Развивающие игры: их значение
Современные дети развиваются очень быстро, их потребности уже не могут ограничиваться только обычными навыками – счетом, письмом или чтением. Чтобы эффективно учиться и познавать мир, готовясь к школе, ребенок должен обладать определенным набором гармонично развитых качеств. При оценке готовности ребенка к школе учитываются показатели:
- Отношение к книгам.
- Зрительное восприятие, дискриминация и память
- Общая и психологическая готовность.
- Когнитивное развитие
- Физические способности
- Слуховые навыки
- Базовый опыт
- Эмоциональное и языковое развитие
- Коммуникативные навыки
Становится ясно, что поиск путей всестороннего развития ребенка сегодня очень актуален. Новые технологии образовательного процесса, возросший темп обучения, огромный объем информации, который приходится обрабатывать маленькому ребенку, предъявляют иные требования к способностям ребенка, чем раньше.
Развивающие игры – это самый простой и естественный способ развития ребенка и подготовки его к школе. Развивающие игры основаны именно на таких принципах:
1 принцип | активизации умственного развития ребенка. |
2 принцип | перехода от игры к активному обучению. |
3 принцип | постепенного усложнения игр и заданий. |
4 принцип | Сочетания игры и обучения.
|
Каждый период развития ребенка посвящен познанию нового. Развивающие игры способствуют формированию важнейших жизненных навыков, таких как захват и удержание предмета, поддержание внимания, настойчивость и многие другие. Играя, ребенок формирует свою эмоциональную сферу, улучшает мелкую моторику. Именно поэтому важно выбирать игры и игрушки, соответствующие возрасту ребенка.
Для малышей
- Игры, развивающие логические навыки (длина, высота, количество, размер, вес предметов).
- Большие мягкие пазлы.
- Игры с цветами и формами (сортеры, трансформеры, пирамидки)
- Книжки-раскраски с крупными картинками и наклейками
Эти простые игры окажут положительное влияние на развитие внимания и памяти ребенка, цветового восприятия, логического мышления и, конечно, помогут развить творческие способности детей. Не забывайте, что эти игры дети делают вместе со своими родителями.
Познавательные (дидактические)
Такие игры (тематические наборы карточек и картинок, кубики с картинками и цифрами) расширяют знания ребенка об окружающем мире: мире животных, флоре и фауне, природе, профессиях, одежде, посуде и т.д.
Математические игры
Учите детей с раннего возраста простым манипуляциям с цифрами, используя красочные карточки, кубики и книжки с цифрами и веселыми картинками, которые в легкой и веселой форме помогут познакомить ребенка с миром цифр, понятиями количества, счета и арифметики.
Для развития внимания и памяти
- “Лабиринт”
- “В поисках объекта”.
- “Что случилось?”
- “Ищем пары”
- “Различия”.
Такие игры также оказывают положительное влияние на развитие внимания и памяти ребенка. Ребенок учится концентрации внимания, так как ему нужно найти спрятанный предмет или различия между почти одинаковыми картинками, выбрать предметы попарно или выделить дополнительные (одинаковые). Это сделает ребенка более проницательным и внимательным, находчивым и решительным.
Игры для развития мышления и логики
Развивайте логическое мышление с детства с помощью специальных игр. “Соедини картинку”, “Соедини точки”, “Составь мозаику”, “Сделай бусы”, “Ассоциации” и другие игры призваны научить ребенка сравнивать, анализировать и систематизировать информацию, находить связи между объектами и обобщать, выделять главное и делать выводы, а значит – самостоятельно мыслить. Эти навыки пригодятся на уроках математики.
Раскраски
Книжки-раскраски предназначены для развития у ребенка творческих навыков, умения держать карандаш и делать им точные движения, различать и запоминать цвета.
Пазлы
Пазлы, игра, в которой нужно собрать картинку из кусочков, – это весело и полезно. Используйте большие пазлы из мягкого материала для детей младшего возраста и наборы более мелких деталей для детей постарше для сборки красочных картинок.
Загадки и ребусы
Игры с угадыванием и расшифровкой любят как маленькие, так и взрослые дети. Они расширяют кругозор, стимулируют мыслительные процессы, учат логическому и интуитивному мышлению. Благодаря загадкам дети больше узнают об окружающем их мире. Загадки и шарады – это своего рода гимнастика для ума, благодаря таким заданиям ребенок расширяет свой словарный запас, тренирует самостоятельное мышление и письмо.
Головоломки, конструкторы, шнуровки
Сочетают в себе развитие логики и мелкой моторики, в этот вид игры ребенок может играть самостоятельно.
Десятки
Любители этой игры доставили массу неудобств жителям первых этажей. Ведь именно они страдали от ударов мяча о стену, В “десятках” победителем становился тот, кто первым выполнил все задания:
– Ударьте мячом о стену десять раз подряд, отбивая его, как в волейболе.
– Ударьте мячом о стену девять раз, ладонью вниз.
– Бросьте мяч восемь раз под правую ногу о землю так, чтобы он отскочил от стены, и поймайте мяч от стены руками.
– Теперь бросьте мяч семь раз левой ногой.
– Стоя лицом к стене, шесть раз бросьте мяч сзади между ног о землю так, чтобы он отскочил от стены, а затем поймайте его руками.
– Теперь сделайте то же самое, но пять раз, стоя спиной к стене.
– Бросьте мяч о стену четыре раза так, чтобы он отскочил от стены на землю, после отскока от земли снова ударитесь о стену и поймайте мяч.
