мяч в голову или слишком резко, чтобы задеть или сбить с ног детей.
Игра «Два Мороза»
Это упражнение учит у малышей тормозить, понимать сигналы, быстро и ловко бегать. С помощью коротких стихотворений в процессе игры улучшается произношение.
По разным сторонам площадки с помощью линий схематично изображены 2 «дома». Воспитатель отправляет двух участников в центр игрового поля. После этого ведущие вместе громко говорят:
Мы – два брата молодые,
Два Мороза удалые!
Я – Мороз Красный Нос,
Я – Мороз Синий Нос.
Кто из вас, ребят, решится
В путь-дороженьку пуститься?
Другие дети потом вместе кричат: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!». Потом они перебегают на противоположную сторону площадки.
Ребята в роли «Морозов» могут их перехватить или коснуться. Дети считаются «замороженными» и остаются на том же месте до конца игры.
Правила, которые нужно запомнить:
- дети выбегают на поле только после слова «мороз» в кричалке;
- ребенок, до которого докоснулся «Дед Мороз», должен сразу затормозить и не двигаться;
- бежать можно лишь вперед, чтобы добраться до противоположного дома. Возвращаться или убегать за площадку нельзя.
Можно сделать игру сложнее. На одной стороне поля находится Красный Мороз и участники его команды, на другой – игроки с Синим Морозом. Малыши перебегают к противоположному дому, а ведущие «замораживают» участников команды-соперника. Победителем будет тот, кто остановил больше детей.
Филин и пташки
Эта игра относится к подвижным и познавательным одновременно. С ее помощью малыши изучают птиц, их голоса, тренируются им подражать.
В начале занятия воспитатель назначает «Филина», а остальные игроки выбирают птицу, голосу которой они будут подражать. По сигналу: «Лес!» ребенок в роли филина уходит в сторону, спокойно стоит на месте.
Малыши изображают выбранных ими птиц. По команде: «Филин!» игрок бегает за другими участниками, а «пташки» улетают. Если ребенок поймал «птицу», он угадывает ее название. После успешной попытки малыш в роли пойманной пташки занимает место филина.
Важные правила и рекомендации:
- дети выбирают роли тех птиц, которых получится изобразить и отгадать. Это могут быть цапля, сорока, воробей, синица, голубь, ворона, трясогузка;
- филину нельзя резко, больно хватать птиц;
- действовать нужно только по командам.
Караси и щука
Игра помогает быстро ориентироваться, менять направление бега, действовать по призыву.
Одного ребенка назначают «щукой» – он будет ловить других малышей. Остальные ребята разделяются на две группы. «Камешки» образуют круг, а внутри него бегают дети, которые изображают карасей. «Щука» должна быть за его пределом.
По команде воспитателя или его помощника малыш в роли щуки быстро забегает в круг и старается поймать других рыбок. Задача карасей – убежать, спрятаться за «камень» и присесть. Щука догоняет тех, кто не успел это сделать, и пойманные дети уходят из круга.
Некоторые правила игры могут запутать ребят. Поэтому их нужно четко объяснить, чтобы малышам было весело и интересно:
- «щука» заходит к другим детям только по команде;
- если «рыбки» просто стоят за камнями, не приседают, они считаются пойманными и покидают круг;
- после окончания активного упражнения «караси» и «камешки» меняются местами. Это тренирует ребят быстро переключаться с одной роли на другую.
Детям будет интересно обучаться новым действиям с помощью активных занятий. Многие подвижные игры, как «Лиса и куры», «Охотник и гуси» тренируют ловкость и учат действовать по команде. А упражнения «Два Мороза», «Филин и пташки» развивают речь малышей и интерес к окружающему миру. Воспитателю важно следить за разнообразием игровых занятий, соблюдением их правил и безопасностью детей.