– Ударьте мячом о стену три раза, руки вместе в форме полумесяца.
– Дважды ударьте мячом о стену сжатыми кулаками.
– Ударьте мячом по стене прямым пальцем один раз.
Лягушка
Аналогия игры в “десятку” на стене, очерченной горизонтальной линией (чем выше – тем интереснее и профессиональнее). Запрещается бросать мяч ниже этой линии, иначе игрок теряет ход. Дети по очереди бросают мяч в стену, он ударяется о землю, отскакивает, и в этот момент игрок должен перепрыгнуть через мяч. Тот, кто попадает по мячу, получает букву из слова “l-ya-g-u-s-h-u-s-h”, тот, кто первым соберет всю лягушку, проигрывает.
Калека
Игра под названием “Калека” была особенно забавной на заднем дворе; игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, если кто-то не ловит его, игрок, бросивший мяч, “забирает” какую-то часть тела у штрафника. Например, нога (игрок продолжает стоять на одной ноге), рука (нужно ловить мяч одной рукой), глаз (он прикрыт), рот (нельзя говорить). Если “одноногий” бросил мяч одному из игроков, а тот его не поймал, “калека” может вернуть недостающую вещь себе, а не “забрать” часть своего тела и продолжить игру уже вполне “здоровым”. Калека”, который не смог справиться со своей потерей (например, не смог удержаться на одной ноге), покидает круг. Последний “живой” игрок объявляется победителем.
Картошка
Все игроки встают в круг и передают мяч друг другу, отбивая его ногой. Если кому-либо из игроков не удается отбить мяч, он садится на корточки в центре круга, и игра продолжается. Каждый игрок может захотеть освободить “виновника”, для этого ударом по мячу стараются попасть в него, сидящего в центре круга. “Облегченный” человек (тот, кого коснулся мяч) снова принимает участие в игре. Сидящие в кругу пытаются поймать мяч, и если кому-то из игроков это удается, все наказанные игроки возвращаются в игру, а игрок, бросивший мяч, занимает его место.
Вышибалы
Еще одна игра на ловкость, гибкость и скорость реакции. Два игрока стоят на разных концах поля, а все остальные дети находятся в центре. Кикеры бросают мяч и стараются попасть в тех, кто бежит в центре круга. И задача последнего избежать и остаться в игре как можно дольше, сначала играть легко, но есть два-три ребенка, которых выбить очень сложно.
Когда мальчики уставали бегать, прыгать, искать и упражняться с мячами, тогда они все садились на длинную скамейку, и тут следовали другие игры.
Казаки-разбойники
Во всем Советском Союзе “Казаки-разбойники” были азартным приключением, экспедицией, которая иногда длилась несколько дней, как сказало бы сегодняшнее поколение. Мы возвращались домой, чтобы отдохнуть, утром снова делились на команды и с новыми силами убегали от преследователей. И каждый чувствовал себя опытным следопытом, расшифровывая хитросплетения чужих троп и следов.
Одна команда в своем штабе считала до определенного числа (если все были в состоянии, то до 100), а другая тем временем удалялась, оставляя по пути меловые стрелки, указывающие направление движения. Стрелы ставили не очень часто и не всегда на видном месте, они появлялись и на стволах деревьев, и на стенах домов, и на деревянных скамейках, на перекрестках и развилках дорог стрелы вили, чтобы запутать преследователей, чтобы один убегал, а другие его догоняли, при этом решали множество логических задач и учились ориентации в пространстве.
Салки-догонялки
Их было много видов, у каждой компании был свой особый, но наиболее распространенные можно назвать:
– Салки-догонялки с “домиком” – то же самое, только нужно выбрать зону (песочница, круг на тротуаре и т.д.), куда игроки могут забежать и передохнуть, там “спать” нельзя, но и сидеть долго в “домике” тоже.
– “Футы высотой” – чтобы избежать “переворачивания”, нужно запрыгнуть на что-нибудь и подбросить ноги вверх (“Ноги высоко от земли”/”Салки-ноги на балансе”), но, согласно правилам, долго подбрасывать ноги вверх тоже нельзя.
– “Чай-Чай, помоги мне!” – В этой версии “толстяк” может остановиться, выкрикнуть эту волшебную фразу, и друзья придут ему на помощь, но водитель бдителен и есть вероятность, что к одной “жертве” присоединится другая и третья.
– Сифа – в этой версии удар наносится не рукой, а “сифой”. (ткань, скрученная веревка и любая “вонючка”, найденная во дворе); тот, кого ударили, становится сифа, или вождем.
Пожарники или Бояре
Эта простая игра прекрасно развивает в ребенке командный дух, понимание того, что в одиночку ты можешь спасти всю команду, ощущение себя частью нерушимой цепи, ответственность и стремление к победе. Все мальчики во дворе разделились на две команды, одна команда крикнула “Пожарные, дайте огня”, ей ответили “Что?”, команда взяла друг друга за руки и выкрикнула имя “Огонь”. (обычно мы старались выбрать кого-нибудь послабее, чтобы он не смог разорвать цепь). Ваш ребенок должен разорвать цепочку, если он это сделает, то получит одного игрока в свою команду, если нет – останется в первой команде.
Определение
Во-первых, с чем мы вообще имеем дело? Что такое игра? Не все полностью понимают эту концепцию. И поэтому мы должны его изучать, ведь, несмотря на то, что большую часть времени людям приходится учиться и работать, игровой деятельности, особенно в молодом возрасте, придется уделять много времени.
Игра – деятельность в условных, воображаемых обстоятельствах, служит для усвоения того или иного материала в практической и условной форме. Можно сказать, что воображаемая ситуация, Игры для детей чрезвычайно важны, Они являются основным инструментом обучения, А познание мира в этом, Виды игр и их классификация для дошкольников по ФГОС означает разделение на несколько больших классов всех возможных вариантов. Какие?
Классы
Их немного, принято выделять 3 класса игр для детей, легко запомнить первый тип, который можно встретить только – это игры, возникающие по инициативе ребенка. То есть, независимый, этот тип распространен среди маленьких детей, дети школьного возраста редко сталкиваются с этим явлением. Можно сказать, что самостоятельная игра характеризуется процессом игры, в котором участвует только один ребенок, да и то по собственной инициативе.
Кроме того, виды игр и их классификация (для подростков, малышей и детей школьного возраста) включают варианты, возникающие по инициативе взрослых. То есть он как бы вводит ту или иную ситуацию в жизнь ребенка, Основная цель такого рода явлений – обучение, Самый распространенный вариант развития.
Последний класс, который можно выделить здесь – это игры, обусловленные традициями, обычаями. Они появляются как по инициативе взрослого, так и по инициативе ребенка, Это не самое распространенное явление в современном мире, но оно имеет место.
Досуговые
Игра – это вид развлечения, поэтому среди вариантов, возникающих по инициативе взрослых, можно найти процессы рекреационной игры. Их существует великое множество, от обучения их отличает, прежде всего, фактическое отсутствие акцента на приобретение новых знаний и навыков. Можно сказать, просто развлечение, которое помогает расслабиться, отвлечься от повседневной рутины.
Виды игр и их классификация – именно это помогает понять весь смысл того или иного занятия. Варианты” досуга также включают множество подтипов, и с развитием современного мира их становится все больше и больше.
С чем же можно столкнуться? Рекреационные игры могут быть просто развлекательными, карнавальными, театральными, интеллектуальными. Чаще всего такие варианты встречаются у детей постарше, но дети часто заняты обучающими играми.
Эксперимент
Не забывайте, что игровой процесс не обязательно требует внешнего вмешательства. Как уже говорилось, есть игры, которые происходят по инициативе ребенка. Они играют важную роль в его развитии, как и в предыдущих случаях, самостоятельные игры делятся на подтипы.
Например, есть игра-эксперимент, она может проходить как с участием взрослого (или под его присмотром), так и в полном одиночестве. В ходе этого процесса ребенок будет выполнять некоторые экспериментальные действия, а затем наблюдать за результатом. Можно сказать, что это “наглядное пособие” для определенных явлений, чаще всего физических и химических.
Игра-эксперимент лучше всего помогает ребенку запомнить сложные процессы, сейчас даже продаются специальные экспериментальные наборы для детей, такие как “Сделай мыло”, “Создай свои духи”, “Веселые кристаллы” и так далее.
Сюжетные
Виды игр и их классификация нам уже знакомы, но вот подробностей о некоторых видах игровой деятельности – не так много. Важно понимать, что именно происходит в конкретном случае, для правильного развития ребенка. К самостоятельным играм могут быть приписаны сюжетно-ролевые опции, а также любые другие.
Что это такое? Во время этой игры происходит какой-то сюжет, событие. У участников есть свои роли, которые они должны сыграть, театральное представление, детская праздничная игра или просто придуманная история, в которой ребенок “живет” – все это ролевые игры. Они способствуют развитию воображения, а также иногда учат следовать определенным правилам. Для детей сюжетные игры очень интересны, правдивы, они охотнее показывают свои развлечения.
Но в более взрослых ролевых играх часто сводятся к настольным играм. Например, “Мафия”, вообще любая игра, где есть история, сюжет, называется сюжетной.
Обзор рынка развивающих игр
Какие игры для развития ребенка доступны родителям сегодня?
- Шнурки: они готовят руку ребенка к письму.
- Сенсоримоторные (погремушки, карусель-мобиль, игрушечные музыкальные инструменты) – знакомят ребенка с миром звуков, движения, форм.
- Игрушки для активной игры: спортивный инвентарь и предметы быта – развивают ребенка физически, помогают понять, как обращаться с предметами.
- Пазлы: собирание картинок из отдельных элементов может быть интересным как для детей, так и для взрослых.
- Строительные наборы: можно собирать по образцу или придумать свой собственный дизайн, деревянные, из блоков, пластика, бумаги или металла – выбор сейчас большой.
- Наборы для детского творчества: пластилин, глина для лепки, наклейки – они развивают творческие способности детей.
- Интерактивные игрушки: они “говорят” с ребенком, “поют песенки”, влияют на развитие музыкального слуха ребенка, помогают стать эмоциональным, коммуникабельным. Они также могут помочь ребенку начать говорить.
- Кубики: обучение строительству дома, изучение форм, цифр и цветов, тренировка логики и руки для письма.
- Настольные игры: домино, шашки, шахматы, бинго, настольный баскетбол, футбол, хоккей – развивают логическое мышление и скорость реакции.
- Пирамидки: конические и шарообразные, деревянные и пластмассовые, цветные и другие – тренируют первые навыки логического мышления ребенка.
- Игровые ролевые игрушки: маленькие и большие куклы, герои мультфильмов, плюшевые мишки; с их помощью ребенок моделирует ситуации и учится играть в ролевые игры, что является хорошим тренажером для социальной адаптации ребенка.
- Сортеры (вкладыши): отличные помощники в изучении цветов, форм и цифр, объемные фигуры нужно вкладывать в нужные отверстия, вариаций игры с этими игрушками можно придумать множество.
- Счетные таблицы (абакус): палочки с нанизанными на них предметами разных форм и цветов – хорошо учат ребенка считать, группировать и сортировать предметы, сенсорному восприятию.
“Советы, при выборе развивающих игр для своего ребенка лучше проконсультироваться с продавцом детского магазина, для какого возраста та или иная игра/игрушка, с какой целью она используется, какие качества ребенка развивает.
Не забывайте, что все игры разработаны специалистами для развития определенных навыков у детей. Если вы не учтете эти правила, вы не добьетесь желаемого результата и зря потратите деньги.
Подвижные игры для детей
Двигательные игры для детей важны для развития детей этого возраста.Главная задача ребенка – развитие своего тела, чтобы уметь правильно им управлять и взаимодействовать с окружающими. Дети очень заинтересованы в играх на свежем воздухе.
Подвижные игры для детей 3-4 лет
Подвижные игры для детей 3-4 лет помогут детям этого возраста проводить время с пользой. Дети очень заинтересованы в играх на свежем воздухе.
Игра 1 “Лошадки”
Дети ходят небольшой группой или в колонне, высоко поднимая колени.
После 4-5 м такого марша они снова свободны в разных направлениях, затем по сигналу идут высоким шагом.
Игра 2 “У ребят строгий порядок”
Игроки стоят в колонне по росту, по сигналу бегут вверх по бокам в любом направлении, повторяя за учителем следующие слова:
“У ребят строгий порядок.
Каждый знает свое место.
Ну, труба покруче:
“Чуг, чуг, чуг, чуг, чуг, чуг, чуг, чуг, чуг, чуг, чуг, чуг, чуг, чуг!”.
По сигналу учителя “стоп” дети снова встают в колонну по росту.
Правила: ходить ритмично, произносить слова четко, дружно, быстро стоять в колонне, не толкаться.
***
Игра 3 “Кот и мыши”.
Дети-мыши сидят в норах – на стульях или на скамейках, расставленных вдоль стен комнаты или по бокам игровой площадки.
В одном углу игровой площадки сидит кот, роль которого исполняет учитель.
Кот засыпает, и только тогда мыши разбегаются по комнате, но кот просыпается, мяукает и начинает ловить мышей, которые забегают в норы и занимают свои места на стульях. (Учитель только делает вид, что ловит).
Когда все мыши уходят в свои норы, кошка еще раз обходит комнату, затем возвращается на свое место и засыпает. Игра повторяется.
Сиделка может использовать игрушку, которую кошка надевает на руку во время игры.
Игра 4 “Найди свой домик”
Каждый ребенок выбирает себе домик, это может быть плоский обруч, пенек, фанера, круг, нарисованный на земле. По сигналу дети выбегают на игровую площадку и бегут в разные стороны, по сигналу “найди свой дом” они берут домики.
Игра 5 “Лягушки”
Нарисуйте большой круг в центре участка или положите толстую веревку в форме круга. Группа детей выстраивается на краю круга, остальные сидят на стульях, расставленных с одной стороны игровой зоны. Учитель произносит следующее стихотворение вместе с детьми, сидящими на стульях:
Вот лягушки на тропинке.
Он прыгает, вытягивает ноги.
Ква-ква, ква-ква-ква.
Они прыгают и раздвигают ноги.
Дети стоят в кругу, подпрыгивают, подражая лягушкам В конце стихотворения дети садятся на стулья, хлопают в ладоши (пугают лягушек); лягушки прыгают в болото – перепрыгивают через линию – и приседают.
Игра 6 «Колокольчик» (для детей 2 лет)
Цель: научиться ориентироваться в пространстве, развить умение бегать в разных направлениях, вызвать чувство радости в совместной деятельности.
Содержание игры: взрослый привлекает внимание детей звуком колокольчика, показывает его, звонит в него и быстро прячет за спину (повторяется несколько раз). Ребенок может говорить шепотом: “Динь-динь”, затем взрослый бежит в противоположном направлении, звоня в колокольчик и напевая: “Я бегу, я бегу, я бегу, я бегу, я звоню в колокол”. Дойдя до другого конца комнаты, взрослый быстро разворачивается, приседает, прячет колокольчик за спину, широко разводит руки и говорит: “Все бегите ко мне, найдите мой колокольчик.
Ребенок, который прибежал раньше других и нашел колокольчик, звонит в него и передает взрослому. Игра повторяется, и взрослый дает всем позвонить в колокольчик.
Игра 7 «Прокати мяч» (для детей 2,5 – 3 лет)
Цель: Научиться отталкивать мяч двумя руками, сохраняя направление, закрепить знание цветов, побудить к самостоятельным действиям.
Материалы: мячи среднего размера (в зависимости от количества игроков), разноцветные дорожки длиной 1,5-2 м.
Содержание игры: взрослый предлагает детям взять мячи и катить их по той дорожке, которая им нравится больше других. Учитель показывает им, как толкать мяч, чтобы он катился, а не подпрыгивал, спрашивает каждого ребенка, какого цвета он хочет катить мяч, а затем предлагает детям играть с тем, с кем они хотят.
Игра 8 «Отгадай, чей голосок» (для детей от 3 лет)
Цель: развить деятельность слухового анализатора.
Содержание игры: игроки выстраиваются в круг, в центре круга – ведущий с закрытыми глазами. Дети идут по кругу, держась за руки, и говорят: Мы немного поиграли. И вот мы встали в круг. Отгадайте загадку. Угадайте, чей это голос. Учитель выбирает одного из игроков, который произносит любое слово, стараясь, чтобы его голос не был узнан ведущим. Лидер открывает глаза и угадывает имя того, кто произнес голос. Если лидер не узнает голос, то в качестве лидера выбирается тот, кто подал голос, при этом можно произносить не только слова, но и имитировать звуки животных.
Подвижные игры для детей 4-5 лет
Двигательные игры для детей в возрасте 4-5 лет увлекательны для всех детей.
Игра 1 “Прыжок к флагу”
На одной стороне игровой площадки 5-6 детей, на противоположной стороне на расстоянии 2,5-3 м стоят 5-6 флажков, учитель и другие дети произносят слова, вызванные прыжками детей “Прыг-скок, прыг-скок. Вот он, ваш флаг”. Когда слова заканчиваются, дети поднимают флажки вверх, машут ими, опускают их и снова выходят на улицу. Выходят следующие дети из группы 5-b. Правила: идти до флага прыжками на двух ногах, бежать нельзя, в прыжке следить за направлением, взять свой флаг; побеждает тот, кто первым поднимет флаг.
***
Игра 2 “Мяч в кругу”
Дети садятся на пол в круг, учитель дает мяч и предлагает перекатывать его от одного к другому, отталкиваясь от него обеими руками.
Правила: останавливаем мяч руками, не даем ему коснуться ног; не держим его долго, стараемся сразу же перекатить его другому.
***
Игра 3 “Птички в гнездышках”
Существуют различные версии этой игры, Подробнее об игре “Птицы в гнезде”.
Игроки устраивают 3-4 гнезда (из реек или строительного материала) в разных концах игровой площадки или комнаты. Дети-птицы помещаются в гнезда, по сигналу учителя они вылетают из гнезд (проходят через препятствие) и расходятся по всей территории. Время от времени учитель кормит птиц с одной стороны площадки: дети приседают, похлопывая кончиками пальцев по коленям (клюют корм).
Потом они еще немного побегали, и учитель сказал: “Птицы, в гнезде. Дети бегут, а затем, снова преодолевая препятствия, занимают свои гнезда.
Игра повторяется 4-5 раз, затем можно ввести дополнительное движение, например, предложить им сначала выпрыгнуть из круга на двух ногах, а затем полетать.
Примечание: зимой, когда игра проходит на открытом воздухе, воспитатель рисует гнезда на снегу; чтобы сделать их более отчетливыми и декоративными, рекомендуется поставить вокруг них воду, окрашенную яркой краской.
***
Игра 4 “По ровненькой дорожке”
Дети сидят на стульях, скамейках или на траве, учитель предлагает им пойти погулять, дети встают со своих мест, свободно группируются или образуют колонну. Учитель произносит следующий текст ритмично, в определенном темпе:
По ровному пути.
По ровному пути.
Он ходит по нашим ногам:
Раз, два, раз, два.
На камушке, на камушке
На камушке, на камушке, на камушке… #
В дырку, бах!
На слова “По ровной дорожке” дети идут шагом вперед, когда учитель говорит: “По камешкам, по камешкам”. – Они прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед. На словах “В дырку – бах! “Он вылез из дыры!” – говорит учитель, и дети встают. Учитель повторяет стих, после двух-трех повторений учитель произносит текст:
По ровному пути.
На узком пути.
Усталые ноги.
Усталые ноги.
Здесь наш дом, здесь мы живем.
В конце текста дети бегут к своим стульям и занимают свои места. После небольшого перерыва игра возобновляется с самого начала.
***
Игра 5 “Мы топаем ногами”
Игроки встают в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы не касаться соседей. Учитель вместе с детьми произносит текст медленно, сохраняя пробелы, давая детям возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении: Мы топаем ногами. Мы хлопаем в ладоши. Киваем головой. Поднимите руки вверх. Опустите руки. Пожмите друг другу руки. При этих словах дети пожимают руки, образуя круг, затем продолжают: И бегать по кругу. И бегать по кругу. Через некоторое время учитель говорит: “Стоп”, все останавливаются, и затем игра повторяется.
***
Игра 6 «Сложи узор» (для детей от 4 лет)
Цель: развить внимание, память и аналитическое мышление.
Содержание игры: составьте дорожку или узор из фигур (начинайте с трех-четырех элементов, когда ребенок привыкнет к таким заданиям, увеличивайте их количество). Попросите ребенка посмотреть на дорожку (узор), а затем повернуться, Изменить положение одной фигуры (затем двух или трех), Попросите ребенка восстановить первоначальное положение фигур на дорожках (узорах).
Более сложный вариант: убрать дорожку (узор) с поля, Предложить восстановить самостоятельно, можно снова убрать узор и предложить ребенку восстановить его с закрытыми глазами на ощупь.
Игра 7 «Рисуем по очереди» (для детей от 5 лет)
Цель: научить детей работать в команде, развить их творческое мышление и воображение.
Ход игры: участники делятся на две команды и выбирают капитана, который получает задание от ведущего (оно может быть одинаковым для обеих команд или разным – оба варианта интересны). Задача должна быть, например, такой: “нарисуй дом”, “нарисуй луг с цветами”, “нарисуй наш класс” и т.д.
Мастер первым подходит к мольберту с куском ваты и начинает рисовать. Ведущий считает до 10, после чего капитан покидает мольберт, чтобы уступить место следующему участнику. Побеждает команда, которой удается выполнить задание наиболее точно.
Игра 8 «Нелогичные ассоциации» (для детей от 5 лет)
Цель: развить ассоциативное мышление.
Материалы: карточки с изображением предмета.
Содержание игры: скажите ребенку несколько слов, связанных друг с другом. Например: тарелка, мыло, цветок, улица, лучше, если у ребенка будут карточки с изображениями этих предметов. Попробуйте вместе с ребенком найти ассоциации, связывающие эти слова. Для каждой ассоциации найдите подходящую картинку и дайте простор воображению ребенка, не ограничивая его логическими ассоциациями, в результате должен получиться небольшой рассказ.
Подвижные игры для детей 5-6 лет
Двигательные игры для детей в возрасте 5-6 лет укрепят здоровье и иммунитет.
Игра 1 “Пройдите в ворота”
Дети делятся на четыре подгруппы, каждая группа встает перед одними воротами, дети держат флажки в правых руках. В центре комнаты учитель с барабаном (бубном), дети стоят на месте и размахивают флажками в ритм ударам барабана или под следующие слова:
“Мы выходим рано утром.
Мы выходим с барабаном.
Он дребезжит, дребезжит, дребезжит.
Все должны идти в ногу со временем”.
Когда барабан бьет или слова заканчиваются, дети проходят через ворота и образуют небольшой круг, чтобы вернуться в строй.
Правила: Ходьба на месте бодрым шагом, поднимая колени.
***
Игра 2 “Ножки”
Дети стоят в шеренге, учитель – впереди на расстоянии 15-20 шагов, учитель произносит текст стишка, дети, подойдя, делают соответствующее движение.
“Ноги, ноги бегут по тропинке.
Дети бегут.
Бег по лесу (Бег).
Прыгает на неровной поверхности, прыгает на двух ногах на месте.
Он выбежал на луг, остановился.
Потеряв ботинок, все бегут обратно к стартовой линии.
Найдены кроссовки с зайчиком.
Ритмически легкие прыжки на двух ногах, движение вперед и на месте.
***
Игра 3 “Горелки с платочком”
Цель: развить выразительность движений и быстрых реакций для координации действий.
Участники стоят парами, друг за другом, ведущий стоит перед колонной и держит над головой платок. Игроки говорят вместе:
Светиться, гореть ярко, чтобы не погаснуть, смотреть в небо – птицы летят.
После слов “Птицы летят!” игроки из последней пары быстро выбегают вперед, и тот, кто первым возьмет платок, становится ведущим впереди колонны, а тот, кто опоздал, “сгорает”, то есть становится первым в паре текущего ведущего.
***
Игра 4 «Змея» (для детей от 6 лет)
Цель: развить двигательную координацию, сплочение команды.
Содержание игры: разделитесь на две команды (не менее 20 человек в каждой), команды выстраиваются в ряд, перед ними на небольшом расстоянии находится предмет, по сигналу первый игрок из каждой команды бежит к предмету, обходит его, возвращается к своей команде, берет другого игрока за руку и бежит с ним. Когда они возвращаются в свою команду, они берут двух игроков, затем четырех, затем восемь….. Цепь не должна порваться!
Игра 5 «Кукольный театр» (для детей от 6 лет)
Задача: развить память детей, их способность запоминать и пересказывать материал, рассказывать о просмотренном мультфильме, прочитанной вместе с вами книге, спектакле, на который вы ходили в выходные.
Материалы: обычные игрушки или вырезать картинки из старых журналов и книг, или нарисовать простые лица людей и наклеить их на палочки.
Содержание игры: Выберите сказку, лучше выбрать простую сказку, которую ребенок хорошо знает, Начните разыгрывать ее, Дайте ему возможность пересказать суть сказки.
Игра 6 «Что сначала, что потом? (для детей от 6 лет)
Цель: научить детей группировать предметы и действия, развить словесно-логическое мышление, зрительное восприятие, монологическую и диалогическую речь. Определить порядок действий.
Материалы: карточки с картинками.
Содержание игры: Карточки картинками вверх выкладываются перед игроками, игроки по очереди находят карточки с картинками одного сюжета и выкладывают их в правильном порядке. Каждый игрок рассказывает историю в правильном порядке.
Усложненный вариант: “найди ошибку”, ведущий перемешивает все карты, игроки должны вернуть их на свои цепочки. Каждый игрок придумывает свою собственную историю.
Подвижные игры для детей 6-7 лет
Подвижные игры для детей 6-7 лет развивают внимание и ловкость.
Игра 1 “Светофор”.
Первый игрок обозначается как “машина”. Для игры вам понадобятся три колеса (красное, желтое, зеленое).
Лидер говорит: Вы – машины (вы – машины), вы будете ездить по комнате, но обращая внимание на цвет колеса, которое я вам покажу.
Красный свет – дороги нет, вы останавливаетесь.
Желтый – приготовьтесь, заведите двигатели, приготовьтесь к старту.
А зеленый говорит: “Вы можете идти, дорога открыта! Идите своей дорогой.
***
Игра 2 “Трикстеры”
Выбирается лидер авантюристов, который встает в центр круга, образованного детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу вправо (влево) и говорят:
“По ровному кругу, один за другим.
Мы идем шаг за шагом.
Не двигаться!
Давайте сделаем это вот так…”.
Дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает любое движение, и все должны его повторить. Игра повторяется со следующим лидером (3-4 раза).
***
Игра 3 “Охотник и зайцы”.
Используя игру в считалку, мы выбираем двух “охотников”, которые держат в руках маленький резиновый мячик. Остальные дети – “зайцы”, они сидят в “дупле” – на противоположной стороне игровой площадки за нарисованной линией. Охотники ходят вокруг, делая вид, что ищут добычу, а затем прячутся за двумя стульями или просто приседают в углу комнаты.
На слова учителя “Кролик прыг-прыг-прыг в зеленый лес”, зайцы выбегают на середину игровой площадки и начинают прыгать. По сигналу “Охотники!” зайцы убегают в свои укрытия, а охотники охотятся на них, целясь шариками в ноги. На кого попало – такие дети становятся охотниками.
Обратите внимание, игра может продолжаться до тех пор, пока один и тот же охотник не собьет 4-6 зайцев, и тогда новые лидеры выбираются снова путем подсчета.
Следите за тем, чтобы охотники бросали мяч как правой, так и левой рукой и только под ноги зайцам. Тот, кто бросает мяч, подбирает его.
Игра 4 “Мышеловка”.
Цели: развить скорость, ловкость, внимание, научиться согласовывать слова с действиями в игре.
Описание: игроки делятся на две неравные подгруппы, самая маленькая образует круг – мышеловку, остальные – мыши, Игроки в круге двигаются и копошатся:
Мыши раздражают. Все они разлетелись на куски. “Они все грызли, все ели. Повсюду ползают мыши. В конце слов дети останавливаются и поднимают руки вверх, Мыши забегают в ловушку и выбегают с другой стороны, По сигналу дети опускают руки и приседают, Мыши, которые не успели убежать, считаются пойманными, они также встают в круг, Игра продолжается, Когда большинство детей пойманы, подгруппы меняются местами.
Игра 5 “Ловишки”.
Цель: развить: быстроту реакции, ловкость и сноровку, научиться играть в группах, следовать правилам.
Описание: Дети находятся на игровой площадке, ловец, назначенный учителем или выбранный игроками, находится в центре игровой площадки. По сигналу: “Раз, два, три – лови! – все дети бегают по игровой площадке, избегая ловца, который пытается догнать одного из игроков и коснуться его рукой (пятно). Если замечены 3-4 игрока, выбирается новый ловец.
Варианты: догонялки с лентами, участникам выдаются атласные ленты, которые дети прикрепляют к резинке шорт сзади. По команде учителя или по свистку дети начинают беспорядочно бегать по площадке. Лидер пытается догнать детей, отрывая их от ленты. По звуковой команде учителя “В круг!” дети снова выстраиваются в круг, а “Ловишка” считает, сколько ленточек удалось сорвать игроку.
Игра 6 “Карусель”.
Игроки стоят в кругу, на земле лежит веревка, образующая кольцо (концы веревки завязаны), разведчики поднимают ее с земли и, держа правой (или левой) рукой, идут по кругу со словами: Слабо, слабо, слабо Вокруг да около на карусели. А затем вокруг, вокруг и вокруг. Вокруг, вокруг и вокруг. Сначала дети двигаются медленно, а после слов “гоу-гоу” бегут, по команде ведущего “Поворот!” быстро хватаются за веревку другой рукой и бегут в противоположном направлении. Тише, тише, не убегай! Остановите карусель. Один и два, один и два. Это конец игры! Карусель постепенно замедляется и останавливается с последними словами, Игроки кладут веревку на землю и бегают вокруг места.
Игра 7 “Гуси-гуси”
Все дети стоят у одной стены комнаты, лидер (взрослый) находится в центре.
Лидер говорит: “Гусь, гусь”.
Дети: “Га, га, га.
Ведущий: “Ты голоден?”
Дети: “Да, да, да”.
Ведущий: “Ну, летай, если хочешь, но береги свои крылья”.
Дети бегут к противоположной стене (где находится их дом), а ведущий должен сбить с ног как можно больше детей.
Игра 8 “Медведи и пчелы”
Дети делятся на две равные группы: одни – медведи, другие – пчелы. На расстоянии 3 м от домика пчел очерчен лес, в нем водятся медведи. На противоположной стороне, на расстоянии 8-10 м, находится луг. Пчелы находятся в своем доме, на приподнятой платформе (стена, скамейка, низкое бревно).
По сигналу учителя они летят на луг за медом и жужжат его. В это же время пчелы входят в свои ульи и наслаждаются медом. По сигналу учителя “Медведи” пчелы летят к своим ульям и жалят (трогают) тех медведей, которые не успели убежать в лес. Пчелы возвращаются в свой улей, и игра возобновляется.
«Прогрессирующая эстафета» (для детей от 7 лет)
Цель: развить реакцию и скорость, взаимодействовать с другими людьми.
Содержание игры: для нескольких команд по 6-8 человек расставьте стулья в разных концах комнаты, коридора и т.д. На каждый стул положите карточки с заданиями по количеству игроков в команде. По сигналу ведущего первый игрок от каждой команды бежит к стулу, берет карточку, читает ее и выполняет задание. Затем он быстро возвращается к команде, берет другого игрока за руку, вместе они бегут к стулу, берут другую карточку, читают и выполняют задание и т.д.
Примеры задач:
- Снимите, а затем наденьте обувь.
- Прыгайте вверх и вниз 5 раз
- Спойте песню “В лесу стоит елка.
Подвижные игры для детей 7-10 лет
Активные игры для детей в возрасте 7-10 лет позволят развлечь детей во время школьных перерывов.
Игра 1 “Бездомный заяц”
Ход игры, выбирается из числа охотников и бродячего зайца, остальные игроки – зайцы чертят круг (дом), и каждый встает в свой.
Бродячий заяц” убегает, а “охотник” его догоняет. Заяц” может убежать от “охотника”, забежав в любой круг; тогда “заяц”, стоящий в круге, должен уже убежать, потому что теперь он становится бездомным и “охотник” поймает его. Когда “охотник” ловит (бросается на зайца), он сам становится “зайцем”, а бывший “заяц” становится “охотником”.
Указания к игре, Эту игру можно проводить с целой группой детей, в этом случае круг образуют рука к руке 4-5 детей, в каждом круге находится “заяц”, игра проводится по тем же правилам.
Через 2-3 минуты по сигналу учителя игра прерывается, один из детей, образуя круг, меняется местами с зайцем, стоящим внутри круга. Игра возобновляется и повторяется 4-5 раз, так чтобы все дети играли роль кролика.
***
Игра 2 “Пустое место”
Игра, заключается в том, что вы становитесь в круг, кладете руки на колоду – там находятся окна, выбранный лидер, заходит за круг и говорит: Я хожу по дому. И я смотрю в окна. Я приду к одному из них. И тихонько постучите. После слова “стук” ведущий останавливается, смотрит в окно, перед которым он остановился, и говорит: “Тук, тук, тук. Человек, сидящий впереди, спрашивает: “Кто здесь?” Лидер называет свое имя. Человек, стоящий в круге, спрашивает: “Зачем ты пришел?” Лидер отвечает: “Давай наперегонки”, и они оба бегут вокруг игроков в разных направлениях. В круге есть пустое место, тот, кто первым его достигнет, остается в круге; тот, кто опоздал, становится ведущим, и игра продолжается.
***
Игра 3 “Волк во рву”
В середине платформы игроки проводят две параллельные линии на расстоянии 80-100 см одна от другой – это ров. На расстоянии одного-двух шагов от границ платформы вырисовываются козьи домики. Из числа игроков выбирается волк, остальные представляют козлов.
Все “козы” помещаются в один из домов. “По сигналу учителя “Волк в канаве! Козлята” бегут на другую сторону пола (в другой дом), перепрыгивая через ров, а “волк” пытается их поймать (коснуться). Затем инструктор говорит: “Волк в канаве!”, и козы перебегают на другую сторону, перепрыгивая через канаву.
После определенного количества забегов (3-4) все козы возвращаются в свой дом, и выбирается другой волк (но не из числа пойманных коз). Игра повторяется.
***
Игра 4 “Мячик-чижик”
Материал, длина доски 30 см и ширина 6-8 см; маленький мяч.
Ход игры в середине поля располагается под углом на доске, на его нижнем конце находится шар (чтобы удержать его, нужно сделать углубление в доске).
Игроки встают вокруг доски, выбирается лидер, который со всей силы бьет по свободному концу доски, заставляя мяч лететь вверх. Игроки ловят мяч, и тот, кто поймал его, становится ведущим, и игра повторяется.
Спортивные игры
Занимать детей дома играми можно не только для развлечения, физическая активность необходима, особенно ребенку-насекомому, придумывайте истории, вспоминайте, любимых животных или персонажей из сказок, сопровождайте интересными рассказами о движении в виде сюжета.
Ребенку понравится подражать плюшевому мишке, прыгать, как обезьянка, или вытягивать шею, как шипящий гусь.
Попрыгун
Подвесьте воздушные шары к потолку так, чтобы ребенок мог дотянуться до них, только подпрыгнув. Заранее поместите в них пенопластовые шарики, крупные конфетти или другие световые наполнители.
Вызовите ребенка подпрыгнуть, ударяя по мячу со своей стороны, для этого можно разнообразить игру, взяв цветные мячи и расположив их на разной высоте, затем, назвав цвет, попросите его подойти к каждому из них.
Подходит для разных возрастов: 3-5 лет.
Гулливер и лилипуты
Это упражнение подходит для компании детей, попросите их встать в круг и скажите, что каждый может представить себя как очень маленьким, так и очень большим, главное – быть внимательным.
По команде “Лилипуты!” (в детском варианте: гномы, малыши) дети должны сесть, по команде “Гулливер!”. (или “Гиганты”) – встаньте. В игре побеждает тот, кто наиболее внимателен.
Подходит для разных возрастов: 4-5 лет.
Сними перья
Побегать и потренироваться в ловкости поможет следующая игра, объедините детей в две команды, одной нужно прикрепить несколько прищепок на одежду.
Задача – избавиться от “перьев”, прикрепляя их к одежде другой команды, победителем становится тот, кто первым уберет все “перья”.
Подходит для возраста: 6-7 лет.
Кто быстрее?
Если вы хотите занять компанию детей дома, предложите им что-то вроде небольшой эстафеты. Из вариантов расстояний используйте:
- Бег через препятствия (например, не наступать на разложенные подушки или, наоборот, бежать через листы бумаги) и т.д.
- Пройдите с воздушным шариком через всю комнату, не касаясь его руками;
- Ходьба с боб-пакетом (или книгой) на голове;
- Приседания;
Подходит для возраста: 5-10 лет.